ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БАНКИНГА В РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БАНКИНГА В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
За последнее десятилетие банк предлагает все больше различных видов дистанционного банковского обслуживания. Это связано с высоким проявлением интереса на банковские продукты. Например, кредиты, депозиты, денежные переводы, оформление банковских карт и т.д.. Рассмотрим основные понятия электронного банкинга.

Электронный банкинг (e-banking) - это деятельность банка по предоставлению комплекса услуг клиентам с помощью компьютерных технологий [6].

Объем российского рынка электронного банкинга в 2015 году составил 18 млн. пользователей, а общая сумма транзакций физическими лицами через Интернет-банкинг - 620млрд. рублей. В России множество крупных банков сегодня имеют свои приложения Интернет-банкинга и мобильного-банкинга [5].

Виды платежей, которые осуществляются через электронный банкинг в России разнообразны.

Классические услуги Интернет-банкинга включают сервисы:

  • по оплате мобильной связи;

  • по оплате жилищно-коммунальных услуг;

  • погашения кредита любого банка;

  • по переводу платежей, в том числе клиентам стороннего банка;

  • по оплате Интернет-покупок;

  • по оплате штрафов, пошлин, государственных и негосударственных услуг;

  • по контролю бюджета;

  • «автоплатеж»;

  • кредиты (оставить заявку, а в некоторых банках и оформить удаленно);

  • открытие вклада [3].

Наиболее популярным видом транзакций электронного банкинга является перевод платежей. Согласно статистике, такие операции выполняют 70% пользователей. Также в число популярных транзакций Интернет-банкинга вошли погашение кредита и оплата услуг ЖКХ. При этом, у более 80% граждан нашей страны наибольшим спросом пользуется Сбербанк России, что иллюстрирует диаграмма, приведенная на рисунке 1.

Рисунок 1- Топ-10 Интернет- банков по количеству пользователей

На сегодняшний день банки предлагают достаточно широкий спектр услуг, однако у разных банков системы Интернет-банкинга существенно различаются по своей функциональности. Первый тип систем позволяет получить лишь информацию по счетам, второй – позволяет выполнять регулярные платежи всех основных типов, третий – выполнять практически весь комплекс банковских услуг вплоть до кредитования. Наибольшее распространение сейчас получили системы второй категории, поэтому в основном банки предлагают своим клиентам достаточно полный и весьма схожий комплекс услуг[5].

Однако существуют некоторые различия, которые зависят от масштаба банка. Более крупные банки, имеющие хорошо развитую информационную систему, предлагают своим клиентам различные сложные виды операций, помимо простой проверки баланса. Так, на сегодняшний день, проверка баланса не является чем-то необычным. Но при этом банки, имеющие небольшой масштаб, могут более мобильно и быстро внедрять различные идеи и новые возможности. В то время как крупным банкам для этого необходимо помимо времени еще и большее количество затрат на воплощение в реальности какой-либо идеи.

Одним из важных этапов в создании Интернет-банкинга является выбор платформы. Данным выбор основывается на целевой аудитории банка, то на том, на каких клиентов ориентирован банк и какие у них потребности. Так, крупные банки, нацеленные на юридических лиц, выбирают более консервативный и надежный вариант систему «клиент-банк». Так как в данном случае наиболее важна защита информации, а в этой конкретной системе данные передаются через выделенные каналы связи.

В свою очередь средний и малый бизнес, основывается на скорости доступа к счетам из дома, офиса или другого города, а не на защищенности. Именно поэтому, осуществляется переход на Интернет- технологии.

Еще несколько лет назад мобильный банкинг ограничивался SMS-рассылкой об операциях и не позволял дистанционно управлять счетами. Сейчас же с помощью мобильного банкинга мы можем переводить деньги на счета другого клиента и даже другого банка, переводить деньги на счета организаций, оплачивать различные услуги, штрафы, кредиты, мобильную связь и так далее.

Учитывая исключительную удобность мобильных устройств, а также факт неразлучности людей с их гаджетами, появление мобильного банкинга становится одним из наиболее важных факторов конкурентоспособности банка на рынке банковских услуг. Такой вид банктнга удобен для обеих сторон. Для клиента – это возможность производить множество банковских операций со своего телефона, не выходя из дома. А для банка – это способ обслужить большее количество клиентов без издержек на создание новых офисов и оплату персонала.

Можно с уверенностью утверждать, что роль Интернет-банкинга будет только увеличиваться. Ведь уже сейчас многие люди не могут представить свои обычные транзакции по карте без применения мобильных устройств. Как сообщил Генеральный директор Mediascope Руслан Тагиев на крупнейшей конференции Рунета «РИФ+КИБ 2017», по состоянию на октябрь 2016 — март 2017 года ежемесячная аудитория Интернета достигла в России 87 млн. человек, что составляет 71 % всего населения страны. При этом 66 млн. человек, или 54% от населения РФ, пользуются Интернетом хотя бы 1 раз в месяц через мобильные устройства, а 20 млн человек — 16% от населения страны — только с мобильных устройств [5].

По данным аналитического агентства Markswebb Rank&Report, которое проводит ежегодные исследования эффективности российских сервисов Интернет-банкинга физических лиц, на 2016 год 64,5%, или 35,3 млн российских Интернет-пользователей в возрасте от 18 до 64 лет пользуются Интернет-банкингом для частных лиц. В городах с населением от 100 тысяч человек Интернет-банкингом пользуются уже 68,2% (22,9 млн человек) [2].

Интернет-банкинг является очень перспективной средой для развития банковских услуг. Использование Интернет-технологий в обслуживании клиентов позволяет ускорить и упростить данный процесс. Основными перспективами Интерне-банкинга является расширение и улучшение функциональных возможностей, внедрение все большего количества банковских операций в мобильный банк.

Но существуют и некоторые преграды на пути развития Интернет-банкинга. Во-первых, это компьютерная и информационная безграмотность населения, а во-вторых, это недоверие к новым технологиям. Но мы считаем данные преграды несущественными. Те возможности, которые дает Интернет-банкинг, а в частности мобильный банк, позволяют нам сэкономить огромное количество времени, что немаловажно в ускоренном городском темпе жизни. Так же, Интернет-банкинг позволяет без посещения офисов банка выполнять многие операции.

Помимо функционального расширения услуг банка, меняется способ консультирования клиентов банка. На смену привычным call-центрам приходят онлайн-чаты, при помощи, которых более оперативно выполняется обслуживание клиентов. На смену сложным интерфейсам появляются интуитивно понятные и более простые для пользователя меню. Ввод номеров карты заменяется сканированием. Перевод денежных средств становится возможным по номеру телефона, прикрепленному к карте клиента. Так же перспективно распространение бесконтактных платежей по технологии NFC (пока функция реализована только у двух банков — Тинькофф и МДМ). Осуществляется разработка приложений для умных часов. Данные приложения реализуются как дополнение к мобильному банку смартфона или планшета.

Таким образом, существует много перспективных направлений в мобильном банкинге. С каждым годом различных разработок становится все больше, и мобильный банк становится все более удобным и функциональным, а также позволяет нам выполнять большое количество различных транзакций с мобильных устройств.

Список литературы

  1. Internet Banking Rank 2016 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://markswebb.ru/e-finance/internet-banking-rank-2016/ (Дата обращения:15.12.17).

  2. Mobile Banking Rank 2016 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://markswebb.ru/e-finance/mobile-banking-rank-2016/ (Дата обращения:15.12.17).

  3. Аудитория Интернета [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://2017.russianinternetforum.ru/news/1298/ (Дата обращения:15.12.17).

  4. Интернет-банкинг - что это такое? [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://businessman.ru/internet-banking-eto-chto-takoe.html (Дата обращения:15.12.17).

  5. Перспективы развития электронного банкинга [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://works.doklad.ru/view/ySJpCbaeZjE/4.html (Дата обращения:15.12.17).

  6. Электронный банкинг [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://uchebnikionline.com/finansu/platizhni_sistemi_-_vovchak_od/elektronniy_banking.htm (Дата обращения:15.12.17).

Просмотров работы: 2998