Деловой туризм на сегодняшний день – неотъемлемая часть современного бизнеса. Это один из важных ресурсов интеграции и развития компаний.
Каждый четвертый житель планеты, отправляющийся в поездку, делает это по служебной надобности. Успешный бизнес предполагает индивидуальные и корпоративные деловые поездки, выставки, конгрессы, тренинги, ярмарки, презентации.
Деловой туризм в России находится в начальной точке своего развития. Для него характерно отсутствие четкой терминологии, определяющей параметры делового туризма и устойчивой организационной структуры, на подобие существующей на западном рынке индустрии MICE.
Актуальность темы обусловлена тем, что развитие туризма играет важную роль в решении экономических и социальных проблем. Необходимость развития сферы делового туризма способствует повышению уровня образования, внедрению новых средств распространения информации и т.д.
Целью данной работы является - разработка программы делового тура в г. Ярославль для сотрудников турфирмы «Элита Трэвэл»
Задачами данной работы являются:
1) раскрытие сущности делового туризма
2) характеристика города Ярославля
3) изучение проблем и перспектив развития делового туризма и особенностей города Ярославля
4) предложения по разработке делового тура в г. Ярославль.
Объектом исследования является - mice - индустрия на территории города Ярославль.
Предмет исследования - место делового туризма в системе mice - индустрии города Ярославля.
Глава 1. MICE-индустрия: сущность и роль в организации мероприятий
1.1. MICE-индустрия: основные понятия и содержание
Деловой туризм является одним из первых направлений в индустрии туризма: еще в древние времена люди ездили по своим финансовым делам, останавливаясь для ночлега в тавернах. С развитием транспортной индустрии, в том числе и железнодорожной, география делового туризма заметно расширилась. Безграничность она приобрела с появлением гражданской авиации, когда для человека полет в другую страну с целью делового туризма стал рутиной.
Индустрия делового туризма зародилась на Западе (Великобритания, Франция, Германия), но уже быстро приобрела известность в странах Юго-Восточной Азии (Китай, Индонезия, Вьетнам) и странах Северной Америки [1]. Существует два направления в деловом туризме: корпоративная тревэл индустрия и индустрия встреч MICE. Аббревиатуру MICE образуют начальные буквы четырех английских слов, которые при расшифровке показывают направления организации данных туров.
Meetings (встречи) - переговоры с партнерами, совещания, тренинги и семинары для дилеров, и другие варианты бизнес-встреч. Правильная организация во многом формирует имидж компании.
Incentives (поощрения) - поощрительные туры, которые призваны выразить благодарность клиентам, сотрудникам и партнерам. Отлично мотивируют коллектив, укрепляют корпоративные ценности и положительно сказываются на работе.
Conferences (конференции) - организация семинаров, конференций, поездок на выставки, для которых важен эффективный результат.
Events (выставки, события) - организация выездных корпоративных праздников и туров[2].
MICE-индустрия включает широкий спектр различных видов деятельности — от распространения и продвижения информации, разработки развлекательной программы или содержания до технического обеспечения встречи. Соответственно, специалисты данной сферы всегда востребованы.
Объединив всё это и связав в единое целое, получится, что MICE-туризм – это мероприятия, направленные на развитие, мотивацию и обучение персонала, партнёров и клиентов компании, а также на представление компании, её ценностей, философии и возможностей для внутреннего и внешнего потребителя. То есть MICE-туризм связан с людьми, которые вынуждены путешествовать по работе. Тем самым, подтверждается и становится актуальной одна из самых древних форм туризма, когда человек осуществлял путешествия по миру исключительно с деловыми целями.
Так в чём же всё-таки разница между неделовым и деловым туризмом (MICE)? Всё просто, в первом случае отдыхающих отправляют в отпуск к морю, а во втором – в командировки. При этом отдыхающих принято называть бизнесменами, а отпуск – интенсив-туром.
В России же индустрия MICE-туризма сформировалась относительно недавно и сейчас очень стремительно развивается. Высокие стандарты сервиса в этой области в нашу страну привезли сами клиенты — зарубежные компании, привыкшие к качественному обслуживанию у себя дома. Именно английский термин «Business Travel» и был переведён на русский язык как «Деловой туризм» [3].
1.2. Структура MICE– индустрии
Термин MICE и индустрии MICE (MICEIndustry) – специальный термин и англоязычная аббревиатура (акроним) широко применяются в международной практике делового туризма для обозначения 4-х ключевых английских слов, характеризующих составляющие делового туризма. Аббревиатура включает первые буквы следующих слов: M – Meetings (встречи), I – Incentives (инсентив), С – Conferences (конференции), E – Exhibitions (выставки), обязательно во множественном числе. Понятие самой индустрии MICE складывается из 4-х составляющих индустрии делового туризма[1].
Причем, если быть совсем точными, термин MICE в основном используется корпоративными покупателями (corporate buyers). Определенная часть продавцов услуг (suppliers) предпочитают употреблять еще один общий родственный и более академический термин - встречи (Meetings), отсюда индустрия встреч (Meeting Industry). Поэтому, когда говорят об индустрии поездок со служебными целями наравне можно использовать три термина: деловой туризм или business travel, индустрия MICE и индустрия встреч.
Несмотря на мировые катаклизмы индустрия MICE переживает бум. Этот динамичный рынок обеспечивает ежегодно 610 млн. деловых поездок и почти $430 млрд. финансового оборота. По прогнозам специалистов, к 2020 г. доходность индустрии MICE возрастет в 5 раз – до $2 трлн. в год[4].
В долевом соотношении общая структура деловых поездок имеет следующий вид: на индивидуальные командировки приходится – 71%, на участие в конгрессах и конференциях – 16%, на посещение выставок – 11%, на инсентив-туризм – около 2% от общего объема. Эксперты отмечают следующие тенденции развития вышеупомянутых составляющих MICE в ближайшем будущем:
- будут по-прежнему превалировать индивидуальные деловые поездки и их количество продолжит неуклонно расти,
- будет устойчиво повышаться спрос на посещение различных отраслевых выставок,
- будет отчетливо прослеживаться рост конгрессного туризма, в частности в России. При этом все более будут востребованы услуги по организации минивыставок, презентаций, а также семинаров и тренингов во время проведения конференций.
- достаточно бурными темпами будет развиваться сектор инсентив-туризма.
- будет сохраняться тенденция сокращения продолжительности деловых мероприятий до 2-3 дней и среднего количества участников[5].
Индустрия MICE – это детище Запада, прежде всего США и Великобритании. Сейчас деловой туризм активно развивается примерно в 140 странах. В настоящее время безусловными мировыми лидерами индустрии MICE по-прежнему являются США, Великобритания, Германия и Австралия. К мировым лидерам быстро приближаются ряд других стран Европы, а также Китай, Южная Корея, Индия, Таиланд, Япония, Бразилия, Мексика, Южная Африка и другие государства.
Очень важно, что зарубежные представители власти и специалисты не теряют время, не гнушаются учиться и перенимать передовой опыт, накопленный в индустрии MICE. Эти люди не изобретают свой «национальный велосипед», не раздумывают о целесообразности использования европейской модели или сочетания азиатской и европейской модели. Они просто берут все лучшее, накопленное в международном деловом туризме и смело применяют это лучшее на практике в своих странах.
При этом они всегда помнят об очевидном факте, что индустрия MICE по своей экономической природе, в силу своей внесезонности, прогнозируемости, плановости мероприятий, ориентации на клиента с высоким уровнем доходов очень выгодна стране, региону, городу [6].
Безусловно, многое в бизнесе, в том числе и деловом туризме, связано с интернационализацией и глобализацией основных сфер жизни общества. Информация и деньги стали глобальными. Наивно полагать, что Россия могла бы существовать вне складывающихся глобальных структур. Автаркия здесь губительна, да и практически невозможна. Россия является не только объектом глобализации, она остается и субъектом глобального мира.
Зарубежные эксперты индустрии MICE считают, что деловой туризм может правильно и бесперебойно функционировать, если реально существуют и «работают» следующие фундаментальные составляющие:
1. Профессиональные организаторы делового туризма
2. Специализированные печатные органы
3. Отраслевые конференции, ярмарки и выставки
4. Регулярная и объективная статистика
5. Целенаправленная совершенствующаяся подготовка кадров
6. Научно-практические исследования
7. Профессиональный понятийный аппарат
То есть вопросы наличия серьезного государственного подхода, стабильного действующего законодательства, отсутствия межведомственной разобщенности, скоординированности политики по продвижению делового туризма, функционирования отрасли в соответствии с международными стандартами и критериями в принципе вообще не обсуждаются: они подразумеваются как само собой разумеющееся[7].
Какова реалии российского делового туризма и в какое русло надо прежде всего направлять наши усилия? Что нам особенно затрудняет работу в сфере индустрии MICE, что не находит понимания у наших иностранных коллег и порой вызывает у них неподдельное удивление.
1. Отсутствие государственного национального «лидера», самостоятельной национальной туристической организации, сильного отраслевого федерального ведомства по управлению, контролю и стимулированию туризма в целом и департамента по деловому туризму при данном ведомстве. Туризм и деловой туризм должны занимать достойное место в структуре управления государством.
Увы, еще многие воспринимают деловой туризм и туризм в целом как должное, поэтому в государственных программах он вообще отсутствует. Часто удивляет позиция наших властей, характеризуемая фразой «посмотрим, как пойдут дела». Такая работа не имеет никаких шансов на успех. К сожалению, еще существует стереотип о том, что деловой туризм – это лишь обслуживание деловых поездок и мероприятий. Поэтому и не желают выделять деловой туризм, «прописать» его в законодательстве.
2. Отсутствие тесного сотрудничества на федеральном и региональном уровнях между органами власти и профессионалами отрасли. Чтобы сделать российский деловой туризм конкурентоспособным на мировом уровне, такое взаимодействие крайне необходимо.
Очень важно создавать профессиональные городские или региональные структуры, которые берут на себя всю практическую сторону организации встреч. Здесь одной из ключевых фигур являются Конвеншн и Визит Бюро (CVB). Это очень важные элементы для города и региона, которые представляют и продвигают их, с целью предоставления услуг туристам, приезжающим в данный город или местность с деловой целью или для отдыха.
3. Отсутствие грамотного продвижения и PR по формированию достоверного положительного образа России для развития въездного туризма. Не случайно утверждают, что «имидж – это большие деньги, имидж – это больше, чем деньги». Нужна профессиональная имиджелогия в деловом туризме.
Одной из самых ключевых проблем является кросс-культурная компетенция бизнесменов и профессионалов делового туризма, включаю работников PR, их знание национальных и языковых различий, умение общаться и вести переговоры с представителями разных культур. В наше бурное время успех в бизнесе зависит не только от внешних факторов (экономики, политики и т.п.), но и от понимания людьми культурных различий.
4. Отсутствие целенаправленной, узкопрофессиональной, продуманной на государственном и межведомственном уровнях подготовки кадров. По-прежнему наши специализированные институты туризма предпочитают выпускать «работников широкого профиля».
В западных странах уже давно поняли, что деловой туризм – это специфическая и тонкая работа с предпринимателями, это профессиональный консалтинг и менеджмент. Поэтому в этой отрасли должны работать особенные специалисты-профессионалы, хорошо разбирающиеся не только в тонкостях организации деловых поездок, но и в специфике ведения бизнеса, потребностях бизнес-путешественников, множестве нюансов организации деловых мероприятий, протоколе и многом другом.
5. Отсутствие должного внимания к участию в международных выставках индустрии MICE. Выставка – это инструмент продвижения бизнеса. В России существует всеобщая недооценка роли выставок делового туризма с точки зрения российской государственной политики и предпринимательства. А стоимость достижения бизнес-контактов и результатов на таких выставках порой в 4-5 раз ниже, чем при использовании других видов деятельности, например, рекламы. Зачастую мы используем не более 5-10% возможностей, которые дают нам выставки MICE.
Во всем мире индустрия MICE превращается в большой бизнес. Для России крайне важна современная конкретная практическая государственная программа поэтапного развития и стимулирования российского туризма, в том числе делового туризма. Активное содействие развитию делового туризма необходимо именно с учетом его места и перспективности в экономике и характера самой индустрии туризма.
Развитие делового туризма на базе новейших информационных технологий, последних мировых достижений в этой отрасли может стать одним из эффективных ресурсов развития отечественных компаний и их интеграции в мировой экономический процесс. Грамотное освоение этого ресурса позволит уже в ближайшее время получить заметную отдачу для всей экономики страны[8].
1.3. Особенности организации деловых туров
Деловой туризм – одно из самых перспективных направлений современного туризма. Высокие темпы его развития определяют, в первую очередь, глобализация мировой экономики и «стирание границ». Бизнесмены всё чаще ищут и находят деловых партнёров за рубежом.
Деловой туризм – это и поездки за рубеж на выставки и конференции и т.д., для кого-то – это совмещение приятного с полезным, когда удается провести и деловые переговоры и отдохнуть в новых местах. Основными клиентами агентств по деловому туризму являются корпоративные клиенты – компании, корпорации, холдинги и прочие структуры, которым агентства оказывают полный спектр услуг по организации корпоративных бизнес-поездок (командировок), конференций, семинаров, поощрительных поездок и торжеств (мероприятий MICE), а также корпоративному консультированию и анализу эффективности использования транспортного бюджета компании (expense management). Организация бизнес-туров имеет свою специфику.
Как правило, бизнесмены планируют свои поездки за несколько месяцев, что особенно актуально для «высокого сезона» в выставочном бизнесе, который приходится на февраль-май и сентябрь-ноябрь. При организации деловых поездок бывает необходимо найти самую короткую стыковку авиарейсов, самый ближайший к выставке отель, самый удобный трансфер и т.п. Основа деловой поездки - программа встреч и мероприятий, спланированных и насыщенных. Туристическим компаниям без кропотливой работы с клиентом, понимания специфики его профессиональной деятельности и чёткого видения именно деловых целей его поездки не обойтись. Деловые поездки организуются, как правило, с полной культурной и экскурсионной программой. В стандартную программу входит проживание, завтраки, трансферы, оформление визы. Дополнительно предоставляются такие услуги как: аккредитация на выставку или входные билеты, услуги гидов, переводчиков, дополнительные переезды или аренда автомобиля и многое другое, что может быть необходимо на том или ином мероприятии. Клиентам предлагаются специальные тарифы на перелеты в бизнес классе, организация VIP обслуживания в аэропортах и т.п.
Особую роль в развитии делового туризма играют конвеншн-бюро - специализированные маркетинговые компании, которые представляют и продвигают туристскую территорию на рынке путешествий. Эти MICE-посредники обладают полной информацией об инфраструктуре делового туризма, индустрии гостеприимства, компаниях, специализирующихся на обслуживании деловых туристов, и всех мероприятиях, проходящих в данном месте [9].
Основными видами делового туризма принято считать:
Тим-билдинг — мероприятие стало популярным на западе, из-за чего и получило соответствующее название. Если перевести на русский — командное построение. Особенность тим-билдинга заключается в выполнении командных заданий, для укрепления корпоративного духа. Как правило, эти соревнования проходят в нерабочее время на свежем воздухе или отдельном помещении. Считается, что выполнение подобных заданий способствует укреплению взаимоотношений между работниками, что в последующем повлияет на корпоративные отношения и как следствие росту производительности.
Событийно-корпоративный. Данный вид туризма устраивается в тех случаях, когда компания стремится поощрить своих работников после проделанной работы. Как правило собираются все сотрудники и организуется развлекательная поездка на курорт или в другую страну. Все зависит от серьезности корпорации и доступных финансовых средствах. Благодаря такой поездке развиваются неформальные отношения, что способствует укреплению связей и более тесному сотрудничество. Доказано, что такой туризм способствует сплочению коллектива и налаживанию отношений между работниками.
Поощрительный. Не редко компании выдают премии своим сотрудникам, чтобы простимулировать работу внутри коллектива. Однако, что может быть лучше, чем поощрительный тур. Пожалуй, это главное доказательство того, что работник заслужил поездку своим трудом. Когда человек получает такой подарок и возвращается обратно в рабочую среду, нет сомнений что он будет относиться к работе более ответственно чем раньше и ценить свое рабочее место. Постепенно такие сотрудники начинают относится к компании как к своей семье и приносят намного больше идей для развития фирмы в целом.
Выставки. Ежегодно по всему миру организуются более 30 тысяч разнотематичных выставок. И если организация мотивирована в своем развитии, она обязательно будет посещать данные мероприятия или отправлять своих работников. Такие встречи помогают наладить бизнес контакты, завести новые полезные знакомства и узнать о новинках в своей отрасли. В последнее время наблюдается тенденция в создании определенных порталов, где указаны все мероприятия на текущий год. Разумеется, они разбиты на определенные категории, чтобы пользователю было проще искать конференции своей тематики. Однако, как правило крупные компании прекрасно знают, где и когда проходят данные мероприятия. Когда человек знает даты проведения выставки, он упрощает жизнь турагентству так как говорит точно, когда он собирается и куда.
Особенностью выставочного туризма заключается место проведения мероприятия и сроки. Ведь человеку необходимо вовремя подготовить целый пакет документов: билеты, визу, оформление пропуска, аккредитацию и многое другое. Не менее важно выбрать место жительства, чтобы оно находилось недалеко от выставки. А если конференцию собираются посетить 20 тысяч бизнесменов, представьте насколько сложно будет забронировать номер в гостинице. Именно поэтому всё необходимо предусмотреть заранее.
Частные встречи. В отличии от выставочных мероприятий, данный вид туризма намного проще. Ведь вы всегда можете отодвинуть встречу и договориться на другую дату. Также можно изменить план встречи со своими партнерами, в отличии от жёсткого графика на конференции. И еще один главный плюс, частные встречи не обязательно проводятся в пиковые даты, соответственно можно воспользоваться разгруженными днями и тщательно подготовить себе поездку.
Тренинги и семинары. В данном случае всё будет зависеть от масштабности мероприятия. Ведь семинары могут собирать как несколько десятков человек, так и миллионы. Как правило, тренинги проводятся для повышения квалификации работников и организуются в любые даты. Если мероприятие весьма масштабное, следует заранее подготовить свою поездку, приобрести билеты, оформить документы и подготовиться к предстоящей встрече. В случае, если семинар организуется для сотни людей, можно не спешить с организацией. Главное, чтобы в запланированный срок не проходили другие важные мероприятия или празднования города.
В результате можно сказать, что деловой туризм также имеет насыщенную программу, однако он не зависит от сезона года и погоды за окном. Что касается стоимости проводимых конференций и прочих мероприятий, они зависят от масштаба. Есть недорогие тренинги, которые требуют минимум вложении и пафоса. Однако существуют и бизнес встречи, где предполагается показать свой статус. На таких выставках налаживаются новые контакты и подписываются договора. Что касается корпоративного туризма, то чаще всего работники не оплачивают свои поездки, а бремя подготовки мероприятия, как и его оплата, лежат на плечах самой компании. [10]
Глава 2. Состояние MICE-индустрии в туристской отрасли
г. Ярославля
2.1. Общие сведения и история Ярославля
Первое письменное упоминание о Ярославле как о городе уже существующем можно обнаружить в знаменитой Ипатьевской летописи XIII-XIV вв. В ней повествуется о «восстании волхвов» 1071 г. в Ростовской земле.
Вершины своего могущества Ярославское княжество достигло в правление князя Федора Черного (1260-1299гг.) — первого из ряда представителей смоленской династии Ростиславовичей на ярославском престоле. В этот период Ярославль приобрел торгово-ремесленный посад и неукрепленные слободы. Недалеко от города, вверх по течению Волги возник Толгский монастырь, ставший духовным центром Ярославской земли на многие годы.
И своего наивысшего расцвета город достиг в XVII столетии. Разрасталась торговля, развивались ремесла, строились многочисленные храмы. В этот период это был второй по величине и третий по объему торговли город в стране. Шестая часть наиболее влиятельного купечества Руси проживала в Ярославле. Их торговые операции охватывали территорию от Архангельска до Бухары. По инициативе и на деньги ярославских купцов Гурьевых на территории современного Казахстана был заложен город Гурьев.
К началу ХХ века Ярославль стал одним из наиболее крупных городов Центральной России. В нем была значительно развита промышленность: было создано более 50 предприятий, среди которых преобладали текстильная, химическая и пищевая отрасли. Однако интенсивное промышленное развитие нисколько не мешало Ярославлю оставаться одним из самых красивых и цветущих городов на Волге. В краеведческой литературе начала ХХ века его именовали то «русской Флоренцией», то «российской Швейцарией», а столичные жители охотно обзаводились дачами и летними усадьбами, расположенными по живописным берегам рек.
Впрочем, и сегодня не только москвичи с удовольствием приезжают летом в Ярославль. Город вполне заслуженно считается одной из главных жемчужин знаменитого Золотого кольца России, ежегодно привлекающего массу туристов.На территории Ярославля существует целый ряд особо охраняемых памятников природы – Тверицкий парк, Смоленский Бор, Яковлевский бор, Воздвиженский бор, кедровник Толгского монастыря, парк в пойме реки Которосль и многие другие.В административном плане Ярославль официально разделен на 6 районов: Дзержинский, Заволжский, Кировский, Ленинский, Красноперекопский и Фрунзенский, созданных в разное время. Поскольку город древний, развивался на протяжении многих столетий, то и районы города сегодня заметно отличаются друг от друга как по размеру, так и по особенностям застройки.
Для человека, впервые приехавшего в незнакомый город, одним из самых насущных всегда остается вопрос, где можно провести досуг, чтобы это было с удовольствием, возможно с пользой и уж наверняка без вреда. В Ярославле можно найти развлечения по душе что называется «на любой вкус и размер», все зависит от возраста, свободных финансов и личных предпочтений.
Для любителей духовной пищи и высокого искусства имеется целый ряд музеев и театров. Начиная от храмового комплекса Спасо-Преображенского монастыря, где помимо собственно памятников архитектуры можно найти краеведческий и естественно-научный музеи, а также действующую звонницу, с которой открывается великолепный вид на историческую часть города. И заканчивая частным музеем Джона Мостославского «Музыка и время», в котором можно увидеть богатую коллекцию старинных часов, музыкальных инструментов, фарфоровых фигурок и колоколов.
Ценителям прекрасного можно также посетить губернаторский дом и парк-музей «Губернаторский сад» на Волжской набережной. В летнее время в губернаторском саду всегда разбивают изумительный парк-цветник, любоваться на который можно бесконечно.
Поклонники древнерусского искусства найдут много интересного в Митрополичьих палатах, где демонстрируются старинные иконы разных школ. Любителям архитектуры можно порекомендовать обратит внимание на храмы города, Толгский Свято-Введенский монастырь, Успенский храм и храмовый комплекс в Коровниках.
Для поклонников более светских и современных развлечений, вероятно, больше подойдут разнообразные ночные клубы и танцполы. В этом случае стоит обратить внимание на ночные клубы «Король королю» на ул. Республиканской или «Мед» ул. Подзеленье. Эти заведения пользуются заслуженной популярностью у ярославцев и гостей города. Однако для любителя андеграундной музыки и нелюбителя стриптиза будет предпочтительнее обратить свой взор в сторону клуба «Партизан» клуба «Авангард», где можно выпить пива и послушать очень неплохую живую рок-музыку. Если же стоит задача просто попить пива без всякой музыки, но зато очень качественного и разных сортов, стоит пойти в Дублин паб, расположенный в Ринг Премьер Отеле.
Для семейного отдыха с детьми лучше всего подойдет посещение Ярославского зоопарка в Заволжском районе или дельфинария в поселке Дубки. И в том и в другом случае масса позитивных впечатлений обеспечена! Неплохим выбором для ребенка станут также планетарий или кукольный театр на площади Юности [11].
2.2. Туристический потенциал Ярославской области
Мощный импульс в развитии отечественного и зарубежного туризма Ярославль получил во второй половине XX века, после включения его в знаменитый маршрут «Золотое кольцо России». Город превратился в крупнейший центр культурного туризма. Живой интерес путешественников вызывают его богатейшие музейные собрания. Один из старейших музеев России – Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, в его коллекциях около 300 тыс. памятников истории и культуры. Собрания Ярославского художественного музея хранят лучшую в России коллекцию провинциального портрета XVIII века. Особый интерес вызывают экспозиции, не имеющие аналогов в России и мире: музей первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой, живописная усадьба «Карабиха» – место творческого вдохновения Николая Некрасова. При поддержке академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва в Ярославле была создана уникальная экспозиция «Слово о полку Игореве» – выдающийся памятник древнерусской культуры», посвящённая поэме XII века, оказавшей огромное влияние на мировую художественную культуру.
С каждым годом отдых в Ярославле становится все более разнообразным и приятным. Гости города могут принять участие в проходящих с большим размахом Всероссийском Некрасовском празднике поэзии, Ярославской масленице и Дне города. Православные паломники приезжают, чтобы посетить Толгский и Казанский монастыри, созвездие ярославских церквей. Любители пешеходных прогулок – чтоб пройтись по набережным, по старинным улочкам и бульварам. Богема – на международные фестивали «Джаз над Волгой», который входит в десятку ведущих ежегодных музыкальных событий России, и современного танца «Искусство движения». В Ярославле действует центр эмальерного искусства «Эмалис», уникальный музей колоколов (колокололитейное дело – «фирменное» ярославское производство), где каждый может позвонить в колокол, а также послушать лучших российских звонарей на международном фестивале «Преображение».
Юбилей города, отмеченный в 2010 году, стал мощным импульсом к дальнейшему развитию внутреннего и въездного туризма. Динамично развивающийся культурно-досуговый комплекс города (Ярославский зоопарк, Ярославская детская железная дорога, Волжская набережная, обновленный комплекс «Стрелки» и др.) плюс природное и культурно-историческое разнообразие позволяют развивать практически все виды туризма, включая наиболее распространенные по потребительским предпочтениям: рекреационный, культурно-познавательный, деловой, спортивный, образовательный, научный, экологический.
Реконструкция существующих гостиниц, строительство новых комфортабельных гостиничных комплексов с уютными кафе, ресторанами и местами развлечений, отвечающих самым взыскательным требованиям путешественников, делают город привлекательным для туристов со всех концов света, способствуют дальнейшей его интеграции в европейскую культурную среду.
В городе насчитывается 74 объекта размещения туристов (на 2621 номер, 5330 мест), из них 27 гостиниц, 15 мини-гостиниц, 4 гостевых дома, 6 квартир гостиничного типа, 5 общежитий, 15 хостелов, 2 профилактория.
По данным регулярно проводимого мониторинга туристический поток в город Ярославль за 2016 год составил 798,0 тыс. человек.
В городе туристскую деятельность осуществляет более 200 организаций, из которых более 30 занимаются развитием внутреннего туризма, сведения о которых внесены в Единый Федеральный реестр туроператоров.
В Ярославле имеется:
17 бизнес-центров, в числе которых: «Техноцентрплаза», «Омега», «Североход», которые предлагают в аренду офисные помещения: все необходимые коммуникации, провайдеры и сети, вентиляция, кондиционирование, противопожарная система, круглосуточная физическая охрана, парковка[12].
21 гостиница с конференц-залами, например, такие как: «Гостиница Park Inn by Radisson Ярославль», «Отель SK-Royal», «Гостиница Ring Premier Hotel»[13].
Всего 6 выставочных площадок: ГК «Любим», Областной перинатальный центр, Старый город, ТВЦ на Большой Октябрьской, ФГУ «РЭА», «Ярославский центр научно-технической информации». Проведение выставок сопровождается рекламными кампаниями с использованием радио, телевидения, газет, специализированных журналов, приглашением специалистов из регионов России. Издаётся официальный каталог каждой выставки. Имеющееся оборудование: плазменные панели 42” и 50”, мультимедиа проекторы, ноутбуки, видео- и аудиотехника, профессиональная техника усиления речи, подвесные экраны, флип-чарт[14].
28 автотранспортных предприятий, предлагающих комфортабельные туристические автобусы различной вместимости, осуществляющие туристические поездки по России, Ближнему и Дальнему зарубежью;
2 государственных, 1 муниципальный, 5 частных и более 20 ведомственных музеев. Особое развитие в городе приобрели школьные музеи, где учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Сегодня в городе насчитывается более 70 музеев при общеобразовательных школах.
785 памятников истории и культуры (7 памятников археологии, 43 - истории, 13 – искусства, 722 - архитектуры) [15].
2.3. Проблемы и перспективы развития делового туризма в области
Ярославская область - прекрасная земля, где на протяжении более 10 веков «писалась» история России, создавались шедевры русской культуры, строились уникальные храмы и монастыри, где живет открытый, любознательный и приветливый народ.
Жизнь многих известных россиян неразрывно связана с Ярославской землей. В Переславле-Залесском родился святой благоверный князь Александр Невский. Село Варницы, что под Ростовом, – родина преподобного Сергия Радонежского. На Плещеевом озере молодой Петр I заложил основы российского флота. В этих краях родились выдающийся певец Л.В. Собинов, скульптор А.М. Опекушин, поэт и краевед Л.Н. Трефолев, маршалы Ф.И. Толбухин и В.К. Блюхер, первая в мире женщина-космонавт В.В. Терешкова. В Ярославле началась история первого русского театра, связанная с именем Ф.Г.Волкова. Долгие годы здесь жил Н.А. Некрасов. На ярославской земле любили часто бывать И.С. Аксаков, А.Н. Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.А. Гиляровский, Ф.И. Шаляпин, К.А. Коровин, М.М. Пришвин.
В области расположены древнерусские города, в которых великие князья Ярослав Мудрый и Александр Невский строили русское государство, здесь, благодаря великолепным памятникам русского зодчества, сохранилась атмосфера Смутного времени 400-летней давности, когда терпеливый "ярославский народец", стойко перенося все невзгоды и лишения, формировал на своей земле народное ополчение, а Ярославль стал фактической столицей Руси.
На Ярославской земле набирает силу великая русская река Волга и раскинулось бескрайнее рукотворное море - Рыбинское водохранилище, огромные водные запасы сосредоточены в Угличском водохранилище, озерах Неро и Плещеево. Волга - колыбель городов русских - практически "парадная улица" целого ряда городов региона, ориентированных на прием туристов. Прекрасная природа средней полосы России, разнообразие ландшафтов - все это тоже о Ярославской области.
Ярославская область богата своей тысячелетней историей, здесь находится более пяти тысяч объектов культурного наследия, около трехсот уникальных музеев, великолепные природные артефакты.
Организацией туристской деятельности в Ярославской крае занимаются давно и всерьез. Еще в 1914 году в Ярославле стало выходить первое в России туристическое издание - журнал "Русский экскурсант". В Ярославле, одном из первых губернских городов дореволюционной России, стали организованно принимать экскурсионные группы[16].
Самые популярные виды туризма в Ярославской области - культурно-событийный (28% общего турпотока), конгрессный и бизнес-туризм (27%), а также водный туризм (31%). Новый импульс развитию туристической отрасли придало празднование в 2010 году 1000-летия Ярославля. Именно это событие, а также проведение мероприятий международного уровня, во многом определили и обозначили перспективные тренды в туризме, способствовали появлению делового и конгресс-туризма. Наравне с ними все большую актуальность приобретает событийный, медицинский и автотуризм.
Сегодня ярославские туроператоры предлагают почти 200 маршрутов и программ по региону. Среди них - широко известные международные маршруты, такие как «Золотое кольцо России», и специализированные туры, например, так называемый «красный туризм» для гостей из Китая. В регионе проводится множество фестивалей и праздников: празднование «Ярославской масленицы – Главной масленицы страны» в Ярославле, Фестиваль воздухоплавания в Переславле-Залесском, Международный фотопарад и Велофестиваль в Угличе, фестиваль «Живая старина» в Ростове и другие.
Активно развивается в регионе спортивный туризм. В области функционирует центр лыжного спорта «Демино», где проводится этап Кубка мира по лыжным гонкам, есть несколько крупных спортивных парков: «Шакша», «Изгиб», «Забава», где можно отдыхать как зимой – на равнинных и горных лыжах, сноубордах и санях, так и летом.
Не меньшее значение имеет рекреационный туризм и наиболее перспективные его виды, связанные с водой. На территории области, помимо древних русских рек, есть крупнейшее в Европе рукотворное море – Рыбинское водохранилище. Его глубина в ряде мест достигает 30 метров, что открывает уникальные возможности не только для круизов, но и для дайвинга, яхтинга, подводной фотосъемки. В развитии территории Рыбинского моря как туристско-рекреационного кластера регион стремится к межрегиональному сотрудничеству – заключение соглашение о совместной работе с Вологодской областью. Ярославская земля предоставляет массу возможностей для активного отдыха. Это отдых в спортивных парках и центрах, конные туры и пешие походы по лесным дорогам, велосипедные туры, путешествия на байдарках, рафтинг.
На новую ступень развития выходит детский и семейный туризм. В 2010 году в Ярославле появились уникальные объекты – планетарий, зоопарк, реконструирован цирк, работает дельфинарий.
Развивается и гастрономический туризм, ведь Ярославская область - это родина двух видов сыра: «Российского» и «Пошехонского». На «Вкусной карте России» Ярославль отмечен как родина русского хрена [17].
Глава 3. Разработка программы делового тура для сотрудников турфирмы «Элита Трэвэл»
Сущность проекта заключается в разработке программы делового тура для сотрудников туристской компании «Элита Трэвэл» (Ревда - Ярославль) продолжительностью 5 дней (4 ночи).
В программу тура входит как познавательные, так и экскурсионные мероприятия, т.к. для данного потребителя (сотрудников компании «Элита Трэвэл») очень важно устанавливать более тесные контакты между персоналом других организаций, и поддерживать профессиональные знания.
Финансирование для реализации проекта предполагается из бюджета туристской компании «Элита Трэвэл».
Деловые туры – это один из самых популярных методов по укреплению корпоративного духа, построения “команды” (team-building), сплочения коллектива. В отличие от денег, воспоминания о приятных поездках остаются в памяти надолго. Результаты исследований показывают, что деловые программы способствуют росту продаж от 10% до 20%. Но увеличение продаж – не единственный плюс. У участников правильно организованной деловой программы повышается работоспособность, вырабатывается командный дух. Смена обстановки, совместный отдых, участие в ролевых играх дадут сотрудникам возможность лучше узнать друг друга, установить менее официальные отношения между собой и руководством[18].
В соответствии с целями индустрии делового туризма программа представляет собой организованные мероприятия, которые объединяют людей для обсуждения различных вопросов и могут принимать разнообразные формы, иметь разные названия. Например, конгресс - это формальная встреча делегатов, обычно принадлежащих определенной сфере человеческой деятельности или вовлеченных в специальное исследование в определенной области, для обсуждения разных вопросов. Конференция подразумевает формальный обмен мнениями на встрече или собрание для обсуждения общих для всех участников вопросов. Саммит - та же конференция с участием высоких должностных лиц, вплоть до руководителей государств. Съезд - встреча людей, имеющих общие цели, в частности, собрание делегатов политических партий с целью формирования политики и выборов в руководящие органы. Симпозиум - мероприятие, сопровождающееся беседами в непринужденной обстановке, или формальная встреча, когда специалисты делают короткие сообщения на определенную тему или несколько тем, связанных друг с другом. Семинар – лекция, сопровождающаяся обменом мнений участников[19].
Данный деловой-тур, предназначен для сотрудников компании «Элита Трэвэл», расположенной в г. Ревда Свердловской области. Место проведения – г. Ярославль.
Индустрия mice города Ярославля предлагает деловому туристу: большой выбор мест размещения; превосходные конференц-залы, исторических зданиях, оборудованные согласно мировым стандартам; спортивно-концертные и выставочные комплексы, обладающие огромными площадями и современным оборудованием. Хорошо развитую транспортную инфраструктуру и инфраструктуру питания – наличие самых разнообразных по площади и интерьеру банкетных залов, развитая сеть ресторанов, дают возможность обсуживать мероприятия на высшем уровне[20].
Деловой тур предназначен для менеджеров компании в возрасте от 27 и до 50 лет за высокие показатели работы и большой объем проделанной работы. Так как данный тур дает возможность способствовать большому сплочению коллектива, созданию единой корпоративной политики, обмениваться опытом и идеями между персоналом компании и укрепление командного духа, поэтому он будет привлекаться для широкого круга менеджеров. В дальнейшем данный тур позволит компании «Элита Трэвэл» открыть новое направление работы – деловой туризм.
На данный момент на ревдинском рынке туруслуг действуют 13 туристских фирм. Компания «Элита Трэвэл» уже зарекомендовала себя, как стабильная, серьезная компания и разработка делового тура позволит показать сотрудникам компании, что у компании есть стимул развиваться и дальше[21].
Косвенными конкурентами являются турфирмы, которые занимаются организацией групповых туристических поездок с участием международных выставок, так и в работе с индивидуальными туристами. Косвенные конкуренты: ООО «Влади-тур»[22], ООО «География»[23].
Деловой тур на 2017 год
Цель программы:
1. Установление и налаживание деловых контактов;
2. Посещение профессиональных мероприятий (выставок, конференций и т. д.);
Количество участников: от 2 до 4 человек.
Продолжительность поездки: 5 дней (4 ночи).
Программа тура
1 день: добро пожаловать в Ярославль
22:00 - встреча в Ярославле с сопровождающим, заселение в
гостиницу. Приветственный ужин.
2 день: посещение выставки09:00 - 10:00 - завтрак.10:00 - 15:00 – посещение межрегиональной выставки – ярмарки
потребительских товаров. 15:00 - 16:00 - обед в русских традициях
16:00 – 17:00 – дегустация старинных напитков
17:00 – 20:00 - свободное время20:00 - 23:00 - тематический ужин и фольклорная программа.3 день: клубнично-ягодный.09:00-10:00 - завтрак
10:00 – 11:00 - освобождение номеров11:00 – 13:30 - обзорная экскурсия по городу13:30 – 16:00 – сладкая экскурсия в музей «Библиотека варенья» и музей
баклуши16:00 – отъезд домой.
Программа тура составлена таким образом, что в нее входит несколько объектов, относящихся к индустрии делового туризма: выставочные комплексы, музеи, точки питания, конференц-залы. При посещении этих объектов сотрудники компании «Элита тревел» получат опыт устройства данных объектов в городе Ярославле и изучат их потенциал, вследствие чего, основываясь на данных объектах смогут создать новый турпродукт для деловых туристов Свердловской области.
Дополнительная информация:
1. Ограничения на маршруте:
·Возрастные: данный маршрут не рекомендуется взрослым после 70 лет.
·Медицинские: лицам, нуждающимся в лечении и постоянном врачебном наблюдении, путешествовать по туристским маршрутам не рекомендуется.
2. В целях обеспечения безопасности Вашего здоровья и жизни, а также сохранности Вашего имущества мы рекомендуем Вам:
·Строго следовать инструкциям и инструктажам, полученным в офисе фирмы и руководителя группы на маршруте;
·В чрезвычайных ситуациях следовать указаниям руководителя группы;
·Не нарушать общественный порядок.
Экономическое обоснование делового тура
Деловой тур
Количество человек в группе:
4 туриста + 1 сопровождающий
Сроки: с 15.10 по 20.10
Статьи затрат |
На 1 чел |
|
1. Транспортные услуги, ж. д. билеты туда и обратно 1.1. Стоимость проезда во время экскурсии + билеты в музей + экскурсовод |
4560 руб. 600 руб. |
|
1.2. Внутримаршрутные транспортные услуги |
130 руб. |
|
Итого |
5290 руб. |
|
2. Питание в ресторане гостиницы: 2.1. Завтрак |
200 руб. |
|
2.2. Обед |
400 руб. |
|
2.3. Ужин |
450руб. |
|
Итого |
1050 |
|
3. Проживание в гостинице 2-х местный-2-х комнатный номер |
2000 руб. |
|
4. Экскурсионные услуги |
3 экскурсии по 120 руб. и 1 квест по 200руб.= 360 руб. + 200руб =560 |
|
5. Страховка |
5000 руб. |
|
За 5 дней на человека выйдет: билеты туда/обратно = 5290, питание в кафе = 1050*3 =3150, проживание в гостинице = 2000*3 = 6000, экскурсионные услуги = 560, страховка = 5000
Итого: 20000руб. на человека.
Заключение
Объединив всё вышеизложенное и связав в единое целое, получится, что MICE-туризм - это мероприятия, направленные на развитие, мотивацию и обучение персонала, партнёров и клиентов компании, а также на представление компании, её ценностей, философии и возможностей для внутреннего и внешнего потребителя. То есть MICE-туризм связан с людьми, которые вынуждены путешествовать по работе. Тем самым, подтверждается и становится актуальной одна из самых древних форм туризма, когда человек осуществлял путешествия по миру исключительно с деловыми целями. Программы таких деловых туров всегда уникальны и разнообразны.
Развивать деловой туризм в городе важно и нужно. Ведь развивая этот вид туризма и позиционируя Ярославль как место успешного проведения мероприятий различного уровня, тем самым стимулируется и развивается инфраструктура и развитие других видов туризма.
Основополагающим итогом, обеспечивающим рост экономических и социальных показателей города Ярославля, будет постоянное увеличение туристского потока и доходов от туризма, что позволит и дальше развивать отрасль, создавать рабочие места в туризме, рекреации, сфере досуга, культуры, общественного питания и смежных отраслях.
В данной курсовой работе была разработана программа делового тура в г. Ярославль для сотрудников турфирмы «Элита Трэвэл». Определены понятия, виды делового туризма, характеристика г. Ярославль.
Чтобы наглядно увидеть суть разработки делового тура, был проведен анализ соответствия теоретического материала и практического проведения. Было выявлено следующее:
1) раскрыта сущность особенностей делового туризма
2) характеристика города Ярославля
3) изучение проблем и перспектив развития делового туризма и особенностей города
Список использованных источников
1. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 368с.
2. Драчева Е.Л. Экономика и организация туризма – М. : КНОРУС, 2007. – 576 с.
3. Рудская Е. Н., Скабарова А. А. Деловой туризм: проблемы, тенденции, перспективы // Молодой ученый. – 2015. – №8. – С. 639-646 c.
4. Бронская Ю. К. Бизнес-туризм как фактор развития туристического рынка России. Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. – М., 2007. – 78 c.
5. Рицци В.В. Сущность и особенности делового туризма. – СПб.: Издательство «АСТЕРИОН», 2006. – 101-104 c.
6. Волошин Н.И. Правовое регулирование в туризме: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2004. – 408с.
7. Пришло время MICE [Электр. ресурс];URL: http://www.conference.ru/articles/7/
8. Гасиев М. Основы делового туризма и индустрии MICE в России и за рубежом: сравнение и тенденции // Деловой туризм и индустрия MICE в России и за рубежом: основы, понятия и тенденции (практический опыт). – М., 2004. – 210-217 c.
9. Особенности организации делового туризма: его технология и география[Электр. ресурс];URL: https://studfiles.net/preview/4539880/page:40/
10. Особенности делового туризма [Электр.ресурс];URL: http://www.online-tourz.com/tury/delovoy-turizm/osobennosti-delovogo-turizma.html
11. Общие сведения и история Ярославля [Электр.ресурс];URL: http://nesiditsa.ru/city/yaroslavl
12. Бизнес-центры [Электр.ресурс];URL: https://www.yarcom.ru/org/biznes-centry
13. Бизнес-отели Ярославля [Электр.ресурс];URL: http://www.101hotels.ru/main/cities/yaroslavl/business
14. Выставочные площадки в Ярославле [Электр.ресурс];URL: https://old.navystavke.ru/expo/city/yaroslavl/
15. Туристический потенциал [Электр.ресурс];URL: https://city-yaroslavl.ru/business/investments/turisticheskiy-potentsial/
16. Туризм в Ярославской области [Электр.ресурс];URL: https://otherreferats.allbest.ru/sport/00248520_0.html
17. Ярославская область [Электр.ресурс];URL: https://www.russiatourism.ru/regions/?fedokr=&freg=223
18. Что такое профессионально-деловые туры? [Электр. ресурс]; URL: https://www.sravni.ru/enciklopediya/info/chto-takoe-professionalno-delovye-tury/
19. Корпоративные туры [Электр.ресурс];URL: http://maytravel.ru/corporate_services/
20. Ярославль: экскурсии и мероприятия [Электр.ресурс];URL: https://www.tourprom.ru/country/russia/yaroslavl/
21. Элита Трэвел [Электр. ресурс] ;URL: http://www.elitatravel.ru/
22. Влади-тур [Электр.ресурс]; URL: http://travel-agency-vladitur.business.site/
23. География тур [Электр.ресурс];URL: https://www.geograftour.com/
24. План выставок в Ярославле на 2017 год [Электр.ресурс];URL: http://www.csti.yar.ru/services/expo/
25. Библиотека варенья [Электр.ресурс];URL: http://baklushi.su/biblioteka-varenya/
Приложение 1
Информационный листок
Обязательная информация.
1. Информация о маршруте:
Название: Деловой тур
Вид: познавательный
Продолжительность: 5 дней
2. Пакет услуг:
Проезд: из г. Ревда поездом до г. Екатеринбурга (40 минут).
Проезд: из г. Екатеринбурга до г. Ярославль (1 день 1 час).
Проживание в г. Ярославль: гостиница «Усадьба XVIII век», расположенная в центре города. Размещение в двухместных номерах. Номера оборудованы: душевая кабина; набор для ванны; холодильник в номере; противопожарные датчики; телефон в номере - выход в город; программы кабельного телевидения. Дополнительный услуги: джакузи; сауна; медпункт; камера хранения; прачечная и химчистка. Адрес: Большая Октябрьская ул., 49, Ярославль, Ярославская обл., 150000. Телефон: 8 (485) 294-40-40
Питание: обед в ресторане гостиницы ««Усадьба XVIII век», вид меню «Комплексный обед». Завтрак в ресторане гостиницы ««Усадьба XVIII век», вид меню «Шведский стол». Адрес: Большая Октябрьская ул., 49, Ярославль, Ярославская обл., Телефон: 8 (485) 294-40-40. Средний чек – 200-400руб
3. Оплата дополнительных услуг в гостинице и на маршруте, не предусмотренные в договоре производится самостоятельно.
Приложение 2
Технологическая карта туристского путешествия по маршруту
Деловой тур на 2017г.
Основные показатели маршрута:
Вид маршрута: познавательный
Продолжительность путешествия: 5 суток
Число туристских групп: 1
Число туристов в группе: 4
Начало обслуживания на маршруте: 15 октября июля 2017 г.
Стоимость путевки:
Месяц |
Число туристов в месяц |
График заезда туристских групп по месяцам |
Число групп в месяц |
|
10 |
4 |
15-20 |
1 |
|
Пункты пребывания и способы передвижения |
Наименование туристских предприятий |
Наименование экскурсий |
Внутримаршрутные перевозки |
|
из г. Екатеринбург поездом до г. Ярославль |
ГостиницА ««Усадьба XVIII век» Ярославль Двухместный номер. |
автобус |
||
В г. Ярославль |
Народный квест «Попробуй Россию на вкус!» |
автобус |
||
В г. Ярославль |
Обзорная экскурсия по городу |
автобус |
||
В г. Ярославль |
1. Сладкая экскурсия в музей «Библиотека варенья» 2. Музей баклуши |
микроавтобус |
Приложение 3
ПАСПОРТ экскурсионного объекта
1. Наименование объекта:
·Музей Библиотека Варенья
2. Описание:
На древней Ярославской земле, где веками сохраняются народные традиции, вас ждет уникальная Библиотека Варенья. Здесь вы не только узнаете массу интересного о любимом русском лакомстве, но и по достоинству сможете оценить все богатство и разнообразие его вкусов.
Каких только варений не варили на Руси!.. На меду, на патоке или на сахаре, из ягод, фруктов, орехов и даже… из овощей! Каждый рецепт занял достойное место на полках Библиотеки Варенья и с нетерпением ждет любознательного читателя.
Вкусные и познавательные тома Библиотеки расскажут, какие сладости предпочитал Иван Грозный, как c помощью варенья привораживали “суженого” и из чего готовилось “берсеневое” варенье, любимое Пушкиным. Листая вкусные страницы, вы познакомитесь с удивительными свойствами варенья, его “предками” и “родственниками”, живущими в национальных кухнях мира.
Как в любой библиотеке здесь работает Читальный зал, где без суеты и спешки можно погрузиться в изучение старинных рецептов и прочувствовать настоящий вкус русского варенья, сваренного по народным рецептам.
Для любознательны и запасливых книголюбов в Библиотеке Варенья открыт Отдел Абонемента, где любой из приглянувшихся томиков можно взять на дом. А на прощанье каждый гость получит личный читательский билет — в память о научных открытиях, сделанных в уникальной Библиотеке Варенья.
3. Почтовый адрес: Ярославская обл., Ростовский район, пос. Семибратово, ул. Советская 78
4. Бюджетный статус: Субъект РФ
5. Организационно-правовая форма: Некоммерческое учреждение
6. Тип организации: Культурно-массовая, исследовательская
7. Классификация организации: историческая
8. Охрана объекта: охраняется государством
9. Безопасность посещения: территория вокруг музея благоустроена; дорога хорошо освещена; имеется удобный подъезд для автотранспорта