ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В РЕШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В РЕШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Солопова Я.В. 1, Козлова А.Ю. 1, Хабибулин Р.Г. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Актуальность темы исследования имеет как академические, так и практические аспекты.

Цель: необходимо изучить роль глобальных проблем современности; выявить сущность, факторы, обострения и предполагаемые пути решения; рассмотреть глобальные проблемы с точки зрения философии и влияния на их решение.

В соответствии с поставленной научной целью определены частные задачи исследования:

- рассмотреть понятие и сущность глобальных проблем;

- раскрыть основные предпосылки и причины возникновения глобальных проблем;

- дать характеристику современной типологии возникших глобальных проблем.

Одна из характерных особенностей современного мира − обострение глобальных проблем, которые по своему характеру выходят за рамки интересов различных классов и общественных систем, и от решения которых в решающей степени зависит будущее, более того само существование человечества.

Глобальные проблемы современности не являются чем-то новым для нынешнего этапа развития человечества, а представляют собой небывалое обострение и углубление в современных условиях, существовавших ранее противоречий в системе «человек − общество – природа». Поэтому для более детального их анализа необходимо остановиться на выяснении тех причин, которые способствовали их актуализации. Прежде всего, в основе их обострения лежат два взаимосвязанных процесса. С одной стороны, это результат совершенствования и развития производительных сил и производственных отношений, результат развития материальной культуры общества. С другой – возникновение и углубление глобальных проблем является результатом социального прогресса. Эти две основные причины возникновения глобальных проблем обусловили и их углубление. Если на первых ступенях развития человеческой истории эти два процесса носили локальный, затем региональный характер, то в современных условиях они приобрели глобальный характер.

Кроме того, развитие современной цивилизации идет под знаком усиления всемирного характера многих важных процессов и явлений. Серьезной причиной обострения глобальных проблем является углубление противоречий, которые в предшествующих антагонистических формациях определяются хищническим отношением к человеку и природе. Бесконтрольное и все более интенсивное использование природных ресурсов, усиление неблагоприятных последствий человеческой деятельности по отношению к природе поставили общество перед угрозой экологической катастрофы.

Небывалый в истории уровень и размах научных знаний, ускоренное развитие НТР способствовало динамичному развитию отношений в системе «человек – общество – природа», которые далеко не всегда развиваются гармонично, а иногда способствуют обострению глобальных противоречий в данной системе [1].

Значительное влияние на углубление глобальных противоречий оказало совпадение во времени бурного развития научно-технической революции с крупнейшими социальными переменами в мире. Переворот в военном деле, создание оружия массового уничтожения в количествах, угрожающих существованию человеческой цивилизации, с небывалой остротой поставили проблемы сохранения и выживания этой цивилизации в изменившихся условиях.

Глобальные проблемы привлекали и привлекают все большее внимание ученых. От того насколько плодотворными будут научный анализ системы глобальных противоречий и эффективность практических мероприятий по их разрешению, зависят перспективы общественного прогресса на пороге третьего тысячелетия.

Понятие глобальных проблем.

Термин «глобальный» имеет три значения:

- повсеместный, характерный для земного шара в целом, для всех стран и народов;

- значительный, масштабный;

- общий, всеобъемлющий.

Термин «глобальные проблемы» в научной литературе начал употребляться с конца 60-х годов нашего века. Сами глобальные проблемы возникли намного раньше. Уже с конца 50-х годов с достаточной очевидностью проявилась глобальная экологическая проблема. Мировые войны ХХ столетия, создание ракетно-ядерного оружия на рубеже 40-50-х годов поставило человечество перед угрозой самоуничтожения.

Выделяя критерий глобальности проблем, следует отметить, что здесь недостаточно их пространственно-планомерного измерения, которое необходимо. Главное значение приобретают признаки содержательного плана, и, прежде всего, вопросы сохранения всей цивилизации. Исходя из этого, глобальными следует считать только такие проблемы, которые сдерживают общественный прогресс человечества, а при определенных условиях ставят под сомнение существование нашей цивилизации. Данное определение является довольно общим, но на его основе можно сформулировать наиболее характерные черты глобальных проблем:

- они имеют общечеловеческий характер, т.к. затрагивают интересы всех стран и народов, а в перспективе – будущее всего человечества;

- имманентно сопутствуют человеческому обществу на всем протяжении его истории, хотя до определенного этапа они не проявляют всей своей остроты и их развитие не всегда даже заметно;

- в современных условиях приобретают всемирный характер, ибо сферой их действия впервые стала вся планета;

- имеют комплексный, системный характер, и для их успешного решения необходимы совместные усилия всех стран и народов;

- постоянно развивается во времени и пространстве, в результате появляются новые глобальные проблемы, а некоторые могут и исчезать;

- противоречивы с точки зрения пределов своего решения, т.к. полностью глобальные потребности удовлетворены только в большой исторической перспективе, а в современных условиях они получают частичное, промежуточное решение при условии активного международного сотрудничества;

- имеют смешанную социоприродную сущность и по причинам возникновения и по характеру проявления [3].

Типологизация глобальных проблем.

Отмечая взаимосвязь и взаимозависимость глобальных проблем современности, следует, однако, определить их типологизацию, которая зависит от конкретного основания (критерия), положенного в его основу.

Основные группы глобальных проблем, согласно данной типологизации, вырастают из отношений между основными социальными общностями, из отношения между человеком и природой и отношений между человеком и обществом. Выделяя три основные группы глобальных проблем, в соответствии с тремя типами отношений, следует иметь в виду, что каждая группа слагается из некоторого числа типов проблем, которые в свою очередь включают конкретные разновидности однотипных глобальных проблем. Предлагаемый ниже вариант типологии глобальных проблем основывается на концепции Л.Н. Самойлова:

I класс − Суперглобальные (общемировые глобальные) проблемы современности. Они связаны с перестройкой международных отношений сообразно требованиям дальнейшего прогресса человечества. Сюда включается: проблема предотвращения мировой ракетно-ядерной войны, установление нового международного порядка на принципах равноправия и взаимовыгодного сотрудничества, развитие экономической интеграции и т.д.

II класс − Общепланетарные глобальные проблемы (ресурсные). Они связаны с проблемами оптимизации, гармонизации и гуманизации отношений общества к природе. К ним относятся: экологическая проблема во всех своих проявлениях, демографическая, энергетическая, продовольственная проблемы, проблема использования космоса и т.д.

III класс − Общечеловеческие (субглобальные) проблемы социокультурного, гуманитарного ряда, которые связаны с демократизацией отношений общества и личности. Сюда включается проблема ликвидации эксплуатации, нищеты и других форм социального неравенства, проблемы здравоохранения, образования, проблема планирования и регулирования роста уровня и качества жизни, гарантия прав человека и т.д.

Системная целостность глобальных проблем предполагает и определенную систему знания, характеризующуюся комплексностью исследований, которая получила общее название глобалистика. В свою очередь комплексный характер современного научного знания означает не простое объединение представителей разных наук вокруг одной научной проблемы, а их активное, совместное участие в ее разработке. А это предполагает, прежде всего, выработку некой общей базы для междисциплинарного общения, введение определенной совокупности общенаучных понятий и новой терминологии, создание условий для практического взаимодействия между представителями различных наук в процессе их совместной работы [4].

Глобальные проблемы объединяются в группы по наиболее характерным признакам. Классификация глобальных проблем позволяет установить их объективную «иерархию», то есть степень актуальности и их соподчиненность. Правильное определение приоритетов имеет важное теоретическое и практическое значение, что позволяет определить последовательность их теоретического анализа, методику практического решения.

Имеются различные подходы к классификации глобальных проблем. Среди них наибольшее признание получил подход, в котором за основание классификации берется степень остроты проблемы и необходимая последовательность их решения.

В соответствии с данным подходом глобальные проблемы делятся на три большие группы:

• Интерсоциальные проблемы. Они возникают между различными государствами, их союзами, регионами планеты. К наиболее значимым проблемам этой группы относятся две: устранение войны из жизни общества и обеспечение справедливого мира; установление нового международного экономического порядка.

• Экологические проблемы, возникающие в результате взаимодействия общества и природы: сохранение чистоты окружающей среды; обеспечение мировой цивилизации энергией, топливом, пресной водой, сырьевыми ресурсами; освоение Мирового океана, космического пространства и др.

• Антропосоциальные глобальные проблемы, возникающие между обществом и человеком. Это демографическая проблема, вопросы здравоохранения, образования, духовной культуры человека и общества и др.

Предпосылки возникновения глобальных проблем.

Было бы неверно полагать, что только во второй половине ХХ века человечество столкнулось с феноменом глобальных проблем. В свое время предельно актуальными для населения Земли были эпидемии инфекционных болезней, нашествия, войны. Вечной является проблема взаимоотношения человека с окружающей средой, освоения природы и овладения ее стихийными силами, проблема установления прочного мира между народами, гарантий социально-экономического, политического и культурного прогресса. Многие глобальные проблемы возникли изначально, другие наметились и назревали давно, но проявились более явно и на глобальном уровне лишь с утверждением капитализма, т.е. в ХУП - ХУШ вв.

Растущая по мере развития капитализма интернационализация всех общественных отношений, вела к созданию единого взаимосвязанного мира. Причины возникновения глобальных проблем следует искать в историческом процессе развития человечества. История человечества представляет собой сопряженное развитие двух типов отношений определяющих всю жизнедеятельность людей. Первый из них - отношения человека и окружающей его среды (система «человек – природа»): вторая отношения между людьми в обществе, то есть социальные отношения. Историю можно рассматривать с двух сторон − писали в работе «Немецкая идеология» К. Маркс и Ф. Энгельс − ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обуславливают друг друга [2].

Обе эти линии развития органически связаны, и разделить их можно лишь в абстракции. Именно в рамках системы «человек – природа» осуществляется процесс производства. Развивая производство, осваивая природу, добиваясь своего господства над ней, человек постепенно все больше нарушал естественное развитие компонентов. Сам человек, оставаясь частью природы, стал одновременно явлением принципиально нового типа − воплощением совокупности общественных отношений, которые сложились в ходе человеческого общения на базе производственной деятельности, то есть на основе принципиально новых отношений, сложившихся между человеком и остальной природой.

Гармония между человеком и природой на ранних этапах развития человечества оставалась незыблемой. Это было с одной стороны результатом неразвитости самого человека, с другой − следствием достигнутого к тому времени невысокого уровня развития общественных отношений. В условия собирательного способа производства не могло существовать сколько-нибудь острых конфликтов человека с окружающей его природой. Социальная однородность тогдашнего общества не порождала условий для нерационального использования природных богатств в ущерб самой природе и обитающему в ее среде человеку. Таким образом, на первом этапе взаимодействия общества с природой, когда его экономика была еще присваивающей, когда с социальной точки зрения оно было однородным, сохранялись как согласованность в самих общественных отношениях, так и гармония в отношениях человека и природной среды. И речь здесь идет не о случайном совпадении этих двух компонентов, а об их закономерном сочетании. В результате развития самого человека общество получило возможность добывать основные средства жизни за счет преобразовательной деятельности, материального производства. Произошел переход от "пре-производства" (собирательство и охота) к производству в собственном смысле слова и переработке посредством труда предметов природы для нужд потребления. Материальное производство стало основным источником жизнеобеспечения людей.

Уровень развития производственных сил в конечном итоге определяет характер производственных отношений, а последние в свою очередь оказывают направляющее воздействие на тип отношений общества к окружающей его природной среде. Возникшая, таким образом, взаимосвязь отношений между человеком и природой, обществом и природой и отношениями внутри общества полностью подтвердилась на всех последующих этапах общественного развития. Место естественных производительных сил заняли общественные производительные силы, которые по мере развития принимали антагонистическую форму. Рабовладельческой, феодальной и капиталистической общественно-экономическим формациям соответствовали адекватные их сущности формы социально-экономических и политических отношений между людьми и, естественно, формы и типы отношений между обществом и природой, человеком и природой.

Важно отметить, что в данном аспекте мы ставим на первый план уже не отношения человека и природы, а социальные отношения. Объясняется это тем, что с завершением антропосоциогенеза человеческая история определяется в первую очередь общественными законами, существом и характером социальных отношений, хотя взаимосвязь природных и социальных процессов, взаимная обусловленность истории природы и истории людей сохраняет свое значение в жизни человечества. Однако характер этой взаимообусловленности существенно меняется. О гармонии между человеком и природой с момента утверждения первой антагонистической формации уже не могло быть и речи.

Напротив, с течением времени развивались и углублялись конфликты, перерастающие в антагонизмы. Антропогенная деятельность в рамках частной собственности, настолько нарушала присущие природе состояния, что приводила к острокризисным ситуациям. Конкретные причины этих кризисных ситуаций могли быть различными, но во всех случаях в их основе лежали два фактора: развитие производства и социальная почва, на которой оно развивалось.

Таким образом, поднимаясь с одной ступени общественного развития на другую человечество, с одной стороны двигалось вперед под воздействием потребностей растущих производственных сил, а с другой − тем самым стимулировало их дальнейший прогресс. Он означал, что человек постепенно все более овладевал искусством борьбы со стихийными силами природы, подчинял ее себе, добивался таких изменений, которые необходимы ему для жизни. Однако этот процесс имеет и обратную негативную сторону. Подчиняя себе природу, как уже отмечалось ранее, человек вступал с ней в многочисленные конфликты, вызывал к жизни противоречия, грозящие весьма неприятными, а подчас трудно предвидимыми последствиями [5].

Как уже отмечалось ранее, другим таким источником является система социальных отношений. Иными словами, отношения человека с природой тесно связаны с отношением людей друг с другом. Одни как бы перерастают в другие. Возникнув в процессе взаимодействия человека с природой, общественные отношения навсегда остаются в рамках этого взаимодействия. При этом, если характер процесса производства в конечном счете определяет и характер отношений между людьми, то социальные отношения не могут не оказывать значительного влияния на взаимодействия человека и природы. Иными словами, возможности совершенствования взаимосвязей человека с природой зависят не только от развития материальной базы и условий производства, но в огромной степени определяются характером общественных отношений между людьми.

Однако сама история человечества говорит о том, что одних только научно-технических предпосылок для решения конфликтных ситуаций в отношениях человека и природы еще недостаточно. Для этого нужны и определенные социальные условия, которые делают возможным оптимальное использование данных предпосылок. Таких условий господство классических частнособственнических отношений не создало. Утверждение частнособственнических общественных отношений означало, ликвидацию социального единства общества, его раскол на антагонистические классы [6].

Возникновение глобальных проблем и возрастание опасности их последствий заставляет людей обратиться за помощью к науке в изучении предпосылок и способов их решения. Глобальные проблемы исследуются целым комплексом естественных и общественных наук: биологией, геологией, генетикой, политологией, этнографией, социологией и другими. При этом каждая из конкретных наук решает ту или иную частную задачу. Однако глобальные проблемы представляют сложнейшую и взаимосвязанную систему. Они воздействуют на каждого человека, на систему общества и природы, поэтому требуют философского осмысления.

Философское осмысление предполагает целостностное изучение процессов и явлений, связанных с глобальными проблемами, с точки зрения существования общепланетарной цивилизации, всемирно-исторического процесса интернационализации интересов человечества. Совокупность основных вопросов, связанных с решением глобальных проблем, составляет область философии глобальных проблем.

Философия рассматривает ситуацию, приведшую к появлению и обострению глобальных проблем, изучает их общественную опасность и социальную обусловленность. Философский подход составляет мировоззренческую, культурологическую, этическую и методологическую основу их решения другими науками и практикой.

Вопрос обоснования глобальных проблем имеет не только теоретический, но и практический аспект. Это обусловлено жизнедеятельностью общества. От того, какие конкретно проблемы следует признать в качестве глобальных, во многом зависит выбор путей и способов их решения, будущее человечества [8].

В современной социально-философской науке сложились три основных подхода к пониманию глобальной проблемы.

1) Сторонники одного подхода считают, что все существующие в обществе естественнонаучные, научно-технические и собственно социальные проблемы когда-то становятся глобальными. Вопрос только в том, приобрели они уже или еще не приобрели всемирный, международный характер.

2) Последователи другого подхода ограничивают число глобальных проблем наиболее опасными и требующими немедленного решения: проблема предотвращения войны и укрепления мира, острые экологические проблемы, народонаселение планеты, проблема человека и некоторые другие.

3) Третий подход состоит в разработке методологии и методик, позволяющих определить, что такое глобальная проблема, каково ее содержание, признаки, как она проявляется в конкретной жизни людей: в формах противоречий, диспропорций, функциональных нарушений. Сторонники данного подхода стремятся более точно, исходя из практики функционирования общества, определить причины возникновения глобальных проблем, их существенные признаки и содержание, провести классификацию. Данный подход в определенной мере можно считать объединением двух первых подходов.

Глобальные проблемы рассматриваются как закономерный, но негативный результат развития человечества. Причины их возникновения и обострения своими корнями уходят в историю становления современной цивилизации, породившей обширный кризис индустриального общества, технократически ориентированной культуры.

Глобальные проблемы имеют двойственный характер: с одной стороны − естественно-природный, а с другой - социальный. Такое понимание глобальных проблем позволяет в их генезисе проследить две взаимосвязанные линии.

• Они есть нежелательный итог отношений между человеком (обществом) и природой, возникают в системе «общество – природа». Глобальные проблемы порождены возросшими масштабами и глубиной технического воздействия общества на природу и огромным размахом хозяйственной деятельности человека. Взаимодействие общества с природой стало ныне сравнимо с геологическими и другими естественными планетарными процессами. Бурная, все более возрастающая и плохо планируемая, преобразовательная деятельность человека приводит к деградации окружающей среды.

• Глобальные проблемы есть результат неудачного социального развития современной цивилизации. Ошибки в отношениях между людьми также порождают глобальные проблемы и составляют тенденцию исторического процесса. В современном обществе обостряется кризис, который является результатом деятельности самого человека, а поэтому имеет «антропогенный», социальный характер. Этот кризис охватил весь комплекс взаимодействий людей друг с другом, затронул практически все мировое сообщество.

История человеческой цивилизации показывает, что каждая новая ступень развития экономики и социальных отношений означала и новый этап в обострении противоречий между природой и обществом, а также в самом обществе. Глобальные проблемы, являясь результатом предшествующего развития общества и его отношений с природой, выступают показателем несовершенства жизни людей как цивилизованных сообществ.

Неравномерность развития локальных цивилизаций также имела негативные последствия. Многие развитые государства и общества более активно и масштабно решали свои задачи, иногда за счет других народов, хищнического природопользования. К этому следует добавить, что многие развитые страны не решили, а обострили многие свои внутренние социальные проблемы, «подняв» их до уровня глобальных: наркоманию, коррупцию, бюрократизм, деградацию морали, неграмотность, нарушение генофонда, пьянство, болезни и др. Две мировые войны как глобальные катастрофы начинали и вели именно развитые государства.

Из сказанного следует, что глобальные проблемы современности - это негативные итоги развития индустриальных государств со структурами и духовностью общества [8].

Предполагаемые пути решения глобальных проблем.

Огромное значение для успешного решения глобальных проблем приобретает опережающий научный расчет и прогноз. Возникнув стихийно, глобальные проблемы требуют планомерно направленных действий людей для их решения. И здесь нельзя полагаться на стихийное формирование общественного сознания под воздействием общественного бытия; необходимо сознательно и целенаправленно создавать и развивать глобалистику, как новую целостную систему знания, решающую вопросы сохранения цивилизации на нашей планете. Ведущее место в глобалистике, как новой отрасли научного знания, принадлежит методу глобального моделирования и прогнозирования. Его использование является необходимым при проведении крупномасштабных исследований, каковыми являются глобальные проблемы.

Решение глобальных проблем в современных условиях стало предпосылкой дальнейшего прогресса во всех сферах человеческой деятельности. Человечество должно предотвратить возможные негативные последствия. Это необычайно сложная и ответственная задача. Сложность ее решения усугубляется тем, что наряду с прогрессивными тенденциями, которые лежат в основе поступательного развития цивилизации, существуют, и в ряде случаев усугубляются трудности и противоречия, стоящие на пути такого развития. Трудность решения глобальных проблем обусловлена также их двойственной сущностью. Они одновременно являются и естественно-природными и социальными по своему характеру. Разорвать эти две стороны глобальных проблем практически невозможно. Следовательно, и для их решения необходимо учитывать научно-технические (или естественно-природные) и социально-политические аспекты.

Планетарный характер глобальных проблем предопределил и широкий диапазон подходов, мнений, теорий. Среди этого множества концепций можно выделить как взаимодополняющие, так и взаимоисключающие друг друга. Стратегия решения глобальных проблем с неизбежностью должна соединить в себе научный, социальный и гуманистический подходы к этим проблемам.

Следует отметить, что не выработано единого понимания глобальных проблем. Обострение глобальных проблем во второй половине ХХ века по-новому заставило взглянуть на проблему предсказания будущего развития глобальных проблем. На волне «бума прогнозов» в 60 – 70-е годы возникает так называемая футурология (наука о будущем) [7].

Глобальные проблемы современности представляют собой единую, динамичную, постоянно изменяющую свое состояние во времени систему, которая является открытой, незамкнутой, так как в нее могут входить вновь возникающие проблемы общечеловеческой значимости, а прежние — по мере их решения — исчезать.

Но как бы, ни был запутан клубок глобальных противоречий, его необходимо распутать с помощью науки философии, т. е. теоретически осмыслить, чтобы отличать причины от следствий, существенное от несущественного, объективное от субъективного. Учитывая ограниченные ресурсы и возможности людей влиять на ход мировых событий, важно также проводить различие между тем, что требует безотлагательного решения, и тем, что менее актуально.

Основными направлениями и способами решения современных глобальных проблем признаны:

- гуманизация мирового сообщества;

- формирование неагрессивной личности XXI века;

- рациональное ограничение научно-технического прогресса;

- устранение войн из жизни общества;

- создание эффективных международных органов по совместному решению глобальных проблем и др.

Среди наиболее важных забот современного человечества, помимо проблем взаимодействия природы и общества, которые подробно рассматривались в главе «Философия природы», неизменно называется неконтролируемый рост населения, создающий во многих государствах и регионах избыточную перенаселенность. Основания для беспокойства на этот счет вполне реальные и достаточно легко просчитываются. По оценкам некоторых специалистов, имеющиеся на планете энергетические, сырьевые, продовольственные и другие ресурсы могут обеспечить достойную жизнь на Земле только примерно 1 млрд. («золотому миллиарду») человек. Остальные оказываются лишними. В то же время за последнее тысячелетие население нашей планеты увеличилось в 15 раз и сегодня составляет уже более 6 млрд. человек. Причем поражают не только масштабы, но и темпы прироста населения. Так, первое удвоение произошло за 700 лет, второе — за 150 лет, третье — за 100 лет и последнее — менее чем за 40 лет. Достаточно сказать, что еще в 1956 г. на Земле было только 2,8 млрд. человек, а уже к концу ХХ в. эта цифра достигла 6 млрд.

Беспрецедентный рост населения земного шара в. XX столетии, именуемый «демографическим взрывом», стал результатом действия не только биологических законов, но и следствием стихийного, неравномерного общественного развития глубоких социальных противоречий, которые человечество с трудом пытается преодолеть. В первую очередь это касается развивающихся стран, на которые приходится более девяти десятых прироста мирового населения. Одновременно сосуществуют низкая смертность, которая была присуща развитым странам уже в начале ХХ . И высокая рождаемость, типичная в целом для человечества в XVIII . Вместе с тем по уровню производительности труда и доходу на душу населения, по урожайности сельскохозяйственных культур и эффективности сельского хозяйства, по грамотности населения и общему культурному уровню подавляющее большинство народов этих стран живет еще где-то в XIX в.

Демографические проблемы очень сложны и обладают огромной инерцией, так что быстро преодолеть их невозможно. В то же время чем дальше откладывается их решение, тем сложнее и запутаннее они становятся. Поэтому все правительства в развивающихся странах стремятся осуществлять демографическую политику таким образом, чтобы снизить рождаемость.

Данная проблема также остро стоит и перед развитыми странами, но уже как бы с обратным знаком. Там, на фоне роста продолжительности жизни и, следовательно, численности людей преклонного возраста зачастую имеет место снижение рождаемости, не обеспечивающее даже простое воспроизводство населения. Речь в данном случае идет о депопуляции, т. е. сокращении численности населения, что также сопряжено с дополнительными трудностями, касающимися национальных интересов, осуществления социальных программ, пенсионного обеспечения. Современные демографические тенденции в России являются наглядным примером подобного рода [9].

Причины демографического взрыва тесно связаны с проблемой образования. Если в процентном отношении число неграмотных в мире за последнее время уменьшилось, то в абсолютном выражении оно продолжает расти. Немалую роль в этом играет то, что реальная жизнь необразованных людей подчинена архаичным семейным традициям, которые нередко оправдывают многодетность преданиями, проистекающими из ряда предрассудков. В итоге разрыв между развитыми и развивающимися странами и в этом отношении продолжает увеличиваться, создавая парадоксальную ситуацию: в то время как грамотность в абсолютных цифрах растет, растет и количество неграмотных, т. е. тех, кто не умеет читать, писать, совершать простейшие арифметические действия.

Наряду с этим растет и функциональная неграмотность, обусловленная тем, что уровень образования все большего числа людей не соответствует тому, чтобы полноценно жить и работать в современном обществе, широко использующем новейшие технологии и компьютерную технику.

Другой аспект данной проблемы заключается в том, что в большинстве государств мира отсутствует равный доступ к образованию, что является дополнительным источником социальной напряженности [9].

Численность населения и условия его проживания, а также состояние окружающей среды тесно связаны с еще одной глобальной проблемой современности. Существует как прямая, так и косвенная связь между многими болезнями и антропогенными изменениями в окружающей среде. Поколению современных людей приходится испытывать на себе множество еще не изученных или малоизученных физических (прежде всего электромагнитных), химических, биологических факторов загрязнения окружающей среды, в которой доля искусственного мира, созданного руками человека, непрерывно увеличивается. Этим объясняются изменения, произошедшие в структуре и характере болезней населения, прежде всего экономически развитых стран.

Несколько иначе обстоит дело в развивающихся странах, где страдающих от болезней значительно больше, а шансов предупредить заболевание или вылечиться значительно меньше, чем у жителей развитых стран. По причинам слабой медицины, нищеты и антисанитарии в развивающихся странах неизмеримо выше детская смертность, заболеваемость малярией, туберкулезом, трахомой, столбняком, высокая вероятность возникновения эпидемических, инфекционных заболеваний.

Специфика современных интернациональных связей такова, что мощные грузопотоки между государствами, активная миграция людей и расширившиеся экономические отношения приобрели планетарный характер, резко увеличив скорость распространения многих инфекционных заболеваний. Здесь же кроются причины появления и принципиально новых, никогда прежде не существовавших болезней, таких, например, как пневмония, птичий грипп [10].

Одной из причин массовых заболеваний и резкого сокращения продолжительности жизни является продовольственная проблема. Так, хроническое недоедание и несбалансированное питание ведут к постоянному белковому голоду и витаминной недостаточности, в массовом масштабе проявляющимся у жителей слаборазвитых стран. В результате в мире ежегодно погибают от голода несколько десятков миллионов человек, причем больше детей, чем взрослых.

Страны, испытывающие недостаток продовольствия, вынуждены импортировать его, но это дает, как правило, незначительный и кратковременный эффект в борьбе с голодом и, кроме того, ставит такие страны в зависимость от экспортеров. Зерно тем самым превращается в эффективный инструмент социально-экономического, политического давления и становится, по сути «продовольственным оружием», прежде всего против наиболее бедных стран.

В 1960-е годы решение продовольственной проблемы связывалось с осуществлением «зеленой революции» для развивающихся стран, суть которой состояла в том, чтобы, используя новые высокопродуктивные сорта пшеницы и риса, резко увеличить продуктивность сельского хозяйства. Для этого предполагалось модернизировать сельскохозяйственное производство на основе современных технологий. «Зеленая революция» была принята многими развивающимися странами, но имела как позитивные, так и негативные последствия. В тех государствах, где были соответствующие социальные предпосылки для реорганизации деревни и необходимые для этого средства, она дала положительные результаты. Но таких стран оказалось немного, например Индия, Пакистан. Для других же, наиболее отсталых, где консервативные традиции и религиозные предрассудки препятствовали внедрению прогрессивных форм ведения хозяйства, «зеленая революция» не принесла успеха. Более того, она стала разрушать традиционные мелкие хозяйства, усилила отток в город деревенских жителей, которые пополнили армию безработных. Она не смогла поставить на место архаичного новое, современное сельское хозяйство, т.е., разрушив старое, не смогла заменить его новым, что еще больше усугубило продовольственную проблему [11].

Преодоление отсталости развивающихся стран и установление нового международного экономического порядка занимают особое место в системе глобальных проблем современности, так как здесь кроются мощные факторы дестабилизации всей системы сложившихся международных отношений. В последнее время при общемировом росте валового продукта значительно увеличился и без того огромный разрыв в уровне социально-экономического развития между богатыми и бедными, развитыми и развивающимися странами. Эта проблема нередко характеризуется еще как противостояние между «богатым Севером» и «бедным Югом».

Бурный процесс освобождения многих стран в 1960-е годы от прямой колониальной зависимости привел к установлению новой зависимости, но уже иного рода. Послевоенный период был отмечен ростом мировой торговли и межгосударственных связей. В это же время происходило усиление процесса монополизации в экономике западных государств и возникновение транснациональных корпораций, которые в поисках более дешевой рабочей силы и во избежание дополнительных расходов на охрану окружающей среды стали экспортировать в развивающиеся страны наиболее трудоемкие и грязные в экологическом отношении производства. В значительной мере это объяснялось, с одной стороны, активизацией в развитых капиталистических странах массового движения в защиту окружающей среды и более строгим экологическим законодательством, а с другой — тем, что развивающиеся страны по причине своей бедности не всегда могли позволить себе ввести жесткие экологические нормативы и связанные с этим ограничительные меры.

В последние десятилетия ситуация стала меняться и опять-таки не в пользу развивающихся стран. В развитых странах во все сферы общественной жизни и экономику бурными темпами стали внедряться компьютеры и микроэлектроника. Значительно увеличилась также роль технологических новаций и новых (высоких) технологий, а это потребовало привлечения к производству достаточно образованной, квалифицированной рабочей силы. Поэтому экономические взаимосвязи и мировая торговля все в большей степени стали осуществляться главным образом за счет обмена между экономически развитыми государствами, тогда как развивающиеся страны, если они не обладают значительными сырьевыми ресурсами, неуклонно вытесняются с мирового рынка [9].

Еще одна глобальная проблема − обеспечение человечества энергетическими и сырьевыми ресурсами − стала источником множества противоречий, в том числе и военных конфликтов на международной арене. Эти ресурсы составляют основу материального производства и по мере развития производительных сил играют все более значительную роль в жизни человека.

Упомянутые ресурсы подразделяются на возобновимые, которые постоянно воспроизводятся, т.е. подлежат восстановлению естественным или искусственным путем (гидроэнергия, древесина, энергия Солнца и т.п.), и невозобновимые, количество которых ограничено их естественными запасами (нефть, уголь, природный газ, всевозможные руды и минералы).

Подсчитано, что при современных темпах потребления большинства невозобновимых ресурсов человечеству хватит лишь на обозримую перспективу, исчисляемую от нескольких десятков до нескольких сотен лет. По историческим масштабам это совсем немного. При этом следует иметь в виду, что значительная часть имеющихся запасов сосредоточена в месторождениях, залегающих в сложных условиях, или представлена относительно бедными рудами.

Если еще недавно люди добывали многие полезные ископаемые открытым способом или на глубине, не превышающей 600 м, то уже сегодня ситуация существенно изменилась. Места добычи полезных ископаемых оказались истощенными, и теперь нередко стоит задача разрабатывать месторождения, залегающие на глубине 8–10 км или на дне океана. А это требует не только крупных капиталовложений, но и разработки новой техники и технологий для их добычи и переработки. Поэтому становится необходимым наряду с развитием безотходных технологий разумно использовать все те ресурсы, которыми человечество уже пользуется (причем в значительной степени нерационально) [7].

С возникновением и накоплением ракетно-ядерного оружия, других средств массового поражения, огромного количества обычных вооружений проблема предотвращения мировой войны стала наиболее острой и актуальной, ибо связана с возможной всепланетарной катастрофой.

Какие причины приводят к обострению отмеченной проблемы?

1. Неконтролируемый гражданским обществом процесс научно-технического развития в военном деле. Он позволил создать и принять на вооружение различные виды оружия массового уничтожения, новые образцы высокоточного оружия традиционных направлений, виды несмертельного оружия. Современное оружие наделило человека способностью уничтожить все живое на Земле.

2. Качественное совершенствование средств уничтожения. Каждая новая боевая ракета «качественно» иначе, чем прежде, поражает людей и объекты, все более губительно действует на природу.

3. Невиданная ранее быстрота появления новых видов обычных вооружений. Они по своей мощи часто не уступают оружию массового поражения, если их применить в достаточно больших количествах.

4. Накопленное ядерное оружие, сложная технология контроля над ним и его применением обусловили вероятность несанкционированного его использования.

5. Происходит «расползание» оружия массового поражения по странам и континентам, несмотря на существующие соглашения и пакты о нераспространении. Возрастает опасность его использования неконтролируемыми авантюристическими и террористическими силами, а также отдельными государствами, проводящими политику социального реванша.

6. Постепенно сглаживается порог между ядерной войной и войной с применением обычного оружия.

Оценка последствий глобального применения ядерного оружия нашла отражение, например, в концепции «ядерной зимы».

Сегодня гонка вооружений приобрела скрытый характер. Она практически не обсуждается в средствах массовой информации, что представляет еще большую опасность. Гонка вооружений переместилась в менее развитые страны, требует от них увеличения военных расходов и усиливает зависимость от высокоразвитых государств.

Можно ли предотвратить ядерную войну? Многие утвердительно отвечают на данный вопрос. Для этого необходимо, прежде всего, установить новый миропорядок, который основывался бы на следующих исходных принципах:

- признание приоритета общечеловеческих ценностей, понимание человеческой жизни и мира как высших ценностей человечества;

- отказ от войны при решении спорных вопросов, неустанный поиск мирных путей разрешения социальных конфликтов и проблем;

- признание права за всеми народами свободно и самостоятельно выбирать свой путь развития.

Роль философии в решении глобальных проблем.

В решении трудных и сложных задач на помощь человеку всегда приходила наука. Многое из того, что когда-то казалось непреодолимым, выходящим за пределы человеческих возможностей, было со временем преодолено именно с ее помощью. Естественно поэтому, что уже первые упоминания и предостережения об опасности со стороны глобальных проблем заставили людей обратить взоры на науку, а ученых задуматься над способами решения этих проблем.

Необычность и новизна сложившейся ситуации заключается в том, что если любые конкретные проблемы могут быть исследованы как отдельной наукой, так и несколькими, действующими в комплексе, то глобальные проблемы в целом, представляющие собой сложнейшую систему, охватывающую человека, общество и природу в их многочисленных взаимосвязях и взаимозависимостях, отдельным наукам не под силу. Рамки конкретных дисциплин слишком узки, чтобы увидеть ту или иную частную проблему − объект их исследования в контексте других глобальных проблем. Поэтому независимо от того, какие конкретные задачи решает та или иная дисциплина, необходимым условием всегда является философский взгляд на процессы и явления, им сопутствующие, т.е. на всю ситуацию в целом, включая и полученные, в конечном счете, результаты [11].

Любые частные науки на определенном этапе нуждаются в философском осмыслении предмета своего исследования. Без такого широкого, выходящего за рамки конкретной дисциплины целостного взгляда на ее предмет и стоящие перед человечеством проблемы, в котором отразились бы также и все последние достижения в других областях знания, невозможны ни фундаментальные открытия, ни развитие самой науки вообще.

Речь, таким образом, идет, с одной стороны, о философском решении вопросов, а с другой − о том, что философия стимулирует взаимодействие широкого круга наук, в процессе которого важное место занимает их междисциплинарное объединение.

Философия играет значительную роль в решении глобальных проблем, хотя и существует мнение, что она (философия) изучает слишком общие вопросы, достаточно отвлеченные от повседневной жизни и практики людей. Однако это не совсем правильное, а точнее, поверхностное суждение о философии, что обобщающие теории, если рассматривать их в более широкой перспективе, нередко оказываются гораздо практичнее многих конкретных областей знания [5].

Конечно, нельзя сказать, что философия непременно и непосредственно влияет на принятие политических и других решений, хотя и этот момент вовсе исключать не следует. Но все-таки главная ее функция состоит в том, чтобы формировать мировоззрение и тем самым оказывать опосредованное влияние на процесс выработки практических решений. Ее задача не в том, чтобы непосредственно рассматривать естественнонаучные или технические аспекты глобальных проблем, а в том, чтобы обеспечить мировоззренческую, методологическую, культурологическую, этическую основу соответствующих решений со стороны других наук.

Опираясь на достижения конкретных дисциплин в данной области, философское исследование отвлекается от частностей и рассматривает глобальные проблемы лишь в той мере, в какой они обусловливают друг друга. Иными словами, философский подход предполагает рассмотрение глобальных проблем в их единстве, целостности и взаимосвязи с точки зрения их общественной значимости и социальной обусловленности. Такое исследование предполагает выявление сущности глобальных проблем, так как установление их подлинной природы и генезиса во многом предопределяет пути их дальнейшего научного и практического решения [4].

Особенности философского похода.

Выделяя специфику философского осмысления глобальных проблем, отметим наиболее важные, присущие только этой форме познания особенности, вытекающие из основных функций философии.

Во-первых, философия, формируя мировоззрение, задает определенные ценностные установки, которые во многом определяют направленность человеческой деятельности. Таким образом, реализуются ее мировоззренческая и аксиологическая функции.

Во-вторых, отсутствие целостного представления о сложных системах, исследуемых различными науками, является серьезным препятствием на пути взаимодействия различных дисциплин. В этом отношении методологическая функция философии, обобщающие теории, которые возникают в ее недрах, оказываются принципиально необходимыми, ибо способствуют интеграции и научного знания [3].

В-третьих, философия дает возможность в историческом контексте объяснить общественные явления и процессы. Она формулирует наиболее общие законы развития общества и природы и потому в исследовании глобальных проблем нацеливает на понимание их как закономерного явления, органически связанного с общественным прогрессом. Появление глобальных проблем, таким образом, рассматривается не как случайность или проявление слепого фатума, заранее обрекающего человечество на гибель, а как результат объективного процесса противоречивого развития человеческой истории.

В-четвертых, с философских позиций представляется возможным увидеть общую тенденцию развития глобальных проблем, динамику их взаимодействия и взаимообусловленность, в которой они находятся.

В-пятых, философия выполняет культурологическую функцию тем, что она дает возможность развить культуру теоретического мышления. Изучение истории философии различных народов позволяет также знакомиться с их культурой, в отрыве от которой ни одна из проблем, стоящих перед этим народом, не может быть решена.

В-шестых, результатом целостного видения естественноисторического процесса и диалектического подхода к его толкованию является возможность более четкой ориентации в стремительно растущем потоке научной информации по глобальным проблемам.

В-седьмых, философия ставит вопросы смысла жизни человека, смерти и бессмертия, что перед лицом угрозы со стороны глобальных проблем приобретает особое значение и актуальность [6].

И, наконец, еще одной важной методологической функцией философии является разработка ею целого ряда категорий: «природа», «общество», «цивилизация», «общественный прогресс», «научно-техническая революция» и др., имеющих непосредственную связь с современными актуальными проблемами человечества и играющих большую роль в осмыслении и понимании объективных тенденций мирового развития.

Уточнив собственно философский подход к исследованию глобальных проблем современности, рассмотрим теперь с этих позиций сами проблемы, актуальность которых возрастает по мере усиления процессов глобализации.

Заключение.

Наиболее крупные проблемы и их группы в той или иной мере сопряжены и переплетены между собой. В результате выполненной работы можно сделать следующие выводы.

Ныне, в XXI веке, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете.

Проблеме терроризма присущи многие общие черты характерные для других общечеловеческих затруднений, такие как планетарные масштабы проявления; большая острота; негативный динамизм, когда отрицательное воздействие на жизнедеятельность человечества возрастает; потребность неотложного решения и т.д. В то же время глобальная проблема терроризма имеет и специфические, характерные для нее черты.

Решение глобальной проблемы терроризма − это общее дело всего человечества. Человечество должно выработать эффективные формы сотрудничества, которые позволяли бы всем странам действовать сообща, несмотря на различия социально-политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентации. А для этого оно должно опираться на определенные базисные ценностные ориентации. Многие современные философы справедливо считают, что такими базисными ориентациями могут быть ценности гуманизма.

На современном этапе развития человечество столкнулось с сохранения природы, поскольку никто не знает, когда и в каком виде можно подвинуться экологической катастрофе.

Человечество еще не подошло к созданию общемирового механизма регулирования природопользователя, но продолжает уничтожать колоссальные дары природы [6]. Нет сомнения, что изобретательный человеческий ум, в конце, концов, все же найдет им замену. Человеческий организм, выдержит ли он, сможет приспособиться к ненормальным условиям жизни? Анализ глобальных проблем современности показывает наличие сложной и разветвленной системы причинно-следственных связей между ними.

Гибельно это не только для природы, но и для человека и его культуры, которая во все времена придавала гармонию отношениям человека с природой. Поэтому создать новую искусственную среду означало бы уничтожить и культуру. Смысл современности экологической этики заключается в том, чтобы поставить над ценностью природо-преобразовательной деятельности высшие нравственные ценности человека. При этом принцип ценностного равноправия всего живого (равноценности) предстает как основа экологической этики [3].

Философия играет важную роль в определении путей решения глобальных проблем, обеспечивая их мировоззренческую, методологическую, культурологическую, моральную основу. При рассмотрении глобальных проблем и поиске путей их решения она активизирует взаимодействие разных наук, при котором происходит их междисциплинарное объединение. Она обретает прикладной характер, решая практические проблемы, рассматривает глобальные проблемы как целостную систему, что позволяет выявить их суть, структуру и механизм их взаимодействия и взаимозависимости, определить причины их появления и развития, а также пути их решения.

Философский взгляд на глобальные проблемы позволяет выявить их сущность, структуру и сложный механизм их взаимодействия и взаимозависимости, что содействует определению причин их появления и развития, а также способов и путей их решения. При рассмотрении глобальных проблем и поиске путей их решения философия активизирует взаимодействие обширного круга наук, при котором происходит их междисциплинарное объединение. Философия обеспечивает мировоззренческую, методологическую, культурологическую, моральную основу определения путей решения глобальных проблем.

Список использованной литературы.

1. Александрова И.И., Байков Н.М., Бесчинский А.А. Глобальные проблемы. - М.: ИНФРА-ДАНА, 2015.

2. Воронцов А. И., Щетинский Е. А., Никодимов И. Д. Охрана природы. - М.: изд. Агропромиздат, 2016.

3. Дрейер О. К., Лось В. А. Экология и устойчивое развитие. - М.: Гардарика, 2016.

4. Кувалдин В. Глобальность: новое измерение человеческого бытия / Грани глобализации: трудные вопросы современного развития. - М.: Инфра-М, 2016.

5. Лужков Ю. М. Глобальные вызовы современности / Глобалистика: Энциклопедия / Гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков; Центр науч. и приклад. программ «Диалог». - М.: Дело, 2015.

6. Макевнин С. Г., Вакулин А. А. Охрана природы. - М.: изд. Агропромиздат, 2014.

7. Монин А.С., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. - М.: Знание, 2014.

8. Померанц Г. С. Глобальные проблемы современности / Глобалистика: Энциклопедия / Гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков; Центр науч. и приклад. программ «Диалог». - М.: Дело, 2015.

9. Раскатов А.Б.Современный мир и проблема глобального управления// Век глобализации 2009 №1(3)

10. Осипов В.В. Материалы 6 Российского философского конгресса 2 том.

10а. Философия в современном мире 2012 Философия в современном мире: диалог мировоззрений.

11. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. - СПб.: Нева, 2016.

Просмотров работы: 5451