ПРОСТОЕ СЛОВО ЛОЛ, ДА НЕ ПРОСТОЕ… - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОСТОЕ СЛОВО ЛОЛ, ДА НЕ ПРОСТОЕ…

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Интернет в наше время все больше и больше влияет на повседневное общение молодых людей. Являясь особой средой для появления и распространения неологизмов, он в то же время оказывает заметное воздействие на развитие молодежного сленга. Общение в Сети способствует объединению людей в различные группы: по интересам, по возрастным характеристикам, по роду деятельности и т.д.

Виртуальное общение стало столь массовым, что не могло не привлечь внимания исследователей-филологов. Их волнуют не просто источники появления новых слов в Сети, они интересуются тем, как эти слова вписываются в систему русского языка, каким словообразовательным потенциалом обладают, какие новые новые значения эти слова обретают на русской почве. Кроме того, важным представляется ответ на вопрос, сможет ли слово «шагнуть» за рамки Интернета, станет ли общеупотребительным, задержится ли в языке или забудется, как только повзрослеют те, кто способствовал его распространению.

Общение в интернете имеет свои особенности: письменная форма, быстрота реакции на высказывание собеседника. Это приводит к тому, что появляются удобные сленговые словечки, которые при минимуме усилий помогают передать максимум эоциональной информации. Одно из таких слов – ЛОЛ. Именно этому слову посвящено данное исследование.

С точки зрения происхождения ЛОЛ – звуковая аббревиатура от англ. LOL/lol – laughing out loud «громко смеясь» или lots of laughing «много смеха». В англоязычном Интернете lol в этом значении появилось еще в 1980-х годах; в рунет lol пришло в конце 90-х – начале 2000-х, а кириллический вариант получил распро­странение в 2002 году. В 2011 году lol было включено в Оксфордский словарь.

Семантика этой аббревиатуры несколько изменилась на почве русского языка. ЛОЛ может выражать:

  • удивление, изумление: «Лол. Не знала, что ты говоришь по-китайски»; «лол, мальчик, ты хоть знаешь, кто мой папа?»; «Лол, почему Пятачок?»;

  • иронию: «Ой лол. Блогингу будет обучать чувак, у которого всего 50 подписчиков»;

  • нечто смешное и употребляться, когда кто-то говорит нечто смешное: «Лол, у него кличка “выключатель”»; «Какой же там чудесный вид, одни хибары видны, лол»;

  • несерьезность высказывания: «Ну меня сразу на передачу отправили, лол».

Данные контексты позволяют сделать вывод о том, что это слово функционирует в языке как междометие: не связано грамматически с другими словами в предложении, ничего, кроме эмоций, не выражает, не изменяется. Однако творческий потенциал наших молодых людей не позволяет стоять на месте. Нами были найдены контексты, где это слово выступает в качестве предиката: «Эта картинка просто лол!», «Ну ты лол вообще!». И хотя согласования с подлежащим нет, функция в предложении позволяет сделать предположение, что произошел процесс субстантивации междометия.

У слова ЛОЛ есть фонематический вариант ЛАЛ. Имеет то же значение, что и ЛОЛ, так же является междометием: «Я тогда забыла принести тетрадь, лал»; «Лал, ну ты даешь!»

Еще одним фонематическим вариантом ЛОЛ является ЛIЛ, употребляется реже, нежели ЛОЛ, ЛАЛ. ЛIЛ употребляется как междометие и тоже выражает эмоциональность, веселое состояние: «Лiл, ну я видела этот фильм»; «Этот мем уже давно все знают, Лiл».

Слово ЛОЛ удобно в использовании не только на письме, но и в устной речи. Для уточнения данного предположения нами был проведен соцопрос, в котором приняли участие студенты астраханских вузов первого и пятого кусов, обучающиеся на разных специальностях. Возраст был выбран не случайно: нам было важно выяснить, влияет ли возраст говорящего на его лексические предпочтения. Уточним, что для чистоты экстперимента мы использовали только один вариант слова – ЛОЛ.

В результате опроса были проанализированы ответы 50 человек: 25 человек с первого и 25 человек с пятого курса. Анализ показал, что слово ЛОЛ в основном употребляется как короткая форма смысла ‘смех по поводу…’. Участники опроса ответили, что его удобно использовать как в Интернете, так и в устной речи в неформальном общении, так как оно экономно и выражает необходимый спектр эмоций.

Данное слово употребляется в интернет-сленге. Возрастная категория людей, наиболее активно его употребляющих – это довольно молодые люди, т.е. школьники и студенты первых курсов. Эта категория людей больше свободного времени проводит в Интернете, поэтому в своей речи они употребляют большее количество слов интернет-сленга, в том числе ЛОЛ и его производные.

Старшие курсы употребляют данное слово реже, возможно это связано с получением высшего образования, взрослением, также эти люди, как правило. меньше времени проводят в Интернете.

Как уже отмечалось, слово ЛОЛ имеет производные, что говорит о его словообразовательном потенциале. На страницах рунета были зафиксированы следующие дериваты.

Лолка – существительное, общего рода. Используется как оскорбление: «Ну ты и лолка»; «Лолка ты и твоя жизнь». Лолка образовано от ЛОЛ с помощью суффикса -к-, который служит словообразовательным формантом для существительных общего рода: зазнайка, всезнайка, лакомка, выскочка.

Лолище – существительное, среднего рода. Обозначает абсурдную ситуацию, либо высшую степень смеха: «Это лолище было вообще»; «Лолище, как за вас стыдно было»; «Это лолище просто. Никогда так не смеялся». Образовано от слова ЛОЛ с помощью суффикса -ищ- со значением субъективной оценки, чаще негативной.

Лолчик – существительное, мужского рода. Обозначает что-то очень смешное: «Ну это лолчик, конечно»; «Ее прическа – это такой лолчик просто». Образовано от ЛОЛ с помощью субъективно-оценочного суффикса -чик-, со значением «нечто маленькое, что вызывает положительные эмоции». Кроме того, лолчик может выступать в качестве междометия и выражать смех: «Лолчик, а что она так оделась сегодня?»; «Лолчик, ты разве не видел сообщения?»

Лолировать – глагол, несовершенного вида, III продуктивного класса, I спряжения. Имеет значение «смеяться над чем-то, насмехаться». Управляет родительным падежом существительного с предлогом с (вопрос о грамматической правильности такого управления пока оставлен без внимания, в данный момент речь идет лишь о примерах, найденных на страницах Интернета): «Я всегда лолировал с этого видео». Образовано от ЛОЛ с помощью продуктивного суффикса -ирова-.

Данный глагол, в свою очередь, явился производящей базой для образования парного по виду глагола пололировать – глагол, совершенного вида, III продуктивного класса, I спряжения. Имеет значение непродолжительности действия. Образован от лолировать с помощью префикса -по-. Сочетается с существительным в творительном падеже с предлогом над, существительным в родительном падеже с предлогом с: «Хочешь пололировать? С этого прикола можно пололировавть. Всегда можно пололировать над ней».

От ЛОЛ путем сращения образуется сложное слово лолшто. Лолшто является калькой с английского lolwut – насмешливый переспрос в ответ на высказывание, которое показалось говорящему несуразным: «Лолшто? Ничего себе цену заломили». В слове лолшто вычленяются корни лол и што – фонематический вариант местоимения что.

Таким образом, анализ слова ЛОЛ показал, что пока оно довольно востребовано пользователями социальных сетей, оно активно употребляется как в письменной, так и в усной речи. Данная лексема является частью молодежного сленга, люди более взрослые его используют гораздо реже. Слово ЛОЛ встроилось в грамматическую систему языка, получив частеречную принадлежность, имеет словообразовательный потенциал и образует несколько производных, которые вполне могут быть представлены в виде словообразовательного гнезда с вершиной ЛОЛ. Производные слова образуются с помощью суффиксов русского языка, т.е. система языка дает возможность сочетания этой производящей основы и русских совообразовательных формантов. Также это слово имеет фонетические варианты, которые тоже имеют производные слова.

Данное слово удобно в употреблении, так как выражает необходимые эмоции одним словом, что объясняется законом экономии речевых средств.

Список литературы.

1. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – Ч. 2. Морфология. Ситаксис / В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др.;Под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 704 с.

2. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология). Изд. 2-е, стереотип. – М.: Цитадель-трейд, ИД Рипол Классик, 2003. – 464 с.

Просмотров работы: 103