РАЗВИВАЮЩИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИВАЮЩИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Бычкова З.Н. 1
1МГТУ им.Носова,Институт гуманитарного образования, кафедра дошкольного и специального образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Под творчеством понимается созидание чего-то нового, отличающегося неповторимостью, уникальностью и оригинальностью.

Сущность творчества заключается в создании нового, не только в специальных видах деятельности, но и в повседневной жизнедеятельности. Люди каждый день решают многочисленные задачи. И при решении этих задач человек находит новый путь их решения и производит что- то новое, т.е. происходит процесс творчества. И тут требуются такие качества, как логически мыслить, принимать неординарные решения, развитое воображение, предприимчивость, изобретательность.

Дети рождаются с потенциальными задатками. Главная задача образования раскрыть их и развить. Развить способности можно в процессе активной деятельности, дать ребенку установку, основу выполнения работы, создать условия. Как писал Паустовский К. Г.: «Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи»

Средства развития творческой мыслительной активности детей разнообразны. Анализ жизненных ситуаций, осуществляемый совместно с ребенком, его экспериментирование с предметами и объектами природы, разнообразные игры (как индивидуальные, так и коллективные) и многое другое способствуют развитию у детей гибкости мышления, умения создавать образ и оперировать им, рассуждать, выявлять противоречия, соглашаться с чьим-то мнением или отстаивать свое. Развивающие игры стали особо популярны в связи с реорганизацией всей системы образования в нашей стране, когда игра вновь стала: рассматриваться в качестве одного из важных средств обучения, развития и воспитания ребенка (конец 80-х – начало 90-х годов XX столетия). В педагогике стала приоритетной идея развивающего обучения, основанная на психологических исследованиях В.В. Давыдова, Л.В. Занкова и др. [6, с.32]

Идеи развивающего обучения находят отражение в современной практике дошкольного воспитания. Научные основы такого обучения применительно к дошкольной ступени развития заложены в трудах отечественных психологов XX в. (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко и др.). В области педагогической теории наибольшую известность получили исследования А.П. Усовой.

Со второй половины 80-х гг. XX в. и по нынешнее время идеи развивающего обучения получают широкое распространение и реализуются в таких программах, как «Развитие», «Золотой ключик», «Детство». Отдельные элементы развивающего образования представлены в программе «Радуга». [6, с.73]

Проблема развивающего обучения приобретает особую актуальность при переходе детей с дошкольной на школьную ступень детства. Условия преемственности этих ступеней применительно к системе развивающего образования не могут быть созданы в узких рамках тех или иных организационно-педагогических мероприятий (например, занятий в подготовительной группе детского сада).

В образовании преемственность, как правило, обеспечивается двумя путями [2, с.97].

Первый путь – опора на тактику форсирования темпов детского развития, подчинение воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения требованиям и особенностям школьного обучения. Подготовка к школе вытесняет специфические виды деятельности ребенка-дошкольника

Второй путь – наиболее эффективно представлен в работах В.В. Давыдова и В.Т. Кудрявцева и связан с развивающей теорией учебной деятельности. Эти авторы полагают, что если основная задача начальной школы состоит в развитии исходных форм теоретического мышления средствами учебной деятельности, то приоритетом деятельности дошкольной ступени является развитие воображения детей и системы творческих способностей.

В познавательном процессе теоретическое мышление и воображение выполняют единую функцию. В дошкольном детстве творческое (продуктивное) воображение претерпевает интенсивное развитие. Оно активно формируется средствами дошкольных видов деятельности – игры, многообразных разновидностей детского творчества, конструирования, восприятия сказок, самостоятельного сочинительства и т.д. Воображение дошкольника – это почва, на которой позднее вырастает профессионально развитое воображение ученого, художника, изобретателя, и основа теоретического мышления на всех последующих этапах развития.

Заслуживает внимания опыт экспериментального педагогического приложения идей развивающего обучения к математическому развитию детей дошкольного возраста.

Математическая подготовка дошкольников по своему содержанию не исчерпывается развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерению. Не менее важным является развитие математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. [3, с.48]

Согласно концепции обучения детей дошкольного возраста, игра рассматривается не просто как один из методов обучения, а как основной метод обучения детей этого возраста, в дальнейшем постепенно уступающий свои позиции другим методам. Для дошкольников игра является ведущим видом деятельности: в ней психика ребенка наиболее ярко и интенсивно проявляется, формируется и развивается.

В настоящее время в работе с детьми широко используются дидактические игры на современном математическом материале (геометрические знания, пространственное и количественное моделирование, символическое замещение и т.д.). Эти игры, закрепляя и расширяя математические знания, ориентированы на интеллектуальное развитие детей (А.А. Агеева, О.М. Дьяченко, А.З. Зак, 3.А.Михайлова, А.А. Столяр и др.). Создаются новые типы игр на математическом материале. Так, в исследовании А.А. Смоленцевой был разработан новый тип игры, получившей название сюжетно-дидактический. Достоинство этих игр состоит в том, что в сюжете, содержании, а также в игровых действиях дошкольники отражают знакомую им область действительности и одновременно учатся точному выполнению математических действий в бытовой обстановке. А.А. Смоленцева разработала серию сюжетно-дидактических игр, в которых расширяются и уточняются знания детей о количественном и порядковом значении числа, о составе числа, навыки измерительной деятельности. [5]

Рассматривая игру как основной метод обучения дошкольников, нельзя считать ее универсальным методом обучения детей этого возраста. Игра должна сочетаться с другими методами обучения, оставаясь при этом ведущим методом.

Так, в практике работы дошкольных учреждений широко используются репродуктивные упражнения. Обучение дошкольников сравнению, счету, измерению, вычислениям требует большого количества таких упражнений. Однако репродуктивные упражнения не предоставляют возможности для развития творческого воображения и способностей детей.

Многие ученые-педагоги и практические работники (Р.Л. Березина, Т.И. Ерофеева, З.А. Михайлова, В.П. Новикова и др.) рекомендуют сочетать репродуктивные упражнения с продуктивными, носящими творческий характер. Преимущество продуктивных упражнений состоит в том, что дети должны самостоятельно определить необходимый способ действия. Деятельность педагога сводится к формулировке предлагаемого задания. Приступив к выполнению продуктивного упражнения, ребенок прибегает к мыслительным и практическим пробам, выдвигает предположения и проверяет их, мобилизует имеющиеся знания, учится использовать их в новой ситуации. Это развивает самостоятельность детского мышления, требует от ребенка творческого подхода, вырабатывает у него целенаправленность и целеустремленность.

Перспективным методом обучения дошкольников математике на современном этапе является моделирование.

Доступность моделирования для дошкольников была доказана в исследованиях отечественных психологов (Л.А. Венгер, А. В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин). В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением или знаком. Дети дошкольного возраста рано овладевают замещением объектов в игре, в изобразительной деятельности, в конструировании, в процессе освоения речи и математики.

В исследовании Е.Б. Роговской предложена система заданий, которая направлена на формирование у старших дошкольников элементарных навыков моделирования в процессе усвоения математических представлений, лежащих в основе числа и величины.

Таким образом, приоритетное место в обучении детей математике до школы занимает группа практических методов (игры, упражнения, моделирование, элементарные опыты), а сопутствуют им наглядные и словесные методы обучения (демонстрация воспитателем способа действия в сочетании с объяснением, пояснения, разъяснения, указания, вопросы и т.д.).

Педагог должен создать оптимальные условия для выявления способностей каждого ребенка. Такое обучение предполагает оказание своевременной помощи детям, испытывающим трудности при усвоении математического материала, и индивидуальный подход к детям с опережающим развитием. Для этого необходима специальная организация детей на занятиях: работа с подгруппами детей, иногда с малыми группами, чтобы проследить способ выполнения действия каждым ребенком. При этом не должны исключаться традиционные коллективные занятия со всей группой детей.

В практике работы дошкольных учреждений имеется положительный опыт организации взаимоотношений «педагог – дети» в процессе обучения. Педагог ставит перед детьми задачу, оказывает помощь при выполнении задания, контролирует работу и оценивает результаты ее выполнения.

Существующий подход к классификации математических игр З.А. Михайловой позволяет выделить математические игры, задачи и упражнения: с блоками, кубиками на включение, нахождение; шашки, шахматы; словесные.

К основным показателям, по которым игру можно отнести к развивающей и доступной ребенку-дошкольнику деятельности, исследователи обычно относят следующее. Соединение в игре серьезного интеллектуального занятия и забавы, размышления и развлечения. Внешне игра представлена цепочкой действий, выполняемых для удовольствия (передвижение фишек, перекладывание кубиков с целью сооружения из них постройки, узора, конструкции и т.д.). Каждое из этих действий по своей сути сходно с «игрой-заданием» (А.И. Раев). Исследователь детской игры С.А. Шмаков особо выделяет развлекательную функцию развивающей игры. Он считает, что развлечение в подобных играх и есть поиск. Игровые действия осуществляются на основе точно сформулированных правил. При этом их нарушение или недостаточное умственное усилие играющего ведут к проигрышу. В самом процессе достижения результата не обойтись без проявления творчества. Направленность игр на развитие мыслительных процессов сравнения, обобщения, абстрагирования требуют от играющего высокого уровня интеллектуальной активности.

В силу ряда причин развивающие игры особо важны для развития и воспитания дошкольников, нежели детей более старшего возраста. Как известно, дошкольнику свойственно познавать мир, исследуя его. В развивающих играх как раз и имеет место быстрая смена цели и направленности действий, что влечет изменчивость реакций ребенка. Подобные игры следуют за исследовательским поведением ребенка (А.Н. Поддьяков). Интенсивное овладение умственными операциями, логическими приемами мышления, свойственное дошкольнику (на предметном уровне), находит свое отражение в играх. Умственные операции, по данным психологии, направлены на идеальное, иногда материальное преобразование объекта из наличного состояния в намеченное (А.И. Раев). В развивающей игре к результату можно прийти только путем системы преобразований через проявления анализа, сравнения, обобщения. Следует учитывать, что развивающая игра, причем лишь в меру сложная, способствует развитию как содержательной, так и операционной стороны умственной деятельности.

В развивающих играх создаются благоприятные условия для реализации потребности старшего дошкольника в творческих проявлениях (креативности). Современные отечественные психологи В.В. Давыдов и В.Т. Кудрявцев утверждают, что до освоения знаний на теоретическом уровне ребенок воссоздает «образ действительности на основе воображения». Успешное освоение мира ребенком осуществляется, если он делает это «с позиций игры, сказки, сквозь призму опыта собственного “свободного фантазирования”».

Список использованных источников:

1. Богуславская З.М. Развивающие игры. – М., 2011

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Подготовка ребенка к школе: задачи, упражнения, диагностика. – М., 2014

3. Михайлова З.А. Активизация мыслительной деятельности ребенка в развивающих математических играх // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. – СПб., 2014

4. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1996. – №5

5. Савенков А. Конкурс интеллектуалов. Для старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. – №2

6. Степанова Н.А., Хорева Е.Е Современные подходы к проблеме преемственности дошкольного и начального школьного образования // Мир детства и образование: сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 50-летию факультета дошкольного образования. Магнитогорск: МаГУ,2013,С.364-368

7. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – М., 2013

8. Уржумова А.С., Степанова Н.А. Особенности познавательного развития старших дошкольников // Международный студенческий научный вестник. 2016.№ 5-2. С. 209-211.

Просмотров работы: 401