ПОЛИТИКА ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА ЕКАТЕРИНЫ II: СОВРЕМЕННЫЕ ОЦЕНКИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПОЛИТИКА ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА ЕКАТЕРИНЫ II: СОВРЕМЕННЫЕ ОЦЕНКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

В ряду самодержцев Российской империи много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в целом (в плане экономики, внешнеполитических отношений), но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества. Постепенная модернизация жизни в России, основной толчок которой дала "европейская политика" Петра I, была продолжена и другими монархами, эпоха которых сыграла не менее важную роль в формировании мощной Российской империи. Российская императрица Екатерина II была властной законодательницей; в своём управлении государством она стремилась к реформам и внесла неоценимый вклад в развитие и укрепление России. Эпоха её правления (вторая половина XVIII в.) выделяется историками как отдельный этап в развитии империи, так как именно Екатериной II был проведён курс реформ в социально-политической жизни России, направленный на её модернизацию и укрепивший государственную власть в стране. Эта законодательная деятельность императрицы отвечала духу времени, новым европейским веяниям и идеям, которые принесла с собой в XVIII в. эпоха Просвещения.

Политика просвещённого абсолютизма Екатерины II, как основное отражение принципов эпохи Просвещения в России, интересна не только своими нововведениями, но и сочетанием западных веяний с самобытностью России. Эта политика имела вполне определённую политическую программу, основанную, с одной стороны, на идеях просвещения и, с другой, учитывавшую особенности исторического развития России. Именно это заставляло признать в ней первостепенного исторического деятеля, в первую очередь, потому что Екатерина II серьёзно задумалась над приведением в действие реформы российских законов. А через это - и всего общества, согласно с представлениями того времени. Осуществить такую модернизацию Екатерина II решила путём собственной законодательной работы, важнейшими принципами которой были постепенность, последовательность, учёт общественных настроений и провозглашение основой своего правления заботу о благоденствии подданных в соответствии с законами, исходящими от монарха.

"В первые три года царствования моего, - писала Екатерина II уже на склоне лет, - вывела у себя в уме заключение, что образ мысли вообще, да и самый гражданский закон не может получить поправления инако, как установлением полезных для всех вообще вещей правил, мною писанных и утверждённых. И для того я начала читать, потом писать Наказ Комиссии уложения. Два г. я и читала, и писала, не говоря о том полтора г. ни слова, последуя единственно уму и сердцу своему с ревностнейшим желанием пользы, чести и счастья империи, и чтоб довести до высшей степени благополучия всякого рода живущих в ней - как всех вообще, так и каждого особенно".

1. Биография Екатерины

Екатерина II ( Августа Фредерика) - , герцогиня Анхальт- и будущая императрица, родилась 21 (2 мая) 1729 г. Шеттине.

Отец Августы, принц -Август Анхальт-, служил прусскому , но его считался обедневшим. Софии Августы, Иоганна-Елизавета, принцесса Голштейн-, была родной короля Швеции -Фридриха.

София Фредерика получила образование. Помимо языка ее французскому и в то латыни. Кроме , принцессу учили и танцам, , истории, географии.

1739 г. 10-летняя знакомится со будущим мужем, русского престола, императрицы Елизаветы , великим князем Федоровичем Романовым. состоялось в епископа Любекского. российского престола удручающее впечатление высшее прусское , проявил себя и невоспитанным.

1744 г. прусская принимает православную . Теперь ее - Екатерина Алексеевна.

21 1745 г. состоялось Екатерины Алексеевны Петра Федоровича. политический брак неудачным в отношений. Первые лет он только формальным. это время стали совершенно друг другу.

увлекается философией, , экономикой и становится сторонницей Просвещения. Она занимается самообразованием, Вольтера, Дидро, . Даже императрица Петровна как- сказала гофмейстерше : «Полно ее , она и того умна»… интерес и к России остаются незамеченными двором, ни народом, и наследника престола все.

Еще причиной уважать любить Екатерину для русского становится ее . Екатерина ведет не так, прочие русские и царевны. обслуживает себя , причем может сварить себе , растопить камин даже постирать.

20 1754 г. на появляется будущий престола Павел . В 1758 г. рожает дочь , которая умирает, прожив и лет.

В 1761 . муж Екатерины III вступает русский престол. между супругами враждебными. Положение становится угрожающим она решается государственный переворот.

императрица тщательно к подготовке . У нее сторонников при - это братья и Алексей , Н.И. , К.Г. , княгиня Екатерина Дашкова и .

28 июня 1762 г. тайно прибывает Петербург, в полк. Солдаты готовы к прибытию, они Екатерину Алексеевну и присягают . Чуть позже же самое в Семеновском . Затем во обоих полков прибывает в собор на проспекте, где молебне ее самодержавной императрицей. тем весть свержении императора III и на престол мгновенно разносится Петербургу и горожанами с .

Все это Петр III посылает супруге о переговорах, Екатерина отвергает . Петр III акт об от престола.

22 1762 г. состоялась Екатерины. В же г. рожает сына . Его отец - . Мальчику дают Бобринский.

В политическая программа II основывается том, что - европейская держава, здесь должны лучшие плоды мысли. Императрица и всячески содействие французским . Она также понятие гражданского и пытается за освобождение крестьян. Внешняя Екатерины II направлена на престижа России мировой арене.

годы жизни живет заботами своем внуке , лично занимается воспитанием и и всерьез о передаче престола в своего сына.

6 (17) 1796 г. - Екатерина Романова умирает Царском Селе.

XIX в. - собрание сочинений II, составившее 12 томов. В вошли детские сказки, собственноручно императрицей, педагогические , драматические пьесы, , автобиографические заметки, и даже святого Сергия .

2. Эпоха «просвещенного »

2.1 Приход к и начало

Летом 1762 г. России был дворцовый переворот пользу Екатерины . Гибель Петра окончательно освободила дорогу к . От своих - Елизаветы и II - Екатерина много государственных . Первые г. были для трудным временем. не знала дел и имела помощников. прилагала все , чтобы не влиятельных, умудрённых сановников, служивших Елизавете, и своих соратников, рвались к государством, не опыта и . Расположение к и другим приходилось подкреплять , высокими назначениями титулами. В годы правления употребляла все , чтобы приобрести и любовь . Упорно трудясь, знакомилась с и положением , подбирала советников, личное положение власти.

В 1762 . в своём Екатерина желала, "каждое государственное имело свои и пределы". она постаралась дефекты в и деятельности и постепенно его на центрального административно- учреждения, воспретив законодательную деятельность, всё более к императрице. 1763 г. Сенат разделён на департаментов с полномочиями и , как при Иоанновне. Сенатская улучшила управление из центра.

важнейшие мероприятия проводила по личной инициативе благодаря своему . Она искала поправить финансовое , занималась крестьянским . Екатерина II закрепостила крестьян, как, несмотря свою верность Просвещения, она угодить дворянству, желая рисковать из-за возмущения. Она учить мужиков . До Екатерины было продать отдельно от , также была продажа членов семьи в . Екатерина сама крестьян и продавать их угодно. Крестьянин называться в Екатерины рабом.

серьёзно задумалась обработке русского в строгую . Изучая положение в России, желала познакомиться самой Россией. предприняла ряд по государству: 1763 г. ездила Москвы в и Ярославль, 1764 г. - в край, в 1764 . по Волге Симбирска. Тогда , в ноябре 1764 ., для покрытия дефицита был "соляной налог". II была государыня, которая путешествия по с правительственными .

2.2 "Наказ" и 1767-1768 гг.

В 1765 г. Екатерина работу над проектом. К 1766 г. был почти завершённый - в нём свыше полутора глав и 400 статей. Набело "Наказ" был через фаворита графа Орлова прочтения некоторым сановникам и людям: М.. Воронцову, В.. Баскакову, А.. Сумарокову, высшим иерархам. Все , безусловно, одобрили "", хотя и некоторые исправления. были учтены окончательной доработке летом 1766 г. свой труд, решила созвать представителей основных России особое по выработке новых законов, разработает это представителей. 30 июня начала свою , "Наказ" был обнародован, и депутаты получили Свода правовых .

Официальный текст " Комиссии о проекта нового " состоял из 20 глав и 526 . Разработанные ею законов были на упрочение власти монарха, , основанной на " снисходительности", на гражданских прав виде привилегий , на общее правовой системы духе этих . Первые 5 глав самые важные власти государственного в России непререкаемые, "фундаментальные" жизни общества . "Наказ" сохранял монархии.

В должны существовать монарху "правительства" - , которые проводят жизнь законы, могут вместе тем ходатайствовать выявлении недостатков законов. Особым с особыми был Сенат. Сенат возлагались конституционного контроля действиями других .

Законность и не должны в государстве , они обязаны " безопасность каждого гражданина". Все перед государственным , что и в "Наказе". 6 и 7 в форме фиксировали построения такого , где "вольность" уживалась бы самодержавным правлением.

9 и 10 устанавливали принципы законодательства сфере уголовного . "Наказ" категорически любую жестокость форме наказания, случаи смертной . Суд также не столько , сколько орган общества и .

Главы 11-18 посвящались в социально- сфере и праву. Общество на три , исходя из занятий. Более место дворян особые привилегии службе, в . Но и крестьянства важно " что-либо ".

Последние, 19 и 20 "Наказа" устанавливали в отдельных законодательства. Декларировалась вероисповедания, запрещались предусмотренные законом .

Правительство придавало "" особое значение. сама работа Уложения затягивалось. , несовершенство организации создавали препятствие успешного ведения . В конце 1767 . Комиссию перевели Петербург, где деятельность также не достигла. конце 1768 г. общего собрания распущены ввиду с Турцией. образом, вследствие подготовительных работ, и неопределённости организации дела практического неумения Комиссия Уложения упразднена.

После Комиссии Уложения II начала разработку законодательных , составивших реформу " абсолютизма", основой которой стали и правила изданного "Наказа". важное значение реформа местного .

2.3 Губернская и реформы

В 1775 . вышел в обширный законодательный "Учреждение для губерний". В с этим вступило в новое административно- деление, были большие изменения управления.

Все образованные губернии уезды получили устройство, основанное разделении административных, и судебных . Во главе стоял назначаемый губернатор с - вице-губернатором. 2 или 3 губернии под управлением - генерал-губернатора. была разделена 50 губерний, каждая которых делилась 10-12 уездов по300-400 . и по 20-30 . человек соответственно. были упразднены.

местной власти реорганизована. Теперь распоряжении центральной находились многочисленные учреждения и вооружённое выступление бы жестокий , в отличие прежней местной .

Екатерина II свои положения губерниях, стремясь силы администрации, ведомства и к управлению элементы. В губернском городе установлены: губернские во главе губернатором (представляло власть), уголовная гражданская палаты ( суда), казённая (финансовое управление), земской суд ( место для тяжб), губернский (судебное место лиц городского ), верхняя расправа ( место для ), приказ общественного для устройства , богаделен. Все учреждения считались , но реально принадлежала губернатору. уездном городе : нижний земский (дела уездной и администрации, из исправника заседателей), уездный (для дворян, Верхнему земскому ), городской магистрат ( горожан, подчинялось магистрату), нижняя (суд для крестьян, подчинялся расправе).

Большие были и судебной системе. в России суд, отделённый исполнительной власти, и зависимый неё. Деятельность органов приобрела самоуправления, так в ней участие местные . Новые суды выборными. Избирались для дворян, населения и тех крестьян, не находились крепостной зависимости ( судил сам ). Главная роль новой судебной принадлежала помещикам. 3 года все дворяне съезжались центральный город , чтобы выбрать своей среды администрацию - предводителя , капитана-исправника, в суды, и др. . Таким образом, 1775 г. сделала шаг вперёд разделении административных, и финансовых .

Вследствие областной был усилен -дворянский надзор населением, увеличено чиновников. Появились 216 за счёт автономии окраин ( уничтожена Запорожская , ликвидирована автономия и Лифляндии).

были главные , предпринятые Екатериной относительно управления . В результате усилила состав , правильно распределила между органами и дала участие земству новых учреждениях.

2.4 грамота дворянству городам

В 1785 . Екатерина II Жалованную грамоту и в подтвердила все права, полученные прежних государей, новыми. При I дворянин обязанностью бессрочной и правом землевладения. При дворянин облегчил государственную службу увеличил землевладельческие . При Елизавете достиг первых привилегий в имущественных прав. Петре III дворян снята повинность и получили некоторые права.

Становясь и обособленным , дворянство до 1785 . не имело сословной организации, с уничтожением службы могло и служебную Учреждения 1775 г., давала дворянству и внутреннюю . Как было ранее, дворяне уездного предводителя, -исправника и в различные . Дворянство каждого становилось целым обществом и своих представителей всеми делами ; и полиция, администрация находились руках дворянского (нижний земский ). По своему положению дворяне с 1775 г. только землевладельцами , но и администраторами.

Дворянство своих родов главных деятелей центральные управления. 1775 г. вся от высших низших ступеней стала управляться : вверху оно в виде , внизу - в представителей дворянских обществ. В 21 апреля 1785 г. грамоте дворянству сословного самоуправления уже как привилегии наряду всеми правами льготами, какие имели раньше. образом, Жалованная 1785 г. явилась закона о , в ней добавлено признание уже не уезда, но целой губернии отдельное общество характером юридического. 1785 г. был процесс сложения повышения дворянского .

При Екатерине дворянин стал губернской дворянской , привилегированной и в своих местное самоуправление. 1785 г. установила, дворянин не иначе, как суду, лишиться звания, передаёт жене и . Он освобождался податей и наказаний, владел , что находилось его имении, от государственной , но не принимать участие выборах на должности, если имел офицерского . Лишение дворянского могло производиться по решению с высочайшим . Имения осуждённых не подлежали . Дворянство отныне "благородным". К результатам пришло к концу в. Политика дала дворянскому исключительные личные , широкое право самоуправления и влияние на управление. Эти дворянства способствовали закрепощению крестьян, их прав усилению над господства помещиков.

с Жалованной дворянству издана на права выгоды городам империи (Жалованная городам). Подобно , городское общество как юридическое , пользующееся корпоративными , главным из являлось право . Его первичным было городское , избиравшее городского и представителей учреждений. Распорядительным сословного самоуправления общая городская , собиравшаяся раз 3 года. В были представлены голова и называемые гласные () от 6 разрядов населения; купцов гильдий; цеховых ; русских и специалистов; "именитых " - большой группы , отслуживших по , коммерсантов, интеллигенции, . В промежутке собраниями городской её функции исполнительному органу - думе, включавшей одному гласному каждого разряда . По сравнению дворянским самоуправлением городские органы гораздо меньше и подвергались государственно-бюрократической .

Сопоставление этих ( грамоты дворянству, грамоты городам) считать, что заботилась об государства, основой были, по мнению, сильные западноевропейского типа. при Екатерине начинает складываться общество, основанное усилении сословий.

2.5 к крепостному

Какие бы идеи ни Екатерина II, бы ни велико её искоренить в "крепостное рабство", на радикальные она не . Она пыталась окольными путями предложила членам Вольного экономического публично обсудить крестьян, надеясь своих подданных бы осознать опасность и крестьянского права.

предприняла более меры и практике: запретила людям и на волю вновь вступать крепостную зависимость. её распоряжению вновь учреждённых правительство выкупало крестьян и их в . Дети крепостных, на государственное в воспитательные , становились свободными. готовила указ, которому дети , родившиеся после 1785 ., считались вольными.

2.6 труды по и праву

роль в гражданского общества империи играли другие труды законодательству и , разработанные Екатериной в 1770-1780 гг. 1777 г. по императрицы научное в Берне конкурс на лучшего кодекса " времени". Не участвовать в , но побуждённая затеей, Екатерина за разработку Уголовного уложения. уложение императрица построить по "Наказа". Это , что жестокие должны быть , и наказание быть соразмерно , что оно исправлять преступника.

проект Уголовного не был . Тогда же II занялась проектами: о тюрем, об розыскного порядка. Уложения вырос небольшой указ 1781 . об изменении за разные воровства. Одновременно составила устав , обнародованный в 1782 . В Уставе определены принципы учреждений полиции стране, новые полицейских учреждений - только по преступников и порядка, но по регулированию жизни в . Устав включил Уголовный кодекс.

2.7 торговли и

Из отдельных просвещённого правительства II выделяется покровительство императрицы торговле. На отношении Екатерины русской торговле промышленности сказывалась императрицы от идей. В её экономическая существенно отличалась политики предыдущих . С Петра в России торговлей и установилась система правительственного контроля, деятельность торгово- класса была регламентацией. Екатерина сняла эти , уничтожила самые контроля - Берг--коллегию. Она развитию промышленности торговли. При впервые были ассигнации, или деньги, что помогло торговле. лучше организовать , Екатерина II государственный заёмный с большим .

В ноябре 1775 . для развития и промышленности издан Манифест свободе заведения предприятий, объявлена предпринимательства. Купцы, капиталом свыше 500 ., освобождались от подати и сбор в процент с ; освободиться от повинности представитель сословия мог 360 руб. Также 1775 г. императрицей принят льготный тариф для портов и промышленные и монополии. Освоение России сделало торговлю зерном Чёрном море. России закладывались города, была военно-морская в Севастополе. мероприятия, проведённые в экономической России, способствовали экспорта и различных отраслей .

2.8 Расширение народного

К важным деятельности правительства " абсолютизма" относятся , предпринятые Екатериной относительно народного . В своём "" она заговорила воспитательном значении и стала об учреждении заведений. Одним воспитательных училищ воспитательный дом Москве И. . Бецкого. Сам внимательно следил тем, чтобы , переданные на в деревни, попали в зависимость.

Для , воспитывавшихся в семьях, Дом обучение грамоте арифметике. Если заболевали, их лечиться в дома. Детей, из деревень Дом для ремёслам, с возраста отдавали воспитание мастерам - на шестнадцать, девочек на лет. Воспитанники садоводами, лесоводами, . Получившие технические работали на заводах.

При Дома в 1763 . ему были каменные корпуса, после пожара императорского Слободского в Москве. разместили ремесленное , где преподавали , тригонометрию, практическую , физику, химию черчение. После обучения и лет практики получали аттестаты мастеров, мастеров подмастерьев. Воспитательный в Москве оказал огромное на развитие отраслей российской . В самом учредили мужской женский институты воспитания и сирот чиновников военнослужащих.

Благотворительная И.И. не осталась : указом императрицы II он произведён в тайные советники, сенат наградил большой золотой "За любовь отечеству". Деятельность и его нашла отклик сердцах людей общественного положения материального достатка, в городах их стараниями создаваться воспитательные и детские , институты, кадетские . В 1764 г. открыты училище Академии художеств, 1764 г. Общество благородных девиц, 1772 г. коммерческое .

Среди созданных учебно-воспитательных особое значение истории русской и просвещения Общество благородных (Смольный монастырь, смольный институт). положило начало среднему образованию России. Учебная включала русский иностранные языки, , географию, историю, , архитектуру, рисование, и танцы. давали и знания в домашней экономии.

1782 г. для более масштабной реформы была Комиссия об училищ. Основные и план были разработаны педагогом Ф. . Янковичем. По плану в городах возникают , а в - малые народные . Эти училища всесословными и за счёт . В малых изучались чтение, , чистописание, арифметика, в главных - Божий, русский , география, история, история, геометрия, , физика, иностранный .

Главной заслугой II в просветительских преобразований считать первый создания в системы общего образования, не сословными преградами ( исключением крепостных ). Значение этой очень высоко, речь шла создании общероссийской образовательной школы.

2.9 врачебной помощи

При Екатерине организация врачебной населению возлагалась власти. Медицинская , учреждённая в 1763 ., и приказы призрения должны блюсти медицинскую в империи готовить медицинских . Каждый город был иметь и аптеку. должен был заводить приюты неизлечимых больных сумасшедших. Так врачей недоставало, их выписывали -за границы проводили обучение лекарей и . В то время основывали и фабрики инструментов. В 1783 . Екатерина II медицинскую службу наблюдения за здоровья населения. учреждала больницы психиатрические лечебницы. бедствием для России оставались оспы, и собственным примером начало проведению , специально вызвав этого из врача. Поступок II становился для подданных.

2.10 русской науки литературы

В 1765 . возникает Вольное общество, предназначенное популяризации передовых знаний. В этого общества многочисленные статьи организации и сельского хозяйства. наук за 1768-1774 . провела пять экспедиций, которые ценный вклад изучение географии . Академия наук публикацию русских , вышли в двадцать пять древних русских . В Академии число русских , среди которых натуралисты И.. Лепёхин, Н.. Озерецковский, астроном .Я. Румовский др. Ко половине XVIII . относится деятельность М.М. и И.. Болтина; активно источники по истории (Н.. Новиковым, Академией ). За весь в. в было издано 9500 , из них 85% приходилось на Екатерины II. подписала указ позволении заводить "" типографии.

В 1783 . была основана Российская академия изучения языка литературы. Книга, , газета становятся повседневного быта . В 1795 г. Петербурге открыта в России библиотека.

Положительные произошли и организации научно- работы. В 1783 . директором Российской наук была княгиня Е.. Дашкова, проявившая способности на поприще. При были приведены порядок академическое и академические заведения, налажена общедоступных курсов основным отраслям , активизировалась издательская Академии. Было первое издание Ломоносова, основаны периодических издания - -художественный и журнал "Собеседник российского слова" "Новые ежемесячные ". Был издан " Российской Академии", объяснение 43000 слов языка.

Развитие и в . В 30-х . складывается первое направление - классицизм. черты нового - это культ власти, проповедь государственного служения, в творческие разума.

К XVIII в. просветительство - прогрессивная идеология, связанная отрицательной оценкой права, отстаиванием широких масс . Основоположником просветительского в России М.В. (1711-1765). В меру возможностей он обратить внимание на положение сословий в . Надежды на будущее он на просвещённый .

Русская литература половины XVIII . была отмечена идейно-эстетических , соответствующих возросшей роли художественного . Система классицизма перестала удовлетворять авторов. Ломка классицизма заметно в жанре (например, комедии .П. Сумарокова Д.И. ).

В конце в. в литературе складывалось направление - сентиментализм. обращался к миру человека, психологии и (наивысшее развитие в творчестве .М. Карамзина).

литература оказывалась связанной с идеями века . Общей для мыслителей этого являлась идея , постепенного развития. умеренного направления , что сначала заняться просвещением , их воспитанием таким образом к обретению . Приверженцы демократического предлагали начать отмены крепостного своих подданных, уже затем и воспитывать . Автором и официальной охранительной стала сама II. В её теоретических легли идеи . Просвещённая императрица государство как ценность и в заботе его процветании. во взглядах являлось её , что стабилизация порядка возможна путём правовой , осуществляемой самодержавной , и путём сторон общественной .

3. Итоги правления II

Историческое деятельности Екатерины занимает важное в самом развитии Российской . По вступлении престол Екатерина мечтала о внутренних преобразованиях. сознательно отступала традиций, сложившихся Петербургском дворе. между тем её деятельности своему существу таковы, что собой именно стремления русского и правительства укреплению могущества .

При Екатерине становится не привилегированным сословием, правильную внутреннюю , но и , господствующим в (в качестве сословия) и общем управлении ( бюрократия). Параллельно дворянских прав в зависимости него падают права владельческих . Расцвет дворянских в XVIII . необходимо соединялся расцветом крепостного . Поэтому время Великой было историческим моментом, крепостное право полного и своего развития. образом, деятельность II в сословий была продолжением и тех уклонений старорусского строя, развивались в в.е. II в внутренней политике по традициям, ей от ближайших её , и довела конца то, они начали.

особенно важно, , то, что правительство только в расчёт образцы своих , но вело по собственной . И значительное в этой занимали не задачи, вытекающие практической потребности (усиление могущества , укрепление государственного и позиций нём дворянства прочее), но отвлечённые теории, императрицей преимущественно французской литературы - , Дидро, Монтескье, . Это последнее и позволяет время Екатерины как период " абсолютизма".

В развитие и начал просвещённого приобрело характер государственно-политической , в ходе сформировался новый и правовой абсолютной монархии. этом для -правовой политики характерно сословной : дворянство, мещанство крестьянство.

В задачи просвещённого сводились к самодержавия за модернизации и системы управления; наиболее архаичных элементов; созданию для экономического страны. Екатерина действительно мечтала государстве, способном благоденствие подданных. веку Просвещения во всемогущество разума заставляла полагать, что препятствия к могут быть принятием разработанных . Кроме того, законотворчество Екатерины было призвано законодательную базу .

Таким образом, итоге политики абсолютизма укрепилось модернизировалось самодержавие, зачатки гражданского ; усилилось крепостничество, впервые был вопрос о или даже крепостного права; понятия свободы прав личности.

Царствование императрицы 34 года и яркий след истории России. правлении выделяют ее личности, качества государственного и величие содеянного. Екатерина поняла и то, чего успел закончить I. Многие , да и дух правления II носили характер, в отражались как личные качества, и стремление реформаторской активностью могущество России.

II эволюционировала своих взглядах историческую роль значение самодержавия, , крепостного права. первый план её воззрениях мысль об исторической миссии народа, о над другими . Став с истинной патриоткой, II пришла убеждению, что нет необходимости что-либо Запада. Напротив, следует во брать пример России. Эти особой исторической русского народа, естественных прав , свободы и развивала и "разночинная" интеллигенция. более заметные приобретал процесс русской национальной , вбирающей в достижения и культуры, созданной деятельностью народа, в первую - крестьянства, и культуры, творившейся, образом, образованными общества.

Историческое екатерининского времени велико потому, в эту были подведены предыдущей эпохи, исторические процессы, развивавшиеся. Как другие европейские , Россия в в. окончательно на путь модернизации - перехода традиционного к обществу.

Список литературы

1. Евстратова .И. История : курс лекций / .И.Евстратова, .И. Никонов - : КГТУ, 2006. - 509 с.

2. России с XVII до XIX в. - .:АСТ, 1997. - 712 с.

3. России: IX - вв. От до Путина: . пособие / Ред. .А. Перехов. - .: ИКЦ «МарТ», 2003, - 672 .

4. История России: -методическое пособие семинарским занятиям студентов высших . заведений / Ред. .Н. Сердюков. . 2-е, испр. доп. - М.: «МарТ», 2007. - 560 с.

5. В.В. России: учеб. . - 3-е изд., . и доп. / .В. Кириллов - .: Юрайт; Высшее , 2010. - 661 с.

6. Мир истории. Энциклопедический . - М.: Вече, 1998, - 608 .

7. Рябцев Ю.. Хрестоматия по русской культуры -XIX вв. / .С. Рябцев - .: Владос, 1998. - 458 с.

8. Екатерины II / ., вступ. ст. .Н. Михайлова - .: Сов. Россия, 1990. - 384 ., 1 л. портр.

Просмотров работы: 300