В настоящее время существует несколько подходов к изучению проблем инвестиционной деятельности, в том числе экономический, социокультурный и др. Основное внимание в научной литературе уделяется экономическому подходу. Наиболее распространенным является практическое описание методик и оценок инвестиционных проектов, методов планирования, прогнозирования и анализа инвестиционных процессов. Другие виды исследований опираются на выявление экономических факторов, непосредственно влияющих на инвестиционные процессы, — уровень инфляции, спрос, процентная ставка и т. д. Экономический подход предполагает, что рост инвестиций обусловлен устойчивым повышением спроса на блага.
Для целей исследования была собрана достоверная и полная официальная статистическая информация, взятая c сайта Федеральной службы государственной статистики (Росстата). В ходе работы были рассчитаны и проанализированы показатели, характеризующие ряд динамики, применены методы анализа изменения явления во времени, а также методы выявления связи между признаками (коэффициенты корреляции и детерминации) и метод прогнозирования на основе экстраполяции ряда. В ходе исследования были изучены состав и структура инвестиций в основной капитал в Российской Федерации (рис. 1).
Рис.1. Структура инвестиций в основной капитал в РФ за период 2010-2016 гг., %1
В общем объеме инвестиций в 2013 большая доля приходится на здания и сооружения (41,5 %), 38,8 % приходится на машины оборудования и транспортные средства, 12,5 % - на жилища, 7,2 % - на прочие виды основных фондов. В 2016 году наблюдается увеличение доли зданий и сооружений (на 1,9 %) и жилищ (на 3,2 %), при этом доля, которую занимают машины, оборудования и транспортные средства, сократилась на 7,3 %. Большую долю в структуре инвестиций на протяжении исследуемого периода 2010-2016 гг. составляли здания и сооружения (от 40,8 % до 45,2 %), что объясняется их затратной стоимостью, меньшая доля приходится на машины и оборудование (предприятия чаще всего нуждаются именно в этом виде основных фондов), на прочие виды основных фондов приходится лишь 6 - 9,2 %. На рисунке представлена динамика изменения объема инвестиций в основной капитал российских предприятий (рис. 2).
Рис. 2. Динамика изменения объема инвестиций в основной капитал предприятий в РФ за период 2010-2016 гг., млрд. руб.2
За рассматриваемый период с 2010 по 2016 гг. объем инвестиций в основной капитал в Российской Федерации увеличился с 9152,1 млрд. рублей до 14639,8 млрд. рублей. В среднем за год объем инвестиций в рассматриваемом периоде составлял 12666,2 млрд. рублей.
В целом, объем инвестиций в основной капитал постепенно увеличивался с 2010 по 2016 год. Так, в 2010 году зафиксировано минимальное значение за рассматриваемый период, а в 2016 достигается максимальное значение показателя – 14639,8 млрд. рублей. В среднем за год объем инвестиций в основной капитал увеличивался на 914,6 млрд. рублей, что составляет 0,08 % прироста.
Рис. 3. Прогноз объема инвестиций в основной капитал предприятий Российской Федерации, млрд. руб.
Для целей экстраполяции была применена полиномиальная модель тренда 3 степени (рис. 3), ожидаемый объем инвестиций в основной капитал в 2017 составит по расчётам 16023,75 млрд. руб.) и 16863,13 млрд. рублей в 2018 году. Точность модели прогнозирования - 99, 48%.
Несмотря на то, что выявленная динамика положительна, ежегодный прирост инвестиций в основной капитал составляет меньше 1 %. Такой прирост очень низкий, в сравнении развитыми странами (табл. 3), и не позволяет судить о повышении роли инвестиций в модернизации основного капитала российских предприятий, тем более, если учитывать влияние инфляции.
Таблица 3
Годовой прирост инвестиций в основной капитал в странах мира, %3
Страна |
Значение прироста |
Исландия |
22,7 |
Швейцария |
15,7 |
Израиль |
11,9 |
Италия |
11,6 |
Швеция |
8,0 |
Республика Корея |
6,7 |
Китай |
6,6 |
Новая Зеландия |
5,6 |
Нидерланды |
5,3 |
Испания |
3,3 |
В связи с этим можно констатировать: поступающие ежегодно инвестиции меньше, чем потребность предприятий в новых средствах. Согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития государство принимает ряд мер для стимулирования инвестиционной активности в стране:
бюджетное финансирование инвестиционных программ;
развитие финансовых рынков;
создание и поддержание конкурентоспособного банковского сектора;
поддержание инвестиционной активности в региональном управлении на основе государственно-частного партнерства,
инвестирование в инновационное развитие с целью модернизации национальной экономики.
Одной из главных причин снижения инвестиций в России до сих пор остается высокая неопределенность перспектив роста страны. Применение протекционистских мер в экономической политике ограничивает возможность технологических заимствований из-за рубежа и конкуренцию на российском рынке, а также закрывает источники инвестиций. Попытки же увеличить инвестиции и объем капитала в экономике с помощью искусственных мер, например льготы для неэффективных секторов, расширение доли госсектора в экономике и осуществление инвестиционных проектов в «приказном» порядке, денежно-кредитная экспансия, направление средств резервного фонда на инвестиции, не приведут ни к чему хорошему. Для улучшения ситуации на российских предприятиях можно предложить следующие шаги:
мобилизация свободных ресурсов предприятия в инвестиционном направлении, а также рациональное использование всех привлеченных ресурсов;
вывод на новый уровень взаимоотношений с внешней средой, в том числе усиление связи с региональными органами власти;
согласованность и координация структурных подразделений предприятий для осуществления инвестиционного проекта;
создание качественных прогнозов возможных рисков в результате инвестиционных вложений.
Литература
ЕМИСС - Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]. URL: https://fedstat.ru/about.do (дата обращения: 20.10.2017)
Главная: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru/ (дата обращения: 24.10.2017)
Минфин России: Официальная информация [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ (дата обращения: 18.11.2017)
Главная страница – Веб-сервер администрации города Сургута [Электронный ресурс]. URL: www.admsurgut.ru (дата обращения: 19.11.2017)
Главная: Ханты-Мансийскстат URL: khmstat.gks.ru/ (дата обращения: 19.11.2017)
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года [Текст] // 2011
World Bank: главная страница [Электронный ресурс]. URL: http://data.worldbank.org/indicator/NE.GDI.FTOT.KD.ZG
1 Главная: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru/ (дата обращения: 24.10.2017)
22 Главная: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru/ (дата обращения: 24.10.2017)
3 World Bank: главная страница [Электронный ресурс]. URL: http://data.worldbank.org/indicator/NE.GDI.FTOT.KD.ZG