АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ О ПРИЧИНАХ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ О ПРИЧИНАХ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ

Володёнкова А.И. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В процессе обучения в школе у обучающихся нередко возникают различного рода затруднения. Представления разных субъектов образовательного процесса о причинах этих затруднений могут существенно различаться. В нашем исследовании сделана попытка выявить представления школьников о трудностях, возникающих в процессе обучения; их причинах и способы их устранения.

Объект исследования: трудности, возникшие у школьников в процессе обучения. Предмет исследования: представления школьников младшего, среднего и старшего звена школы о причинах трудностей в обучении.

На основе анализа литературы мы попытались разграничить понятия «школьные трудности» и «неуспеваемость». Школьные трудности – это весь комплекс школьных проблем, которые возникают у школьника в начале обучения, приводящие к напряжению ребёнка, отклонениям здоровья, нарушению к социально-психологической адаптации и, как в следствие, снижению успешности обучения. А вот неуспеваемость – это уже результат фактического снижения эффективности обучения и тех трудностей, которые вовремя не были выявлены, и поэтому не проводилась работа по коррекции или же она проводилась неправильно. Результат – нарушение состояния здоровья и особенно нервно-психической сферы.

Выявляя различные классификации трудностей в обучении, мы обращались к таким авторам, как Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н., Борисенко О.В., Вдовина Е.Г., Локалова Н.П., Вахрушев С.В. Нам очень понравилось, как Борисенко О.В., Вдовина Е.Г. разделили виды трудностей на личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные. Данная классификация трудности получилась системной. Также очень интересно описал виды трудностей С.В. Вахрушев. Они выглядят у него, словно жалобы учителей на детей. Можно предположить, что он опрашивал различных учителей.

После изучения видов трудностей, мы обратились к выявлению причин этих трудностей. По мнению Н.П. Локаловой, трудности в обучении могут быть обусловлены такими психологическими факторами, как разный тип темперамента учащихся (меланхолический, сангвинический, флегматический, холерический). Многие авторы сошлись на том, что основными причинами трудностей в обучении являются: отрицательные бытовые условия, слабое интеллектуальное развитие детей, недостатки их мышления, отсутствие интереса к учению, дисгармоничность развития, плохая адаптация к школе, проблемы со здоровьем и т.д.

Сопоставив изученные точки зрения ученых, мы выделили наиболее часто встречающиеся виды трудностей:

1. Невнимательность и рассеянность

2. Затруднения при пересказе или устных ответах

3. Неосознанность важности и необходимости учения

4. Трудности во взаимодействии с взрослыми и сверстниками

5. Проблемы с письменными заданиями

6. Неумение обрабатывать, анализировать и оценивать информацию

7. Неумение организовать свою деятельность в соответствии с целью

8. Неумение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого

9. Наиболее часто встречающиеся причины трудностей в обучении:

10. Проблемы со здоровьем (неблагополучная наследственность)

11. Отрицательные бытовые условия

12. Недостаточная готовность к школе

13. Отсутствие интереса к учению

14. Педагогическая запущенность детей

15. Проблемы со школьной адаптацией

16. Дисгармоничность развития

17. Слабый тип нервной системы (меланхолик, низкая самооценка)

18. Слабое распределение внимания

19. Неразвитость самоконтроля

20. Низкая эффективность учебной деятельности

Естественно, возникающие в процессе обучения трудности должны преодолеваться. В поиске способов преодоления трудностей в обучении нам помогли работы таких авторов, как Бабанский Ю.К., Гизатуллина Д.Х., Гонеев А.Д., Ялпаева Н.Я, Пол И. Деннинсон, Гордеева Т.О. Так, нам показалась очень интересной специфическая программа Пола И. Деннинсона под названием «Гимнастика мозга», направленная на развитие сильных сторон человека для достижения более высоких результатов в обучении. По утверждению автора, двигательные упражнения снимают психофизиологическое напряжение, улучшают нейродинамические показатели и вместе с тем общий энергетический ресурс психической деятельности ребёнка. Использование взаимосвязи и взаимовлиянии телесных движений, способно помочь в решении задачи развития межполушарного взаимодействия, зрительно-пространственных представлений. Тем самым эти упражнения будут позитивно отражаться на результатах школьного обучения в виде улучшения успеваемости школьника.

На основе анализа литературы мы выделили наиболее часто предлагаемые способы преодоления трудностей в обучении:

1. Позиция педагогической поддержки ученика

2. Педагогическая коррекция (дополнительные занятия)

3. Педагогическая профилактика

4. Педагогическая диагностика

5. Воспитательное воздействие

6. Развитие мотивации к учению у учеников

7. Использование двигательных упражнений (развитие межполушарного взаимодействия, зрительно-пространственных представлений)

Эмпирическое исследование по выявлению представлений школьников о причинах трудностей в обучении было проведено в МБОУ СОШ №3 г. Южа, Ивановской области.

Для изучения представлений школьников о причинах трудностей в обучении было решено провести исследование с обучающимися разных возрастов:

1) обучающиеся младшего школьного возраста (4 класс);

2) обучающиеся подросткового возраста (7 класс);

3) обучающиеся раннего юношеского возраста (10 класс).

Представления школьников о причинах трудностей в обучении мы выявляли с помощью анкетирования. Цель – выявление причин трудностей, с которыми школьники встречаются чаще всего.

Анкета включает в себя 11 утверждений о причинах трудностей и 12-й открытый вопрос, в котором предлагается указать другие причины трудностей в обучении, которые ученики считают значимыми для себя.

На момент проведения анкетирования в 4 «Б» классе было 27 учеников. Для учеников младшего звена школы наиболее часто встречающимися причинами трудностей оказались:

первое место: неразвитость внимания, рассеянность (ответило 11 человек из 27);

второе место: неразвитость творческого мышления (ответило 10 человек из 27);

третье место поделили: сложность учебного материала, плохие взаимоотношения с одноклассниками (или стеснение), малое количество помощи в подготовке домашних заданий со стороны взрослых (ответило по 7 человек из 27 на каждое из утверждений).

На момент проведения анкетирования в 7 «А» классе был 21 человек. Для учеников среднего звена школы наиболее часто встречающимися причинами трудностей оказались:

первое место: сложность учебного материала (12 человек из 21);

второе место: низкая эффективность учебной деятельности (11 человек из 21);

третье место поделили: плохие взаимоотношения с педагогами и неразвитость внимания, рассеянность (по 9 человек из 21 на каждое из утверждений).

На момент проведения анкетирования в 10 классе присутствовало 19 человек. Для учеников старшего звена школы наиболее часто встречающимися причинами трудностей оказались:

первое место: низкая эффективность учебной деятельности (ответило 10 человек из 19);

второе место: плохие взаимоотношения с педагогами (8 человек из 19);

третье место: слишком сложный учебный материал (7 человек из 19).

Для преодоления выявленных причин трудностей в обучении у школьников разных возрастов мы предлагаем следующие упражнения.

У учеников младшего и среднего звена плохо развито внимание. Для того чтобы развить его, мы предлагаем такие упражнения как: «Корректура», «Обнаружение ошибок в тексте», «Найди слова». И игры,развивающие внимание: «Найди цвет», «Найди форму», «Не собьюсь», «Лабиринты и картинки-загадки». Подросткам еще рекомендуем упражнения для развития творческого мышления, что позволит им эффективнее осваивать учебный материал.

У школьников среднего и старшего звенапроблемы в обучении вызвали, в основном, одинаковые причины – сложность учебного материала (решение: индивидуализация обучения; формирование творческого подхода учащихся к учению; включение в структуру учебного процесса разнообразных технических средств) и плохие взаимоотношения с педагогом (решение: организовать коллективную учебную деятельность учащихся, усиливая деловую взаимосвязь между ними; нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету, подвергать ситуацию психологическому анализу для принятия психологически обоснованного решения в условиях возникшей ситуации).

Практическая ценность результатов данного исследования заключается в том, что изучая проблему возникновения трудностей в обучении, мы вовлекли в ее решение и самих учеников. Часто бывает, что они сами заинтересованы в повышении своего уровня знаний. Но при постоянно появляющихся трудностях, которые они не в силах решить в одиночку, этот интерес угасает. Поэтому в ходе исследования мы попытались поддержать школьников и показать им, что ряд проблем им самим по силам преодолеть.

Просмотров работы: 436