ПРИЧИНЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРИЧИНЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Семынина Н.С. 1
1Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Преодоление неуспеваемости – важнейшая задача практической и теоретической педагогики. На сегодняшний день требуются новые теоретические знания о существе самого явления, о признаках и формах его проявления в современной школе. Большое значение имеют комплексные исследования данной проблемы. Наряду с этим полезно изучение аспектов неуспеваемости в отдельных педагогических науках, в том числе и психологии.

Последнее время в психологической и методической литературе был проведен ряд исследований по различным вопросам неуспеваемости в школе. Работ, посвященных данной проблеме, достаточно много. Значительный вклад в исследование вопроса неуспеваемости внесли: Ю.К. Бабанский, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, Н.И. Мурачковский, В.С. Цетлин, В.А. Крутецкий и др. [1, 4, 5, 6,7].

Анализ практики работы учителей свидетельствует о том, что главное внимание учителей направлено на устранение пробелов в знаниях учащихся, при этом деятельность самих учащихся и способы приобретения ими знаний остаются вне поля зрения. Последнее и является одной из причин возникновения неуспеваемости в школе.

Под неуспеваемостью в педагогике понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы, которое фиксируется по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения – цепочки уроков, посвященных изучению новой темы и раздела курса, учебной четверти, полугодия, года [4, с. 341].

Исследования установили три группы причин школьных неудач.

  1. Социально-экономические – материальная необеспеченность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей.

  2. Причины биопсихического характера – это наследственные особенности, способности, черты характера. Следует помнить, что задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются на основе задатков.

  3. Педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы школы. Обучение, работа учителя – решающий фактор развития школьника [4, с. 342] .

Раскрытию внутреннего содержания понятия «неуспеваемость» помогает следующий метод ее изучения – определение видов неуспеваемости. Например, А.М. Гельмонт выделяет три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов, по которым ученик не успевает и устойчивости отставания ученика.

  1. Общее и глубокое отставание – по многим или всем учебным предметам длительное время.

  2. Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость – по одному-трем наиболее важным предметам.

  3. Неуспеваемость эпизодическая – то по одному, то по другому предмету, относительно легко преодолеваемая.

Во всех случаях А.М. Гельмонт имеет в виду фиксированную неуспеваемость: к неуспевающим он относит тех учащихся, которые «приходят к концу четверти с грузом неудовлетворительных оценок».

Для наиболее полного раскрытия внутреннего содержания понятия «неуспеваемость», кроме изучения ее видов, полезно также рассмотрение различных классификаций неуспеваемости.

В основу типологии неуспевающих школьников многие авторы кладут изученные ими причины неуспеваемости. Например, С.Л. Славина типы неуспеваемости выделяет по доминирующей причине:

1-ю группу неуспевающих составляют те учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения;

2-ю – дети со слабыми способностями к учению;

3-ю – ученики с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться [5, с. 9].

Для установления причин неуспеваемости отдельного ученика в связи с обнаружением неуспеваемости, учитель мысленно обращается к тем обстоятельствам, которые непосредственно предшествовали получению учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость.

Например, Ю.К. Бабанский [1, с. 58], причины неуспеваемости разделяет на причины внутреннего и внешнего плана:

Причины внутреннего плана:

- дефекты здоровья детей,

- дефекты их развития,

- недостаточный объем знаний, умений и навыков.

К причинам неуспеваемости внешнего порядка отнесены, в первую очередь, педагогические:

а) недостатки дидактических и воспитательных воздействий;

б) организационно-педагогического характера;

в) недостатки учебных планов, программ, методических пособий и пр.

К причинам внешнего порядка отнесены также недостатки внешкольных влияний, включая семью.

Способы обнаружения отставаний представляют собой своеобразное сочетание средств наблюдения и контроля.

Основными способами обнаружения отставаний служат:

  1. Наблюдение за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи.

  2. Вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение.

  3. Обучающие самостоятельные работы в классе.

В.С. Цетлин в своей работе [5] отмечает, что меры преодоления неуспеваемости должны соотноситься с причинами неуспеваемости. Рассмотрим возможные пути преодоления неуспеваемости по определенным причинам.

а) Преодоление пробелов в навыках учебного труда. Рекомендуется делать акцент на применение дидактических средств, позволяющих достичь успеха в формировании навыков самоконтроля, планирования и рациональной организации учебной деятельности. Для этого на уроках математики полезно использовать такие дидактические средства обучения, как тетради с печатной основой, рабочие тетради по математике, модели стереометрических и геометрических тел, компьютерные и экранные средства обучения, интерактивные программы "Живая математика" и т.п.

б) Преодоление пробелов в развитии мышления школьников. Для преодоления этого пробела необходимо уделять особое внимание формированию у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале. Например, при изучении темы «Умножение натуральных чисел и его свойства» можно опустить в объяснении, когда можно не ставить знак умножения. После этого учащимся дается задание: найти в тексте то, о чем не упоминалось на уроке. После ответа на вопрос, предлагается задание: «Определите, какие из равенств верные?»

5∙a = 5a

5+b = 5b

(x+4)∙(y-5) = (x+4)(y-5)

6∙8∙n = 48n

x∙(2+c) = x(2+c)

7∙2+k = 14k

(ab)∙c = abc и т.д.

в) Мотивация, познавательные интересы, преодоление отрицательного отношения школьников к учению. Для преодоления отрицательного отношения школьников к учению нужно искать пути возбуждения у них любопытства, любознательности, превращение этих качеств в интерес, постепенный перевод интереса непроизвольного в произвольный, устойчивый, в потребность знаний. Для этого можно использовать интересные сюжетные, занимательные, нестандартные задачи, задачи с практическим содержанием и т.п. Также это могут быть логические или олимпиадные задачи. Например, при изучении дробей можно включить древнеиндийскую задачу с цветами и пчелами.

“Есть “кадамба” цветок,На один лепестокПчелок пятая часть опустилась.Рядом тут же рослаВся в цвету сименгдаИ на ней третья часть поместилась.Разность их ты найди,Ее трижды сложиИ тех пчел на Кутай посади.Лишь одна не нашлаСебе места нигдеВсе летала то взад, то вперед и вездеАроматом цветов наслаждаясь.Назови теперь мне,Подсчитавши в уме,Сколько пчелок всего здесь собралось”.

г) Преодоление пробелов в знаниях учащихся. Чтобы выявить характер пробелов в математике, учитель отвечает на следующие вопросы.

По каким разделам курса математики имеются основные пробелы?

Какие математические понятия, умения и навыки слабо усвоены из этих разделов?

Для этого можно использовать такой прием работы как систематический учет и анализ ошибок, которые выявляются в ходе обычно опроса, письменных работ. Взаимоконтроль качества и эффективности учебной деятельности школьников («задай вопрос», «найди дыру в решении (как в математическом бое) и задай вопрос» и т.д.). А также взаимопроверка домашних и проверочных работ, правил, формул, теорем, определений и пр.

д) Слабое психическое здоровье учащегося и преодоление школьных страхов. Здесь же должно уделяться большое внимание поддержанию в классе атмосферы принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его ценят вне зависимости от его успехов.

е) Преодоление перегрузки учащихся учебным материалом.

На уроке желательно делать минутки отдыха, когда решаются, например, занимательные задачи, где требуются не знания материала, а смекалка и логика.

ж) Преодоление негативного влияния среды. Эта проблема достаточно сложна тем, что контролировать внутренние отношения между одноклассниками одному учителю трудно. Главными инструментами учителя здесь являются внимательные наблюдения, умение управлять коллективом. Для этого нужно:

- дополнительно инструктировать учащихся при решении каких-либо математических задач;

- контролировать учебную деятельность, т.е. устные опросы учеников, проверка домашних заданий и т.д.

Вовлекать учащихся в командную работу, в работу, посильную для каждого ученика, для этого можно организовать математический вечер, при этом каждый ученик, даже "слабый", может принять активное участие: приготовить выступление на выбранную тему о великих математиках, нарисовать математическую газету и т.п. А также можно провести различные математические игры [2, с. 76].

Таким образом, исследования показали, что для решения проблемы повышения качества усвоения учебного материла, уменьшения числа учащихся с плохой успеваемостью, необходимо вести целенаправленную работу.

Для этого учитель должен представлять себе основные характеристики учащихся – их способность воспринимать учебный материал, запоминать, перерабатывать и использовать его.

Литература:

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1997. – 315 с.

  2. Воистинова Г.Х., Солощенко М.Ю. Избранные вопросы методики обучения математике: внеурочная работа. Учеб. пособие для студ. направления «Педагогическое образование», профилей «Математика», «Математика. Информатика», «Математика, Физика» / Отв. Ред. С.С. Салаватова. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2015. – 83 с.

  3. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1976. – 453 с.

  4. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 341 с.

  5. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В.С. Цетлин. – М.: Просвещение, 1997. – 120 с.

  6. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: Гуманит. Издат центр ВЛАДОС, 1996. – 356 с.

  7. Цетлин В.С. Предупреждение неуспеваемости учащихся / В.С. Цетлин. – М.: Знание. 1989. – 67 с.

Просмотров работы: 1330