НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ХИМИИ, НЕФТЕХИМИИ, ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ» С ВКЛЮЧЕНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ ИНТЕГРИРОВАННОЙ КОМПАНИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ХИМИИ, НЕФТЕХИМИИ, ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ» С ВКЛЮЧЕНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ ИНТЕГРИРОВАННОЙ КОМПАНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Е 30 Егорова, Г.И., Колганова И.В. Программа инновационного курса по выбору «Научные достижения в химии, нефтехимии, химической технологии» с включением инновационных идей интегрированной компании [Текст]: для студентов направлений: 18.03.01 - Химическая технология; 18.03.02 - Энерго и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии. – Тюмень: ТИУ, 2017.-95 с.

Содержание программы, включает инновационные достижения в области химии, химической технологии, раскрывает инновационные подходы в синтезе новых органических и минеральных веществ, полимеров, катализаторов, топлива и др. Особое внимание уделяется получению новых полимерных материалов и пластмасс на их основе. Адресовано студентам (бакалаврам, магистрам), школьникам, аспирантам, интересующимся инновациями в химии, химической технологии, экологии.

Илл. 5 , табл. 12, библиогр. 17 наимен.

Рецензенты:

С.Т. Гулиянц кандидат технических наук, доцент кафедры химии и химической технологии филиала ТИУ в городе Тобольске.

О.А. Иванова кандидат педагогических наук, доцент, каф. химии и химической технологии.

© Федеральное государственное

бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«тюменский ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ университет», 2017

Программа

курса по выбору «Инновации в химии, нефтехимии

химической технологии» с включением инновационных идей

интегрированной компании

Пояснительная записка

Европейская Федерация Национальных Ассоциаций Инженеров (ФЕАНИ) сертифицирует программы инновационной подготовки будущего инженера, инженерной подготовки бакалавров, специалистов на основе «потенциала компетентности», включающего ряд требований: применять принципы прогрессивных инноваций, облегчающих химическое, нефтехимическое производство, знать инновационные технологии и технику, понимать тенденции основных направлений развития науки, техники и т.д. Масштабность роли инженера – технолога, инженера – механика в современном обществе и требований к нему адекватны и очень высоки, что настоятельно требует развития инновационной компетенции современного студента.

Актуальность и своевременность реализации курса по выбору объясняется не только требованиями всемирных организаций, но и тем, что современный бакалавр как будущий инженер должен хорошо владеть химическими, технологическими знаниями, и знать новые инновационные преобразования. Раскроем некоторые аспекты актуальности и значимости предлагаемого элективного курса для студентов:

  • знание содержания и особенно­стей инновационной реальности должно стать предметом каждой химической дисциплины наряду со специальным содержанием;

  • развитие инновационной компетенции студентов обеспечит активизацию научно – исследовательской деятельности студентов специальности бакалавров, магистров, школьников;

  • широкая популяризация инновационной деятельности «Сибур – Холдинга» позволит решить проблему отставания вузовского химического образования от запросов химических производств, крупных холдингов;

  • слабая популяризация инновационных идей, реализуемых в крупных химических, нефтехимических, нефтегазовых кампаниях.

Курс по выбору проводится для студентов 3 курса в пятом семестре. Лекционный курс рассчитан на 36 часов и востребован для более качественной подготовки бакалавра в силу инновационных изменений во всем мире. Содержание программы является основой для успешного освоения дисциплин учебного плана. Наиболее значимыми результатами программы в этом аспекте являются сформированные у студентов инновационные знания, умения в области новых технологий, методов синтеза химических веществ, в том числе полимеров.

1. Цели и задачи курса по выбору

Основные цели и задачи определяются принципами современной высшей школы: инновационности, научности, самостоятельности

1.1. Цель

Основная цель - формирование системы инновационных знаний студентов в области химии и химической технологии, необходимых для использования в дальнейшей профессиональной деятельности.

1.2. Задачи:

  • знакомство и овладение инновациями в области химии и химической технологии;

  • усвоение инновационных методов исследования химических веществ, инновационного опыта компании «Сибур – Холдинг» в области химии и технологии органических веществ;

  • выяснение роли инноваций для развития материальной культуры, в решении экологических проблем региона, России;

  • развитие инновационного мышления студентов через умения анализа, синтеза, классификации, обобщения, интерпретирования содержания инновационных достижений.

1.3. Результаты обучения

В результате освоения курса студент вырабатывает умение свободно ориентироваться в инновационных достижениях компании «Сибур – Холдинг» в области химии и технологии, органического синтеза.

1.4. Рекомендации по изучению курса по выбору

Для изучения курса необходимы знания курсов общей химической технологии, общей и неорганической химии, органической химии, химии нефти, процессов и аппаратов в пределах вузовской программы.

2. Содержание учебного материала

2.1. Лекционные занятия

№ недели

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Методы преподавания

1

Теоретические аспекты формирования инновационной компетентности будущего специалиста. Требования к компетенциям выпускников вузов.

2

Мультимедийная лекция

2

Основные термины и понятия инженерной инноватики.

2

Лекция с ошибками

3

Формирование готовности к инновационной деятельности будущих инженеров. Требования ОАО «СИБУР – ХОЛДИНГА» к современному инженеру.

2

Мультимедийная лекция

4

Интегрированная компания мирового уровня - ОАО «СИБУР-НЕФТЕХИМ» (основная миссия и цель).

2

Метод проектов

5

Структура компании. Основные производства. Инновации СИБУРА. Инновационные производства. Организация инновационной деятельности в ХОЛДИНГЕ.

2

Мультимедийная лекция

6

Инновационные направления в химии и химии высоких энергий.

2

Мультимедийная лекция

7

Безотходные технологические процессы и охрана окружающей среды в химической технологии твердых горючих ископаемых. Инновационные идеи в области утилизации отходов производств «Сибур – Холдинга».

2

Мультимедийная лекция

8

Инновации в органической химии.

2

Мультимедийная лекция

9

Инновации в синтезе неорганических веществ. Инновации в производстве минеральных удобрений.

2

Мультимедийная лекция

10, 11, 12, 13

Инновации в базовой химии и нефтехимии. Инновационные идеи в производстве органических веществ.

8

Мультимедийная лекция

14

Сырьевая база Сибура. Инновации в расширении сырьевой базы и создание альтернативного топлива.

Альтернативные виды топлива.

2

Лекция- конференция

15, 16

Инновации в получении полимеров. Инновации в получении полипропилена (ПП). Новая марка полимеров, сополимеров.ООО «СИБУР Тобольск» как инновационное предприятие в производстве полипропилена.

4

Бинарная лекция

17

Инновации в получении катализаторов. Катализаторы мировых компаний в химических производствах «Сибур – Холдинга».

2

Лекция дискуссия

18

Инновации в борьбе с коррозией. Противокоррозионные вещества, ингибиторы, применяемых на производствах Сибура.

2

Лекция с ошибками

 

Всего часов

36

 

2.2. Краткое содержание лекций

Лекция 1. Теоретические аспекты формирования инновационной компетентности будущего специалиста. Требования к компетенциям выпускников вузов. Компетентность инженеров как критерий профессиональной подготовки.

Лекция 2. Основные термины и понятия инженерной инноватики. Инновационный словарь. Инновация как явление культуры. Инновационная культура и инженерная деятельность. Сущность инновационной культуры и ее составляющие.

Лекция 3. Формирование готовности к инновационной деятельности будущих инженеров. Сущностные особенности инновационной деятельности. Современный студент как инновационная личность. Инновации Сибура – как фактор обеспечения конкурентных преимуществ предприятия.

Лекция 4. Интегрированная компания мирового уровня - ОАО «СИБУР-Нефтехим» (основная миссия и цель).Инновации – как смена жизненных циклов технологий. Программа научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) СИБУРа. Особенности модели Supply Chain Management (маркетинг, продажа, стратегии, управление запасами сырья и готовой продукции, планирование потребности в сырье и материалах).

Лекция 5. Система управления научно-инновационными и инвестиционными процессами. Основные принципы работы в инновационной команде. Организация инновационной деятельности в ХОЛДИНГЕ. Инновации Сибура. Основные инновационные производства: нефтехимический завод, заводы окиси этилена и гликолей (ЗОЭиГ) и «Капролактам» и основные инновационные процессы: получение углеводородного сырья (УВС); синтетических каучуков (СК); пластиков и органического синтеза (ПОС); минеральных удобрений (МУ); шин и резинотехнических изделий. Инновационные проекты в области химии и химической технологии, ориентированные на реализацию инноваций.Маркетинг высокотехнологичных продуктов и инженерных услуг. Новых химические вещества и технологи их получения. Политика в области качества химической продукции.

Лекция 6. Инновационные направления в химии и химии высоких энергий. Химия высоких энергий (ХВЭ). Фотохимия и плазмохимия. Лазерная и радиационная химия. Механохимия. Химия окружающей среды. Криохимия. Ядерная химия. Нанохимия - как инновационное направление в химии.

Лекция 7. Безотходные технологические процессы и охрана окружающей среды в химической технологии твердых горючих ископаемых. Инновации в химической технологии твердых горючих ископаемых. Общие принципы создания безотходных технологий. Инженерные критерии безотходных технологий Экологические критерии безотходных технологий. Инновационные идеи в области утилизации отходов производств «Сибур – Холдинга». Виды отходов и их характеристика для отраслей промышленности, пути утилизации и рационального использования отходов в качестве химического сырья, удобрений производств, строительных материалов. Рекомендации по созданию малоотходных и безотходных про­изводств.

Лекция 8. Инновации в органической химии. Синтез пентакоординированного углерода. Новые свойства аспирина. Новый метод установления структуры органических молекул. Первое органическое фосфоресцирующее вещество. Фуллерены – химия и технология.

Лекция 9. Инновации в синтезе неорганических веществ. Новый класс атомных кластеров – супергалогены Бактериальное получение водорода на холоде Хлористый кальций как средство от смерзаемости и от пыли. Новые свойства графена - как сверхпроводника. Новые керамические и металлокерамические материалы. Новый взгляд на асбест.

Лекция 10. Инновации в базовой химии и нефтехимии. Инновации в получении биоудобрений. Новая установка низкотемпературной конденсации для извлечения целевых фракций из ПНГ. Новые технологии в риформинге. Новое о хладонах. Хладоны метанового ряда. Хладоны этанового ряда. Хладоны пропанового ряда. Хладоны бутанового ряда. Новое о пребиотиах. Новое о синтетических пищевых добавках.

Инновационные идеи в производстве минеральных и органических веществ. Инновационные идеи в производстве минеральных удобрений, полипропилена, поливинилхлорида и др.

Лекция 11. Сырьевая база Сибура. Инновации в расширении сырьевой базы. Инновации в создании альтернативного топлива. Альтернативные виды топлива. Виды топлива серии P. Получение биодизельных топлив. Проблемы и перспективы использования метанола в качестве топлива. Метанольные топливные элементы. Новое топливо - диметоксиметан (метилаль). Перспективы водородной энергетики. Биобутанол - биотопливо II поколения. Новое топливо – биогаз. Стирлинг-технология производства СБМ. Топливный этанол. Перспективы водоугольного топлива. Новые возможности подземной газификации угля. Аквазин – новое топливо.

Лекция 12. Инновации в получении мономеров и полимеров. Биоразлагаемые полимеры. Новое о полиэфирных смолах. Структурообразование НПС. Новое о биоразлагаемых полиэфирах (полимеры на основе гидроксикарбиновых кислот) и жидкокристаллических полимерах (ЖКП).

Новые технологии получения полиолефинов. Инновации в области получения поликарбоната. Инновации в области получения акрилатов. Инновации в области производства пенополиуретана. Инновации в получении полипропилена (ПП). Новая марка полипропилена «Томск – Нефтехима». Инновации в получении фенолоформальдегидных смол.

Инновационные проекты их основные характеристики в области пластиков. Управление и контроль над производством. Основная характеристика производств в составе Холдинга – производителей полимеров: ОАО «СИБУР-ПЭТФ» (Тверь), ОАО «СИБУР-Нефтехим» (Нижний Новгород – Дзержинск – Кстово), ООО «Геотекстиль» (Сургут), ЗАО «СИБУР-Химпром» (Пермь), ООО «Томскнефтехим» (Томск), ОАО «Пластик» (Узловая Тульской обл.), ОАО «Ортон» (Кемерово). ООО «СИБУР Тобольск» как инновационное предприятие в производстве полипропилена.

Лекция 13. Инновации в получении катализаторов. Катализаторы мировых компаний в химических производствах «Сибур – Холдинга» Железосодержащий катализатор. Внедрение металлоценовых катализаторов. Катализаторы синтеза метанола. Катализаторы компании «Johnson Matthey Catalysts» Катализаторы компании «Sud-Chemie» AG. Катализаторы компании «Haldor Topsoe».

Лекция 14. Инновации в борьбе с коррозией. Противокоррозионные вещества, ингибиторы, пигменты. Фосфат цинка – противокоррозионный пигмент. Борат цинка–противокоррозионный пигмент. Летучие ингибиторы коррозии. Выбор ингибитора коррозии. Особенности получения и применения упаковочных материалов с летучими ингибиторами коррозии. Основные преимущества летучих ингибиторов коррозии.

2.3. Перечень тем для выполнения реферата

Реферат представляет собой самостоятельно выполненную студентом разработку по одной из основных тем факультатива и имеет целью закрепить полученные инновационные знания студентов и выработать практические навыки по анализу инновационного производства, технологии.

Объектом реферата могут служить отдельные производства, установки или отделения химического, нефтехимического предприятия. При этом студент преимущественно опирается на практику работающих производств с учетом инновационных технологических процессов и на литературные данные.

В состав реферата входит: литературный обзор, выбор и обоснование инновационного производства, характеристика сырья и готовой продукции, описание технологической схемы. Выполненный реферат оформляется в виде расчетно-пояснительной записки. Защита проводится с применением электронной презентации.

Темы рефератов

  1. Инновационные идеи и основная характеристика производства ПЭТФ.

  2. Инновационные идеи и основная характеристика производства ректификации.

  3. Инновационные идеи и основная характеристика производства геотекстиль.

  4. Инновационные идеи и основная характеристика производства нетканых материалов.

  5. Инновационные идеи и основная характеристика производства сополимеров.

  6. Инновационные идеи и основная характеристика производства пластмасс.

  7. Инновационные идеи и основная характеристика производства сжиженных углеводородов.

  8. Инновационные идеи и основная характеристика производства ООО олефинов – как мономеров производства ВМС.

  9. Обзор инноваций в производстве органических веществ».

  10. Обзор инноваций в производстве катализаторов, сокатализаторов.

  11. Обзор инноваций в синтезе химических элементов.

  12. Инновационные принципы построения химического, нефтехимического производства.

  13. Инновационные идеи и принципы утилизации побочных продуктов.

  14. Инновационные идеи и принципы утилизации отработанных катализаторов.

  15. Инновационные методы синтеза химических веществ.

  16. Инновации в использовании сырья и продукции.

  17. Полиэтилен высокого давления, инновационные технологии получения.

  18. Полиэтилен низкого давления, инновационные технологии получения.

  19. Полипропилен как продукт нефтехимии Сибура.

  20. Новые принципы организации и ведения технологических процессов.

  21. Инновационные идеи области катализа.

  22. Маркетинг высокотехнологичных продуктов и инженерных услуг.

  23. Новые химические вещества и технологии их получения. Политика в области качества химической продукции.

  24. Инновационные проекты их основные характеристики в области пластиков. Управление и контроль над производством.

  25. Инновационные идеи в производстве минеральных и органических веществ.

2.6. Содержание самостоятельной работы студентов

Проведение курса предусматривает выполнение самостоятельной работы, которая организуется в соответствии с Положением о СРС. Самостоятельная работа студента с преподавателем включает в себя индивидуальные консультации студентов в течение семестра. Самостоятельная работа с группой включает проведение текущих консультаций перед семестровым контролем, зачетом. Самостоятельная работа студента без преподавателя включает в себя подготовку к различным видам контрольных испытаний, подготовку и написание реферата.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Лебедев Н.Н. Химия и технология основного органического и нефтехимического синтеза. - М.: Химия, 2004. - 592 с.

  2. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / Абрамешин А.Е., и др. М., 2010. – 250с.

  3. Федеральный закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации». М., 1998.

Дополнительная

1. Новости по теме. Статьи из журнала «Сибур - сегодня» (2009 – 2011год).

2.Саркисов П.Д. и др. Учебно- научно-инновационный комплекс как механизм осуществления инновационной политики в техническом университете // Химическая промышленность сегодня. 2004. № 2. – С 34 – 55.

3. Лапин Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведений // Социальные факторы нововведений в организационных системах. - М.: ВНИИСИ, 1980.

4 «Российский химический журнал» (Журнал Российского химического общества им. Д.И. Менделеева).

5. «Неорганические материалы».

6. «Химическая промышленность»

Электронные источники:

http://www.sibur.ruhttp://www.chemport.ruhttp://www.newchemistry.ru

http://dx.doi.org/10.1002/anie.201004729

Просмотров работы: 297