КЛИРИНГОВЫЕ РАСЧЕТЫ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КЛИРИНГОВЫЕ РАСЧЕТЫ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Арефина В.Н. 1
1Брянский государственный университет имени И.Г. Петровского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Переход к рыночной системе хозяйствования обусловливает необходимость глубоких преобразований в платежной системе, существенное влияние на состояние которой оказывают межбанковские расчеты. Одним из главных направлений развития межбанковских расчетов является распространение клиринга в банковской сфере.

Обычно межбанковские расчеты осуществлялись как прямые переводы денежных средств с одних счетов на другие. Но ведь всем известно, что НТП не стоит на месте и в Отечественную практику внедрилась новая форма проведения таких расчетов- это клиринг. Клиринг-это безналичные расчеты.

Возможность применения клиринга при осуществлении межбанковских расчетов базируется на том, что каждый банк одновременно или попеременно выступает как получатель и плательщик денег. Как у получателя у него возникают долговые требования, а как у плательщика - долговые обязательства. В процессе клиринга происходит зачет долгов. Долговые обязательства погашаются долговыми требованиями. При этом реальные деньги не участвуют, а присутствуют только как счетные деньги, что высвобождает средства, занятые обслуживанием денежного оборота, и обеспечивает экономию кредитных ресурсов банка.

Клиринговые расчеты можно организовать между двумя банками, когда долговое требование первого является долговым обязательством второго и наоборот. При этом погашаются взаимные долги. Но наибольшей результативности клиринг достигает при большом количестве участников. При этом необходимо, чтобы клиринговый центр учитывал все долговые требования каждого участника по отношению к другим участникам клиринга и обязательства перед ними с последующим их погашением.

Клиринг может быть организован как через крупнейшие коммерческие банки, так и через клиринговые палаты. Он может успешно использоваться и для обработки платежной информации внутри одного или нескольких банков, имеющих большое количество филиалов, обрабатывая потоки денежных средств между его подразделениями.

На территории Российской Федерации в настоящее время работает множество небанковских кредитных организаций (клиринговых палат).

Отличительной особенностью клиринговых палат перед обычными банками является наличие специальной лицензии Центрального Банка России, которая дает им право производить клиринговые операции между различными банками, но запрещает заниматься кредитованием.

Прием и передача платежных документов клиринговой палатой осуществляется в электронной форме в соответствии с действующим законодательством, нормативными документами ЦБ РФ, положением о клиринге и договором с участниками, определяющим процедуры использования электронной цифровой подписи.

Банки открывают в клиринговых палатах свои счета, на которые переводят часть своих средств. В свою очередь клиринговые палаты открывают свои корреспондентские счета в Центральном банке. Банки - участники клиринговых расчетов создают в клиринговой палате страховой фонд для непрерывного осуществления взаимных расчетов между собой.

За счет средств указанного фонда клиринговые палаты имеют право в случае образования дебетового сальдо у данного банка выдать ему краткосрочный кредит. На основе взаимозачета кредитовых и дебетовых оборотов ежедневно вносятся соответствующие изменения в баланс каждого банка-участника.

С 1 января 2012 года в России вступил в силу Федеральный Закон «О клиринге и клиринговой деятельности». Если раньше данные услуги регулировались парой абзацев закона «О рынке ценных бумаг», то теперь понятие и особенности клиринга подробно раскрыты, а правила такой деятельности четко сформулированы и утверждены.

В новом законе понятие клиринга уточнено. В соответствии с его тезисами, клиринг – это определение подлежащих исполнению обязательств, возникших из договоров, в том числе в результате полного или частичного прекращения обязательств, допущенных к клирингу, и подготовка документов (информации), являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств. Клиринговая организация - юридическое лицо, имеющее право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности.

Если же вспомнить более привычное и общеупотребимое понятие, то клиринг - система взаимных безналичных расчетов за товары, ценные бумаги и оказанные услуги, основанная на учете взаимных финансовых требований и обязательств, а клиринговая компания - посредник, который принимает на себя роль покупателя и продавца в данной транзакции с целью обеспечения заказов между двумя сторонами. Клиринговой организацией может являться только хозяйственное общество (ООО, ОАО, ЗАО и т.д.), созданное в соответствии с законодательством России. Минимальный размер собственных средств клиринговой организации должен составлять не менее ста миллионов рублей.

Клиринговая организация не вправе заниматься производственной, торговой и страховой и иной деятельностью, предусмотренной ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности». Организация, совмещающая клиринг с другими видами деятельности, обязана создать одно или несколько отдельных структурных подразделений.

То есть, если хозяйственное общество пожелает предоставлять клиринговые услуги в России, то ему нужно будет не только получить лицензию, иметь 100 000 000 рублей и соответствовать иным установленным требованиям, но и зарегистрировать Правила клиринга.

Правила обязательно должны предусматривать:

  • Требования к участникам клиринга;

  • Порядок и условия допуска обязательств к клирингу;

  • Порядок проведения клиринга;

  • Права и обязанности клиринговой организации, участников клиринга и лица, осуществляющего функции центрального контрагента;

  • Порядок исполнения обязательств по итогам клиринга;

  • Способы обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, в случае использования такого обеспечения;

  • Условия страхования ответственности лица, осуществляющего функции центрального контрагента, по обязательствам, допущенным к клирингу, если указанная ответственность застрахована;

  • Размер и порядок оплаты услуг клиринговой организации;

  • И иные положения, установленные законом «О клиринге и клиринговой деятельности».

Вся информация о деятельности клиринговой организации должна быть размещена на её сайте. Адрес сайта должен быть обязательно указан в зарегистрированных правилах клиринга.

При осуществлении клиринга и исполнении обязательств, допущенных к клирингу, организации могут использовать счета, на которых учитывается имущество участников клиринга и иных лиц, предусмотренных правилами клиринга. Имущество, используемое для исполнения допущенных к клирингу обязательств, может передаваться оператору товарных поставок на основании договора хранения имущества или договора складского хранения.

Денежные средства, размещенные на соответствующих счетах, и имущество, используемое для исполнения допущенных к клирингу обязательств - особым образом защищены.

К примеру, по долгам клиринговой организации не может быть наложен арест на имущество, находящееся на клиринговом счете, а также не могут быть приостановлены операции по указанному счету. Наложение ареста на имущество должника, находящееся на торговом и (или) клиринговых счетах, не препятствует совершению по распоряжению клиринговой организации операций, необходимых для исполнения или прекращения обязательств, допущенных к клирингу.

Обращение взыскания на имущество участника клиринга или иного лица, находящееся на торговом и (или) клиринговом счетах, а также приостановление операций по торговому или клиринговому счету не допускаются в отношении имущества, которое необходимо для исполнения или прекращения обязательств, допущенных к клирингу.

Клиринговая организация обязана организовать систему управления рисками, связанными с осуществлением клиринговой деятельности и операций с собственным имуществом, которая должна соответствовать объему и характеру операций, совершаемых клиринговой организацией.

В настоящее время после вступления России в ВТО клиринг, который часто применяется в международных расчетах, особенно нуждается в регулировании и контроле. Новым законом установлены достаточно серьезные гарантии, позволяющие защитить участников клиринговых отношений. Разумеется, все сразу учесть невозможно и наверняка закон будет корректироваться с учетом наработанной практики, однако уже сейчас можно сказать, что принятие ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» стало важной вехой в сфере развития клиринговых отношений в России.

Система организации клиринговых расчетов зависит от многих факторов, в том числе от количества региональных банков-участников, распределения потоков платежных документов и денежных сумм, графика работы банков в разных регионах и пр.

Дальнейшее внедрение и развитие межбанковского клиринга в России должно идти по пути широкого применения электронных денежных расчетов, дальнейшей автоматизации и компьютеризации банковской деятельности.

Список используемой литературы:

  1. Центральный Банк Российской Федерации: [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/Bank-notes_coins/nal/.

  1. Деньги. Кредит. Банки [Текст]: учебник; 2-е изд., перераб. и доп./под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. - М.: ТК «Велби», 2011.

  1. Федеральный Закон «О клиринге и клиринговой деятельности».

Просмотров работы: 188