ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из главных целей любого предприятия является победа в конкурентной борьбе. Оценка конкурентоспособности предприятия является основной характеристикой, которая влияет на хозяйственную деятельность предприятия, может определить его положение на рынке, и впоследствии выдвинуть решения назревших проблем в производстве, менеджменте или сбыте.

На сегодняшний день конкуренция растет и усиливается, поэтому руководителям предприятий необходимо постоянно искать новые рычаги управления и использовать различные методы повышения конкурентоспособности. Развитие технико-технологических факторов играет огромную роль в развитии любого предприятия, так как они являются главным материальным источником экономического роста. Внедрение новых технологий стало основным средством повышения эффективности производства, улучшения качества товаров и услуг, а также ключевым условием конкурентоспособности предприятий.

Любое предприятие, в современных условиях рыночной экономики, изучая потребителей, не должно забывать о своих конкурентах. Необходимо довольно точно оценивать и изучать конкурентную среду, в которой действует данная организация.

Существует несколько определений понятия «конкуренция». Конкуренция- борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

А. Смит трактовал конкуренцию как «невидимая рука» рынка, координирующая деятельность его участников. Данное понятие многозначно, это - соперничество и способ существования капитала, а также конкуренция выступает в роли регулятора общественного производства.

Конкурентоспособность предприятия - это способность осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях конкуренции. Каждое предприятие для своего нормального функционирования должно объективно оценивать динамику спроса, как в настоящее время, так и на будущее. Производство продукции должно соответствовать ожиданиям потребителей по отношению цена - качество. На основе инноваций проводить эффективную политику для своего предприятия и выявлять стратегии дальнейшего развития и уметь планировать дальнейшую деятельность. Обеспечить свое предприятие специалистами высокого уровня для готовности к освоению более значимых технологий.

Выявляя конкурентные преимущества по сравнению со своими конкурентами, предприятия занимают определенную конкурентную позицию на рынке, тем самым данная позиция отражается в выбранной стратегии развития организации.

Победа в конкурентной борьбе - итог постоянных усилий. В данных условиях победителем является тот, кто при наименьших издержках произведет товар наибольшего качества. Конкуренция направлена на понимание нужд потребителя, знание о развитиях и тенденциях рынка, а также предвидение о действиях конкурентов.

Факторы конкурентоспособности – это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые оказывают влияние на изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы могут изменять конкурентоспособность предприятия в сторону повышения и в сторону уменьшения.

Таким образом, конкурентоспособность предприятия представляет собой совокупность, с одной стороны, характеристик самого предприятия (внутренних факторов), а с другой стороны – внешних по отношению к нему факторов.

Для того чтобы выявить пути повышения конкурентоспособности предприятия следует, прежде всего, определить какие факторы влияют на конкретную организацию, провести анализ и оценку своих конкурентов, для выявления сильных и слабых сторон, и по итогу определить пути, которые поспособствуют повышению конкурентоспособности. В общем виде, можно представить следующие пути развития конкурентоспособности, которые могут подойти для деятельности любого предприятия в современных условиях:

Технические:

  • Использование достижений научно-технического прогресса

  • Обеспечение необходимым оборудованием высокого уровня

  • Обладание уникальными знаниями (патентами, лицензиями, ноу-хау), прочные контакты с научными учреждениями

  • Использование только высококачественного сырья и материалов

  • Совершенствование стандартов

Организационные:

  • Обеспеченность высококвалифицированной рабочей силой

  • Постоянное обучение и переподготовка кадров

  • Внедрение современных методов организации управления производством

  • Совершенствование системы товародвижения

  • Повышение материальной заинтересованности работников и улучшение условий труда

  • Использование отечественного и зарубежного опыта в сфере повышения конкурентоспособности

Социально-экономические:

  • Совершенствование системы ценообразования

  • Использование эффективной системы мотивации труда

  • Инвестиционное сотрудничество с зарубежными странами

  • Регистрация своего товарного знака и использование фирменных марочных изделий

  • Проведение маркетинговых исследований рынка, с целью установления потребностей покупателей

  • Развитие и широкий ассортимент продукции

Используя эти пути, предприятие сможет повысить как свою конкурентоспособность, так и укрепить свою финансовую устойчивость.

Подводя итог, можно сказать, что повышение качества продукции и конкурентоспособности предприятия способствует выходу предприятия на мировой рынок, увеличению экспорта, способствует формированию имиджа предприятия как экономически надежного партнера, а также удовлетворению разнообразного спроса потребителей. В современных условиях конкурентоспособность является важнейшим показателем любого предприятия. Для того, чтобы этот показатель занимал высокие позиции нужно всегда прилагать усилия, изучать своих конкурентов, потребительский спрос, совершенствовать и развивать свою организацию. Только при полной осведомленности и анализе всех факторов, можно выявлять стратегии развития и планировать дальнейшую деятельность, которая будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятия.

Список использованной литературы

  1. Философова, Т. Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность / Т.Г. Философова, В.А. Быков. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 296 c.

  2. Головачев, А. С. Конкурентоспособность организации / А.С. Головачев. - М.: Вышэйшая школа, 2012. - 320 c.

  3. Данилов, И. П. Конкурентоспособность регионов России. Теоретические основы и методология / И.П. Данилов. - М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2013. – 368 с.

Просмотров работы: 614