КУЛЬТУРНЫЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ МОЛОДЁЖИ Г. ТОБОЛЬСКА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КУЛЬТУРНЫЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ МОЛОДЁЖИ Г. ТОБОЛЬСКА

Новикова А.А. 1, Хамидуллин Р.З. 2
1Филиал ТИУ в г. Тобольске
2Тобольский индустриальный институт Филиал ТИУ в г. Тобольске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из главных институтов, влияющих на формирование ценностной структуры - являются институт семьи и культуры в целом. Однако происходящая трансформация в самих институтах сказывается напрямую на формирование ценностно-традиционных образцов молодёжного сознания. В обществе превалирует массово-развлекательная культура, порой сомнительного качества; происходит отдаление от традиционной, национальной культуры во всех формах проявления.

В связи с исследованием данной проблематики, мы посчитали целесообразным выявить социокультурную инфраструктуру в г. Тобольске: в нашем городе ведет работу уполномоченный орган «Комитет по культуре и туризму администрации г.Тобольска», включающий в себя пять учреждений: Муниципальное автономное учреждение культуры «Центр искусств и культуры»; муниципальное автономное учреждение «Организационно-аналитический центр культуры и искусств; «Центр сибирско – татарской культуры»; муниципальное автономное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» г. Тобольска; муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств имени А.А. Алябьева» г. Тобольска. Кроме того, функционируют различные центры декаративно-прикладного, танцевального, театрального и др. видов искусств.

Основной целью данных организаций реализация направлений государственной политики в сфере культуры и туризма города Тобольска, предусматривающих создание условий для культурной деятельности, свободного доступа населения к культурным ценностям.

Известно, что в материальной и духовной культуре сущностные силы человека только заданы, и для того, чтобы они стали частью личного опыта и личного мира человека, их надо освоить. Достигается это с раннего детства через общение в семье, посредством усилий института образования в целом, посредством обучения и воспитания. Только при данном условии человек социально развивается, сформируется личностная структура на основе заложенных культурных образцов и ценностей.

С целью выявления уровня сформированности культурно-традиционных ценностей в молодёжной среде г. Тобольска (в рамках семьи) мы провели исследование среди жителей г. Тобольска в возрасте от 14 до 68 лет

Как показали результаты исследования только 38% опрошенных респондентов удовлетворены создавшейся культурной инфраструктурой города. Причина неудовлетворённости заключается в нехватке культурно-развлекательных центров, культурных мероприятиях города в целом (концерты, театральные представления, выставки и т.д.).

Наиболее ценным в исследовании представляется выявление культурного климата в семьях горожан. В данном ключе представляется наглядным результаты анализа таких вопросов: «Как часто Вы семьёй посещаете культурные мероприятия и заведения»?«Обсуждаете ли Вы прочитанные книги, просмотренные фильмы, пьесы, выставки»? Анализ полученных результатов позволяют сделать вывод, что культурные мероприятия наши граждане посещают не так часто, в большей степени наиболее привлекательны кинотеатры - т.е. преобладает культура развлекательная (массовая), чем элитарно-художественная.

В ходе исследования было выявлено, что в семьях наших граждан феномен преемственности культурных ценностей просматривается в виде обсуждений художественных произведений, приобщения к народно-декоративному искусству и национальным традициям: 58% опрошенных респондентов поддерживают национальные традиции в семейном укладе жизни. Отмечается, что национальные традиции поддерживаются: в общении на родном языке; обычаях, укладе жизни (праздники, быт); в национальной кухне; культуре, искусстве (песни, танцы, одежда, прикладное искусство и.т.д.).

Как показало исследование наиболее активна во многих сферах жизнедеятельности молодёжь 25-35 лет. Большая часть опрошенных респондентов возрасте 25-35 лет занимаются спортом, чаще совместно с членами семьи, а также увлекаются чтением художественной литературы, обсуждают прочитанное см. рис.1. Опрошенные респонденты в возрасте выше 36 лет предпочитают художественное направление, прикладное рукоделие, техническое творчество, в то время, как молодёжь 19-24 лет самовыражается в вокале, спорте, искусстве. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что 57% опрошенных респондентов возрасте от 14 до 21 года, увлекающиеся спортом, искусством, чтением литературы и техническим творчеством переняли любовь к занятиям от родителей, или при поддержке родителей с детства.

Рис.1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Чем Вы увлекаетесь в свободное от учёбы, работы время?»

В вопросе преемственности национальных культурных образцов, традиций мы посчитали целесообразным выявить отношение респондентов к истории семьи. Анализ результатов позволяет сделать вывод, что в основном история семьи ограничивается ближайшим окружением, жизнь прапоколений остается для молодёжи не известной.

Проведённое исследование позволяет сделать вывод, что процесс преемственности культурных ценностей (на примере ближайшей группы общения- семьи) в нашем городе устойчивый, но граничащий с уровнем «Ниже среднего» и выражается в поддержании культурных национальных образцов, образцов мировой культуры. Наблюдается преобладание принятия массовой культуры, хотя и осознаётся необходимость в повышении культурного уровня, знаний национальной культуры и традиций. В данном контексте актуальными рекомендациями являются совместное посещение представителей семьи разных поколений разнообразных культурных мероприятий, включение в культуру «высокого уровня», организация кружков национально-прикладного искусства, вокала и т.д. В период активной трансформации социально-коммуникативных образцов поведения, внедрения в общество информационных технологий очень важно сохранить национальную культуру, традиции, морально-нравственную основу бытия посредством популяризации культурных образцов высшего порядка (классическая литература, музыка, искусство, ремёсла, традиции, праздники и т.д.).

Библиографический список:

1.Сайт администрации г. Тобольска.

2.Новикова А.А. Развитие социальной компетентности в процессе социализации обучающихся в высшей школе. Современные исследования социальных проблем, 2016. -№1. URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/ 2016.html.

Просмотров работы: 156