В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности:
— натуральные (артефакты, документы);
— изобразительные (слайды, рисунки, фото);
— символические (диаграммы, гистограммы, схемы, таблицы).
У каждой презентации есть определенная структура оформления, которая соответствует порядку излагаемого материала. Наиболее подходящий вариант — использование шаблонов. Все слайд-шоу должно быть оформлено в едином спокойном, контрастном стиле без лишних эффектов. Две наиболее часто встречающиеся ошибки лекторов – это:
— копирование лекционного текста целиком, использование мелкого шрифта, помещение на слайды больших таблиц - слишком большое количество текста, обилие анимации воспринимается с экрана так же плохо, как и дефицит иллюстраций. Power Point дословно переводится как «ключевой момент», поэтому в слайд-шоу следует помещать основные тезисы и материал, сгруппированный в небольшие графики, схемы и таблицы;
— зачитывание слайдов. Главное, что при монологе лектора исчезает диалог со студентом [2, 4].
Эмоциональное воздействие на студента можно оказывать с помощью следующих пунктов:
— использование общей цветовой гаммы;
— вставка иллюстраций и фото;
— применения аудио- и видеоряда [3].
Очень важно визуализировать лекции по практико-ориентированной тематике. К примеру, для профессионалов в сфере сервиса. К примеру, нами была подготовлена лекция-визуализация на тему «Разрешенная атрибутика болельщиков», изучаемая в рамках дисциплины ««Основы безопасности на спортивных объектах» образовательной программы «Сервис в индустрии спорта» направления 43.04.01 «Сервис». При подготовке к занятию решено использовать видеофрагменты с показом беспорядков на футбольных матчах с использованием запрещенной атрибутики болельщиков: матч «Ливерпуль» — «Ювентус» 29 мая 1985 года, Брюссель; матч «Црвена Звезда» — «Партизан» 2 ноября 2013 года, Белград; матч «Зенит» — «Динамо» 11 мая 2014 года, Санкт-Петербург. Выбор материала обусловлен тем, что это наиболее яркие примеры последствий использования запрещенной атрибутики болельщиков. Видеозаписи матчей были предварительно просмотрены и выбраны фрагменты продолжительностью соответственно 4,57; 2,34; 2,54 минуты. Было решено показать видеофрагменты в начале и середине лекции с целью мотивирования слушателей к изучению учебного материала, большей частью в виде нормативных актов. Показ должен был идти с небольшими перерывами, вступительным словом преподавателя, комментариями во время просмотра и вопросами по окончании демонстрации.
Технические средства проведения: оргтехника (интерактивная доска).
Во время транляции видеофрагмента преподаватель подводит обучающихся к выводам о том, что конфликты между болельщиками может спровоцировать атрибутика болельщиков. Например:
Баннеры, транспаранты и флаги, содержащие слова и выражения с нецензурной бранью;
Пронос пиротехники на стадионы, которой зачастую болельщики возбуждают массовые столкновения;
С помощью громкоговорителей осуществляются призывы к массовым беспорядкам.
В ходе занятия, обучающиеся проникли в суть темы, так как она на сегодняшний день является актуальной. Реакция аудитории оказалась положительной. Студенты с интересом слушали лекцию и просматривали видео-фрагменты.
Литература
1. Манько Н. Н. Когнитивная визуализация педагогических объектов в современных технология обучения / Н. Н. Манько // Образование и наука : журнал теоретических и прикладных исследований. — 2009. — № 8(65). — С. 10–30.
2. Менчинская Н. А. Большая Советская Энциклопедия / Н. А. Менчинская, М. Н. Скаткин, А. А. Бударный. — М. : Советская энциклопедия. — 1969–1978.
3. Найденова Л. И. Опыт разработки цифровых образовательных ресурсов на основе новых государственных образовательных стандартов / Л. И. Найденова и др. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Педагогика. — 2011. — Т. 12. — № 2. — С. 52–58.
4. Основы педагогики: [Электронный ресурс], 2012-2017. URL http://www.dailyeducator.ru/moseks-34-1.html (Дата 28.12.2017).