Специалисты в области электронного бизнеса и электронной коммерции утверждают, что в ближайшем будущем распространение товаров с помощью разных каналов станет одним из ключевых преимуществ для Интернет-продавцов [1], [2], [3]. Тот, кто будет в состоянии обеспечить потребителю все возможные форматы шоппинга и доставки, сможет в значительной степени нарастить продажи.
Одним из самых популярных форматов шопинга в России становится многоканальный шопинг и вполне возможно, что в скором времени он будет восприниматься как стандартная практика для большинства покупателей.
Важной особенностью является то, что многоканальные продажи включают в себя учет и аналитику полного перечня предпочтений потребителя, в первую очередь наиболее частые покупки, предпочитаемый способ доставки, поведенческие особенности в магазине и многое другое.
В 2018 году стремление перейти на многоканальность будут демонстрировать все больше компаний, чтобы достичь грандов вроде Amazon, IKEA и Walmart [1].
На рынке онлайн-ритейлеров, постоянно повышающих удобство системы покупки, доставки и пунктов выдачи, появился эффективный и удобный сервис «ClickandCollect», который является весьма полезным инструментом для поддержания посещаемости магазина и сохранения устойчивого положения в современной многоканальной ритейл- среде.
Сервис «ClickandCollect» представляет собой систему заказа товара через Интернет-сайт компании с последующим его получением в одном из физических магазинов.
Будучи довольно простой концепцией, «ClickandCollect» создает впечатляющую статистку, оправдывающую серьезное внимание со стороны ритейлеров [2].
Практика показывает, что «ClickandCollect» популярен по причине того, что это действительно быстрый и удобный способ заказа для занятых и требовательных покупателей. Он ставит потребителя во главе контроля, позволяя ему уместить шопинг в индивидуальный образ жизни и личные обстоятельства. Сервис доставки обычно избегается, так как предполагает длительное ожидание покупателем товара у себя дома, что может быть неудобным для деловых людей.
Из практики коммерции хорошо известно, что предпочтения и пожелания каждого клиента уникальны. В этой связи необходимо отметить, что 2017 год стал началом эры интерактивного шоппинга с очень гибкой персонализацией [1]. Действия потребителей учитываются, и данные, которые собираются, является информацией для автоматизированных систем аналитики и персонализации.
В настоящее время в магазинах можно столкнутся с практикой применения безналичного шопинга. Повсеместно внедряется оплата покупок с помощью мобильного телефона, при этом потребитель применяет или приложение для мобильных устройств своего банка, либо софт, который поставляется ритейлером. Данный способ очень удобен также для сохранения чеков и квитанций, приходящих потребителю на электронную почту [1]. Поэтому вполне ожидаемо, что в ближайшем будущем самым большим огорчением во время посещения магазина будет не забытые дома наличные деньги, а разрядившийся мобильный телефон.
В наше время телефон – главный друг не только прокупателя, но и ритейла в процессе сбора информации о потенциальных клиентах. Эта информация, которая называется BigData, содержит информацию о «средних чеках», пожеланиях и предпочтениях потребителей. Таким образом, BigData – это ключ к лояльности потребителя, позволяющий как можно больше персонализировать взаимоотношения. Большинство ритейлеров создают для таких целей свое программное обеспечение [4]:
Во-первых, данный софт позволяет продавцу найти большее количество информации.
Во-вторых, делает лучше сервис для постоянных клиентов. В некоторых крупных магазинах помощью приложения в телефоне клиент получает неплохие привилегии.
Современный ритейл старается сделать для клиента проще и удобнее как процесс приобретения продукта, так и его доставку. Возможно, в скором времени магазины последуют примеру онлайн- ритейлеров, которые успешно наладили оперативную транспортировку посылок беспилотниками. Время доставки в таком случае будет сведено к минимуму.
В идеале клиента не должно волновать то, как покупки будут доставлены в его дом - об этом должна думать соответствующая служба магазина. Более того, ритейлер и покупателю поможет с транспортом. В некоторых известных магазинах этой цели служит интерактивный киоск, через который можно быстро заказать такси [5].
В заключение можно отметить, что в наше время, компании, которые работают в сегменте онлайн-продаж, продолжают внедрять различные инновации, тем самым повышая свою конкурентоспособность. Новые бизнес-процессы не всегда требуют больших вложений, но однозначно нуждаются в более нестандартных подходах и творческом мышлении.
Список литературы
Алексунин В Электронная Коммерция и маркетинг в Интернете / В Алексунин, В Родигин - М: Дашков и Ко, 2014 - 216 с
Сибирская Е. В., Старцева О. А. Электронная коммерция; Форум - Москва, 2016. - 288 c.
Юрасов А.В. Электронная коммерция; Дело - Москва, 2014. - 480 c.
Гаврилов Л. П. Информационные технологии в коммерции: учебное пособие / Л. П. Гаврилов. - Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 238 с.
Олейник П.П. Корпоративные информационные системы: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2016. (Стандарт третьего поколения).