ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩИХ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩИХ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Требования ФГОС СПО предполагает формирование общих компетенций выпускника, которые формируются прежде всего в рамках дисциплин общего гуманитарного и социально- экономического цикла. Например, выпускник колледжа (специальностей:«Технология мяса и мясных продуктов», «Технология молока и молочных продуктов», «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)) должен понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием; ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу, нести ответственность за результат выполнения заданий и т. д. Здесь можно увидеть нацеленность на то необходимое, что отличает специалиста от профессионала, мастера, ибо мастер, профессионал – это человек, который способен с помощью разума, воли, интуиции, преодолевать постоянно возникающие проблемы и трудности, умело действовать в ситуациях неопределённости. Как видно из определения, человек, овладевший знаниями по профессии, приходит к пониманию важности общегуманитарной основы в собственной профессиональной деятельности. Это происходит и в условиях найма на работу: сегодня работодатель предъявляет требования к специалисту не только к уровню профессиональных знаний, но и духовной сферы. Однако подобные задачи, стоящие перед педагогическим коллективом Торбеевского колледжа мясной и молочной промышленности при формировании общих компетенций, становятся далеко не простыми, в процессе их решения педагоги выявляют противоречия и проблемы. Чаще всего это касается психологических барьеров, которые возникают перед будущими молодыми специалистами. И лежат они в большей степени в духовном плане.

Как человеку, особенно молодому, не растеряться, не разочароваться, что может привести к непоправимым последствиям, зависимости.

Как преодолеть возникающие трудности и научиться в дальнейшем уметь преодолевать их? Занятия в этом случае включают в себя элементы тренингов по личностному росту, трудоустройству, формирующие позитивные ценности у молодёжи. Ведется работа по мотивации будущего руководителя среднего звена: выгодно иметь работника, который заинтересован в конечном итоге труда – качественном, когда учитываются и последствия его деятельности. Молодежь с оптимизмом смотрит в будущее, главное для нее – инициатива, предприимчивость, поиск нового в работе. Молодые люди стремятся к независимости, в том числе и материальной. Приветствуются перемены, им нравится жить в обновляющемся мире, готовы адаптироваться к новым условиям, открыты к инновациям.

Однако инновационная деятельность требует навыков в освоении новых услуг и продуктов, в реализации возможностей и способности изучать общественные потребности, иметь интеллектуальный капитал и правильно его использовать. Очень часто от студентов можноуслышать: «А зачем мне изменяться,совершенствоваться, я и так хороший».

Аспекты ценностно-деятельностной технологии воспитания лежат в основе реализуемого вучебном заведении инновационного образовательного проекта. Выпускник должен стать высококвалифицированным специалистом, что невозможно без умения ориентироваться в мире современных технологий труда, работы на высокотехнологичном оборудовании,знание которого приобретается в результате напряженного физического, интеллектуального, творческого труда. Необходимость обладания компетенцией «Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями» (специальности «Технология мяса и мясных продуктов», «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)) также ставит студента в ситуацию адаптации к условиям рынка труда. В специальной литературе высказываются мнения, что коммуникативные качества руководителя являются в некоторыхслучаях приоритетными. Работа в этом направлении также имеет свои сложности. Обучающие уверены, что знание специальных дисциплин обеспечит их успешное взаимодействие с трудовым коллективом в будущей профессиональной деятельности. Однако развитие творческое потенциала – фундамент плодотворной деятельности. В данном случае приобретенный опыт работы педагогического коллектива колледжа подтверждает, что обучение становится более эффективным, когда идет творческое освоение учебного материала. Сам поиск нового, открытие студентом истин, способов и средств их выражения, вдохновение, радость открытия – все это свойства научного творчества.Когда деятельность будущего специалиста рассматривается нетолько как движение к собственным открытиям, но и как стройная логическая система завоеваний человеческого разума, этоспособствует пробуждению у молодых чуткости к творческимпоискам, умению понимать и переживать механизм учебной деятельности, а в дальнейшем –в трудовой деятельности.

Умение принимать решения в стандартных и нестандартныхситуациях – важное качество хорошего работника. Здесь необходимо развивать мышление, основанное на знаниях теоретического материала в своей области труда, а также мотивов неординарных поступков. Иногда обучающие сопротивляются тем предложениям, которые выносят их оппоненты на занятиях, считая тот или иной путь решения проблемы слишком легким или сложным. Совместная работа на занятиях преподавателей и студентов по решению учебной проблемы (будущей производственной) развивает умение общаться друг с другом на несколько отличном от обычного уровне, так как от студентов требуется поиск оптимального решения, основанного на выборе лучшего варианта. А главное, происходит та драгоценная работа со словом, когда студенты поставлены в ситуацию нахождения речевогоописания своего ответа. Для этой цели служат задания, например, такие: составить описание поведения людей разных типов темперамента в различных ситуациях, проанализироватьтехнологию деятельности руководителя, по предложенному алгоритму составить деловое письмо и т. д.

Студенты колледжа активно участвуют в различных конкурсах на уровне республики, России. Это и развитие научного потенциала,и социальный опыт, и коммуникативный.Желание современной молодежи прийти к быстрому карьерному росту основывается на стремлении достичь высокогосоциального статуса. Это снижает мотивацию получать прочные знания, приводит к искаженному пониманию действительности.

Не получив азов будущей специальности, невозможно рассчитывать на мгновенный результат. Показать будущему специалисту инструменты повышения профессиональной мобильности;ценности собственности, имущественного положения – через инициативу, предприимчивость – здесь важна рольнаставника, педагога. Для развития навыка использования резервов и возможностей выпускников предлагаются вопросы:«Почему мы ищем работу?», «Желаемая работа», «Пути поиска работы (их плюсы и минусы)», «Кто может помочь в трудоустройстве?»

При формировании компетенций важно использовать различные интерактивные методики, направленные на формирование у студентов целостной картины мира, ориентации личности в происходящем, развитие умения преодолевать собственные ошибки и находить свои решения. «Я» – это человек, личность, единица семьи, общества, страны, житель планеты. Самореализация, самоутверждение рассматривается через творческое осмысление собственного участия в семье, профессии,обществе. Основные составляющие процветающей личности: формирование культуры мышления, чувств, поведения, языка и речи, общественного и исторического самосознания. Здесь порой создается ситуация безответственного отношения к собственному поведению, объясняемого студентом как неосознанное. В данном случае помогает работа с нравственными категориями этики, анализ положительного и отрицательного признаков (например, трудолюбие и иждивенчество).Нужно применять современные педагогические приемы, направленные на развитие навыка взаимодействия, гарантирующие успешную деятельность в разных сферах. Осознание, что«я» – это родитель, который должен воспитать нового (лучшего,чем я сам) члена общества; руководитель, призванный принестипользу обществу; мастер – творчески мыслящий человек; творческая личность, владеющая приемами успешной (позитивной)деятельности.

Следуя известной мудрости: «Лучшие качества человека раскрываются в работе», я считаю основной своей задачей помочь студенту в творческомпоиске смысла жизни через формирование профессиональных качеств, способствующих самореализации и самоутверждении личности.На занятиях идет процесс вербализации, моделирования целеполагания, развития личности. Студент поставлен в условия осознания не интуитивного стремления к собственной всепоглощающей мечте (например, к сожалению, предпочтения денег всем остальным приоритетам), а разбора праксиологических ситуаций с анализом индивидуальной позиции.

Современный человек – это человек, успешно ориентирующийся в непрерывно меняющихся условиях действительности,неопределенности. И это касается всех сфер его жизни. И трудовой, конечно, тоже.

Использование интерактивных методов духовно- нравственного воспитания на занятиях и во внеурочное время способствует формированию более гибкого мышления, нахождению способов позитивного решения возникающих проблем, созданию алгоритма осуществления рефлексии собственных поступков вконкретных ситуациях. Деятельность существующего в колледже молодежного центра выявляет в том числе этапы внутренней духовной работы студентов. Так, прианализе сочинений «Как я провел лето» студенты отразили негативные эмоции, однако отрадно, что даже при неблагоприятных стечениях обстоятельств, остром разочаровании в жизни, ранимости в молодом возрасте человек стремится к позитивномувосприятию действительности.

Развитие цивилизации само собой не делает человека духовно- нравственным. Стабильное и устойчивое социальное развитие государства основано на стремлении к лучшему использованию человеческих активов, когда личность становится не только трудовой единицей, но и полноценным членом общества, гражданином страны. Трудно разделить сферы человеческой деятельности – личной, общественной, деловой. Поэтому выполнение требований стандарта в части формирования общих компетенций выпускника в колледже рассматривается как результат получения конкурентоспособного специалиста, отвечающего требованиям времени.

Профессиональное образование немыслимо без соответствующей гуманитарной подготовки будущего специалиста, которая определяет его личностные качества, формирует общую культуру, ориентированную на общечеловеческие ценности. Именно культурный облик личности, ее интеллект и есть то основание, без которого нет настоящего специалиста, и не будет продолжения ни экономики, ни политики, ни общества, ни государства, ни культуры. Поэтому назначение гуманитарных дисциплин заключается в гармоничном сочетании гуманитарной и профессиональной подготовки студентов, а также в развитии умственного и нравственного потенциала будущего специалиста.

Просмотров работы: 232