МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Московский метрополитен –это наиболее развитая, стоящая на втором в мире месте, после Токийской, транспортная подземная система общественного транспорта г. Москвы, обеспечивающая быстрое перемещение граждан России , находящихся или проживающих в г.Москва , из одной точки города в другую.

Этот, уже успешный на сегодняшнее время проект, задумывался еще в довоенное время, и по сей день является самым красивым метрополитеном мира, а его станции становились и становятся архитектурными памятниками, входящими в список культурного наследия «ЮНЕСКО».

Необходимость в скоростном транспорте, который бы не мешал автомобилям и другому общественному транспорту , и не имеющем пересечений в одном уровне, такое как метро, ощущается в крупных городах. Возрастающий поток всех видов транспорта и пешеходов тормозится действующей системой улиц, пропускная способность которых быстро приходит в негодность . В связи с большими заторами, наземный городской транспорт перестает радовать потребность населения в перевозках.

Сейчас невозможно представить Москву без метро. Он стал неотъемлемой частью жизни граждан, им также пользуются многие туристы. Ежедневно в метро садится около 9 миллионов человек.

Метро является самым быстрым и удобным видом транспорта для города. В условиях быстрого темпа роста строительных сооружений, нехватки места их строительства , а также ежегодного пополнения населения г.Москва ,идея создания метро это лучшее что могло предложить правительство населению для улучшения транспортной обстановки Москвы.

Идея создания возникла еще в 1901г.. Прошло уже много времени чтобы понять что без метро жизнь современного человека невозможна. До сих пор метро всесторонне развивается, дополняя новыми станция линии метро, создавая более удобные , даже выходящие за пределы г.Москва кольцевые линии и пересадочные узлы

Как же метро создавалось?

3

1.Предпосылки становления метрополитена(см.Приложение)

Первые предложения создания метрополитена Москвы появились в 1875 г. Возникла идея проложить линию метро от Курского вокзала до Марьиной рощи. Идея не получила даже отклика.

Проект московских городских электрических железных дорог 1901 г. - метрополитен, стал плодом творчестваП. И. Балинского, инженера Е. К. Кнорре и художника Н. Н. Каразина. Эти люди продумали план первого московского метрополитена. План П. И. Балинского состоял из двух частей: "строительство метрополитена" и "переустройства сети московских железнодорожных линий".

Предполагалась постройка линии от строившейся окружной железной дороги,через центр к Красной площади и храму Василия Блаженного. Следующим этапом было сооружение двух кольцевых линий, проходящих по Садовым улицам и Замоскворечью.

Пройдя множество проверок, проект вынесли на обсуждение. Заседание состоялось 18 сентября 1902 г. в Московской Городской думе. Присутствовали –чиновники , инженеры и пресса ,которая проходила только по специальным пригласительным билетам.

В Думе ставили под сомнение проработанность этого проекта. На то время , по мнению властей хорошо работало и приносило свою прибыль, которой охотно делилось со всеми ответвлениями власти ,трамвайное лобби.

В 1913 г. Московская городское бюро разработок созадала собственный проект подземной железной дороги, включающей три подземных контура:Таганско-Тверского; Арбатско-Мясницкого и Виндавско-Замоскворецкого.. Строительству помешала Первая мировая война.

В 1925 году был разработан проект Мясницкого радиуса, но он не был осуществлён.

Транспортнаянагруженность города возрастала с бешеной скоростью и уже к 1920г. требовала решения о строительстве метрополитена. В 1923 году проект московского метрополитена был заказан иностранной компании.В 1925г. немецкий проект, включавший 80 км тоннелей и 86 станций, был готов. Однако денег на реализацию не нашли.

4

2.1.Начало строительства(см.Приложение)

Население Москвы удвоилось с 1920г. до 1930г. и составляло уже 4 млн. человек. Проблема общественного транспорта была как никогда острой , и нужно было быстро решать что делать.

Первое действительное постановление было принято 1931 г. на заседании Центрального Комитета партии. Постановление звучало так:

«Необходимо немедленно приступить к подготовительным работам по сооружению метрополитена в Москве, как главного средства разрешающего проблему быстрых и дешевых людских перевозок, с тем, чтобы в 1932 году уже начать строительство. Первая шахта была заложена на опытном участке на Русаковской улице уже в 1931г.».

Объем работ, который нужно было выполнить для первой очереди построения метрополитена, можно выразить цифрами: вскопать грунта нужно было 2 305 тыс. куб.м и заложитьбетона 842,5 тыс. куб.м.. Сроки запуска первой очереди метрополитена были почти невозможными для московских строителей. На постройку метро расходовали 20% бюджета каждый год.

Главной технической проблемой ,из-за споров инженеров, было решение о типовой конструкции станций.Необходимо было выбирать между островными и боковыми платформами. Островные платформы, имевщие большее распространение в Берлине и Лондоне,требуют к себе большего внимания при сооружении и тщательного архитектурного оформления, удобного для расположения относительно земельного слоя и систем наземного транспорта, также представляющего удобства для пассажиров, при пересадке или переходе от станции к станции.

Боковые платформы, распространявшиеся в Парижском метрополитене ,тоих преимущество безусловно в дешевизне постройки , конструкции, и большой простоте в производстве работ.

Оба типа платформ пользовались колоссальным успехом за границей и были популярны среди инженеров Метростроя, из-за чего вызвали множество споров не только среди самих инженеров , но и среди экспертной комисси , которая занималась проверкой правильной закладки многообещающего проекта Московского метрополитена

Спор не был решен окончательно почти конца проектирования. В результате, в техническом проекте были разработаны индивидуальные полностью параллельные варианты для каждой из станций, для каждой линии и тоннеля включительно.

5

Параллельные варианты приходилось составлять не только для платформ , но и для всех проектов сооружений метрополитена , так как разные варианты сооружений меняли полностью всю схему станции , ее переходов и подходов к ней.Для станций глубокого заложения первоначально был задуман вариант двусводчатых станций с платформой, разделенной сплошной стеной (промежуточная стена). Этот тип станций не мог быть подвергнут хорошему архитектурному оформлению и, нарушал основной конструкционный принцип островной платформы.

Тогда возникла идея построить для тоннелей глубокого заложения трехсводчатые станции с двумя отделенными друг от друга тоннелями раздельного неодностороннего заложения, в которых расположены боковые платформы для всех путей и направлений в отдельности. Оба конца станции имели бы трехсводрчатую секцию для сообщения станции с наземным сообщение системы транспорта ,и для выхода на обе платформы в боковых станционных тоннелях.

Решение об окончательном выборе типа станций требовал одновременного разрешения и проблемы подъема пассажиров на поверхность с метро глубокого заложения. Сначала обсуждалась идея обслуживать пассажиров лифтами, но решение об установке эскалаторов было более приземленным, требовало меньших затрат на производство и установку таких лифтов, и сами эскалаторы представляли куда более мобильное средство доставки пассажиров на поверхность нежели чем лифты , и незамедлительно заставило окончательно остановиться на варианте трехсводчатого сечения по концам станций как на самом целесообразном из представленных.

Технический проект первоочередных линий, заключавший в себе несколько тысяч чертежей ,подробных описаний, разъяснений и пояснительных записок, для еще более детального и понятного высшим кругам ,отчета, был представлен в комитет партии и президиум Моссовета 13 августа 1933 г.

Для рассмотрения этого масштабного проекта была создана так называемая вторая комитетская экспертиза в состав которой входили самые известные и авторитетные советские специалисты.

Детально рассмотрев все предложенные планы,записки и материалы, экспертиза в полном составе ,признала что правильность всех планов и технических проектов не может поддаваться сомнениям. Окончательное решение утверждения проекта Московского Метрополитена с внесенными комитетом партии и Моссоветом правками и указаниями стало действительно в конце 1933г.

6

2.2.Первые очереди (запуск метрополитена) (см.Приложение)

15 октября 1934 г.на самый первый, совершенно недавно построенный участок линии, на станцию "Комсомольская" вышел первый подвижной состав метрополитена , состоящий всего из двух вагонов- моторного и прицепного, которые действовали в то время как испытательные.

Для самых первых, спешащих на работу жителей города ,Московский метрополитен общего пользования открыл свои роскошные двери15 мая 1935 года в 7 часов утра. Стоит признать , что за долго до его официального открытия начались пробные рейсы. И одновременно шла интенсивная подготовка и обучение машинистов подземных поездов, ведь для них, как и для обычных пассажиров были первые в истории России рейсы подземного транспорта. На них лежала ответственность за безопасное продвижение состава по «новостройкам» подземных тоннелей.

Движение начиналось от станции "Сокольники" до станции "Охотный ряд». Дальше по ответвлению - до станций "Парк культуры" и "Смоленская".

Открылись 13 станций: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота», «Кировская» (сегодня — «Чистые пруды»), «Дзержинская» (сегодня — «Лубянка»), «Охотный Ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов», «Парк культуры», «Улица Коминтерна» (до ноября 1990 года — «Калининская», сегодня — «Александровский сад»), «Арбатская» и «Смоленская». 13 шикарно архитектурно оформленных станций,раскрыли двери вестибюлей перед работниками и жителями Москвы и России.

Люди всю ночь могли стоять у вестибюлей, чтобы оказаться первыми пассажирами метро.

Турникетов тогда не было. Пассажиры имели билеты двух цветов , которые проверяли контроллеры. Красные - до станции "Сокольники", желтые - обратно. Билет считался действительным в течение 35 минут. Этого времени вполне хватало чтобы пересечь существующую линию метро , поскольку длина ее составляла 11.6км.Строительство уже второй очереди метрополитена было закончено в 1937–1938 годах. Открылась станция «Киевская» ( Филёвская линия).Стали работать такие станции как «Площадь Революции» и «Курская» Арбатско-Покровской линии. Через полгода было запущено шесть станций Горьковского радиуса: «Сокол», «Аэропорт», «Динамо», «Белорусская», «Маяковская», «Площадь Свердлова» (сегодня — «Театральная»).

7

Конкретно эта линия запомнится людям, так как сюда вышли первые составы типа «А», имевшие четыре вагона , позже дополненные еще двумя.

В 1935г.-1938г. в час пик пропускалось 12 пар поездов, а за сутки проходило всего порядка 487 поездов. Суточные пассажиропоток составлял177 тыс. пассажиров.

До Великой Отечественной войны открыты ещё две линии. В 1938г. Арбатская линия продлена до станции «Курская».

Девизом строителей метрополитена были слова: «Создадим дворец для народа!», именно поэтому архитектура метро отличалась торжественностью. Станции «Площадь Революции», «Маяковская», «Театральная» можно назвать гением архитектурной мысли.

Всего за первое десятилетие было проложено 24,25 километра линий и построено 22 станции!

2.3.Военное время (третья очередь) (см.Приложение)

1941–1950 годы

В годы Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. Во время авианалетов там прятались до полумиллиона людей, которые жили некоторое время как на платформах, так и в тоннелях. Подземная жизнь стала обыденностью: на станциях открылись магазины, библиотека. За время тревог в метро родилось 217 детей. А на «Кировской»

( «Чистые пруды») были организованы отделы Генштаба, и поезда на станции не останавливались.

Однажды метро чуть не уничтожили. Приказ поступил15 октября 1941г., когда враг подходил к Москве. Метро планировалось частично затопить и заминировать. Утром 16 октября метрополитен первый раз не работал. К вечеру приказ был отменен.

Несмотря на военное положение, продолжалось строительство третьей очереди метрополитена. В 1943–1944 г.открылись станции «Завод имени Сталина»( «Автозаводская»), «Павелецкая», «Новокузнецкая», «Сталинская» («Семёновская»), «Измайловский парк культуры и отдыха» (эта станция неоднократно переименовывалась, с 2005 года она называется «Партизанской»), «Бауманская», «Электрозаводская».

8

За годы войны было проложено порядка 13 км линий и открыто 7 станций. С 1941 по 1950 год метро увеличилось на 19,66 километра и 13 станций.

16 апреля ,решением Центрального комитета партии ,Московскому Метрополитену за труд рабочих, и служащих в период Великой Отечественной войны в присуждено знамя Государственного Комитета Обороны.

2.3. Четвертая очередь(см.Приложение)

После войны началось строительство четвёртой очереди метрополитена — Кольцевой линии .

1 января 1950 года.Участок Кольцевой линии от станции «Курская» до станции «Парк культуры» 6,4 км.Первая очередь линии — от «Парка культуры» до «Курской» расположена как раз под Садовым кольцом. Но позже было решено строить северную часть Кольцевой линии на1,5 км от Садового кольца обеспечивая доступ к семи вокзалам столицы.

30 января 1952 года. Участок Кольцевой линии от станции «Курская» до станции «Белорусская» 7,0 км.Вторая очередь Кольцевой линии открылась в 1952 году («Курская» — «Белорусская»)

14 марта 1954 года. Участок Кольцевой линии от станции «Белорусская» до станции «Парк культуры», закончивший эту линию. 5,9 км.

1 мая 1958 года. Рижская линия от станции «Ботанический сад» («Проспект Мира») до станции «ВСХВ» («ВДНХ») 4,5 км.

Новая линия от станции «Парк культуры» до станции «Спортивная». Протяженность— 2,4 км. Позже линия будет продлена на 4,5 км от станции «Спортивная» до станции «Университет».

Появляются первые наземные станции («Студенческая», «Кутузовская» и «Фили»).Они были весьма дешевыми в постройке, но зачастую , в попытках сэкономить и быстро сделать работу, допускался ряд ошибок, которые трудно было исправить

В 1951–1960г. было построено 33,5 километра линий и 21 станция.

Все послевоенное время, бурное развитие всех видов деятельности пошло на пользу развитию страны, в том числе это и касалось метрополитена.

9

2.5. 50-е – 90-е(см.Приложение)

1953г.-1960г.

Умирает «вождь всех народов» товарищ Сталин. Его заменит молодой Н.С. Хрущев, который старался внести рациональность в все виды деятельности страны. Закончился грандиозный, величественный, впечатляющий своими масштабами и задумками стиль станций метро. Теперь на первом месте – практичность простота и дешевизна, максимальный минимализм , но максимальная функциональность, без всякого «обмана».

Суточные перевозки пассажиров с 1935 по 1960 год возросли в 16 раз, по сравнению с зарубежными, этот показатель был третьим в мире , после Нью-Йорка и Парижа, что являлось большим достижение для Москвы.

Начало действия радиопоездной связи (с 1965 года - на всех линиях).

Начало серийного выпуска АКП (турникетов), что снижает нагрузку на людей , которые работают контроллерами. Постепенно вход в метро становится автоматическим, но по ряду происшествий все еще остается контролируемым зрительно.

7 ноябряФилевская линия продлена от станции "Кутузовская" до станции "Фили" на 1,6 км.

Внедрена дефектоскопия пути и работникаи метрополитена существенно легче проезжать на вагонах-дефектоскопах, вместо того , чтобы проходить в местах увиденных или услышанных дефектов самостоятельно производить осмотр пути рельсового полотна.

1961г-1970г.

1962 год1 января начало работы депо "Фили"

13 октября вступила в строй Калужская линия от станции "Октябрьская" до станции "Новые Черемушки", протяженностью 8,1 км.электродепо "Калужское"

1963 год. На линии выпущены вагоны типа "Е"

22 июля участок Арбатско-Покровской линии от станции "Первомайская" до станции "Щелковская", протяженностью 1,6 км.

30 декабряКировско-Фрунзенская линия продлена от станции "Университет" до станции "Юго-Западная". Длина участка 4,5 км.

10

1964 год.15 апреля.Калужская линия продлена на 1,4 км. от станции "Новые Черемушки" до станции "Калужская", находившейся в здании электродепо.

31 декабря Горьковская линия продлена на 6,2 км.–от станции "Сокол" до станции "Речной Вокзал".

1965 год.5 июляФилевская линия продлена на 3,8 км.от станции "Пионерская" до станции "Молодежная".

31 декабря пущен участок Кировско-Фрунзенской линии от станции "Сокольники" до станции "Преображенская Площадь" протяженностью 2,5 км.

1966 год.31 декабря пущен участок Ждановской линии от станции "Таганская" до станции "Ждановская" протяженностью 12,9 км. Пущено депо "Ждановское".

1967 год.6 ноября Открытие музея Московского Метрополитена.

1969 год.11 августа открыт участок Замоскворецкой линии от станции "Автозаводская" до станции "Каховская".

Началась эксплуатация депо "Замоскворецкое".

Курс на упрощение, продолжавшийся с 1953г. заставляет появится на свет новые архитектурные формы не только самих платформ, но и вестибюлей, фойе, лобби и входов в метро. Появились «стекляшки» (станции со стеклянными вестибюлями) и «сороконожки» (платформы с 40 колоннами).Станции отличались цветом облицовочного кафеля. Станцией, положившей начало архитектурному направлению «сороконожек», была «Первомайская».Позже , когда Арбатско-Покровскую линию продлили «Первомайская» стала не нужна и ее закрыли навсегда.

Самый дешевый в это десятилетие был участок Филёвской линии от станции «Фили» до «Молодежной».

Он почти весь проложен по поверхности, и был полностью подчинен стилю «стекляшка» и «сороконожка», что делало его не особо выделяющимся на фоне города. Располагались входы рядом с остановочными пунктами наземного транспорта, что делало входы метро простой и удобной конструкцией.

В 1967-го открылся участок фиолетовой линии со станциями:

«Таганская», «Пролетарская», «Волгоградский проспект», «Текстильщики», «Кузьминки», «Рязанский проспект», «Ждановская» («Выхино»). В 1969-м происходит продление зеленой ветки: открываются станции «Коломенская», «Каширская», «Варшавская» и «Каховская».

11

1970г.-1980г.

На метрополитене шел технический прогресс. На станциях метро появились первые разменные автоматы.

В 1973 году на станциях «Площадь революции» и «Площадь Свердлова» были установлены цифровые часы с календарем, которые были единственными во всем СССР.

Основной упор делается на совершенствования систем безопасности и создания абсолютно новой революционной системы движения поездов, проводится работа по повышению пропускной способности метрополитена на каждой станции .Частота движения составов в час «пик» достигла 45 количество и с приходом автоматизации всех служб и работников метрополитена эксплуатационный персоналуменьшился вдвое.

Для Олимпиады 1980 года решили одну из самых трудоемких и сложных задач – обновили систему информации , мобильности и оповещения пассажиров.Порядка 70 главных станций оборудовали электронными часами и удобными системами входа и выхода, чтобы во время проведения Олимпиады, гражданам России и иностранным гостямбыло очень просто найтись в запутанной системе метрополитена, и найти пункт , до которого нужно было бы доехать.

1970 год.Вентиляторы, установленные в шахтах полностью оборудованы дистанционным управлением.Все оборотные станции оборудованы автоматической маршрутно-релейной централизацией.

30 декабря.Пуск участка Калужской линии от станции "Октябрьская" до станции "Площадь Ногина" (сейчас "Китай Город"), протяженностью 3,1 км.

Ждановская линия продлена от станции "Таганская" до станции "Площадь Ногина" (сейчас "Китай Город") на 2,9 км.

1971 год15 февраля.На Горьковско-Замоскворецкой линии введен график движения 44 пар поездов в час.

31 декабря Вступил в строй участок от станции " Площадь Ногина" до станции "Проспект Мира "длиной 3,2 км..ОбразованаКалужско-Рижская линия.

1972 год.НаГорьковско-Замоскворецкой линии введен график движения 45 пар поездов в час.

12

30 декабря.Вступил в строй участок Краснопресненской линии от станции "Баррикадная" до станции "Октябрьское Поле" протяженностью 7,2 км.

1974 год 12 августа.вступил в строй участок Калужской линии от станции "Новые Черемушки" до станции "Беляево", протяженностью 3,6 км.

1975 год.17 декабря пущен участок от станции "Баррикадная" до станции "Площадь Ногина", протяженностью 4,1 км.ОбразоваласьЖдановско-Краснопресненская линия.

28 декабря ее продление от станции "Октябрьское Поле" до станции "Планерная" составило 8,1 км.Движение поездов осуществляется с отключенным рабочим освещением в тоннеле.Введеноэлектродепо "Планерное".

1977 год .Впервые использована самоходная одновагонная снегоуборочная машина.

1978 год.На линии появились вагоны типа 81-717 (головные) и 81-714 (промежуточные, без кабин).

29 сентябряКалужско-Рижская линия продлена от станции "ВДНХ" до станции "Медведково".

30 сентября пущено депо "Свиблово".

НаметромостуФилевской линии сооружена шумопоглощающая галерея.

1979 год.15 июля. Открыта станция "Горьковская" (ныне "Тверская").Станция, впервые в мировой практике строительства метрополитенов, сооружена на большой глубине без прерывания работы линии и устройства временного пути в обходных тоннелях.

30 декабря. Началось движение по Калининской линии от станции "Марксистская" до станции "Новогиреево" длиной 11,4 км.

Получает развитие концепция эстетического оформления. Концепция заключается в том, чтобы объединить две разные взгляды на инновации строительства и отделки метрополитена. Обьединить сталинскую торжетвенность, монументальность и понимание возвышенноси, и оставить кроткость, простоту и функциональность хрущевского метроВ центре строятся станции глубокого заложения. «Кузнецкий Мост», «Пушкинская», «Горьковская» (теперь «Тверская») возводятся в стиле 30-х годов прошлого века. Многие станции , например Свиблово и Шаболовская получают витражи и мозаики.

13

1980г.-1990г.

1980 год.Торцы всех станций оборудованы устройством контроля за проходом человека в тоннель.

5 ноября открылась станция "Шаболовская" на Калужском радиусе.

1983 год.27 сентября. Началась эксплуатация 8-ми вагонных поездов на Ждановско-Краснопресненской линии.

4 ноября открыт участок Серпуховской линии от станции "Серпуховская" до станции "Южная".

1984 год.28 марта. Завершен участок Горьковско-Замоскворецкой линии от станции "Каширская" до станции "Орехово", длиной 2,8 км.

1985 год.6 сентября принят в эксплуатацию участок Горьковско-Замоскворецкой линии от станции "Орехово" до станции "Красногвардейская", длиной 3,4 км.

4 ноября открыт участок Серпуховской линии со станцией "Пражская" длиной1,1 км.

1986 год.В январе принят в эксплуатацию участок Серпуховско-Тимирязевской линии с 2 станциями "Полянка" и "Боровицкая" протяженностью 2,6 км.

Завершено строительство участка Калининской линии со станцией "Третьяковская" длиной 1,7 км.

25 августа станция "Лермонтовская" переименована обратно в "Красные Ворота".

1987 год.6 ноября принят в эксплуатацию участок Калужско-Рижской линии с 2 станциями "Коньково" и "Теплый Стан" протяженностью 2,9 км.

Завершено строительство участка Серпуховско-Тимирязевской линии со станцией "Чеховская" длиной 1,6 км.

1988 год.31 декабря введен в эксплуатацию участок Серпуховско-Тимирязевской линии с 3 станциями "Цветной Бульвар" и "Менделеевская" и "Савеловская" протяженностью 4,2 км.

1989 год13 января - станция "Ждановская" и электродепо переименованы в "Выхино".

31 декабря - введен в эксплуатацию новый участок Филевской линии со станцией "Крылатское" протяженностью 1,9 км.

14

2.6. 90-е – 00-е (см.Приложение)

В криминальные 90-е еще до распада СССР были не завершены многие проекты метро. Людям было сложно жить, страна находилась в очень нестабильном положение, и денег почти ни на что не выделялось, в том числе на такие крупные государственные проекты как» Московский метрополитен». Но надо отметить, что в это десятилетие власти продолжали строить метрополитен , и иногда приходилось вкладывать личные деньги.Это были небольшие финансовые вложения относительно общегосударственной казны, и на такие средства, новые станции не выглядели бы так же как главные «сталинские» грандиозные станции, но если учесть обстоятельства, то мы имеем вполне достойные станции построенные в 90-е, их можно было бы назвать «окрайными», «крайними».

В 90-е метрополитен увеличился на 32,8 километра и 19 станций.

1990год.5 ноября переименованы станции:

· "Кировская" - "Чистые Пруды" ;· "Дзержинская" - "Лубянка" ;· "Площадь Ногина" - "Китай Город" ;· "Проспект Маркса" - "Охотный Ряд";· "Площадь Свердлова" - "Театральная";· "Горьковская" - "Тверская";· "Калининская" - "Александровский Сад";· "Колхозная" - "Сухаревская";· "Щербаковская" - "Алексеевская";· "Ленино" - "Царицыно".

1991 год.1 марта принято в эксплуатацию депо "Владыкино" и открыт участок Серпуховской линии от станции "Савеловская" до станции "Отрадное".

1992 год.31 декабря вступил в строй участок Серпуховско-Тимирязевской линии от станции "Отрадное" до станции "Бибирево" протяженностью 2,6 км.

1994 год.15 июля вступил в строй участок Серпуховско-Тимирязевской линии со станцией "Алтуфьево" протяженностью 2 км.

1996 год.29 декабря пущен участок Люблинской линии с тремя станциями: "Люблино", "Братиславская" и "Марьино".

1997 год.Построен переход "Крестьянская Застава" - "Пролетарская", открыты вторые выходы на станциях "Белорусская" - Кольцевая и "ВДНХ".

1998 год.В июле началась эксплуатация поездов нового поколения типа "Яуза" (81-720, 81-721) на Люблинской линии.

1999 год.С февраля прекращен прием жетонов как средства оплаты проезда в метрополитене.

15

2.7. 2000-2017(см.Приложение)

На новом веку метрополитену суждено было увидеть новые пределы, и эти пределы продвинулись даже за МКАД. Первой станцией пределом которой является МКАД является «Бульвар Дмитрия Донского» станция открытая в 2002г.

2003-го открывается самая глубокая станция подземки — «Парк Победы» и ответвление с двумя станциями: «Выставочная» и «Международная» ,а через полгода — Бутовская линия легкого метро.

В 2004-м на севере запускается монорельсовая дорога, связавшая районы Останкинский и Тимирязевский.

В 2009-м Арбатско-Покровская линия продлевается на запад, теперь даже в область .Первой в Подмосковье стала станция «Мякинино». Появляются новые станции на Филёвской и Люблинско-Дмитровской линиях.ответвление с двумя станциями: «Выставочная» и «Международная».

15 мая 2010 года Московскому метрополитену исполнилось 75 лет. В честь юбилея на всех станциях установлены памятные доски.

За первое десятилетие нового века построено 37,5 километра пути и 21 станция.

За последние несколько лет, начиная с 2010г. , метро появилось в отдаленных южных уголках Москвы, а также в расположенных за МКАД районах .

В сентябре 2016 года на севере и северо-востоке открыты сразу три станции: «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская». В марте 2017-го три станции — «Минская», «Ломоносовский проспект», «Раменки».

Кроме того, появилось много пересадок за пределами Кольцевой линии: «Зябликово», «Деловой центр», «Парк Победы», «Битцевский парк», «Петровско-Разумовская».

Ярким событием в жизни города стал пуск Московского центрального кольца — городской железной дороги, входящей в структуру метрополитена.

Кольцевая дорога позволяет гражданам быстро перемещаться по окнтуру Москвы, не заезжая в центр, что является очень удобным и доступным, находящимся не под землей, средством передвижения, с такой же платежной системой входа как в метро

С 2010 г. в Москве открыто для удобного передвижения граждан, считая МЦК, 55 станций и 101 километр линий. За все время существования метрополитена в России, никогда не было такого быстрого его развития ,как за последние 10 лет.

16

2.8.Будущее метрополитена (см.Приложение)

В 2017 г. Мэрия согласовала Адресную инвестиционную программу (АИП) до 2020 года. В АИП все деньги властей новые постройки и сооружения уже расписаны по определенным датам и закрпелены за обьектами. 2 триллиона рублей, по данным этой программы будет выделяться на общее развитие Москвы по планам до 2025г. , 70 % этой суммы уйдет на развитие транспортной системы города.

Первые 5 станций откроют уже в конце ноября 2017: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «ЦСКА», «Петровский парк», — это участок Третьего пересадочного контура (ТПК). Новая кольцевая линия.До конца 2017г. город хочет успеть открыть станцию «Ховрино». Промежуточную станцию «Беломорская» В перспективе Замоскворецкая линия должна уйти в район Молжаниново и дотянуться до Химок.

Третий пересадочный контур- новая кольцевая система города москвы, которая будет удалена от МЦК (Московское центральное кольцо) на 10 километров, 31 станция.будетявлятся очень удобным средством перемещения для граждан живущих как в Москве так и в Подмосковье, будет пересекаться в двух местах с МЦК, что делает удобной пересадку даже между двумя контурами, не говоря уже об удобной пересадки с Третьего пересадочного контура на обычные вокзалы и переходы вметрополитена.

В 2018 году планируют открыть три станции: «Окружную», «Верхние Лихоборы» и «Селигерскую».Сроки неопределены до конца .

В марте 2018 года в «Новой Москве» планируют открыть сразу 7 станций желтой Калининско-Солнцевской ветки. «Станции «Рассказовка», «Ново-Переделкино», «Боровское шоссе», «Солнцево», «Говорово», «Очаково» и «Мичуринский проспект» соединят сстанцией „Раменки“, для жителей нового района это будет идеальной возможностью максимально удобно и быстро добираться до любого пункта назначения в городе.

Вбудущем желтая ветка должна стать самой длинной в Московском метрополитене — 62 километра.

Более сложный участок постройки нового метрополитена находится в центре города. Между «Третьяковской» и «Деловым центром» должны появиться станции глубокого заложения: «Волхонка», «Плющиха» и «Дорогомиловская».

17

Абсолютно новая ветка на востоке , за МКАДом. Первый участок Кожуховской линии планируют открыть ближе к осени 2018г.

До конца 2018 г.планируется запуск пяти станций Кожуховской ветки, с пересадкой на станцию «Авиамоторная» желтой линии.

До конца 2018г.городское управление как минимум планирует уже открыть северную часть ТПК.

Южную же сторону ТПК запустят только к 2021г.,» с переходом на Калужскую линию оранжевой веткии всю Каховскую линию, которая вместе со станциями «Варшавская» и «Каширская» станет частью кольца.

В 2019 г.Сокольническую линию, продлят от «Саларьево» до «Столбово» в поселке Коммунарка, где уже запланировано много городских инфраструктурных проектов. Этот участок красной ветки будет наземным. В этом районе закладывают уже новую ветку метро- « Коммунаровская» , но запустят ее в 2020-х.

Планы на 2020-е-2025-е г. звучат не менее внушительно, чем планы предыдущих лет.В нынешней системе распределения бюджета, которая уже прописана официальным городским документом и утверждена даже до 2030 г. предусмотрены деньги на проектирование новейших станций метрополитена, планы, по запуску работы которых уходят за 2020-е. Например, Калининско-Солнцевскую линию власти г. Москва хотят протянуть до аэропорта Внуково, дублируя аэроэкспресс уже подземельным транспортом, что значительно снизит нагрузку на аэроэкспресс. В аэропорт будет удобно добираться тем, кто не имеет своего автомобильного транспортного средства и вынужден добираться самостоятельно, что значительно дороже метрополитена.

Не менее грандиозно то, что на севере Подмосковья оранжевую ветку от станции «Медведково» могут продлить до г. Мытищи. Решение строительства уже принято, но стройка затрудняется из-за согласования этого вопроса с властями Московской области.

Еще одну новую ветку Москва задумала дотянуть до поселения Рублево-Архангельское, но пока это тоже только проекты.Недалеко от Красногорска планируют строительство Международного финансового центра — абсолютно нового района с жилыми, деловыми и развлекательными кварталами на 66 тысяч человек.. Линия метро к этому комплексу будет включать станции «Улица Народного ополчения», «Живописная», «Строгино», «Троице-Лыково», «Рублево-Архангельское».

18

3. Сравнения (см.Приложение)

Сравнение Московского метрополитена с мировыми метро.

Московское метро имеет:

Количество станций: 206 (+ 31 МЦК + 78 до 2020)

Количество линий: 13

Дневной пассажиропоток:

6,533 млн (2015) – 14 млн. пик в 1997г 6 сент.

Годовой пассажиропоток: 2384,5 млн (2015)

Длина сети 346,6 км (+ 4,7 км монорельс; + 54 км МЦК)

Размер ПС 5314 вагонов

Число вагонов в составе: 3-8

Скорость: 41,24 км/ч - 80 км/ч

44 станции признаны объектами культурного наследия.

Метрополитен Лондона

Год открытия: 1863-й

Протяженность: 402 км

Количество линий: 11 линий

Количество станций: 270

Пассажиропоток: 1,2 млрд человек в год

Слово "метрополитен" вышло из названия компании, строившей первую линию лондонского метро - MetropolitanRailway. Британцы обычно свое метро величают Tube. Это первая система движения поездов под землей в мире.

История метро начинается именно со столицы Великобритании. В середине 19 века лондонский адвокат Чарльз Пирсон предложил по аналогии с железной дорогой, которая уже широко использовалась для перевозок пассажиров и грузов, пустить поезда под землей. Эта идея получила горячую поддержку и была реализована всего через 4 года. Уже 9 января 1863 года по лондонской подземке пошли первые поезда.

Сегодня подземка Лондона является одной из крупнейших в мире систем городского быстрого транспорта. Она состоит из одной кольцевой линии, которая соединяет крупные железнодорожные узлы, где пассажиры могут пересаживаться на пригородные поезда. К LondonTube относятся не только

подземные и наземные станции, но и система беспилотного легкого метро, перевозящего пассажиров через Темзу.

19

Метрополитен Пекина

Год открытия: 1969-й

Протяженность: 442 км

Количество линий: 16 действующих и 7 в стадии строительства

Количество станций: 221

Пассажиропоток: 2,2 млрд человек в год

Строительство пекинского метрополитена началось в 1965 году, к этому были привлечены советские инженеры и проектировщики. Изначально метро предназначалось только ля военных целей и уже позже было решено сделать его общественным. Полноценным городским транспортом метро в Пекине стало лишь в 1976 году.

Стремительное развитие метрополитена Пекина случилось уже в 21 веке, благодаря Олимпиаде, прошедшей в Пекине в 2008 году.С тех пор система метро усовершенствовалась.

Сегодня пекинское метро охватывает практически весь город, через центр идут первая, четвертая и пятая линии, кольцевая линия дублирует под землей вторую кольцевую автодорогу Пекина, некоторые станции расположены в пригородах.

В некоторых составах перегородка в первом вагоне, прозрачная, так что при желании можно полюбоваться на тоннель. ПоездаВ Пекинском метро останавливаются строго в фиксированных местах, которые обозначены желтыми отрезками линий на полу перрона.

Метрополитен Парижа

Год открытия: 1900-й

Протяженность: 215 км

Количество линий: 14 основных и 2 дополнительных

Количество станций: 245

Пассажиропоток: 1,5 млрд человек в год

Парижское метро считается самым эффективным в мире. На метрополитене применяются различные технические новшества и инновации - здесь впервые начали ходить вагоны на бесшумных резиновых колесах. Для пассажиров имеются электронные карты, показывающие наиболее удобный маршрут.

20

Как и лондонское, парижское метро проигрывает московскому по оформлению станций.Сами станции построены так, что платформы находятся по краям, а две рельсовые колеи - в центре зала. Чтобы перейти на противоположную платформу, нужно прилично пройти по переходам.

Нью-Йоркский метрополитен

Год открытия: 1904-й

Протяженность: 1362 км

Количество линий: 36

Количество станций: 472

Пассажиропоток: 1,7млрд человек в год

Крупнейшая система метрополитена в мире по количеству станций, седьмая в мире по годовому пассажиропотоку.

Особенностью Нью-Йоркского метрополитена является организация движения поездов по маршрутам, каждый из которых проходит по одной или нескольким линиям. Маршруты делятся на экспресс-маршруты (только на некоторых станциях) и локальные (со всеми остановками).

153 станции являются эстакадными, 38 располагаются на уровне земли (включая насыпи и выемки) и 281 — под землёй.

Среди рекордов Книги рекордов Гиннесса, есть минимальное время, на то, чтобы объехать все станции Нью-Йоркского метро. Рекорды фиксируются соревнованиемSubwayChallenge.

Итог

У всех, среди перечисленных метрополитенов есть большие преимущества над другими. Но говоря о российском метрополитене, мы в первую очередь должны отметить , что на фоне мирового метро он отличается своей разнообразностью, палитрой художественных и архитектурных форм, историчностью, несмотря на то, что оно было основано довольно поздно.Каждый из них создавался специально для городского удобства и людей , и устраивать между ними соревнования было бы глупо. Каждая транспортная система известных городов-основателей метро по своему уникальна.

21

Заключение

Подводя некий итог , хотелось бы отметить , что эта работа не является окончательным вердиктом относительно истории метрополитена. Эта работа не точка в истории метрополитена, а запятая.

В реферате была представлена развернутая версия обычной проектной работы, включающая в себя подробное описание предыстории развития метрополитена, его начальные проекты и деятельность на протяжении всех лет развития. Представленный формат работы немного тесноват для настолько большого объема информации, и приходится выбирать между сухими фактами истории , которые по меньшей мере раскрывают всю суть темы, но менее красочно описывают сам процесс создания, и между подробным описанием каждого исторического процесса.

Пришлось выбирать первый вариант, поскольку он был более предпочтительным для меня как для автора работы, из-за направленности темы.

Метрополитен Москвы – один из самых красивых метрополитенов в мире, и является одним из наиболее загруженных в мире . Метро г. Москвы можно считать историческим и памятным местом России. До сих пор туристы со всего мира едут посмотреть на красоту нашего метрополитена , узнать его историю, которая включает в себя множество сменяющихся стилей. Метро Москвы немного загадочное место.Оно успевает соединять в себе множество различных стилистических особенностей. В один год оно строилось грандиозным и торжественным, в другой год- минималистичным, спокойным и не нарушающим серость инфраструктуры города. Метро имело и имеет до сих пор, свойства быть изменчивым ,и изменяться под те условия, которые существуют на данном этапе исторического действия общества России. Эта изменчивость пошла на пользу российскому метрополитену. Благодаря изменчивости, метрополитен в разных частях города по разному удивляет.

Спускаясь в московскую подземку, видишь совершенно иной город, город тоннелей, красочных , просторных вагонов, удобной инфрастркуткуры, постоянно развивающейся системы новых транспортных узлов, и задумываешься над тем что имеет столица России.

22

Список использованных источников и литературы:

1.http://stroi.mos.ru/metro/

2.Миронов Т.М Московскому метрополитену – 50.-М.: Московский рабочий.

3. Овчинников Е.В., Финкельсон М.С., Городской транспорт. Учебник для вузов.-М., Внешняя школа, 1976, 352 с.

4. Слово о метро. Сост.Ю.Росинский, предисл. Ю.Синюшкина.-М.:Знание, 1983.-48с.

5.https://www.mos.ru/news/

6. А.П. Царенко, Е.А. Фёдоров; «Московский метрополитен им. В.И. Ленина», справочник-путеводитель. Издания 2-ое и 3-ее, Москва “Транспорт”, 1989 и 1995.

7.http://russianmetro.ru/perspektivnaya-shema-metro.php

8.http://www.the-village.ru/village/city/infrastructure/288928-metro-k-2025.

9.История метро. Начало строительства - metro.molot.ru/hist2.shtml. Сайт «Московское метро» metro.molot.ru (1997-2008). — Из книги «Метро» заместителя начальника Метропроекта И. С. Шелюбского.

10.Игорь Лисов. Основные решения и история проектирования Московского метрополитена. Московский метрополитен хрущёвской эпохи.

23

Примечание:

1.Этапы проекта

2.Первые схемы Московского метрополитена

24

2.3.Метро военного времени

2.4

2.5.

2.6 и 2.7

Планы будущего метрополитена ( строящегося)

Просмотров работы: 1660