Email-маркетинг в широком смысле представляет собою реализацию маркетинговой деятельности с использованием информационных, коммуникационных и Интернет-технологий и систем. В узком смысле - это маркетинговая деятельность субъектов на электронном рынке [3].
В практике бизнеса понятия электронного маркетинга и Интернет-маркетинга часто употребляются как синонимы.
Рассматривая определение маркетинга на электронном рынке, важно также установить, что обозначается в качестве объекта и субъекта маркетинговой деятельности на этом рынке.
Объектом маркетинговой деятельности на электронном рынке является информационно-аналитическая и экспертно-исследовательская деятельность с использованием сетевых информационных систем и технологий:
• по выбору конкурентной позиции на рынке, где компания выступает со своим продуктом;
• определение стратегий его продвижения и распределения, выбору рекламной и ценовой политики с учетом всех факторов внешней и внутренней среды в условиях риска и неопределенности.
Субъектом маркетинговой деятельности на электронном рынке выступает, как и в классическом маркетинге, деятельность конкретного собственника, компании по целенаправленному регулированию деятельности фирмы, производимому по определенной технологии с использованием системы методов анализа и обработки цифровой информации электронного рынка для достижения поставленных целей [5].
Процесс управления маркетингом на электронном рынке отражает совокупность операций и процедур, выполняемых работниками маркетинговых служб компаний в определенной последовательности:
• сбор и анализ информации о поведении рынка и конкурентов на нем посредством использования сети Интернет, хранилища корпоративных баз данных;
• экспертизу стохастических и динамических процессов на данном сегменте рынка;
• моделирование психологических реакций поведения потребителя на электронном рынке, моделирование стратегий в условиях риска и неопределенности, формулирование новых стратегий развития текущих рынков, проникновения на рынок, стратегических альянсов и консолидации, стратегий диверсификации и др.[2].
Продукты и технологии, реализуемые с использованием возможностей Интернета, можно разделить на электронные и реальные. Электронные—продукты включают в себя множество видов аудио, видео, программного обеспечения, электронных книг, журналов, газет и медия - комплектов словом, все, что может быть непосредственно передано с одного компьютера, подключенного к сети, на другой. К реальным товарам относятся все товары, которые привыкли видеть в традиционных магазинах [6].
Доставка электронных товаров не связано с высокими затратами как для продавца, так и покупателя. Поэтому можно заказать, например, программный продукт непосредственно у производителя. Товар будет доставлен покупателю немедленно либо по электронной почте, либо любым другим способом передачи через сеть интернет.
В случае с реальным товаром дела обстоят сложнее. После заказа такие товары уже фактически транспортируются, что, безусловно, повлияет на их цену. Следует иметь в виду, что стоимость перевозки состоит в основном из двух составляющих: расстояния доставки и веса товара. Сразу становится ясно, что отечественному покупателю придется отказаться от услуг многих зарубежных интернет-магазинов. Транспортные расходы возросли в основном за счет импортных пошлин и других налогов из любой страны, составляя почти половину стоимости транспортировки. В настоящее время Канада является единственной страной, которая пыталась решить проблему. Правительство предоставило крупным компаниям судоходное право контролировать сбор налогов и сборов на товары, цена которых не превышает 1600 долларов. В результате скорость транспортировки выросла втрое, а ее цена значительно упала.
Продукция
Определения затрат на производство и реализацию
Изучение спроса и предложения
Определение страны назначения
Цена
Рисунок 1 - Формирования цены на электронную продукцию
Что касается отечественных электронных магазинов, то немаловажным фактором является то, что большинство из них базируются в Москве или других крупных городах. По этой причине жители крупных городов оказались в лучшем положении. Стоимость перевозки грузов по Москве, как правило, варьируется в диапазоне от 4 до 25 долларов. При этом стоимость доставки в другие регионы превышает эти цифры в 2-3 раза.
Решающую роль в жизни Интернет-магазин-это выбор ассортимента. Конечно, можно быть на рынке электронных магазинов, предлагая радикально новый продукт, и принимая наиболее выгодную нишу рынка. В противном случае, можно начать продавать что-то, что пользуется наибольшим спросом. Однако в этом случае не избежать конкуренции с другими магазинами. Список товаров в сети наибольшим спросом приведен в таблице 1.
Таблица1–Электронный спрос на различные виды товара, %
Наименование |
Процент от общего числа продаж |
Программное обеспечение |
16 |
Книги |
14 |
Вычислительная техника |
13 |
Музыкальная продукция |
11 |
Домашняя электроника |
6.5 |
Видеопродукция |
5 |
Туристические услуги |
5 |
Одежда |
4.5 |
Билеты на различные мероприятия |
4 |
В этом списке не указывается один вид продукции - продукты питания. Это связано с трудностями при транспортировке данного вида продукции, сроками хранения и другими причинами. Тем не менее, этот рынок очень привлекательным для Интернет-коммерции, и в будущем он может стать крупнейшим в Интернете (например, американцы покупают еду на 500 миллиардов долларов в год).
Привлекательность этого вида бизнеса можно оценить следующим образом: стоимость среднего заказа в супермаркетах, торгующих напрямую, составляет около ста долларов; некоторые компании говорят, что их клиенты в среднем делают 46 заказов в год.
Какие еще игроки рынка электронной коммерции могут мечтать об объеме торгов в 4,6 тысячи долларов на клиента, в год!
России, конечно, не Америка, но цифры, экстраполированные к нашей реальности, тоже могут дать основание для размышлений.
Например, российский Интернет-магазин XXL.ru который занимается этим видом деятельности можно охарактеризовать как процветающий.
Список литературы
Налоговый Кодекс РФ от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (в ред. от 04.05.2017)
Алексеева Т.В., Бабенко В.В., Давидавичене В.В., Дик В.В. и др. Электронный бизнес / Под общей редакцией В.В. Дика и А.И. Уринцова. — М.: Горячая линия - Телеком, 2015. - 542 с. - 1500 экз. - ISBN 978-5-9912-0503-0.
Гаврилов, Л.П. Основы электронной коммерции и бизнеса / Л.П. Гаврилов. - М.: Солон-пресс, 2014. - 592 c.
Попов, В.Б. Методологические основы управления и информатизации бизнеса: Учебное пособие / В.Б. Попов. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 376 c.
Прохода И.А. Стимулирование инновационной деятельности малых инновационных предприятий // Вестник Брянского государственного университета. – 2014, №3. – с.206-209.
Юрасов А.В. Основы электронной коммерции. Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Горячая линия - Телеком, 2015. - 500 с. - 500 экз. - ISBN 978-5-9912-0333-3.