ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Никитин М.Е. 1
1Технический институт (филиал) СВФУ им. М. К. Аммосова в городе Нерюнгри
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Последнее десятилетие сфера начального образования также претерпевает значительные изменения, которые связаны с требованиями времени, условиями жизни человека, семейного воспитания, а главное, трансформацией насущных проблем воспитания и условий социализации детей младшего школьного возраста. Данный факт подтверждает ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО), который разработчики называют «стандартом поддержки разнообразия детства» [4].

О важности социального воспитания свидетельствует тот факт, что проблемами личностного развития младшего дошкольника занимается целый ряд ведущих российских ученых.

По мнению Д.В. Ольшанского, К.В. Рубчевского: «…Социализация – это результат формирования, развития, становления личности на протяжении всей жизни, который достигается в процессе взаимодействия личности и общества…» [1].

Анализ исследований педагогов в области социального воспитания младших школьников, таких как А.А. Майер, Л.В. Трубайчук, Р.М. Чумичева, Л.В. Коломийченко, Н.Ф. Голованова, В.Т. Кудрявцев позволяет говорить о доминирующем направлении развития личности в современной социальной психологии [5].

Проблемы многоплановости развития личности детей младшего школьного возраста, являются предметом изучения ведущих российских педагогов. Отечественные педагоги В.И. Загвязинский, О.А. Селиванова и др. считают, что именно в этом возрасте каждый ребенок проходит большой путь в своем личностном развитии.

Общеизвестно, что социальная психология, изучающая не только личность в спектре своих возможностей, но и изучает и исследует так называемый процесс социализации личности.

Понятие «социализация личности» имеет разные определения в социальной психологии. В различных словарях и психологической литературе рассказываются самые различные версии. В современной отечественной социальной психологии с термином «социализация личности» существуют синонимы, которые выступают в терминах: «формирование личности, воспитание личности, становление личности» и другая терминология[2].

Три приведенных термина-синонима очень подробно раскрывают описание социализации человека. К примеру, понятие «формирование личности»описывается действительно более широким понятием, чем «социализация личности», которая охарактеризует лишь некоторые аспекты формирования, которые активно вступают в жизнь субъекта деятельности.

Понятие «воспитание личности» содержит основные педагогически организованное воздействия на субъекты, в котором может быть использована социализация и различные воздействия на личность.

Понятие «становление личности» характеризуется с саморазвитием личности, самостоятельную социализацию в обществе, формирование в себе различных черт характера, а также процессы самовоспитания.

В основных положениях исследователей состав социального воспитания рассматривается в понятиях различных ценностей социальной культуры человека: правовой, национальной, этнической, гендерной, духовно-нравственной. При этом необходимо подчеркнуть, что технологические грани социального и культурного воспитания связываются с главными видами деятельности, позволяющими не только усваивать социальные и культурные ценности, но и массово использовать их в процессе межличностных отношений. Так, например, результаты социального воспитания детей младшего школьного возраста характеризуются с уровнем их опыта и знания социокультурной жизни человека.

Из отечественных ученых разрабатывающих проблемы социализации детей начальных классов можно особо выделить В.И. Загвязинского, О.А. Селиванова и др. Данные авторы считают, что именно во время младшего школьного возраста каждый ребенок проходит огромный путь в своем личном развитии и воспитании.

Цель воспитательной деятельности педагога состоит в руководстве процессами правильной социализации учеников с учетом того, что попутно с процедурой воспитания совершается процесс активной социализации из-за влияния посредников социообщественной среды общества. На этом фоне особое значение приобретает решение трудностей позитивной социализации.

Если обратиться к современному состоянию социальной психологии, то нельзя оставить без внимания появление нового понятия «позитивная социализация»

Теоретический аспект психологии детей младшего школьного возраста расширяется за счет термина «позитивная социализация», который является новым понятием в науке, и который требует тщательного теоретического и практического рассмотрения.

Термин«позитивная социализация» используется в литературе и практике работы начального школьного образования как норматив соответствия осваиваемого и усваиваемого учениками младшей школы социального опыта нравственным направлениям, принятым в обществе. Позитивная социализация, по определению А.В. Мудрика, при определенных условиях воспитания становится более эффективной и способствует направленной социализации участников воспитательной организации [2].

Термин «позитивная социализация» – новое понятие в науке, которое требует тщательного теоретического и практического рассмотрения.

Кроме того, позитивная социализация – это определённое положение человека в обществе, которое обеспечивает возможность его полного физического, умственного, психологического, духовного и нравственного развития с учетом моральных ценностей общества.

Социализация ребенка обязательно должна быть положительной (позитивной), так как развитие социальных навыков у детей – база для дальнейшего развития ребенка и его социализации в обществе, а так же прохождения стадий социализации в начальной школе. В ФГОС НОО говорится что «…важной особенностью организации процесса позитивной социализации и индивидуализации детей – осуществление его в активной деятельности по освоению предметного мира и мира взаимоотношений между людьми, а также в ходе влияния внешних социальных факторов и в организованном образовательном процессе. Одним из основных условий обеспечения целостности социализации выступает организация педагогического пространства НОО» [4].

Таким образом, результативность системы воспитания и позитивной социализации детей младшего школьного возраста может быть значительно повышена при создании специфичного состояния жизни школы, частью которого является внеурочная деятельность со следующими важными отличительными описаниями:

  • направленность на образовательные потребности учеников и их родителей, общественности и государства;

  • понятие моральных ценностей ребёнка должно происходить через его личную деятельность, а так же с педагогической организацией учителей и воспитателей, родителей, сверстников, других значимых для него людей;

  • использование различных источников для осознания ценностей общества (учебный материал, творчество разных народов, литература, фильмография и др.);

  • совместимость деятельности разных субъектов воспитания и социализации, при этом главную роль должна вести общеобразовательная школа;

  • осуществление оптимального подхода в воспитании и социализации детей.

Список использованной литературы

1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб., 2014. – 272 с.

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2011. – 200 с.

3. Позитивная социализация детей школьного возраста: учеб-метод. пособие / Под ред. канд. пед. наук М.Б. Федорцевой. – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2013. – 122 с.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) №1155 от 17 октября 2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта школьного образования» (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 14.11.2013 № 30384).

5. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе: Учеб.пособие. – М., 2012. – 30 с.

Просмотров работы: 231