Объект исследования: учебный процесс, направленный на формирование познавательных универсальных учебных действий.
Предмет исследования: приемы работы, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий средствами учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века».
Цель исследования: развитие познавательных универсальных учебных действий в ходе усвоения предметных дисциплин учащимися начальной школы по УМК «Начальная школа XXI века».
Гипотеза исследования: еслинами будет разработана и реализована программа познавательных учебных действий под названием «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования», то будут сформированы познавательные учебные действия на примере учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века».
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
раскрыть понятие «универсальные учебные действия», познакомиться с их видами;
узнать роль универсальных учебных действий в структуре образовательной программы начальной школы и их связь с учебными предметами;
Проанализировать литературу для начальных классов по материалу, и их направленность на формирование познавательных универсальных учебных действий;
Описать собственный педагогический опыт по формированию познавательных универсальных действий младших школьников на уроках по программе «Начальная школа XXI века».
Новизна исследования: изучены, проанализированы и уточнены термины: «познавательные универсальные учебные действия»; теоретически обоснована диагностика развития познавательных универсальных учебных действий.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, методика «Выделение существенных признаков», «Логические закономерности», математическая обработка данных.
Эспериментальная база: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Белоярская средняя школа № 2», Верхнекетского района, Томской области.
Структура работы: введение, две главы, раскрывающие основные задачи работы, заключение, список литературы, приложения.
Таким образом, понятие «универсальные учебные действия» рассматривают в широком и узком значении. В широком смысле, как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. А в узком смысле, как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Познавательные универсальные учебные действия – система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» использует возможности каждого предмета для развития познавательных универсальных учебных действий: понимать и решать учебную задачу; анализировать, сравнивать и классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, а также качества и признаки предметов и объектов; работать с моделями; осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.
На наш взгляд, подход авторов учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» к проблеме обучения младших школьников очень актуален на сегодняшний день. Учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» существует уже более 10 лет. Всё это время в данном комплекте реализуются практически все требования нового стандарта. За это время программа получила признание многих учителей, таких как: Г.А. Холопова, А.В. Евфимовская, Ю.И. Рыжкова, Е.А. Александрова.
Процесс обучения ориентируется на завтрашний день развития младшего школьника. В ходе начального образования у младшего школьника формируются познавательные умения учебной деятельности, позволяющие ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение в среднем звене по разным учебно-методическим комплектам.
Базой опытно-практической работы являлась «Белоярская СОШ №2», Верхнекетского района, Томской области. Экспериментальным классом – являлись учащиеся начальной школы 2 Б класса.
Исследование состояло из трех этапов:
1 этап – констатирующий этап – первичная диагностика уровня сформированности познавательных способностей.
2 этап – формирующий этап – организована работа по повышению уровня познавательных способностей.
3 этап – контрольный этап – повторная диагностика уровня сформированности познавательных способностей.
Целью констатирующего исследования является определение сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся по программе «Начальная школа XXI века».
В исследовании приняли участие ученики 2 класса , 20 человек. 10 в экспериментальной группе и 10 – контрольной.
Показателями сформированности познавательных универсальных учебных действий являются:
– умение извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию;
– использовать разного вида визуальные подсказки и ключи и т.д.
Для выявления исходного состояния уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся были использованы следующие методики для диагностики познавательной активности – «Выделение существенных признаков», «Логические закономерности» тест Липпмана, «Приём решения задач» по А.Р. Лурия, Л.С, Цветковой, «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» по Э.Ф. Замбацявичене.
На констатирующем этапе исследования использовалась диагностика «Выделение существенных признаков».
Цель: выявление способностей испытуемых отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.
Для выявления уровня познавательных способностей младших школьников мы выделили следующий критерий и показатель: уровень познавательной активности.
Данные, полученные после интерпретации результатов были занесены в таблицу 3.
Наиболее наглядно результаты констатирующего этапа исследования познавательных универсальных учебных действий демонстрирует диаграмма (рис. 3).
Таким образом, на констатирующем этапе дети контрольной и экспериментальной групп показали одинаковые результаты.
Не взялись за выполнение опроса по 4 ребенка из каждой группы, по 1 ребенку справились с заданием самостоятельно, с интересом. Половина детей, начинали выполнять работу, затем откладывали, потом снова выполняли с незначительной помощью преподавателя. В конечном итоге задание детьми было выполнено.
Результаты исследования по методике «Логические закономерности», тест Липпмана мы представили в таблице 4.
Результаты исследования по методике «Приём решения задач» по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, мы представили в таблице 5.
Методика для выявления уровня развития познавательных универсальных учебных действий в экспериментальной группе показала:
– у 1 – го ребенка коэффициент больше на 2 балла и более – это высокий уровень;
– у 4 человек коэффициент равен среднему по группе или на 1 балл больше или меньше – это средний уровень;
– у 5 человек коэффициент меньше среднего по группе на 2 и более балла – это низкий уровень.
В контрольной группе:
– у 2 человек коэффициент больше на 2 балла и более – это высокий уровень;
– у 4 человек коэффициент равен среднему по группе или на 1 балл больше или меньше – это средний уровень;
– у 4 человек коэффициент меньше среднего по группе на 2 и более балла – это низкий уровень.
Методика для выявления уровня познавательной активности «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» по Э.Ф. Замбацявичене выявила следующие результаты, оформленные нами в таблице 6.
В экспериментальной группе:
– 2 человека набрали по 10 баллов, уровень развития познавательных универсальных учебных действий у них 7 – 8 единиц – это высокий уровень;
– 4 человека набрали по 8 баллов, уровень развития познавательных универсальных учебных действий 6 –7 единиц – это средний уровень;
– 4 человека набрали по 4 балла, уровень развития познавательных универсальных учебных действий 4 – 5 единиц – это низкий уровень.
В контрольной группе:
– 1 человек набрал по 10 баллов, уровень развития познавательных универсальных учебных действий 7 – 8 единиц – это высокий уровень;
– 4 человека набрали по 8 баллов, уровень развития познавательных универсальных учебных действий 6 – 7 единиц – это средний уровень;
– 5 человек набрали по 4 балла, уровень развития познавательных универсальных учебных действий 4 – 5 единиц – это низкий уровень.
Исходя из полученных данных, мы пришли к выводу о необходимости развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Для этого мы провели формирующий этап исследования для младших школьников экспериментальной группы.
В исследовании приняли участие младшие школьники в количестве 20 человек, 10 ребят – они составили контрольную группу, и 10 ребят, которые участвовали – они составили экспериментальную группу.
Была использована та же методика «Выделение существенных признаков», что и на констатирующем этапе исследования.
Для диагностики развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников снова была использована методика «Логические закономерности», тест Липпмана.
Результаты проведения контрольного эксперимента по методике «Приём решения задач» по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, представлены в таблице 10.
Методика для выявления уровня развития познавательных универсальных учебных действий выявила следующие результаты, оформленные нами в таблице 11.
Таким образом, мы видим существенные различия развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся контрольной и экспериментальной групп. Обучающиеся, экспериментальной группы, показывают значительно лучшие результаты. Дети контрольной группы, в развитии познавательных универсальных учебных действий, остались на том же уровне, что и на констатирующем этапе исследования.
Следовательно, выдвинутая нами гипотеза: еслинами будет разработана и реализована программа познавательных учебных действий под названием «Программа формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования», то будут сформированы познавательные универсальные учебные действия на примере учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» – подтвердилась.
Изучение и анализ научно-методической литературы позволило рассмотреть сущностные характеристики развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
– формировать познавательные универсальные учебные действия средствами заданий творческого характера;
– обобщать, классифицировать, сравнивать;
– принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности;
– организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность.
При формировании познавательных универсальных учебных действий необходимо учитывать особенности развития их познавательных процессов - память, воображение, внимание. Необходимо также учитывать особенности мышления детей этого возраста, прежде всего конкретно-образную природу мышления, которая может вызвать трудности в восприятии образовательной информации. Поэтому он должен быть максимально ясным и изобретательным, объединяя элементы проблемных подходов.
При исследовании приёмов и методов развития познавательных универсальных учебных действий в рамках учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» оказалось, что они способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Приёмы можно использовать на уроках в начальной школе на разных этапах: вызова, осмысления и рефлексии.
Проведенная диагностика использования приёмов развития на уроках показала положительные результаты в овладении учащимися умениями работать с информацией, умением обобщать, делать выводы, умением составлять вопросы по изучаемым темам.Спасибо за внимание!