Виды деятельности, которые должны быть обеспечены соответствующими элементами современной информационной инфраструктурой, достаточно многообразны. В общем случае к ним относят:
— руководство деятельностью крупной, территориально распределенной или виртуальной компании;
— руководство комплексными проектами, часть работ из которых выполняются на аутсорсинге или субподряде;
— организация деятельности с поставщиками и партнерами; управление в On-Line режиме;
— участие в электронных биржевых торгах;
— дистанционное образование и управление знаниями сотрудников компании;
— удаленный контроль технологическими процессами и управление оборудованием;
— удаленное участие при проведении научных экспериментов;
— экологический мониторинг окружающей среды с участием представителей различных стран;
— формирование и оказание услуг с использованием сетевых технологий, проведение интерактивных интервью, телемостов, конференций, видеоконференций и т.д.
Видеоконференция — это разновидность связи между некоторым числом абонентов, которые могут видеть и слышать друг друга, независимо от того, где они находятся, обеспеченной применением нужных информационных и телекоммуникационных технологий. Для осуществления деятельности видеоконференций используется современные методы, называемые видеоконференцсвязью (ВКС). Обсуждение в режиме видеоконференций именуется сеансом ВКС. Видеоконференция применяется как одна из технологий для сокращения расходов на подготовку, согласование и принятие решения, уменьшения организационных, временных, транспортных и иных расходов в территориально распределенных организациях, а также в качестве одного из элементов технологий «дистанционное обучение» и «общение представителей власти с народом». Примером последней технологии могут служить проводимые в режиме On-Line ежегодные прямые линии президента России с жителями различных регионов страны. Результат применения таких технологий показал положительный отзыв: согласно исследованиям и результатам психологов, во время диалога у собеседников усиливается уровень восприятия информации и доверия, если при общении используется невербальный язык (жесты, мимика, положение тела).
Для деятельности организации используются два основных вида видеоконференций - персональная и групповая. Персональная видеоконференция предполагает процедуру видеосвязи, в котором принимают участие всего два абонента. Под групповыми видеоконференциями имеется в виду все остальные виды. Различные устоявшиеся правила отображения участников видеоконференции для каждой из сторон называются видами видеоконференций. Виды основных видеоконференций:
— Видеоконференции 1-на-1
Здесь всё просто: участвуют два абонента, оба видят и слышат друг друга одновременно. Во время любого сеанса видеоконференции могут использоваться различные инструменты для совместной работы, такие, как обмен текстовыми сообщениями, файлами, презентациями и прочими медиа данными.
— Видеоконференции с активацией по голосу
Название такого режима пошло от английского обозначения Voice Activated Switching (VAS). Эта видеоконференция предполагает следующийвид разговора: все участники сеанса слышат и видят на своих экранах только выступающего докладчика, в то время, как он сам видит себя, либо предыдущего оратора. Сервер ВКС отслеживает голосовую активность участников и переключает транслируемое всем участникам, изображение, на говорящего. У этого режима имеются существенные недостатки, например, ложные срабатывания на шум, кашель или звонок мобильного телефона.
— Видеоконференции для дистанционного образования
Особенный режим, в котором все участники (ученики) видят и слышат только одного вещающего пользователя (преподавателя), а он видит и слышит всех учеников. Ученики не отвлекаются друг на друга, а преподаватель их контролирует. Данный вид видеоконференции применяется организациями для повышения квалификации рабочих.
— Видео-трансляция
Вид видеоконференции, в котором докладчик вещает на широкую аудиторию слушателей, при этом, он не слышит и не видит их. Остальные участники слышат и видят только докладчика. Обратная связь реализуется только через текстовый чат. Для сглаживания изменения сетевых условий, в ходе трансляции вносится значительная задержка до нескольких секунд между докладчиком и слушателями.
Современные информационные и коммуникационные технологии, используемые в профессиональных системах ВКС (например, ВКС типа Digital Videoconferencing System — DVS), позволяют применять их практически с любыми каналами связи: цифровыми проводными телефонными каналами и аналоговыми; радиоканалами; оптоволоконными каналами; выделенными телефонными и VPN-каналами; спутниковыми каналами; Internet-сетями и локальными; сотовыми каналами связи GSM/CDMA/ GPRS и т.д.
Таким образом, при выборе технологий для видеоконференции необходимо внимательно ознакомиться с принципами её работы и выбрать ту, которая позволит снизить к минимуму финансовые расходы на её масштабирование, внедрение и поддержку. На сегодняшний день таким требованиям удовлетворяют все основные программные сервера видеоконференций на основе масштабируемого видео-кодирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Зайцева С. А. Иванов В. В. «Информационные технологии в образовании»
2. Электронный ресурс [http://www.irkinfo.ru]
3. Электронный ресурс [internauka.org]