ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Вавилов Д.И. 1
1филиал Ростовского государственного университета путей сообщения в г.Минеральные Воды
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный мир – это мир быстро меняющейся информации, мир, где идеи постоянно реконструируются, перепроверяются и собственное мышление нужно постоянно адаптировать к мышлению других, где следует уважать стремление к ясности, точности и тщательности, где навыки работы должны постоянно развиваться и совершенствоваться.

Это мир информации, которая быстро устаревает.

Образование представляет собой социальную систематизированную технологию введения каждого человека в культуру, где основополагающим является преемственность традиций в воспитании и интеллектуальном становлении личности. Личность является социальной определённостью с множеством связей и зависимостей, где важнейшим вектором и целью развития выступают свободный человеческий выбор и духовное совершенство. Именно образование и реализует такую цель. Но образование является многогранной областью, где тесно соединяются такие основания как наука, культура, этика, эстетика. Поэтому образование тесно связано с воспитанием личности, так как целью любого общества выступает её всестороннее духовное и нравственное совершенствование.

Каждое общество нацелено на эффективное использование интеллектуального потенциала и успех обычно достигается там, где не только соблюдаются традиции и исторический опыт, но и создаются гарантированные условия для эффективных инвестиций в собственную образовательную систему, которая не будучи защищённая обществом, не сможет защитить и само это общество.

Сегодня систему образования отличает инновационный характер, гибкость и динамизм. И здесь важно прислушаться к мыслителям античной эпохи, которые всегда предостерегали от попыток внедрения в сознание обучаемых многознания. Необходима выработка механизмов избирательного знания, как с точки зрения систематизации всего предметного кластера, так и конкретных изучаемых дисциплин.

Объём научной информации удваивается каждые 10 лет. Даже при наличии эффективных компьютерных технологий её обработки, остаётся открытым вопрос - каким образом подавать и закреплять эту информацию в сознании индивида, причём, чтобы она ещё была и правильно понята. Человек образовывается с самого начала своей эволюции. Меняется наш мир, и меняются наши представления об этом мире. Мы, по сути, есть участники одного из самых главных действий, которые предписаны нам историей и всеми предшествующими эпохами - познанием себя и через него научению как сохранить наш мир и не дать ему исчезнуть.

Ученическое сообщество, попав в стены профессионального образовательного заведения, зачастую не в состоянии (они этому не обучены и к этому не подготовлены) освоить громадный объём учебно - информационного материала, в среднем до 20-30 тысяч страниц текста, в зависимости от специальности подготовки. Значительный объём затрат творческих сил у профессорско-преподавательского состава связан с попыткой избежать в студенческом сознании "короткого замыкания" и поддержать познавательную доминанту. Это всё те реалии, которые сегодня определяют собственно информационно-дидактическую составляющую образовательного процесса.

Современная система образования является наиболее гибким и развивающимся механизмом. При этом чрезвычайно важно сохранять в этой системе те традиции, которые были заложены в предыдущие исторические эпохи.

В этом отношении, безусловно, важную роль играет античная эпоха со своими неповторимыми идеями, размышлениями, методами, раскрывающими особенности образования и воспитания данного периода. Можно с уверенностью говорить о том, что именно в античности был заложен фундамент философской, гуманистической и культурной системы, которую мы сегодня продолжаем и развиваем, но которую порой приходится и отстаивать перед псевдоноваторскими образовательными приёмами.

Поэтому основной целью и задачей данной статьи является обзор взглядов различных философов античности на проблемы образования и воспитания личности.

Античная эпоха явила собой культурный источник для последующих цивилизаций и внесла весомый вклад в развитие философской и педагогической мысли, практики образования. В древней Греции система образовательно-воспитательных институтов достигла зрелых форм к IV веку до н.э., после длительной эволюции полисов. В Афинах в классический период получение образования не было юридически обязательным, а рассматривалось как долг родителей перед детьми. А потому все школы были частными и платными. Образовательная программа охватывала и приравнивала друг к другу воспитание интеллектуальное, музыкальное и физическое. Это было связано с особенностями самой древнегреческой культуры, в которой воспитание понималось как единство гимнастического и мусического.

Сократовская система отражала рационально - критический метод, в основе которого лежало изложение материала в форме беседы, с использование майевтики, т.е. в научении из всего извлекать скрытый смысл. Для философа главное в передаваемом знании - это воспитание через него (знание о нас самих и ситуации, в которой мы находимся, нормативное знание и действительное знание). Философско - парадигматическая модель становления и воспитания человека у философа выражена триединством: знание как благо, правильное знание как моральное действие и моральное действие как обретение истинного счастья (читай - завершённость человеческой гармонии). Он - один из основоположников учения о доброй природе человека. Философ видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании и через это им понималась возможность уяснения для себя, что есть полезное и того, что человек может или не может. Природные способности человека философ связывал с правом на образование, которое даёт возможность личности стать полезной обществу и, наоборот, нанести вред, не получив образования.

В основе образования и воспитании римской империи преобладал грамматический идеал. На второй план отходили занятия математикой, их оттесняло изучение законов. Уроки музыки и гимнастики практически отсутствовали, а вместо них юношество обучалось верховой езде, фехтованию и плаванию. В семьях римской знати господствовать домашнее обучение с приглашением учителей-греков. Эта традиция, так или иначе, сохранялась на протяжении всей древнеримской эпохи. У древних римлян существовали школы с обучением, как на греческом, так и на латинском языках.

Школьное обучение было организовано следующим образом. Элементарное образование давалось в так называемых тривиальных школах. Это были частные школы с неопределенным сроком обучения и различными программами. Нередко в них наряду с мальчиками учились и девочки. Тривиальные школы не имели конкретной территориальной привязки, отсюда и термин – тривиальный, что в переводе означает – перекрёсток.. Детей учили законам, чтению, письму, счету. Характер обучения был похож на школьную практику элинизма, но методика обучения, ее цели и задачи были более прагматичны, что превращало римские учебные заведения в подобные на те, которые получили распространение в эпоху средневековья.

Профессия учителя элементарной школы приравнивалась к профессии ремесленника и не пользовалась уважением. Учителя, открывая школы, сами искали учеников и получали плату от родителей. По сути дела, любой римлянин, научившийся читать и писать, мог держать свою школу.

Вывод.

На мой взгляд, в процессе трансляции образовательного материала, (помимо активного использования компьютерно – диалоговых средств), необходима система конструирования событийности учебного знания. Здесь присутствует широкое познавательное поле, где в полной мере раскрывается эстетика знания.

Раскрытие эстетической основы знания, по сути, есть путь к формированию активной познавательной мотивации. Поэтому так важно научить понимать прекрасное в привносимом знании. Образование имеет своё особое прикладное философское свойство. Недаром культуру определяют (правда, в редких случаях), как философию ума.

Через образовательную систему должно передаваться не только универсальное знание, но и воспитываться культурная личность. Важное место в технологиях образования занимают элементы формирования творческой интуиции. Парадоксальное мышление, по сути, и есть творческий феномен всей социальной педагогики. Интуиция и творчество являются основой целостно – образной системы репродукции знания.

Таким образом, общий алгоритм образовательного процесса должен предполагать включение рационально – дискурсивных элементов, эстетики знания и интуиции.

Естественно, необходимо учитывать и социально – детерминирующие факторы воспитания.

Информационные источники

1. Аристотель.Политика /Аристотель. М. ЛитРес, 2016 -90 с.

2. Демокрит. Фрагменты / Демокрит //Антология мировой философии. М. Мысль, 1969 - с.321-346

3. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики / Г.Е.Жураковский. М. АПН. 1963 -509 с.

4. Лосев А.Ф. История античной философии /А.Ф.Лосев. Мысль, 1989 -209 с.

5. Михайлов Ф.Т. Образование как философская проблема / Ф.Т.Михайлов// Вопросы философии 1995, №11

6. Платон. Диалоги /Платон. М. Эксмо, 2014 -768 с.

7. Скирбек Г., Гилье Н. История философии //Г.Скирбек, Н.Гилье М. ВЛАДОС, 2003 - 800 с.

Просмотров работы: 199