МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Сысоева М.А. 1
1Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Работа социального педагога, в последнее время стала одной из самых востребованных и престижных профессий, не только в связи с нехваткой высококвалифицированных специалистов, но и необходимости участия социальных педагогов в воспитательных и образовательных процессах в образовательных учреждениях. В настоящий момент в социальной помощи нуждаются не только дети, но и взрослые, которые не могут справиться либо понять своих детей, в связи с проявлениями у них девиантного поведения. В свою очередь, в такой ситуации, социальный педагог выступает для детей защитником, воспитателем, посредником, координатором, организатором, помощником, духовным наставником, социальным терапевтом, а для взрослых является помощником в воспитательном и образовательном процессах.

В своей повседневной деятельности социальный педагог руководствуется Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, одним из важнейших принципов в сфере образования является:

- гуманистический характер образования,

- приоритет жизни и здоровья человека,

- прав и свобод личности,

- свободного развития личности,

- воспитание взаимоуважения,

- трудолюбия, гражданственности,

- патриотизма, ответственности,

- правовой культуры,

- бережного отношения к природе и окружающей среде,

- рационального природопользования.

Соблюдение данного принципа требует повышенного внимания к личности обучаемого и его проблемам, в связи с чем, социальный педагог должен совершенствовать формы и методы работы в образовательных организациях.

Основные понятия, закрепленные в статье 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», связанные с деятельностью социального педагога:

1) Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности, в целях интеллектуального, духовно - нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно - нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

4) Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

5) Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

6) Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

7) Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно - наглядные пособия, компьютеры, информационно - телекоммуникационные сети, аппаратно - программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;

8) Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

9) Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Целью настоящей работы является особенность применения методов и форм работы социального педагога в образовательных учреждениях, а соответствующими задачами выступают:

- анализ работы социального педагога в образовательных учреждениях;

- изучение теоретических основ, применяемых в работе социального педагога;

- анализ результатов и формирование предложений по совершенствованию работы социального педагога.

Анализ работы социального педагога в образовательных учреждениях

Основное назначение социального педагога — это социальная защита ребенка, подростка, оказание ему социальной или медицинской помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе. Для решения этих задач социальный педагог изучает ребенка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из главнейших задач социального педагога.1

Существует еще понятие — педагогическая технология, которой также должен владеть социальный педагог. Это значит владеть приемами, умениями и навыками влияния воспитанников. Сюда относятся умения владеть некоторыми приемами артистизма, речью, дыханием, ритмом и постановкой голоса, мимикой и жестами; находить в беседе тот тон и язык, который даст возможность говорить с нищими и алкоголиками, наркоманами и проститутками или с попавшим в беду ребенком. Не просто говорить, а убедить и повлиять. 2

Главной особенностью деятельности социального педагога является работа с ребенком и семьей в совокупности. Социальный педагог первостепенно должен:

1. знать ребенка (подростка);

2. уметь осмыслить его положение, ситуацию, в которой тот оказался;

3. обладать педагогическим тактом и мастерством;

4. владеть организаторскими способностями;

5. владеть организаторской работой.

Социальный педагог должен любить свою работу, она должна быть для него вторым домом, а дети (подростки) и их семьи - второй семьей. Он должен проживать с каждым из своих воспитанников все моменты их жизни, только тогда социальный педагог сможет понять суть проблемы и найти ее оптимальное и быстрое решение.

Изучение теоретических основ, применяемых в работе социального педагога

Методы работы социального педагога можно отнести к теоретическим основам, применяемым на практике, в деятельности социального педагога.

Метод (от греч. Methodos — путь исследования, теория, изучение) — это путь достижения заданной цели. Это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение личности.

Методы воспитания — это совокупность средств и приемов воздействия на личность, направленных на достижение определенной цели воспитания, исправления, перевоспитания.3

Методы социального воспитания подразделяются:

I. В зависимости от того, на что они направлены:

- формирование сознания (взглядов, оценок, понятий, суждений);

- формирование эмоциональных чувств и стремлений (мотивов, чувств, стремлений, идеалов);

- самовоспитание личности (самооценки, самоконтроля, самоорганизации);

- формирование социально – приемлемого поведения и деятельности личности, привычек, отношения с окружающими.

II. В зависимости от характера отношений воспитателя и воспитанника:

- организация деятельности;

- метод общения;

- опека;

- самореализация и индивидуальная коррекция действий.

III. В зависимости от характера влияния среды на личность:

- общение, мнение, приучение, тренировка, организация деятельности, общение - диалог, переучивание;

- создание новой среды: новая деятельность, изменение смысла жизни, отношений, деятельности, изменение поведения, изменение ситуации, изменение среды. 4

Рассмотрим методы по содержанию проводимой работы, иными словами основные формы работы социального педагога:

- социально-экономические;

- организационные;

- психолого – педагогические методы.

Социально-экономические методы работы социального педагога заключаются в общении в школе с нуждающимися детьми, разносторонняя помощь семье и т.д.

Организационные методы направлены на урегулирование отношений между личностью и обществом. Чаще всего эти отношения нарушены, задача социального педагога создать новые отношения. Методами организации коллектива являются дисциплина и режим, однако, в некоторых случаях приходится прибегать к методу наказания, которое применяется, когда личность противопоставляет себя обществу.

К психолого – педагогическим методам относятся:

- исследование;

- наблюдение;

- психологический диагноз;

- беседа;

- интервью.

Самым распространенным методом в работе социального педагога является метод наблюдения,5который дает материал для воспитательной работы. Остановимся подробнее на отдельных методах социальной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, со сверстниками, за его трудом. Начинающий социальный педагог ведет дневник, что помогает лучше изучить подопечного. К ведению дневника педагог должен готовиться, предварительно составив план наблюдения за ребенком в разнообразных ситуациях. Он анализирует школьные документы, характеристики, медицинские выписки. Существует несколько видов наблюдения:

- включенное наблюдение, когда воспитанник и педагог в контакте;

- систематическое наблюдение — проводится длительно, непрерывно или по циклам (день в неделю, неделю в году);

- несистематическое наблюдение — проводится в экстремальных ситуациях;

- ситуативное наблюдение — проводится в зависимости от ситуации: в привычной обстановке (в семье, со сверстниками) и в экстремальной (при отмене уроков, болезни учителя). Педагог наблюдает за эмоциональной и нравственной реакцией воспитанника, за его привычками общения, отношением к людям, которых он не принимает.6

Метод беседы дает возможность педагогу проникнуть в духовную жизнь воспитанника, выяснить все трудности его жизни. Успех беседы зависит от профессионализма социального педагога, его умения выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка, а также от заинтересованности в беседе воспитанника.7

Метод анкетирования. Собрать материал, характеризующий воспитанника, можно методом анкетирования. Из анкеты социальный педагог может узнать его интересы и особенности, определить психологические проблемы, представить его прежние поступки. Все это помогает составить план педагогической деятельности.8

Метод интервью дает возможность получить сведения на заранее продуманные вопросы. Они должны быть точно сформулированы. Исследование ведется в разговорной форме по одной определенной теме.9

Метод тестирования. Чаще всего к этому методу социальный педагог прибегает, чтобы установить, подвергался ли ребенок физическому насилию, как к нему относились взрослые. В комплексе с этим методом используются наблюдение, беседа, интервью, анкетирование. Такое глубокое исследование помогает выявить эмоциональное насилие.10

Существует еще множество методов и форм работ социального педагога, но цель у них всех одна понять проблему ребенка и помочь ему и его семье в ее решении.

Анализ результатов и формирование предложений по совершенствованию работы социального педагога

Анализируя результаты работы социального педагога в образовательном учреждении можно выделить следующие проблемы нынешнего поколения:

1. Заниженная самооценка;

2. Вспыльчивость;

3. Необщительность;

4. Конформизм;

5. Употребление психотропных веществ.

Все эти и многие другие проблемы решаются проведением качественной работы социальным педагогом в образовательных учреждениях, а именно:

1. игры для сплочения коллектива;

2. обсуждение той или иной проблемы;

3. аналитические работы по данному фильму или фрагменту;

4. тестирование.

Заключение

Хочется отметить, что необходимо правильно пользоваться формами и методами работы социального педагога, как с детьми, так и с взрослыми. Следует четко понимать, какую необходимо оказать помощь, поддержку, сопровождение и всегда необходимо проводить профилактику.

Чем интересней и увлекательней будут формы и методы работы социального педагога, тем проще будет привлечь к процессу детей и их родителей и тем самым быстрее будет решена проблема.

Подводя итог, можно сказать, что социальный педагог является одним из главных составляющих системы образования и воспитания. От того каким квалификационным требованиям соответствует социальный педагог и какие методы использует в работе зависит конечный результат его деятельности. Мало знать и применять на практике теоретические основы работы, необходимо со всей душой отдаваться такой профессии как социальный педагог.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Василькова Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций// Василькова Ю.В., Василькова Т. А. - М., 2001;

3. Василькова Ю.В. //Методика и опыт работы социального педагога: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Ю.В Васюкова. - М., Издательский центр «Академия», 2001;

4. Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. - Орел, 1995.

1 Василькова Ю.В., Василькова Т. А. //Социальная педагогика: Курс лекций - М., 2001, с. 61

2 Василькова Ю.В., Василькова Т. А. //Социальная педагогика: Курс лекций - М., 2001, с. 63

3Василькова Ю.В. //Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Издательский центр «Академия», 2001. – с. 3

4 Василькова Ю.В. //Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Издательский центр «Академия», 2001. – с. 26

5 : Маслова Н.Ф. //Рабочая книга социального педагога. — Орел, 1995 — Ч. И. — С. 25-27.

6 Маслова Н.Ф. //Рабочая книга социального педагога. — Орел, 1995 — Ч. И. — С. 25-27

7 Василькова Ю.В. //Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Издательский центр «Академия», 2001. – с. 27

8 Василькова Ю.В. //Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Издательский центр «Академия», 2001. – с. 28

9 Василькова Ю.В. //Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Издательский центр «Академия», 2001. – с. 29

10 См. тамже

Просмотров работы: 3046