ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ДЕТСКИХ ДОМАХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ДЕТСКИХ ДОМАХ

Волкова Д.Ю. 1
1Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

В России с давних времён существует такое явление, как сиротство.

В наше время в детских домах находится около 54,5 тыс. детей-сирот до 18 лет.

В нашей стране стало распространено «социальное сиротство». Социально сиротство - это социальное явление, при котором дети остаются без попечения родителей из-за лишения последних родительских прав или нежелания воспитывать своего ребёнка.

Если провести анализ причин социального сиротства, то мы видим, что около 3% детей, которые поступают в детские дома, относятся к категории неизвестных родителей, около 60% семей отказываются от ребенка при его рождении в роддоме, изъявляя свое нежелание его воспитывать из-за отсутствия необходимых условий (материальных или жилищных). 60% матерей, которые отдают детей на воспитание в дом ребёнка, являются матерями одиночками. Некоторые родители отдают своих детей в детдом в связи с недостаточной психологической подготовленностью и отсутствием любви к своему чаду. Около 30% детей попадают в дома ребенка от родителей с алкогольной или с наркотической зависимостью.

Перечислим причины попадания детей в государственные учреждения, предназначенные для их воспитания: ненадлежащие жилищные условия или низкая материальное благополучие, неполная семья, алкогольные или наркотические зависимости родителей, обнаружение у детей физических дефектов или диагнозов умственной отсталости.

Также не стоит забывать о матерях-подростках, которые любыми способами пытаются избавиться от не желаемого плода, тем самым причиняя ему вред, или морально не готовы к воспитанию ребёнка, что приводит к передаче последнего в детдом.

Количество детей, которые по своему желанию ушли из семьи, увеличивается. Холодное обращения с воспитанником в семье стало частым явлением. Игнорирование проблем и потребностей ребенка в таких семьях часто сопровождается психологическим или физическим насилием над ним.

Опыт существования детских домов или интернатов показывает нам, что данные заведения не могут предоставить ребёнку полноценное развитие.

Воспитанники интернатов не получают достойного образования, а также имеют трудности с адаптацией в обществе. Фактором риска для них являются проблемы связанные с социализацией личности, проблемы связанные с проявлением инициативности и проблемы связанные с безответственным отношением к своему будущему. Часто перечисленные выше трудности появляются из-за отсутствия социальных педагогов в детских домах.

В общем, можно сказать, что социальный педагог в детдоме нужен для успешного вхождения в социальную среду воспитанников.

Исходя из выше написанного, можно определить объект, предмет и цель работы.

Объект: деятельность социального педагога в детском доме.

Предмет: особенности работы социального педагога в детском доме.

Цель: изучение особенностей работы социального педагога в детском доме.

Из поставленной мной цели выходят такие задачи:

1. Прочесть литературу, которая относится к выбранной мной теме

2. Характеристика учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей

3. Определить причины и условия, провоцирующие сиротство.

4. Раскрыть смысл работы социального педагога в детском доме.

Гипотеза: в связи с особенностями детей, которые воспитываются в детдомах, работа социального педагога имеет свои особенности.

Характеристика учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей.

Существующая практика помощи детям-сиротам в России представляет собой систему их государственного содержания.

Детские дома и школы-интернаты должны исполнять не только воспитательные и образовательные роли. Они помогают в социализации личности и в её полноценном развитие, так же обеспечивают защищенность прав своих воспитанников.

На данный момент в нашей стране около 1500 детских домов и 330 школ интернатов.

Отличие детских домов от интернатов заключается, а то, что при попадании в первое учреждение дети получают образование в ближайших школах, а при попадании во второе дети получают образование в самом учреждение.

Интернат-это учреждение, в которое попадают дети от 7 до 18 лет, по желанию родителей или при их отсутствии, в котором обучающиеся воспитываются, проживают и получают образование.

Задачи:

  1. Учебно-методическая. Обеспечение воспитанников, тем уровнем образования, который установлен Федеральными программами, учитывая их психологическое и физическое состояние.

  2. Воспитательная. Создание педагогами среды, в которой дети смог научиться такому качеству как коммуникативность.

  3. Оздоровительная. Наблюдение медицинским работником за состоянием здоровья ребёнка.

  4. Коррекционная. Индивидуальный подход к каждому ученику для помощи ему в преодолении трудностей, с которыми он не может справиться сам.

Детский дом-это воспитательное учреждение для помощи детям, которые остались без попечения родителей и нуждаются в государственной помощи.

Задачи:

  1. Вся деятельность детских домов основывается на принципах гуманизма (гуманизм представляет собой любовь к людям).

  2. Предоставление образования по определённой программе, которая составлена с учётом особенностей личности ребёнка.

  3. Создание условий для благоприятного нравственного развития ребёнка.

Детские деревни SOS начали свою работу в России 1994 году, это сообщества в котором у ребёнка появляется «мама» и братья и сестры. Они созданы для развития бытовых и жизненно необходимых для жизни навыков, которым дети учатся в теплой семейной обстановке.

Задачи:

  1. Подарить ребёнку семью, которая даст ему чувство защищенности и принадлежности.

  2. Окружение воспитанников теплотой и любовью, которые помогут в восстановление психического состояния детей, которые пережили тяжёлые эмоциональные потрясения.

  3. Формирование специалистами программ развития личности, основанных на стремлениях и желаниях ребёнка.

  4. Проявление уважения к детям для их полноценного взросления и самореализации.

  5. Защита от того, что может травмировать психику детей.

Социальный приют-это социально-реабилитационный центр для детей, не достигших 18 лет, которые нуждаются в социальной помощи.

Задачи:

  1. Организация мероприятий по поиску детей, нуждающихся в помощи и социальной защите.

  2. Ликвидация детей из тяжелых жизненных ситуаций.

  3. Восстановление социального статуса ребёнка в приближенном ему коллективе.

  4. Защита интересов воспитанников.

Таким образом, мы дали краткое определение понятиям 4 детских учреждений для детей, оставшихся без родительского попечения, и осветили некоторые задачи, которые ставятся перед ними.

Причины и условия, провоцирующие сиротство

Сиротство-это социальное явление, в результате которого в обществе находятся дети, оставленные на государственное попечение, из-за отсутствия родителей по тем или иным причинам.

Виды детей-сирот:

  1. Дети, родители которых рано умерли

  2. Дети, родители которых лишены родительских прав

  3. Дети, родители которых отказались от них

Причины сиротства:

  • Добровольный отказ семьи от ребёнка

  • Принудительное изъятие ребёнка из неблагополучной семьи.

Условия, провоцирующие сиротство

  1. Безработица, которая приводит к низкому материальному уровню жизни

  2. Развод родителей

  3. Ранняя беременность

  4. Алкоголизм и наркомания одного или обоих родителей

  5. Негативный рост влияния СМИ и сети Интернет на духовное развитие молодых родителей.

Особенности работы социального педагога в детском доме

Работа социального педагога в детском доме очень важна, из-за наличия у воспитанников проблем с социализацией и адаптацией в обществе.

Социально-педагогическая работа с детьми и подростками, которые находятся в детских домах, связана с оказанием психологической, социальной и педагогической помощи.

Рассмотрим социально-педагогическую деятельность в детском доме.

Работа социального педагога начинается с изучения личности ребёнка и особенностей его развития, путём рассмотрения документов, проведения тестирований и бесед с воспитанником.

Социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые ему предстоит решить. Собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, условиях жизни ребенка до поступления его в интернатное учреждение, собирает сведения о родителях ребенка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в обучении воспитанника и т.д.

2. Следующая задача социального педагога – составить индивидуальную программу развития воспитанников, т.е., анализируя документы, которые есть у ребенка, его проблемы, найти пути выхода из создавшейся ситуации, фактически представить, каким должен быть выпускник детского дома, учитывая, какой он сейчас.

Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.

3. Еще одна важная задача, которую выполняет социальный педагог в детском доме, - представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах.

Социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка:

  • оформление документов для сдачи жилья в аренду;

  • оформление документов в суд для решения вопроса о возвращении жилья;

  • оформление документов на приватизацию жилья;

  • участие в обследовании жилья при обмене;

  • сбор документов на получение жилья выпускникам детского дома;

  • участие в подборе жилья для выпускников.

Правовые вопросы, опека, усыновление:

  • оформление документов воспитанников в органах ЗАГСа, милиции;

  • участие в заседаниях судов по лишению родительских прав; привлечение к ответственности за неуплату алиментов; возвращению жилья воспитанникам, незаконно проданного родителями;

  • подготовка документов на усыновление, опеку;

  • участие в подборе приемных, патронатных семей;

  • обследование материально-бытовых условий семей родственников;

  • беседы с воспитанниками по правовой тематике. Консультации воспитателей по правовым вопросам.

  • Охрана прав воспитанников:

  • защита прав воспитанников перед родителями и в образовательных учреждениях;

  • сбор документов для определения юридического статуса воспитанников;

  • выяснение причин трудновоспитуемости детей и организация работы по ее устранению;

  • представление интересов воспитанников в милиции, суде, нотариате;

  • оформление документов на взыскание алиментов, контроль над их начислением;

  • оформление и контроль над сберегательными счетами.

Организационные мероприятия:

  • подготовка вопросов по социальной работе для обсуждения на педсоветах, производственных совещаниях, комиссии по делам несовершеннолетних при администрации;

  • планирование и учет всех видов социальной работы;

  • своевременное оформление личных дел воспитанников;

  • ежемесячный отчет в управление Социальной Защиты Населения о движении воспитанника;

  • ежегодный отчет в отдел образования о выпускниках;

  • ежегодный отчет о результатах социальной работы.

  • Взаимодействие с другими ведомствами:

  • органы опеки и попечительства, управление соц. Защиты населения, ЗАГС, КДН.;

  • органы внутренних дел, суда, прокуратуры, нотариата;

  • жилищные органы, отделы приватизации, БТИ.;

  • центр занятости населения;

  • органы здравоохранения и центр медицинской профилактики;

  • социальная служба молодежи.

Заключение

Работа социального педагога в детском доме имеет свои особенности связанные с государственными учреждениями, в котором находятся дети.

Основная задача детского дома-это создать обстановку для ребёнка, которая приближена к семейной, помочь воспитаннику определиться с выбором профессии и научить самостоятельности.

Деятельность социального педагога заключается в оказание широкого спектра помощи ребёнку, начиная от помощи в решении проблем, связанных с психологическим или физическим состоянием, закачивая поддержкой в процессе социализации.

Именно целенаправленная деятельность социального педагога помогает ребёнку, во время вхождения во взрослую, самостоятельную жизнь, не чувствовать себя обделенным или ненужным обществу, что помогает обучающимся самоутвердиться и прекрасно адаптироваться в новой для них социальной среде.

Следовательно, цель нашей работы реализована. Гипотеза-доказана.

Список использованной литературы:

1. Басов А.В. К вопросу о предмете социальной педагогики // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт./ Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. М.; Тула, 1993. Т. 1/2.2. Бочарова В.Г.Социальная педагогика.-М.:Просвещение,1993.-267с.3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М., 2001.4. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. - 400 с.5. Козырева А. На полпути от улицы к детдому//Российская газета, 22 ноября, 19966. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: Социально-эмоциональные проблемы. Под науч. ред. Л.М. Щипиной, Е.И. Казаковой. – СПб., 2000.-204 с.).

Просмотров работы: 1925