ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Черепахина А.А. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» Шуя, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Конституционная обязанность каждого гражданина оплачивать предусмотренные в рамках закона налоги и сборы является безусловным требованием государства и имеет публично-правовой характер. Эта обязанность закреплена в cт. 57 Основного закона Российской Федерации, гласящей, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».1 При этом, под налогом понимается обязательный, индивидуально определяемый «безвозмездный платеж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства».2

Отношения, возникающие между гражданином и государством вследствие обязанности граждан оплачивать налоги, имеют большое значение, так как формирование доходной части бюджета посредством налогов и сборов - одно из условий существования государства, развития его социально-экономической составляющей. Налоги и сборы возвращаются в «экономику в виде дотаций, субсидий, государственных вложений в разные отрасли экономики, путем обеспечения функционирования здравоохранения, образования и разных форм социальной помощи».3 Невыполнение налогоплательщиком своих конституционных обязанностей, влечет за собой негативные последствия, наносит ущерб государству и обществу, снижая финансовые возможности по выплате пенсий и социальных пособий слабозащищенных граждан, провоцируя социальную напряженность и политическую нестабильность. Как свидетельствуют реалии, в практике достаточно распространены факты неуплаты налогов, как вследствие умышленного уклонения, так и в связи с незнанием действующего налогового законодательства. В связи с указанным, считаю актуальным рассмотреть основные права и обязанности налогоплательщиков, раскрыть основные понятия налоговых отношений.

Отечественная система налогообложения – совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке, - с 1992г. строится по структуре и принципам, отражающим общераспространенные в мировой практике тенденциям. Общие принципы построения налоговой системы предполагает наличие таких элементов как: налогоплательщики, объект налогообложения; налоговые база и ставка; налоговый период, порядок взимания налогов.4 В отдельных случаях законодателем могут предусматриваться налоговые льготы и преференции для налогоплательщиков. Налоговые льготы – полное или частичное освобождение налогоплательщиков от уплаты налога в соответствии c действующим законодательством.

В качестве налогоплательщика законодатель указывает юридическое лицо (российское или иностранное) и физическое лицо (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), на которое законом возложена обязанность по уплате налогов и сборов. Налогообложение физических лиц ведется в соответствии c ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) в налоговых органах. ИНН присваивается каждому плательщику. Присвоенный ИНН не может быть изменен, либо присвоен другому лицу. В том числе он не меняется в связи c изменением места жительства физического лица, сменой личных данных (фамилия, имя, отчество, пол).

Правовой статус (права, обязанности, ответственность) налогоплательщика имеют легальное закрепление в налоговом законодательстве. Основываясь на ч. 1 Ст. 21 НК РФ, можно выделить основные права налогового резидента. К таковым, отнесены:

  • право на получение от налоговых организация бесплатной информации о действующих налогах и сборах, законодательстве, регламентирующем вопросы налогообложения, полномочиях налоговых органов;

  • право на получение налоговых льгот и преференций при наличии на то законных оснований;

  • право представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично, либо через своего представителя;

  • право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

  • право получать копии акта о результатах налоговой проверки и решений налоговых органов;

  • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;

  • право на обжалование в установленном порядке неправомерных решений налоговых органов, действия (бездействия) их должностных лиц;

  • право требовать соблюдения налоговой тайны (неразглашение информации, предоставленной налоговым органам);

  • право на возмещение НДС, которым налогоплательщик может воспользоваться в течение трех лет с того налогового периода, когда оно возникло (п. 2 ст. 173 НК РФ) и другие.

Выше перечислены самые основные права налогоплательщика. Круг таких право значительно шире (ч.1 ст.21 НК РФ). Правовые условия для реализации указанных прав и правовые гарантии и их защиты создаются, и обеспечивается государством.

Правовой статус налогоплательщика предусматривает не только права, но и обязанности. Налоговая обязанность, рассматривается в специальной литературе как в узком смысле (обязанность налогоплательщика уплатить государству соответствующую сумму в порядке и сроки, определённые законодательством о налогах и сборах), так и в широком смысле (вся совокупность обязанностей и прав налогоплательщика). Основные обязанности налоговых агентов нашли свое закрепление в ст.23 НК РФ. Выделим самые основные:

  • своевременность и полнота уплаты налогов. Следует подчеркнуть, что данная обязанность носит конституционно-правовой характер;

  • обязанность предоставлять налоговым организациям необходимую для исчисления и уплаты налогов информацию, а также предусмотренные законом документы и сведения;

  • обязанность выполнять требования об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;

  • обязанность по обеспечению сохранности данных бухгалтерского учёта и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов в течение четырёх лет.

Для такой категории налогоплательщиков, как организации и индивидуальные предприниматели, кроме выше обозначенных обязанностей, предусмотрены специфичные, например, такие как обязанность письменно сообщать в налоговые инстанции:

  • об открытии или закрытии счетов;

  • обо всех случаях участия в российских или иностранных организациях;

  • об объявлении несостоятельности, ликвидации или реорганизации;

  • об изменении своего места нахождения или места жительства.

Кроме того, для определенной категории налогоплательщиков (индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, нотариусы, занимающиеся частной практикой) предусмотрено ежегодное предоставление в налоговые органы по месту жительства налоговой декларации, письменного заявления об имеющихся в их собственности объектах налогообложения, о полученных доходах, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Так, например, в ч.3 ст.44 НК РФ указаны условия прекращения налоговой обязанности, в числе которых:

  • уплата налога налогоплательщиком;

  • смерть налогоплательщика, равно как и объявление его умершим в установленном законом порядке;

  • ликвидация организации налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации;

  • возникновение иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора5.

«В качестве правового механизма исполнения обязанности, закрепленной статьей 57 Конституции России, обеспечения полноты и своевременности взимания налогов и сборов с обязанных лиц, возмещения ущерба, понесенного казной в результате неисполнения данной обязанности, в Налоговом кодексе РФ предусмотрена система мер налогового контроля, а также ответственность за совершение налоговых правонарушений».6

В целях соблюдения налогоплательщиками налоговой дисциплины, законодатель предусмотрел обеспечительные меры (ст. 49 НК РФ):

  • пеня (денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты налогов в более поздние сроки по сравнения с установленными налоговым законодательством. Начисляется за каждый календарный день просрочки)

  • залог имущества (соглашение между залогодателем и налоговым органом, в силу которого последний имеет право в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате причитающихся сумм налога и начисления пеней осуществить исполнение этой обязанности за счёт стоимости заложенного имущества)

  • поручительство (обязательство третьего лица перед налоговым органом исполнить в полном объёме обязанность налогоплательщика по уплате налогов)

  • приостановление операций по счетам в банке (прекращение банком всех расходных операций по счёту налогоплательщика)

  • арест имущества налогоплательщика (действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по временному ограничению права собственности налогоплательщика в отношении его имущества для обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Применяется только к организациям.

К обеспечительным мерам следует отнести и установленную законодателем ответственность за нарушение требований налогового законодательства.

Согласно законодательству РФ лица, виновные в нарушении налогового законодательства, могут привлекаться в установленном законом порядке не только к финансовой (налоговой), дисциплинарной, но и к административной и уголовной ответственности.

Существование любого цивилизованного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек ощущает это непосредственно на себе. В современном обществе механизм налогов, применяется для воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на уровень научно — технического развития. Налоговая система призвана влиять не только на рыночные отношения, укрепляя их, стимулировать развития предпринимательства, но и выступает средством, направленным на минимизацию социального обнищания материально необеспеченных слоев населения, обеспечивать социальную составляющую российского правового демократического государства. Поэтому, каждый должен знать свои права как налогоплательщика и дисциплинировано исполнять соответствующие обязанности.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ o поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 1): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.11.2017 г. N 361-ФЗ)// Российская газета, N 148-149, 06.08.1998

  3. Андреева С.А., Аллагулов Р.Х. Инструменты фискальной политики государства // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/74799 (дата обращения: 29.12.2017).

  4. Печенкина Ю.Е., Бондаренко Т.Н. Собираемость налогов как инструмент пополнения местных бюджетов (на примере Артемовского городского округа Приморского края). Электронный ресурс. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/7/56130 (дата обращения 04.01.2018)

  5. По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П// Правовой портал www.garant.ru

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ o поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31

2 Андреева С.А., Аллагулов Р.Х. Инструменты фискальной политики государства // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/74799 (дата обращения: 29.12.2017).

3 Печенкина Ю.Е., Бондаренко Т.Н. Собираемость налогов как инструмент пополнения местных бюджетов (на примере Артемовского городского округа Приморского края). Электронный ресурс. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/7/56130 (дата обращения 04.01.2018)

4 Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 1): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.11.2017 г. N 361-ФЗ)// Российская газета, N 148-149, 06.08.1998

5 Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 1): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.11.2017 г. N 361-ФЗ)// Российская газета, N 148-149, 06.08.1998

6 По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П// Правовой портал www.garant.ru Консультантплюс

Просмотров работы: 241