Становление отечественной экономики, в свое время, сопровождалось недостаточными темпами развития малого бизнеса, [1] который должен был выполнять роль стабилизирующего слоя и обеспечивать гибкое реагирование на изменения потребительского спроса. В условиях кризиса развитие малого бизнеса стало еще более проблематичным: обострились проблемы финансирования отечественных малых предприятий, еще больше ухудшилось их финансовое состояние. Между тем, развитый сектор малого бизнеса играет важную роль в рыночной экономике, обеспечивая здоровый уровень конкуренции, гибкое реагирование на потребности потребителей, дополнительные рабочие места, перелив капитала в перспективные, но не очень привлекательные для крупных компаний области и т.д.
По своей природе малый бизнес характеризуется низкой сопротивляемостью к негативным внешним факторам, поэтому уровень банкротства для малых предприятий на начальных этапах их становления достигает 70-80%. В ситуации кризисной экономики банкротство грозит также субъектам малого бизнеса, которые уже достигли определенного уровня развития.
Главной особенностью финансового менеджмента в малом бизнесе является отсутствие субъекта с четко очерченным кругом должностных функций. Фактически в качестве финансового менеджера выступает владелец и, частично, бухгалтер. Уровень загруженности первого обычно не позволяет ему широко использовать инструментарий финансового менеджера, даже базовые функции прогнозирования и бюджетирования на малом предприятии не выполняются или выполняются с недостаточным вниманием и по необоснованным методикам. Особенно это касается малого бизнеса в производственной сфере, для которого отсутствие элементарного маркетингового плана и производственной программы приводит к снижению показателей ликвидности и деловой активности, делает бизнес стихийным и нестабильным. [2]
Для исследования проблем управления финансами организаций малого бизнеса нужно четко выделить критерии отличия. В таблице 2 представлены основные структурные параметры предприятий малого и крупного бизнеса, предложенные американскими исследователями У. Уокером и Дж. У. Петти.
Таблица 1. Сравнительная характеристика основных финансовых показателей предприятий малого и крупного бизнеса [3]
Показатель |
Среднее значение показателя |
|
Предприятия малого бизнеса |
Крупные предприятия |
|
Показатели ликвидности и оборачиваемости |
||
Коэффициент текущей ликвидности |
2,00 |
2,77 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности |
7,04 |
6,40 |
Оборачиваемость запасов |
8,47 |
5,31 |
Оборачиваемость основных активов |
9,40 |
3,50 |
Показатель рентабельности |
||
Чистая коммерческая маржа |
10,91% |
9,20% |
Показатели структуры источников средств |
||
Доля заемных средств в общей сумме пассивов |
49,00% |
38,06% |
Доля текущих обязательств в общей сумме заемных средств |
83,70% |
62,99% |
Показатель предпринимательского риска |
||
Вариация нетто-результата эксплуатации инвестиций |
+21,94 % от среднего уровня НРЭИ |
±7,71 % от среднего уровня НРЭИ |
Показатель дивидендной политики |
||
Доля чистой прибыли, направляемая на выплату дивидендов |
2,9% |
40,52% |
Исходя из таблицы видно, что малые предприятия менее ликвидны, чем крупные, поскольку у малых предприятий зачастую существуют трудности с наличием наиболее ликвидных активов, мало денег вкладывается в запасы и дебиторскую задолженность, что также подтверждается более длительной оборачиваемостью активов. В то же время в структуре капитала предприятий малого бизнеса наблюдается высокая доля заемного капитала.[4]
Соответственно уровень предпринимательского риска у малого предприятия значительно выше (почти в 3 раза), чем у крупного предприятия.
Законодательство РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 N 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» четко определяет ряд критериев отнесения субъекта предпринимательства к малому (см. табл.2).
Таблица 2. Критерии отнесения субъекта предпринимательства к малому [5]
Критерий |
Показатель |
Организационно-правовая форма |
потребительский кооператив либо коммерческая организация: ПАО, ООО, НПАО |
Численность штата сотрудников (за последний отчетный период) |
до 100 человек. |
С июля 2015 г. предельная выручка без учета НДС |
до 800 мил. Руб.. |
Доля участия государства, государственных и муниципальных учреждений, религиозных объединений и общественных организаций, благотворительных и иных фондов в уставе фирмы (за исключением вложений паевых фондов закрытого типа и инвестиционных акционерных фондов) |
Менее 25%. |
Доля участия иностранцев и юридических лиц, не являющихся субъектами малого/среднего бизнеса |
Менее 49%. |
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства
изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в вышеописанных пунктах, в течение трех календарных лет, следующих один за другим.
Еще одной особенностью управления финансами в малом бизнесе является налогообложение. В соответствии с Налоговым кодексом РФ, небольшие фирмы и коммерсанты могут самостоятельно выбирать режим уплаты обязательных платежей в казну. На территории РФ существуют такие налоговые режимы для малого бизнеса: традиционная (или общая); упрощенная; единый налог на вмененный доход; патентная система налогообложения (только для ИП); единый сельскохозяйственный налог. Последние три режима имеют статус специальных и рассчитаны на конкретные виды деятельности.
Таким образом, к особенностям налогообложения малого бизнеса можно отнести: простоту ведения учета; оптимальный размер налоговой нагрузки; легкость смены одного режима на другой; отсутствие сложных формул расчета обязательных платежей; минимальное количество документов для отчетности. Упрощенная система налогообложения - самый популярный режим среди представителей малого бизнеса.
Специфика субъектов малого бизнеса определяется тем, что в ситуациях ограниченных возможностей привлечения заемного капитала и недостаточности собственного капитала становится необходимым обоснование финансовых решений в привлечении финансовых ресурсов.
В нынешних условиях управление структурой капитала должно стать существенной частью финансовой политики малых организаций. Научное применение финансовых методов управления собственным и заемным капиталом малых организаций, в соответствии с особенностями российской экономики способно обеспечить устойчивое развитие отечественных организаций малого бизнеса, их инновационность, выход на мировой рынок.
К особенностям управления финансами малого бизнеса также относятся:
Отсутствие функционального подразделения руководящего финансами - функции финансового директора возлагаются на главного бухгалтера или руководителя.
Система финансового планирования является упрощенной и включает в себя только текущее и оперативное планирование.
Система бюджетирования в рамках финансового планирования составляет 3 блока: формирование финансовой структуры предприятия, разработка консолидированного бюджета и организация бюджетного управления.
Между тем управление финансами в разные периоды времени сопровождается различного рода проблемами. В процессе исследования был выявлен ряд современных проблем финансового менеджмента малого бизнеса:
недостаток собственных финансовых ресурсов,
сложность получения кредита в банке;
недостаточный уровень финансового менеджмента;
отсутствие заинтересованности банков и инвесторов в финансировании малых предприятия.
Кроме того, в современных рыночных условиях малые предприятия вынуждены конкурировать не только друг с другом, но и с крупным бизнесом. И существенное преимущество на рынке небольшим компаниям может обеспечить именно рациональное управление финансами предприятия. Потому и возрастает роль финансового менеджмента, [7] целями которого являются выработка и применение наиболее эффективных методов для достижения стратегических [8] и тактических целей.
В заключение можно сделать вывод о том, что:
Функции финансового менеджера на малом предприятии ложатся на руководителя предприятия, в структуре предприятия зачастую не предусмотрены отдельные финансовые службы.
Финансовый менеджмент малых предприятий, в первую очередь, направлен на максимализацию прибыли и достижение безубыточности производства.
Финансовый план в малом бизнесе состоит из тех же разделов, что и аналогичный документ крупной компании, но содержит меньше деталей и вспомогательных документов.
В малом бизнесе любое вложение средств является инвестициями и значительным событием. Поэтому должны быть точно рассчитаны предполагаемые доходы и расходы.
Список литературы:
Фролова В.Б. Развитие малого предпринимательства в Россиии // В сборнике: Инновационная стратегия Российской экономики Под редакцией Цхададзе Н.В.. 2012. С. 354-366.
Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент. – М.: Эксмо, 2010. – С. 352.
Стоянова Е. Особенности финансового менеджмента в малом бизнесе. // Финансовый директор. – 2013. - №11.
Фролова В.Б. Проблемы формирования структуры заемного капитала организаций //Современные научные исследования и инновации. - 2014. -
№4(36). - С. 60
Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 N 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». // Собрание законодательства РФ. - 20.07.2015. - N 29 (часть II). -ст. 4500.
Фролова В.Б. Управление обеспеченностью финансовых ресурсов организации // Современные научные исследования и инновации. 2014.-
№8-2(40). - С. 90-93.
Фролова В.Б. Финансовый менеджмент: понятийный аппарат// Экономика. Налоги. Право. - 2011. - № 5. - С. 72-82.
Фролова В.Б. Стратегические направления финансового менеджмента предприятия// В сборнике: Инновационные процессы в экономике и управлении: состояние, проблемы, тенденции Межвузовская научно- практическая конференция. - 2014. - С. 109-113.