Широко применяются интерактивные методы обучения, ориентированные на повышение эффективности обучения, по сравнению с традиционной формой. Традиционные методы обучения базируются на одной общей цели: передать учащемуся новые знания, и донести до него информацию по какому-либо предмету. Основой таких методов является деятельность информативно-иллюстративного характера со стороны педагога и деятельность репродуктивного характера со стороны учащегося, т.еиспользование раннее изученного материала, осуществляется по заложенному образцу или правилу.[1, c.3-5].
Интерактивный метод .(рисунок 1) Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – значит взаимодействовать, состоять в режиме беседы, диалога с кем-либо.Интерактивный метод в обучении основан на эффективной обратной связи в системах «учитель – ученик», «ученик – ученики», «ученик – содержание, изучаемогоматериала»
.
Рисунок 1- Интерактивный метод
Иначе говоря, интерактивное обучение – это, в первую очередь, диалоговое обучение, в котором осуществляется связь между учеником и педагогом, между самими учащимися. Интерактивность обучения указывает вполне точные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся или слушатель ощущает свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, а также создает базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится [3, c.271-275].
Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие и дать им краткое описание. (Таблица 1.)
Таблица 1 –Интерактивные подходы
Интерактивный подход |
Описание |
Творческие задания |
Задания, требующие от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества и имеют, обычно, несколько подходов. |
Работа в малых группах |
Дает всем учащимся участвовать в работе, применять навыки сотрудничества, межличностного общения. |
Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры) |
Разыгрывание участниками сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций. |
Мини-лекция |
Эффективная форма преподнесения теоретического материала. |
Разработка проекта |
Метод, который позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект своих действий по обсуждаемому вопросу. |
Просмотр и обсуждение видеофильмов. |
Использование , как художественных, так и документальных видеофильмов, фрагментов из них, а также видеоролики и видеосюжеты |
Разминки |
Используются с целью снятия психологической и физической нагрузки. Способствуют развитию коммуникативных навыков . |
Обратная связь |
Позволяет выяснить реакцию участников на обсуждаемые темы, увидеть достоинства и недостатки организации и проведения обучения, оценить результат. |
«Мозговой штурм» |
Метод, где от участников не требуется обоснований или объяснений ответов. Используется, когда нужно выяснить информированность и отношение участников к определенному вопросу. |
ПОПС-формула |
Применяется при организации споров, дискуссий. |
Тренинг |
Процесс получения навыков и умений в какой-либо области посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка. |
В дополнение к традиционным формам обучения используются автоматизированные обучающие системы (АСО). В области автоматизации обучения компьютер получил широкое применение и превратился в информирующую систему. Глобальная сеть Internet изменила стандартный подход к знаниям, открывая доступ к любой информации из мирового фонда.
АСО – автоматизированная система обучения, которая предназначена для автоматизации подготовки обучаемого с участием или без участия преподавателя и обеспечивающая подготовку учебных курсов, организацию и управление самим процессом обучения, контроль знаний, проверка заданий и определение уровня знаний, мониторинг его результатов.Основой системы является база знаний, которая содержит электронные учебники тренажеры, тесты, контрольные задания, презентации, обучающие игры. Автоматизированные обучающие системы включают в себя различные составляющие:
‒ работу с лекционным материалом и лабораторными работами;
‒ работу с научной литературой, в том числе изучение различных публикаций и периодических технических изданий;
‒ электронный курс лекций;
‒ виртуальные лабораторные работы;
‒ систему контроля знаний, в том числе: семинары, тесты, контрольные работы, рефераты и зачеты.
Анализ автоматизированных обучающих систем
Learningmanagementsystem (LMS). Cистема управления учебным процессом.
LearningManagementSystem (LMS) - система поддержки очного и очно-заочного обучения, которая может использоваться всеми участниками учебного процесса.
В LMS НИУ ВШЭ у каждого студента есть возможность получить персонифицированную информацию об индивидуальном учебном плане, успеваемости и индивидуальном расписании. Все материалы, опубликованные преподавателем на сайтах изучаемых или пройденных дисциплин, доступны студенту в любой момент времени. Преподаватель может использовать LMS НИУ ВШЭ для размещения материалов к занятиям, ведению рабочей ведомости, обмена сообщения со студентами, использовать тестирование для проверки полученных знаний промежуточного и итогового контроля, организовывать через LMS НИУ ВШЭ сдачу проектов и домашних заданий.
Управление корпоративным обучением (SAP LearningSolution)
SAP LearningSolution (SAP LSO) - приложение для автоматизации процесса обучения, включающее все необходимые компаниям функции управления корпоративным обучением, начиная от формирования контента обучения, его планирования и бюджетирования до получения результатов обучения в виде повышения уровня знаний в компании.
Система управления обучением SAP LearningSolution позволяет реализовывать различные стратегии обучения, включая возможности смешанного обучения. Поддерживаются такие форматы обучения как:
Обучение в аудитории;
Дистанционное обучение;
Тестирования;
Смешанное обучение (учебные планы);
Вебинары;
Социальное обучение.
Дополнительные возможности по определению потребности в обучении на основе оценки компетенций или планов развития сотрудника обеспечивают правильное и своевременное обучение для поддержания должного уровня компетентности персонала. А привлечение в процесс согласования потребности в обучении различных участников процесса (таких как: руководитель, вышестоящий руководитель, специалист по обучению) позволяет снизить затраты на обучение и обучать на действительно актуальных мероприятиях.
Для сотрудника единая точка доступа к любой информации по обучению значительно упрощает процесс подачи заявки на обучение, прохождения обучения и тестирования и подачи обратной связи о качестве обучения.
Проведя краткий анализ обучающих систем, можно выделить основные функциональные требования, которые должны быть учтены при их разработке.
Программа должна обеспечивать возможность выполнения следующих функций:
-содержать теоретический материал тем;
-содержать систему тестирования;
-содержать систему оценивания знаний по результатам тестирования;
-хранение результатов тестирования в памяти;
-содержать задания для практических работ;
-ссылки на интернет ресурсы.
Обучающая система должна обеспечить пользователю легкость восприятия обучения, по темам данного направления. ОС должна быть удобна и проста в эксплуатации [2, c.56].
Заключение
Усовершенствование обучения является основным направлением развития системы образования России. Улучшение качества обучения можно достичь за счет управления объектом обучения в учебном процессе.
Проведенный краткий обзор состояния вопроса указывает, что использование интерактивных методов в организации самостоятельной работы студентов делает процесс обучения мотивированным, эффективным, личностно-ориентированным. Современные технологии требуют изменения взгляда на традиционные формы организации учебного процесса. Введение автоматизированных обучающих систем, определенно, повысит уровень знаний, улучшится качество обучения.Вследствие, использования современных интеллектуальных образовательных технологий и средств виртуализации образовательных ресурсов расширяются возможности, и повышается эффективность научно-образовательного процесса.
Список литературы
Кутакова Е. В. Анализ возможностей интерактивных и компьютерных технологий для повышения качества обучения // Методическая разработка. 2014. С.3-5.
Попова Ю.Б.Классификация автоматизированных систем управления обучением//Системный анализ и прикладная информатика. 2016. С. 56.
Минав Д. М. Использование интерактивных методов обучения на уроках естествознания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. С. 271–275. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970381.htm.