ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ-КОЛОРАТИВЫ В ОПИСАНИИ ВНЕШНОСТИ ПЕРСОНАЖЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Д. Н. МАМИНА-СИБИРЯКА «ПРИВАЛОВСКИЕ МИЛЛИОНЫ») - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ-КОЛОРАТИВЫ В ОПИСАНИИ ВНЕШНОСТИ ПЕРСОНАЖЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Д. Н. МАМИНА-СИБИРЯКА «ПРИВАЛОВСКИЕ МИЛЛИОНЫ»)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Роман Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы», написанный в 1883 г., богат различными средствами художественной выразительности, а синтаксические стилистические приемы создают особую организацию речи. Это отражается и в характере повествования, и в насыщении речи народной фразеологией, и в приемах комического, и в наличии экспрессивно-окрашенной лексики. Особого внимания заслуживают описания внешности персонажей, в которых использованы прилагательные со значением цвета.

«Портрет литературного персонажа, представляющий собой один из способов создания его образа, может быть рассмотрен как отдельная проблема, исследование которой способствует более точному толкованию художественного произведения, раскрытию его идейного содержания» [Титова 1990: 155].

В Литературной энциклопедии находим такую трактовку портрета: это «одно из средств художественной характеристики, которое заключается в том, что через изображение внешности героев художник слова раскрывает их типический характер и выражает свое идейное отношение к ним» [ЛЭ 2001 : 762].

Портретам персонажей автор уделяет особое внимание в романе. Он подробно описывает каждого, и это описание помогает читателю лучше понять не только характер героя, но и авторское к нему отношение.

Очень часто в портретных характеристиках встречается серый цвет. Этот цвет символизирует в христианской традиции отречение, смирение, в иудейской – мудрость зрелого возраста. Кроме того, серый цвет может символизировать зло, несчастье. У большого количества персонажей романа серый цвет глаз, но отличие в том, что они имеют разные оттенки. Интересно, что, описывая мужские образы, автор использует колоратив серый, а женщины имеют глаза какого-либо оттенка серого. Так, у Заплатина Виктора Николаевича «добрые серые глазки», что говорит о мягкости его характера,у Надежды Бахаревой «большие темно-серые глаза». Глаза – зеркало души, и цвет глаз этой героини говорит нам о ее мудрости, смирении, затаенной грусти.Ее не устраивает жизнь, которая уготована ей по рождению. Она стремится приносить пользу людям. Ее можно назвать любимой героиней Д.Н. Мамина-Сибиряка. Она обладает высокой нравственностью, она осознает, что честной может быть только жизнь, посвященная труду. И своей жизнью она подтверждает верность своим идеалам.

Очень много серого, седого цвета в описании старика Василия Бахарева: «Коренастая, широкоплечая фигура старика Бахарева тяжело повернулась в своем кресле. Эта громадная голова с остатками седых кудрей и седой всклокоченной бородой была красива оригинальной старческой красотой. Небольшие проницательные серые глаза смотрели пытливо и сурово, но теперь были полны любви и теплой ласки. Самым удивительным в этом суровом лице с сросшимися седыми бровями и всегда сжатыми плотно губами была улыбка. Она точно освещала все лицо. Так умеют смеяться только дети да слишком серьезные и энергичные старики» [Мамин-Сибиряк 1966 : 15].

Описывая Половодова, автор тоже использует серый цвет: «На первый раз Привалову хозяин показался серым: и лицо серое, и глаза, и волосы, и костюм, – и решительно все серое». Но если в описании Бахарева серый цвет символизирует мудрость, житейский опыт, привычку к размышлению, что подтверждается развитием сюжета, то Половодов предстает перед читателем совсем в ином свете. Его серость – это маска, за которой скрывается низкий, двуличный, нелепый человек, который строит из «себя в быту этакого любителя русской старины – славянофила, а в большом обществе – барина английской складки». И эту мысль подтверждает следующая фраза: «Привалов, взглянув на длинную нескладную фигуру Половодова, подумал: «Эк его, точно сейчас где-то висел на гвозде».

Центральное место в сюжете романа занимает Сергей Привалов, владелец миллионного состояния, который, не упивается данным богатством, а, в первую очередь, мечтает вернуть долг рабочим, чьими трудами и на чьей земле созданы Шатровские заводы. Будучи честным, порядочным, высоконравственным человеком, он оказывается опутанным сетями интриг бесчестных людей и не может устоять перед властью пороков, что приводит к крушению всех благих его намерений. Показательно, что цвет глаз у этого героя – голубой. О чем это может рассказать читателю? Голубой цвет – смесь белого и темно-синего, граничащего с черным. Таким образом, в нем сочетается непорочность, чистота, что символизирует белый цвет, и тьма, мрак, тяжесть, беспросветность, что скрывает темно-синий, почти черный. Так и главный герой: в нем сплелись воедино стремление к свету, справедливости и нравственности, с одной стороны, и неспособность противостоять подлости, лжи, лицемерию и низким человеческим порокам, с другой.

Много внимания автор уделяет цвету волос героев романа, однако здесь он использует не прямые наименования цвета, а переносные: «Вытянутое, безжизненное лицо Половодова едва было тронуто жиденькой растительностью песочного цвета…», «Волосы цвета верблюжьейшерсти были распущены по плечам…».

Часто встречается употребление белого цвета в описании кожи героев, например, образ Надежды Бахаревой: «на широком белом лбу всплывала над левой бровью такая же морщинка, как у Василия Назарыча»; или образ Антониды Ивановны, в котором «белый» цвет встречается трижды: «…небольшой белый лоб с шелковыми прядями мягких русых волос, и белый детский пухлый подбородок, неглубокой складкой, как у полных детей, упиравшийся в белую, точно выточенную шею…». Известно, что белый является символом веры, чистоты и святости. Это еще раз подтверждает мысль о том, что с помощью цвета можно передать характер героя и отношение к нему автора.

Наряду с серым, белым и голубым цветом часто встречается красный: «Бахарев вышел из кабинета Ляховского с красным лицом и горевшими глазами»; «Веревкин только вздохнул и припал своим красным лицом к тарелке»; «Дело кончилось тем, что Верочка, вся красная, как пион, наклонилась над самой тарелкой»; «лицо Кости делалось все краснее и краснее».

Символика красного цвета слишком противоречива. Он может обозначать что-то красивое, прекрасное, мудрость, жизнь, и в то же время его используют для передачи энергии гнева, страсти, крови, огня. В представленных выше примерах красный цвет помогает автору передать эмоциональное состояние героев в моменты сильного напряжения душевных сил, когда человек, подобно натянутой струне, готовой разорваться в любую минуту, еле сдерживается, чтобы не совершить опрометчивого шага.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Д.Н. Мамин-Сибиряк при создании портретной характеристики своих героев уделял много внимания символике цвета. Прилагательные-колоративы, которые в описании внешности являются одним из значимых средств создания эмоциональности и выразительности, несут особую смысловую нагрузку в романе. Они помогают читателю не только увидеть положительное и отрицательное в героях, почувствовать отношение автора к героям, но и понять идейный замысел произведения в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. Институт научно информации по общественным наукам РАН. – М.: НПК «Интелвак», 2001. – 1600 с.

2. Мамин-Сибиряк, Д.Н. Приваловские миллионы / Д.Н. Мамин-Сибиряк. – М.: Издательство «Правда», 1981. – 360 с. 3. Титова, С.В. Лингвопоэтическая значимость словосочетания в описаниях внешности персонажей (на материале английской прозы XVIII–XX веков) : дис. … канд. филол. наук / Титова Светлана Владимировна. – М., 1990. – 182 с.
Просмотров работы: 475