«Портрет литературного персонажа, представляющий собой один из способов создания его образа, может быть рассмотрен как отдельная проблема, исследование которой способствует более точному толкованию художественного произведения, раскрытию его идейного содержания» [Титова 1990: 155].
В Литературной энциклопедии находим такую трактовку портрета: это «одно из средств художественной характеристики, которое заключается в том, что через изображение внешности героев художник слова раскрывает их типический характер и выражает свое идейное отношение к ним» [ЛЭ 2001 : 762].
Портретам персонажей автор уделяет особое внимание в романе. Он подробно описывает каждого, и это описание помогает читателю лучше понять не только характер героя, но и авторское к нему отношение.
Очень часто в портретных характеристиках встречается серый цвет. Этот цвет символизирует в христианской традиции отречение, смирение, в иудейской – мудрость зрелого возраста. Кроме того, серый цвет может символизировать зло, несчастье. У большого количества персонажей романа серый цвет глаз, но отличие в том, что они имеют разные оттенки. Интересно, что, описывая мужские образы, автор использует колоратив серый, а женщины имеют глаза какого-либо оттенка серого. Так, у Заплатина Виктора Николаевича «добрые серые глазки», что говорит о мягкости его характера,у Надежды Бахаревой «большие темно-серые глаза». Глаза – зеркало души, и цвет глаз этой героини говорит нам о ее мудрости, смирении, затаенной грусти.Ее не устраивает жизнь, которая уготована ей по рождению. Она стремится приносить пользу людям. Ее можно назвать любимой героиней Д.Н. Мамина-Сибиряка. Она обладает высокой нравственностью, она осознает, что честной может быть только жизнь, посвященная труду. И своей жизнью она подтверждает верность своим идеалам.
Очень много серого, седого цвета в описании старика Василия Бахарева: «Коренастая, широкоплечая фигура старика Бахарева тяжело повернулась в своем кресле. Эта громадная голова с остатками седых кудрей и седой всклокоченной бородой была красива оригинальной старческой красотой. Небольшие проницательные серые глаза смотрели пытливо и сурово, но теперь были полны любви и теплой ласки. Самым удивительным в этом суровом лице с сросшимися седыми бровями и всегда сжатыми плотно губами была улыбка. Она точно освещала все лицо. Так умеют смеяться только дети да слишком серьезные и энергичные старики» [Мамин-Сибиряк 1966 : 15].
Описывая Половодова, автор тоже использует серый цвет: «На первый раз Привалову хозяин показался серым: и лицо серое, и глаза, и волосы, и костюм, – и решительно все серое». Но если в описании Бахарева серый цвет символизирует мудрость, житейский опыт, привычку к размышлению, что подтверждается развитием сюжета, то Половодов предстает перед читателем совсем в ином свете. Его серость – это маска, за которой скрывается низкий, двуличный, нелепый человек, который строит из «себя в быту этакого любителя русской старины – славянофила, а в большом обществе – барина английской складки». И эту мысль подтверждает следующая фраза: «Привалов, взглянув на длинную нескладную фигуру Половодова, подумал: «Эк его, точно сейчас где-то висел на гвозде».
Центральное место в сюжете романа занимает Сергей Привалов, владелец миллионного состояния, который, не упивается данным богатством, а, в первую очередь, мечтает вернуть долг рабочим, чьими трудами и на чьей земле созданы Шатровские заводы. Будучи честным, порядочным, высоконравственным человеком, он оказывается опутанным сетями интриг бесчестных людей и не может устоять перед властью пороков, что приводит к крушению всех благих его намерений. Показательно, что цвет глаз у этого героя – голубой. О чем это может рассказать читателю? Голубой цвет – смесь белого и темно-синего, граничащего с черным. Таким образом, в нем сочетается непорочность, чистота, что символизирует белый цвет, и тьма, мрак, тяжесть, беспросветность, что скрывает темно-синий, почти черный. Так и главный герой: в нем сплелись воедино стремление к свету, справедливости и нравственности, с одной стороны, и неспособность противостоять подлости, лжи, лицемерию и низким человеческим порокам, с другой.
Много внимания автор уделяет цвету волос героев романа, однако здесь он использует не прямые наименования цвета, а переносные: «Вытянутое, безжизненное лицо Половодова едва было тронуто жиденькой растительностью песочного цвета…», «Волосы цвета верблюжьейшерсти были распущены по плечам…».
Часто встречается употребление белого цвета в описании кожи героев, например, образ Надежды Бахаревой: «на широком белом лбу всплывала над левой бровью такая же морщинка, как у Василия Назарыча»; или образ Антониды Ивановны, в котором «белый» цвет встречается трижды: «…небольшой белый лоб с шелковыми прядями мягких русых волос, и белый детский пухлый подбородок, неглубокой складкой, как у полных детей, упиравшийся в белую, точно выточенную шею…». Известно, что белый является символом веры, чистоты и святости. Это еще раз подтверждает мысль о том, что с помощью цвета можно передать характер героя и отношение к нему автора.
Наряду с серым, белым и голубым цветом часто встречается красный: «Бахарев вышел из кабинета Ляховского с красным лицом и горевшими глазами»; «Веревкин только вздохнул и припал своим красным лицом к тарелке»; «Дело кончилось тем, что Верочка, вся красная, как пион, наклонилась над самой тарелкой»; «лицо Кости делалось все краснее и краснее».
Символика красного цвета слишком противоречива. Он может обозначать что-то красивое, прекрасное, мудрость, жизнь, и в то же время его используют для передачи энергии гнева, страсти, крови, огня. В представленных выше примерах красный цвет помогает автору передать эмоциональное состояние героев в моменты сильного напряжения душевных сил, когда человек, подобно натянутой струне, готовой разорваться в любую минуту, еле сдерживается, чтобы не совершить опрометчивого шага.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Д.Н. Мамин-Сибиряк при создании портретной характеристики своих героев уделял много внимания символике цвета. Прилагательные-колоративы, которые в описании внешности являются одним из значимых средств создания эмоциональности и выразительности, несут особую смысловую нагрузку в романе. Они помогают читателю не только увидеть положительное и отрицательное в героях, почувствовать отношение автора к героям, но и понять идейный замысел произведения в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. Институт научно информации по общественным наукам РАН. – М.: НПК «Интелвак», 2001. – 1600 с.
2. Мамин-Сибиряк, Д.Н. Приваловские миллионы / Д.Н. Мамин-Сибиряк. – М.: Издательство «Правда», 1981. – 360 с. 3. Титова, С.В. Лингвопоэтическая значимость словосочетания в описаниях внешности персонажей (на материале английской прозы XVIII–XX веков) : дис. … канд. филол. наук / Титова Светлана Владимировна. – М., 1990. – 182 с.