ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО

Иванова Д.С. 1
1Шуйский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Конституция России провозглашает, что единственным источником власти в нашем государстве является его многонациональный народ (ст.3).1 «Общепризнанно, что власть народа – это публичная власть, которая представляет собой «…систему органов и институтов, призванную обеспечить совместное экономическое, социальное и духовное бытие людей»».2

В статье 12 Конституции Российской Федерации закреплено, что «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Понятие, виды, содержание службы в муниципальных органах власти напрямую связанны с пониманием и законодательной регламентацией организации и функционирования системы местного самоуправления.

Так, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает «общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления».3 Правовые основы муниципальной службы в РФ сформулированы также в статье 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»4.

В законодательстве содержатся нормы о поступлении на муниципальную службу, о служебном контракте, статьи о реестре муниципальных служащих и кадровой работе, приводятся принципы муниципальной службы, раскрывается понятия самой муниципальной службы и ее должностей, определяются права и обязанности муниципальных служащих, требования, ограничения и запреты, связанные со службой в муниципальных органах власти. Однако следует обратить внимание, что законодатель не дает четкие определения и порядок подбора и отбора персонала на муниципальную службу, регламентируя отдельные аспекты формирования кадрового состава муниципальных органов.

Муниципальная служба - это осуществляемая в рамках закона профессиональная деятельность лиц, занимающих оплачиваемые невыборные должности в органах местного самоуправления и реализующих принадлежащие муниципальному образованию обязанности и права.

Законом (ст. 4 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ) установлены основные принципы муниципальной службы, в том числе:

  • равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

  • профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

  • доступность информации о деятельности муниципальных служащих;

  • взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

  • единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;

  • правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

  • ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

  • внепартийность муниципальной службы.

Понятие «муниципальная служба» было легально закреплено Конституцией РФ 1993г. До этого работники местных органов власти относились к категории государственных служащих, что отразилось и на современном регулировании правового статуса муниципальных служащих.

Следует обратить внимание, что до принятия Закона о муниципальной службе квалификационные требования к муниципальным служащим, устанавливались законами субъектов РФ, как правило, в законах о муниципальной службе. В современный период в компетенцию субъекта РФ входит принятие лишь типовых положений. Непосредственно же квалификационные требования должны утверждаться органами местного самоуправления.5

К должностям государственной гражданской службы и к должностям муниципальной службы предъявляются единые квалификационные требования.

Уровень профессионального образования, стаж муниципальной или государственной службы, стаж работы по специальности, профессиональные знания и навыки являются основными квалификационными требованиями, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей.

Тем не менее, правовой статус муниципальных служащих отличается от правового положения других работников и имеет определенную специфику.

Правовой статус муниципального служащего лицо приобретает со дня вступления в муниципальную должность муниципальной службы, которая предусмотрена штатным расписанием органа местного самоуправления.

На муниципальную службу не допускается принимать недееспособных и ограниченно дееспособных граждан. На муниципальной службе не могут находиться лица, имеющие определенные заболевания. Перечень таких заболеваний устанавливается Правительством РФ. Неприемлемо нахождение на муниципальной службе лиц злоупотребляющих алкогольными, наркотическими или психотропными средствами.

Нововведением в действующее законодательство о муниципальной службе является требование владения государственным языком лицом, поступающим на государственную службу. Не редко по конкретным должностям в качестве квалификационного требования устанавливается и владение иностранным языком.

Элементы правового статуса - права и обязанности муниципального служащего, а также ограничения и запреты, связанные с прохождением муниципальной службы, закреплены соответственно в статьях 11, 12, 13 и 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ.

Под субъективным правом муниципального служащего понимается мера его возможного поведения. Под обязанностью муниципального служащего понимается мера его должного поведения.

Муниципальный служащий имеет право на обеспечение организационно-техническими условиями, которые необходимы для исполнения им должностных обязанностей. Данные условия должны отвечать особенностям управленческого труда и определяются трудовым законодательством, а также специальными актами.

Муниципальный служащий имеет право на оплату своего труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом). Оплата труда муниципального служащего финансируется только за счет средств местного бюджета.

Муниципальный служащий имеет право на отдых. Муниципальные служащие имеют право на все виды отдыха: перерывы в течение рабочего дня, ежедневный отдых, выходные и праздничные дни и отпуска. Продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю.

Муниципальный служащий имеет право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения им своих должностных обязанностей. Служащий может вносить предложения направленные на совершенствование деятельности избирательной комиссии муниципального образования и органа местного самоуправления. Для реализации указанного права муниципальный служащий может запрашивать и получать необходимую информацию, а должностные лица обязаны предоставлять требуемую информацию.

Муниципальный служащий, независимо от того какую должность он занимает, может по своей инициативе участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы и имеет право на получение информации о дате, месте и об условиях проведения конкурса. Отказ от участия в конкурсе служащему возможен лишь по обстоятельствам, исключающим возможность поступления на муниципальную службу.

Муниципальный служащий имеет право заниматься другой оплачиваемой работой. Для реализации данного права он должен письменно уведомить представителя нанимателя о своем намерении, выполнять оплачиваемую деятельность только во внерабочее время и не допускать возникновения конфликта интересов.

Муниципальный служащий при осуществлении своих полномочий должен строго соблюдать Конституцию РФ, федеральные, региональные и местные законодательные и подзаконные нормативные правовые акты.

Основное содержание профессиональной деятельности муниципального служащего закреплено в его должностных обязанностях, которые связаны с обеспечением исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Уровень квалификации определяет профессионализм и компетентность муниципального служащего. Служащий обязан постоянно поддерживать уровень своей квалификации, который необходим для надлежащего исполнения должностных обязанностей.

Муниципальный служащий обязан представлять сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе. Непредставление указанных сведений (предоставление заведомо ложных сведений) является обстоятельством, которое исключает возможность находиться на муниципальной службе.

Муниципальный служащий должен беречь государственное и муниципальное имущество. Запрещено использовать в своих целях средства финансового, материально-технического и иного обеспечения.

О личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, муниципальный служащий должен сообщать представителю нанимателя (работодателю). Муниципальный служащий обязан принимать все меры для предотвращения конфликта интересов. Установление данных обязанностей направлено на борьбу с коррупцией в муниципальной службе.

О выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства иностранного государства муниципальный служащий обязан незамедлительно сообщать представителю нанимателя (работодателю).

Муниципальному служащему запрещено исполнять неправомерные поручения. Он обязан письменно обосновать неправомерность поручения. При выполнении неправомерного поручения муниципальный служащий может совершить уголовное преступление, административное правонарушение или дисциплинарный проступок.

Муниципальный служащий осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, закрепленных в должностной инструкции и в трудовом договоре. Если муниципальный служащий допускает неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, то это рассматривается как дисциплинарный проступок. Составы уголовных преступлений предусмотрены для муниципального служащего в случаях злоупотребления или превышения должностными полномочиями.

Основанием для расторжения трудового договора с муниципальным служащим является несоблюдение установленных ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой.

Формирование органов власти и управления, в том числе органов местного самоуправления, их успешное функционирование относятся к приоритетным задачам в современном обществе, так как эффективная работа органов власти, укомплектование его надлежащими кадрами высокой квалификации являются одним из факторов конкурентоспособности государства, его экономики и нации в целом.

Следует обратить внимание, что в современный период, несмотря на достаточно длительное существование муниципальной службы, формирование этого института и теория построения местного самоуправления в России продолжают развиваться, что обусловлено целями совершенствования, поиск оптимальной модели взаимодействия местного самоуправления с государством.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 439

  2. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 26.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.03.2007, № 10, ст. 1152

  3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.12.2017)// Российская газета, N 202, 08.10.2003

  4. Братановский С.Н. Правовые основания, условия и порядок поступления на муниципальную службу //Правовая культура. 2014. № 1 (16). С. 60-68

  5. Карасев А.Т. Органы местного самоуправления как элемент системы местного самоуправления//Проблемы обеспечения, реализации, защиты конституционных прав и свобод человека. 2015.№ 4. С. 85-97.

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 439

2 Карасев А.Т. Органы местного самоуправления как элемент системы местного самоуправления// Проблемы обеспечения, реализации, защиты конституционных прав и свобод человека. 2015.№ 4. С. 87.

3 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.12.2017)// Российская газета, N 202, 08.10.2003

4 О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 26.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.03.2007, № 10, ст. 1152

5 Братановский С.Н. Правовые основания, условия и порядок поступления на муниципальную службу //Правовая культура. 2014. № 1 (16). С. 62

Просмотров работы: 155