РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ

Вовк А.Д. 1
1МосУ МВД России им. В.Я.Кикотя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ

Сегодня семья как социальный институт переживает острый кризис, причинами которого являются как внешние противоречия (между обществом и семьей), а также внутрисемейные противоречия, которые приводят к увеличению количества неблагополучных семей, разводов, что не способствует успешному воспитанию и развитию детей в семье, реализации ими своих прав, удовлетворения потребностей. Семья – первейший фактор социализации ребенка, от нее зависит, каким будет наше будущее, наше общество. Анализ действующего в России законодательства приводит к выводу, что неблагополучными являются те семьи, в которых нарушаются права ее членов, права человека, нарушаются юридические нормы общества. Причинами этого могут быть алкоголизм и наркомания членов семьи, психолого-педагогическая и правовая неграмотность, экономические факторы общества, болезни, политическая ситуация, насилие в отношении членов семьи и тому подобное. Это свидетельствует о том, что имеющиеся социально-педагогические технологии поддержки и помощи семье оказываются, с одной стороны, неэффективными, а с другой - поверхностными и недостаточно детализированными.

Ведущую роль в организации работы с неблагополучными семьями играет классный руководитель.

Классный руководитель выступает посредником между семьей, школой, государством, общественными организациями и законодательными органами. Он выполняет свою работу в пределах возложенных на него функциональных обязанностей и полномочий, его работа является профессиональной и характеризуется через деятельность, функции и систему.

Цель работы классного руководителя – создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Классный руководитель выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.

Поэтому целью статьи является изучение особенностей работы классного руководителя с неблагополучными семьями.

Под неблагополучной семьёй склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания

Как полагают О.Г. Худасова, И.Г. Выродова, Л.В. Выродова, неблагополучные семьи можно разделить на две большие группы:

– Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально - криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).

– Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Особенность в том, что внешне взаимодействие членов семьи производит благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания видны в будущем. Такие семьи отнесены к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) [9, с. 157].

Ю.А. Рогова, С.В. Агулина предлагает классификацию неблагополучных семей, основываясь на трех позициях:

Семья с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.

Семья с низкой педагогической культурой родителей, которые допускают ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.

Семья, в которой дети безнадзорны по разным причинам: развод, разлад в семье, занятость родителей [8, с. 325].

Т.С. Зубкова выделяет такие семьи «группы риска»:

– Дисфункциональные (неполные, многодетные, малоимущие, молодые и юные матери до 18 лет, семьи с детьми инвалидами);

– «Социопатические» - семьи алкоголиков, наркоманов, родители или дети-правонарушители, с отклонениями от нормального поведения, многодетные, неполные, матери-одиночки, с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами, с детьми-сиротами, или опекаемыми, т.е. семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой, семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи военнослужащих срочной службы и проживающих в депрессивных регионах, семьи безработных, семьи малообеспеченные, с низким прожиточным минимумом, родители-учащиеся или студенты, семьи с недееспособными родителям [5, с. 27].

Более расширенную классификацию предлагает Е.В. Ахлюстина. Основной критерий классификации - невыполнение семьей жизненно важных для развития и социального становления ребенка функций:

семьи с низким материальным достатком;

семьи, ведущие асоциальный образ жизни;

семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения, т.е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие [2, с. 35].

Важной целью классного руководителя является выявление причин, проблем, возникающих у школьника и его семьи, а также проведение социально - педагогической и психологической коррекционной работы по оказанию помощи в восстановлении «мира», взаимопонимания и положительной стабильности в семье.

Как правило, работа классного руководителя с неблагополучной семьей строится в несколько этапов.

1. Изучение семьи и условий жизни ребенка

На предварительном этапе проводится диагностика на предмет выделения детей группы риска, воспитывающихся в семьях с разными формами социального неблагополучия.

2. Обследование жилищных условий проживания семьи

Основная цель этой работы – выявление проблемы жизненного пространства детей и взрослых членов семьи с целью снижения степени риска негативного влияния условий жизни на ребенка, его семейную социальную ситуацию [3, с. 91].

В процессе обследования жилья ребенка классный руководитель анализирует санитарно-гигиеническую обстановку, условия организации питания ребенка, наличие у него места для сна, обеспеченность сезонной одеждой и обувью.

По результатам изучения условий жизни семьи составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи.

Данный акт оформляется в случаях:

– если есть информация о том, что условия проживания неблагоприятны для нормального существования ребенка (несоблюдение санитарно-гигиенических норм; нет нормальных условий для сна, занятий, досуга ребенка; в квартире родители и посторонние постоянно распивают спиртные напитки; родители не заботятся о бытовых условиях для ребенка);

– жилье непригодно для проживания из-за его состояния (аварийное, ветхое).

3. Выявление служб, ранее работавших с семьей.

На этом этапе классный руководитель получает информацию по проблеме от педагогов школы, по поводу обращения к ним родителей, близких родственников.

Целесообразным становится взаимодействие с психологом – в том случае, если он знает ребенка или его окружение, т. к. любая информация может стать полезной в установлении контакта с ним и семьей.

Возможно также получение необходимых данных по месту жительства ребенка, в учреждениях дополнительного образования, если он их посещает. Важно иметь информацию о получении ребенком (семьей) социальной помощи в центре социальной помощи семье и детям, других учреждениях социальной защиты [6, с. 34].

Необходимым может стать и анализ информации о проводимой работе с данной семьей участковыми уполномоченными, сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних, специалистами по охране прав детства.

По результатам изучения семьи и социальной ситуации ребенка заполняются «Карта семьи» и «Социальная карта личности».

Содержание реабилитационной работы с конкретной семьей планируется и осуществляется, исходя из основной проблемы семьи. Рассматриваются все возможные варианты помощи: социальной, психолого-педагогической, форм медицинской, трудовой реабилитации, восстановления воспитательного потенциала семьи.

4. Реализация программы сопровождения семьи

Приоритеты работы классного руководителя на данном этапе:

  • раннее выявление детей, нуждающихся в индивидуальном социально-педагогическом сопровождении;

  • охрана и защита прав несовершеннолетних;

  • взаимодействие со службами (в школе и вне школы), которые будут помогать классному руководителю в решении проблем детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи;

  • работа школьного совета профилактики по профилактике правонарушений среди обучающихся;

  • систематическое проведение мониторинга эффективности профилактической и коррекционно-развивающей работы;

  • профориентационная работа и трудоустройство обучающихся;

  • социально-правовое просвещение учителей, обучающихся и родителей, профилактика конфликтов, правонарушений и наркозависимости;

  • создание благоприятного микроклимата в классном коллективе и формирование гуманистического отношения к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации [8, с. 325].

5. Текущие и контрольные посещения семьи

Патронаж – это посещение семьи с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, что позволяет установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявлять ее проблемные ситуации, определять необходимую помощь, как плановую, так и экстренную [9, с. 157].

Диагностическая цель патронажа предусматривает ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска, анализ сложившихся проблемных ситуаций.

Контрольная цель направлена на оценку состояния семьи и ребенка, динамики проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения семьей рекомендаций.

Адаптационно-реабилитационная цель – оказание конкретной образовательной, психологической, социальной, посреднической помощи.

Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей.

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях.

Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.

С запланированной периодичностью проводятся патронажи семей, имеющих конкретные проблемы. Например, регулярно посещаются семьи с детьми-инвалидами – с целью помочь преодолеть психотравмирующие ситуации, реализовать и контролировать систему реабилитационных мероприятий, разрешать социально-правовые вопросы.

Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и, прежде всего, асоциальных семей, наблюдение за которыми в определенной мере дисциплинирует их, а также позволяет выявлять возникающие кризисные ситуации и противодействовать им, защищая интересы ребенка.

В целом возможно патронирование любой семьи с любым типом неблагополучия, низкого ситуационно-ролевого статуса [10, с. 199].

6. Оценка эффективности работы с семьей

На данном этапе осуществляется анализ проделанной работы:

– принимается решение о необходимости и возможности продолжения психолого-педагогического, медико-социального сопровождения семьи в следующем учебном году;

– специалистами разрабатываются рекомендации для классных руководителей по дальнейшей работе с семьей или ребенком.

Анализ результатов работы с отдельной семьей определяет динамику ситуации, содержание дальнейшей работы по сопровождению семьи. Позитивная динамики ситуации может характеризоваться следующими показателями:

  • уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);

  • родители проявляют заботу о детях;

  • дети посещают ОУ;

  • уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;

  • семья поддерживает контакты с ОУ, центром социальной помощи и т. д.;

  • в социальном окружении семьи появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает, позитивно настроена на взаимодействие с ними;

  • семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж [4, с. 92].

Методы работы классного руководителя: социально - педагогические беседы; консультации и информирование по правам и обязанностям родителей за воспитание детей и юридической ответственности; патронаж семей. Разрешение семейных проблем - это, в первую очередь, желание самих членов семьи, их воля, усилия на пользу восстановления и процветания домашнего очага.

Для выявления причин девиантного поведения, неуспешности в учебе, труде, конфликтности с педагогами, одноклассниками составляется карта межличностного развития учащегося и карта наблюдений. В процессе контроля за ребенком проводится промежуточный мониторинг для определения успешности работы. Сюда входят посещения занятий, успеваемость, сведения о совершенных правонарушениях. Происходят повторные проверки условий проживания, развития, питания, общего климата в семье.

Для профилактики безнадзорности, классный руководитель контролируют внеурочную деятельность ученика: посещение кружков, секций; привлекают к работе в трудовых лагерях, отдыху в летнем школьном лагере.

Привлечение родителей к школьным и внеурочным мероприятиям - очень важная составляющая для формирования благополучной семьи. Родительские собрания, дни открытых дверей, конкурсы, выставки, организации школьных вечеров, педагогические консультации дадут возможность родителям лучше узнать своих детей, сблизиться, признать и исправить прошлые ошибки.

Сотрудничая с неблагополучными семьями, необходимо создать благоприятные условия для формирования здоровой и духовно богатой личности, раскрытия творческих способностей.

Таким образом, в ситуации, когда семья по своему статусу определяется как неблагополучная или асоциальная, в деятельности классных руководителей на первый план выходит работа по защите ребенка от неблагоприятной семейной ситуации. Основные усилия направляются на то, чтобы риск отрицательного влияния на него в такой семье стал минимальным. С родителями, ближайшим окружением семьи проводится работа, направленная на изменение поведения, смену установок на воспитание ребенка, поддержку семьи. В любом случае действия классных руководителей и других специалистов направляются на соблюдение права ребенка жить в семье, сохранение воспитательного ресурса.

Список литературы

  1. Артемьева Е.Н., Каретникова У.Г., Шевцова М.О. Новые формы взаимодействия семьи и школы в условиях ФГОС // В сборнике: Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения. – 2017. – С. 33-36.

  2. Ахлюстина Е.В. Семья «группы риска» как объект социальной работы // Научное сообщество студентов XXI столетия. общественные науки: сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2017. – № 3(39). – С. 34-39.

  3. Головнева Е.В., Каюмова А.Я. Социально - педагогическая работа классного руководителя и социального педагога с неблагополучными семьями // В сборнике: Практическая педагогика и психология: методы и технологии. – 2016. – С. 91-94.

  4. Головнева Е.В., Каюмова А.Я. Социально - педагогическая работа классного руководителя и социального педагога с неблагополучными семьями // В сборнике: Практическая педагогика и психология: методы и технологии. – 2016. – С. 91-94.

  5. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2012. – 224 с.

  6. Корсунина О.М. Общественно-ориентированная деятельность классного руководителя по педагогическому сопровождению детей и семей группы социального риска // В книге: Общество и образование в современной России: социокультурные ориентиры. – Орехово-Зуево, 2015. – С. 33-38.

  7. Ровчак Л.Л. Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй // В сборнике: Инновационные процессы в научной среде. – 2017. – С. 220-222.

  8. Рогова Ю.А., Агулина С.В. Семьи «группы риска» как социальная и психолого-педагогическая проблема // В сборнике: Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики. – 2016. – С. 325-328.

  9. Худасова О.Г., Выродова И.Г., Выродова Л.В. Специфика работы классного руководителя с проблемными семьями // В сборнике: Личность как объект психологического и педагогического воздействия. – 2016. – С. 157-159.

  10. Шкатова Е.Г. Работа классных руководителей с семьями «трудных» детей // В сборнике: Права ребенка и эффективное взаимодействие государственно-общественных институтов в их защите. – Омск, 2014. – С. 199-201.

Просмотров работы: 1332