В социологической науке портрет применяется в исследовании отличительных сторон манеры и характера тех или иных представителей какой-либо группы. Касательно термина «социальный», то он представляет собой результат единых действий разных людей, которые проявляются во время их коммуникации и взаимоотношений. Категориями подобного рода социологического исследования являются социальный статус, где учитываются половозрастной характер, экономическо-материальное положение, а также социологическое влияние или так называемый авторитет или престиж, образ жизни, что охватывает качество жизни, потребление как культурных, так и жизненных благ и социальная роль, куда входят условия труда и объем властных полномочий. При рассмотрении материального состояния учитываются текущие доходы и уровень благосостояния, что охватывает предметы длительного пользования, в том числе движимое и недвижимое имущество. Следует отметить, что социальный портрет не является научным методом, а представляет собой алгоритм для сбора материала. В зависимости от цели исследования и поставленных задач социальный портрет может включать разные критерии.
Итак, социальный портрет – это комплекс обобщенных характеристик социальной группы, т.е. выявление общих и устойчивых характеристик портретируемой группы, которых можно достигнуть при помощи математических и компьютерных методов [2].
Актуальность. Введение в проблему. В эпоху постиндустриальной экономики и информационного общества образование становится одной из ключевых сфер экономической деятельности. Современное образовательное учреждение можно рассматривать как субъект рынка образовательных услуг - он конкурирует с другими участниками рынка, ему необходимо формировать свое позиционирование, разрабатывать комплекс маркетинга и т. д. В этой связи особую актуальность приобретает проведение различных видов поведенческих исследований, таких как например: составление портрета потребителя образовательных услуг. К потребителям образовательных услуг мы отнесем: абитуриентов, студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, работодателей, государство. Однако, в данном исследовании фокус внимания направлен на слушателей первого курса направления «Сервис» Высшей Школы Бизнеса Южного Федерального Университета.
Обозначенная актуальность позволяет сформулировать цель исследования, состоящую в построении портрета слушателя 1 курса Высшей Школы Бизнеса, направления «Сервис». Цель может быть детализирована на задачи:
Идентификация половозрастного состава группы, а также условий проживания;
Выявление социально-значимых мотивов обучения, а также факторов их определяющих;
Формирование выводов и заключения исследования.
Далее, исходя из логики исследования, раскроем задачи, поставленные выше. Портрет потребителя составляется в первую очередь для составления качественного коммерческого предложения, которое будет адресованным и направленным конкретной целевой аудитории. Применительно к сфере высшего образования понимание портрета потребителя позволяет повысить отдачу при обучении, за счет привлечения именно тех абитуриентов, которые обладают наивысшим потенциалом для овладения конкретными специальностями, что конечном счете положительно скажется на успешном позиционировании образовательного учреждения.
В качестве фокус группы выбраны студенты первого курса, направления «Сервис» Высшей Школы Бизнеса, численность которых составляет 36 человек. Причем большую половину слушателей составляют девушки. (66.7%) Рис.1
Рисунок 1
Рисунок 2
Что касается возрастного среза, то слушатели в возрасте 18-20 составляют почти 2/3 всех опрошенных (66,7%) Рис.2. Что является базовым возрастом для выпускников школы. Но, проведя дополнительные исследования, выявим, что треть составляют студенты колледжа.
Следует отметить, что жилищно-бытовые условия и место проживания также являются немаловажными критериями определения социального портрета современного студента. Согласно нашему исследованию, преобладающее большинство опрошенных проживают ещё у родителей (42,8%) Рис.3.
Рисунок 3
Рисунок 4
Для определения мотивов обучения составлена анкета, в которой слушателям предложили ответить на ряд вопросов.
Анализ показал: в качестве мотивов подавляющее число отметили интересную работу важнее нежели ценность диплома об образовании Южного Федерального Университета. (48%) Рис.4.
Рисунок 5
Важно узнать мнение о том, на что ориентировались слушатели при поступлении.
Рисунок 6
Анализ диаграммы показал, что в своем выборе студенты полагались, в основном, на собственные предпочтение (84%) Рис.5, что подтверждают мотивы обучения. Рис.4.
Первичный анализ качества образовательного процесса и социальной жизни показал, что около ¾ слушателей скорее положительно оценивают свой выбор (Рис.6).
Рисунок 7
Также, обучающиеся считают, что важным качеством для достижения успеха в жизни являются целеустремленность и трудолюбие (Рис. 7), что подтверждают проводимые ранее исследования о том, что успех достигается не за счет предрасположенных качеств, но и за счет приобретенных, таких, как: целеустремленность, трудолюбие, инициативность и т. п.
Рисунок 8
Для определения связи между базовыми типами личности слушателей и осуществляемым ими потребительским выбором специальности предпринята попытка использования инструмента методологии DISK. Метод показал, что 62% слушателей принадлежат к категории поведенческого типа- «С» по методологии DISC. Кроме того, интересным является тот факт, что 67% слушателей 3-го курса также относятся к группе «С». Соответственно, нашему социальному портрету присущи такие качества, как тактичность, дисциплинированность, практичность, точность, четкость, собранность, аккуратность, принципиальность пунктуальность, требовательность, дипломатичность, аккуратность и пр. Люди данной категории ориентированы на результат, обладают даром замечать и анализировать детали и факты. Их главный мотиватор- желание быть правым. Более всего они боятся ошибиться. Их главные ценности: логика, система, стандарты, правила, факты.
Заключение. Идентифицирован половозрастной состав слушателей 1 курса Высшей школы бизнеса, который показал, что средний возраст студента 18-19лет, возраст, в котором уже закончилось детство, но до зрелости еще далеко. Одним словом - молодость. Именно в этом возрасте наступает оптимальный баланс работоспособности и способности получать и накапливать новые знания. И в этом же возрасте молодые люди начинают поиски себя в обществе. Кроме возраста, у слушателей существенны различия и в условиях проживания. Более 40% опрошенных проживают с родителями.
Выявлены основные значимые мотивы поступления. Среди различных классификаций мотивов учебной деятельности выделили профессионально-познавательный мотив (в основе которого лежат как широкие познавательные потребности, так и интерес к знаниям, специфичным для будущей профессии), опираясь на собственные предпочтения. При выборе вуза слушатели ставили на первое место хорошее обучение выбранной профессии.
Приведенные социологические данные подтверждают, что современное студенчество, несмотря на многие сложившиеся в последние годы негативные тенденции в обществе, сохраняет присущий ему потенциал, готовность развиваться в сфере образования и науки.
Список литературы:
http://www.rusnauka.com/35_FPN_2014/Psihologia/13_18.doc.htm
http://www.maecaenas.ru/doc/2013_9_3.html