ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ В ВУЗЕ

Охлопкова И.И. 1, Крашенинникова П.А. 1, Гагаркина Ю.Н. 2
1Технический институт (филиал) СВФУ им. М. К. Аммосова в городе Нерюнгри
2Технический институт (филиал) СВФУ им. М.К. Аммосова в городе Нерюнгри
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В рамках изучения особенностей эмоциональных состояний наиболее интересными для нас оказались эмоциональное состояние преподавателей, сотрудников и студентов, которые, с одной стороны, объединяются единой ведущей учебно-профессиональной деятельностью, с другой стороны, различаются уровнем социальной и эмоциональной зрелости. В связи с этой проблемой мы первые дни недели педагогики и психологии провели мини-исследование, с целью которого выступало - выявление эмоционального настроя на учебу и работу студентов, преподавателей, сотрудников ТИ (ф) СВФУ в г.Нерюнгри.

Улыбина Ю. Н. считает, что «эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, а также выражают состояние нашей души. Человеческие эмоции — огромная сила, которой подвластны не только наши мысли, но и наши действия» [4, с. 62].

Исследование длилось 3 дня. Были повешены плакаты в новом и в старом корпусах института с рисунками трех эмоциональных состояний (позитивное, негативное и нейтральное). Нужно было отмечать с каким настроением и настроем приходят в институт студенты, преподаватели и сотрудники, а также с каким и уходят с института.

В первый день, в общем, участвовало 70 человек. На вопрос: «С каким настроением Вы пришли в институт?», 28 участников (40%) выбрали позитивную эмоцию. Негативное состояние выбрали – 22 человека (31, 5%), нейтральное - 20 (28,5%).

На вопрос: «С каким настроением Вы уходите с нашего института?» получили следующие результаты: с позитивным настроем уходят с нашего института 31 человек (44%); с негативным – 20 (28%); с нейтральным – 20 (28%).

Во второй день участвовали 35 человек. С позитивным настроем на работу и учебу пришли 10 человек (28, 5 %). С негативным – 14 человек (40%). С нейтральным – 11 человек (31,5%). Ушли с позитивным настроем 12 студентов и преподавателей (31,5 %). С негативным 13 (34%). Нейтральное состояние было у 10 человек (28, 5%).

На третий день отметили свое эмоциональное состояние 57 человек. С утра рабочий свой настрой наши участники отметили следующим образом: 20 человек выбрали позитивное состояние, что составляет 35 % из всего количества участников; 23 участника выбрали негативное эмоциональное состояние (40%); Нейтральное состояние выбрали 14 человек (25 %). Вечерний итог работы показал, что с работы и с учебы наши участники уходят домой: с позитивным эмоциональным состоянием - 21 (43 %); с негативным - 15 (31 %); с нейтральным - 13 (26 %).

Таким образом, проведенное нами мини-исследование выявления эмоционального настроя и состояния студентов, преподавателей и сотрудников, за эти три дня, показал, что в нашем институте учатся и работают люди, которым нравится находиться здесь. Большинство приходят с хорошим настроем и уходят с позитивным настроением.

Также было проведено занятие с элементами тренинга, направленного на изучение общения. В нем участвовало 10 человек. Определяя тренинг как психологическое воздействие, Л.А. Петровская пишет: «…. весь курс тренинга и каждое отдельное его занятие можно рассматривать как ситуацию воздействия. Методы воздействия прямо ориентированы на вмешательство в развитие группы или личности с целью вызвать определенные изменения» [2, 132].

И.В. Вачков пишет: «Тренинги, будучи формой практической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий занятия» [1, с. 78].

В начале проведения тренинга были обговорены правила тренинга. Сами участники тоже предложили свои правила и пожелания. Мы начали свой тренинг с упражнения на знакомство. Сначала все были растеряны, стеснялись, но после того как ведущий предложил свое имя и начал упражнение, все сразу подтянулись к упражнению.

Далее было упражнение «Эмоции». Участники должны были показать ту эмоцию, которая была написана у них в карточке той частью тела или органом, который был написан во второй карте. Все вели себя скованно, стеснялись, но задание выполняли.

Затем провели упражнение «Аплодисменты». Упражнение всем очень понравилось.

Следующее упражнение «Распространение слухов». В процессе этого упражнения все участники тренинга узнали на практике, как искажаются информации, когда ты принимаешь информацию не от первоисточника.

Завершали тренинг упражнением «Комплименты». Все участники, сидя в кругу должны повернуться к участнику справа от него и сказать комплимент. В конце многие признались, что принимать комплименты тяжелее, чем их говорить.

Во время рефлексии, где участники тренинга отвечали на вопросы «Что больше понравилось?», «Что не понравилось? И почему?».

Подводя итог можно сделать вывод, что тренинг прошел удачно, всем присутствующим понравились все упражнения и задания. Все участники высказали свое мнение о том, что они хотели бы чаще бывать на таких мероприятиях.

В последний день недели педагогики и психологии нами был проведен круглый стол на тему «Психологическая готовность студентов к обучению в ВУЗе». Участие принимали студенты с 1 по 4 курс, в количестве 25 человек. «Круглый стол – это мероприятие проблемного характера, на котором в ходе модерируемой дискуссии обсуждается та или иная тема в одном из следующих ракурсов: постановка проблемы и обмен мнениями; обобщение идей и мнений, касающихся заявленной проблематики; поиск путей развития и решения обозначенной проблемы» [4, с. 94].

Были затронуты многие проблемные вопросы, волновавшие участников круглого стола. Самыми обсуждаемыми вопросами данного мероприятия были:

  1. Как вы понимаете, что такое психологическая готовность к обучению? Что в нее входит?

На этот вопрос от студентов поступили такие ответы: умение находить общий язык с преподавателями, хорошие взаимоотношения со своими одногруппниками, умение адаптироваться к новым условиям, умение слушать и правильно воспринимать информацию, умение правильно планировать свое время, стремление участвовать во внеучебной жизни университета.

Стоит отметить, что мнения первокурсников и более старших курсов студентов значительно отличались. Более опытные студенты давали ответы, склоняясь больше к дисциплинированности, а студенты 1 курса считают, что многое зависит от личностных качеств.

  1. С какими проблемами Вы столкнулись, поступив в наш университет?

Участники круглого стола отметили, что существует целый комплекс проблем. Например, у иногородних студентов это высокая стоимость проезда к месту учебы, а у ребят с улусов выражается в языковом барьере и долгой адаптации к новому месту жительства. Также были отмечены проблемы семейного плана, проблемы распределения времени у работающих студентов и адаптации к новому коллективу.

  1. Какие из присущих Вам качеств больше всего помогают вам в учебном процессе? А какие мешают?

Ответами на вопрос о качествах-помошниках стали: мобильность, способность к самообучению, стремление к сотрудничеству, умение планировать свое время, усидчивость, гибкость мышления, грамотная речь, креативность, оригинальность, воспитанность, уверенность в себе, целеустремленность, уравновешенность, трудолюбие, хорошее чувство юмора.

Качествами, которые мешают студентам в обучении стали: стеснительность, инфантилизм, несамостоятельность, завышенная/заниженная самооценка, неумение работать в команде, нетерпеливость, неумение находить компромисс, вспыльчивость, безучастность.

  1. Какие виды, формы, приемы работ могут положительно повлиять на адаптацию и высокий уровень успеваемости студента в ВУЗе?

Отвечая на данный вопрос, участники круглого стола отметили высокое значение участия во внеучебных мероприятиях для хорошей адаптации в ВУЗе. К ним относят различные соревнования, пресс-конференции, тренинги, походы, КВН, игры и много другое.

На высокий уровень успеваемости студентов влияют: систематичное посещение занятий, умение пользоваться электроникой (компьютером, телефоном, принтером), самообучение, использование удаленных форм обучения (Skype и т.п.). Для работающих студентов предложили свободное посещение, чтобы им можно было обучаться наравне со всеми. Для студентов, у которых есть дети, сделать при ВУЗе детскую комнату.

В завершении круглого стола выступили студенты с кафедры филологии с докладом на тему «Формирование имиджа Технического института как ведущего Вуза в Дальневосточном Федеральном округе», где рассказали о важности имиджа на рынке современных образовательных услуг и разработали буклеты для привлечения следующего потока абитуриентов в СВФУ.

По итогам нашего круглого стола, мы сделали вывод о том, что успешный студент должен обладать рядом качеств: коммуникабельность, ответственность, способность к самообучению, умение планировать свое время и другие. Также необходим навык владения электроникой, которая может помочь в обучении. Самым главным фактором в модели успешного студента оказалось наличие цели получить высшее образование не «галочки», а для саморазвития и понимания важности получения высшего образования, чтобы в будущем быть конкурентоспособным работником.

Список использованной литературы

  1. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. М.: Издательство «Ось-89», 1999. – с. 349

  2. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. М.: Смысл, 1996. – с. 281

  3. Улыбина Ю. Н. Как контролировать свои эмоции. — М.: Изд-во «Весь год», 2008. — с. 232

  4. Федосов И.В., Лапицкий А.Н. Фразеологический словарь русского языка. — М.: ЮНВЕС, 2003. – с. 289

Просмотров работы: 120