Доля покупок, совершаемых пользователями в Интернете, неумолимо растет. Так, объем внутрироссийских онлайн-продаж в 2016 году составил 650 млрд руб., то есть, с учетом поправки на инфляцию, отмечается прирост в 3% [1, c.12].
Все это обусловлено высокой степенью проникновения сети Интернет в России. По прогнозам компании, GfK в России в 2017 году ожидается порядка 100 млн. активных Интернет-пользователей (по итогам 2015 года в России насчитывалось 84 млн. пользователей) При этом, объем мобильного Интернет-трафика уже вырос до 37,2%. [2].
По данным Criteo и Google доля покупок с мобильных устройств в мире уже составляет 23% от общего числа, из них 53% были совершены через смартфон, при этом 81% из них - спонтанно [4], [5].
Данная тенденция позволяет уже сегодня выделить мобильную коммерцию в отдельный сегмент электронной коммерции, благодаря смартфонам и планшетам, которые сегодня являются обязательными девайсами экономически активного населения: данные устройства облегчают жизнь потребителей, поскольку они больше не привязаны ни к рабочему месту, ни к проводному Интернету при совершении покупок.
Несмотря на то, что новая модель взаимоотношений между продавцом и потребителем на рынке мобильной коммерции в России только развивается, уже сегодня можно наблюдать тенденцию роста количества онлайн заказов, выполняемых с мобильных устройств, сопровождаемых увеличением объема применения мобильных приложений в мобильной коммерции. В России почти 30% опрошенных когда-либо совершали покупки в интернете со смартфона, причем половина из них воспользовалась для этого специальными приложениями [6].
Создание мобильных приложений, в первую очередь, ориентировано на потребителей и их потребности. Именно сочетание данных условий гарантирует рост использования мобильных приложений, а значит и повышение продаж компании, что является первоочередной задачей для разработчика. Благодаря мобильным приложениям продавец может представить информацию пользователю в более доступной и комфортной форме, облегчить поиск нужного товара или услуги, минимизировать временные затраты потребителя.
Подтверждением эффективности мобильного приложения может послужить Интернет – магазин «Ozon». С введением в оборот мобильного приложения данного сайта продажи значительно увеличились. Теперь создатели приложения трудятся над его усовершенствованием для поддержания тенденции увеличения числа онлайн продаж [9].
В настоящее время приходит осознание того, что данный метод по увеличению продаж будет использоваться большинством участников рынка, учитывая уже имеющийся прогресс. Предпосылок для снижения популярности в России компактных гаджетов в ближайшее время не предвидится, а значит совершенствоваться в этом направлении необходимо и перспективно.
На сегодняшний день можно наблюдать борьбу мобильных приложений и адаптированных версий сайтов Интернет-магазинов [7].
Мобильные приложения имееют в этой борьбе ряд преимуществ, среди которых можно выделить[3]:
мотивацию к покупке через мобильное приложение, путем предоставления в нем дополнительной скидки;
постоянную бесплатную визуальную рекламу в виде логотипа на рабочем столе мобильного устройства;
push-уведомления, которые ненавязчиво напоминают клиенту о компании.
Для изучения ситуации на рынке мобильной коммерции в Брянском регионе нами было проведено маркетинговое исследование, в котором в качестве респондентов выступали 187 студентов и выпускников Брянских вузов в возрасте от 18 лет.
Анализ полученных результатов показал, что среди опрошенных только 18,11% респондентов не прибегают к услугам мобильной коммерции и не совершают заказы непосредственно через мобильные приложения.
Данная тенденция присуща преимущественно к поколению в возрасте до 25 лет, что обусловлено высокой степенью проникновения мобильного Интернета именно в данной возрастной группе [10, с. 172].
Наши исследования показали, что гендерный признак фактически не оказывает никакого влияния на использование услуг мобильных приложений: более половины опрошенных и юношей, и девушек прибегают к услугам программного обеспечения, установленного на их мобильные устройства.
Следует отметить, что среди участников эксперимента более 80% респондентов являлись студентами и не имели собственного постоянного дохода. При этом наибольшее участие в совершении покупки через мобильное приложение принимали те респонденты, у которых уровень дохода в семье на одного человека превышает 20 тысяч рублей. В семьях же, где доход на человека ниже данного значения, совершение заказов в Интернет-магазинах происходило реже: лишь 34,7% респондентов использовали мобильные приложения при совершении заказа.
Выводы
В настоящее время на российском рынке электронной коммерции наблюдается бурное развитие сектора мобильной коммерции, что приводит к выигрышу как продавцов, так и покупателей:
Если фирма идет в ногу с требованиями покупателей и предлагает удобный способ выбора и оплаты товаров и услуг через мобильное приложение, то уровень ее продаж, несомненно, вырастет.
Покупателю выгодно не тратить время в торговых центрах, а совершать покупки с использованием мобильных устройство, не выходя из дома.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что развитие мобильных приложений является необходимостью, с которой столкнуться в скором времени все игроки рынка электронной торговли в России.
Россияне в возрасте до 25 лет чаще всего прибегают к услугам мобильной коммерции и совершают заказы в Интернет-магазинах непосредственно через мобильные приложения, что обусловлено высокой степенью проникновения мобильного Интернета именно в данной возрастной группе, независимо от гендерного признака.
Список литературы
Божук С.Г., Краснов А.С. Развитие методов маркетинговых исследований поведения потребителей в виртуальной среде //Практический маркетинг. - 2016. - № 12-1 (2381). - С.11-16.
Проникновение Интернета в России: Итоги 2015 года [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: http://www.shopolog.ru/news/proniknovenie-interneta-v-rossii-itogi-2015-goda/ (дата обращения: 10.12.2017).
Criteo. State of Mobile Commerce. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.criteo.com/media/2513/criteo-state-of-mobile-commerce-report-q2-2015-a4-digital.pdf (дата обращения: 11.12.2017).
50 Must-Know Mobile Commerce Statistics and Facts. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://resources.mobify.com/50-mobile-commerce-stats.html (дата обращения: 09.12.2017)
Развитие Интернета и его значение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bizhit.ru/ (дата обращения: 11.12.2017).
Краснова С.А., Краснов А.С. Бренд-имидж, как инструмент дифференцирующего позиционирования ВУЗа на рынке образовательных услуг //Информационные технологии и системы: управление, экономика, транспорт, право. - 2015.-№2(16). - С. 175-177.
Worldwide Quarterly Mobile Phone Tracker [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.idc.com/tracker/showproductinfo.jsp?prod_id=37 (дата обращения: 10.12.2017).
Россияне увеличили Интернет-покупки через мобильные приложения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mresearcher.com/2016/02/rossiyane-uvelichili-internet-pokupki-cherez-mobilnye-prilozheniya.html (дата обращения: 11.12.2017).
Краснов А.С. Особенности проведения маркетинговых исследований в сети Интернет// Информационные технологии и системы: управление, экономика, транспорт, право.- 2015.-№2(16). - С. 172-174.