ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ В ПРОЦЕССЕ ДОСУГОВОЙ ДЕЙТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ В ПРОЦЕССЕ ДОСУГОВОЙ ДЕЙТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие речи современных детей – одна из самых актуальных и сложных задач родителей и воспитателей дошкольной образовательной организации. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка. Успех развития речи зависит от различных упражнений, а также от речевой практики. Связная речь выступает наивысшей формой речемыслительной деятельности. Выдающиеся ученые в области психологии и педагогики утверждали, что с помощью связной речи, можно определить уровень речевого и умственного развития ребенка. Чтобы развить связную речь у детей старшего дошкольного возраста необходимо создать условия, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей.

Чтобы привить у ребенка привычку к выразительной публичной речи необходимо привлекать его к выступлениям перед аудиторией. Большую помощь в этом могут оказать игры по театрализованной деятельности, а также произведения живописи, которые пользуются у детей неизменной любовью.

Театрализованная деятельность является эффективным способом воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Активизирует речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса) [1].

Особое место в формировании связности речи детей дошкольного возраста занимает наглядность. Современные психологи связывают использование наглядности с формированием конкретных представлений и понятий, обогащением чувственного опыта. Вместе с тем, наглядные средства способствуют развитию у ребенка логики мышления, способности к поиску наиболее точных выразительных средств (В.В. Давыдов, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков). Педагоги исследовали роль наглядности в развитии ребенка-дошкольника и определили что оно связано с изучением особенностей его восприятия. В дошкольном возрасте, утверждал А.Н. Леонтьев, восприятие может подчиняться осознанным целям, поэтому необходимо воспитывать у детей активные формы восприятия [2].

Дети старшего дошкольного возраста в своей досуговой деятельности большое место уделяют рисованию, аппликации, лепке, то есть художественно-эстетической деятельности. Когда ребенок рассказывает по картине, у него формируется связная, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание изображенного произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Е.А. Флерина констатировала, что ребенок реагирует, прежде всего, на содержание картины, ярко и непосредственно воспринимает ее исполнение (цвет, форма, построение). Поэтому картинка, которую педагог преподносит ребенку, должна быть высокохудожественной и доступной детскому пониманию.

Многие исследователи, психологи, педагоги, изучая роль наглядности, подчеркивают значение ее восприятия для художественно-речевой деятельности (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина, Е.А. Смирнова, О.С. Ушакова, Е.А. Флёрина).

По мнению О.С. Ушаковой особое место в формировании связности речи дошкольников занимает воображение ребенка. Воображение развивается в связи с усвоением речи. Существуют три группы факторов, доказывающих связь воображения ребенка с его речевым развитием. Во-первых, само речевое развитие ребенка существенно продвигает и развитие его воображения. Во-вторых, дети с задержкой в речевом развитии оказываются отсталыми и в развитии воображения. В-третьих, не только появление речи, но и важные моменты в ее развитии являются в то же время узловыми моментами и в развитии детского воображения. Речь освобождает ребенка от его непосредственных впечатлений, дает возможность представить себе предмет, которого он не видел [3].

Воспроизведение образа в мыслительном плане требует от ребенка владения речью. Развитие речи у ребенка старшего дошкольного возраста способствует умению сравнивать, рассуждать, критически осмысливать то, что получилось в результате совершенного действия. Речь-рассказ по изображенной картине приобретает у 5-6-летнего ребенка форму развернутого повествования, что свидетельствует об осмысливании ребенком всей получившейся картины и о возникновении нового вида воображения: оперирования образами, выраженными в словах. Особую роль в сохранении и воссоздании ребенком образа (человека, животного, предмета) играет специально подобранное слово. Оно может лишь обозначать объект, то есть быть его названием, но может быть использовано для описания его внешнего облика или для характеристики его внутренних черт.

Таким образом, важное место в развитии связной речи занимает досуговая деятельность детей, наглядность, воспитание образности речи, которое составляет основу культуры речи в широком смысле этого слова, а также роль взрослого и его требований к речи ребенка в ее развитии. Воображение имеет большое значение для формирования связной речи дошкольников, влияет на такие компоненты монологической речи как: словарный запас, лексику, логику, грамматический строй речи.

Литература:

  1. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2004. 128 с.

  2. Вопросы порождения речи и обучения языку // Под ред. А.А. Леонтьева и Т.В. Рябова. М.: МГУ, 2007.

  3. Ворошнина Л.В. Организация театрализованных игр в детском саду /Л.В. Ворошнина // Учите ребёнка играть. М.: 2013.

  4. Ожерельева О.В. Игровые технологии в ознакомлении детей с изобразительным искусством родного края (на материале города Борисоглебска): учебное пособие / О.В. Ожерельева; М-во обр. и науки РФ, БФ ФГБОУ ВО «Воронеж. гос. ун-т». Тамбов: Принт-Сервис,2016. 94 с.

Просмотров работы: 138