МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ И ЕГО ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ И ЕГО ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ

Корпан А.А. 1, Хабибулин Р.Г. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Развитие мировой философии представляет собой единый процесс, закономерности которого определяются ходом истории и связаны с выявлением все новых и новых проблем, требующих философского осмысления. История философии в этом смысле также обладает существенной неоднородностью. Oтсюда необходимость определения специфических черт той или иной национальной философской школы. Особое значение эта проблема имеет для России, потому что ее историческое и культурное развитие всегда отличалось существенной непредсказуемостью, не укладывалось в традиционные схемы и образцы: очень часто долгие периоды упадка и застоя в ее истории сменялись периодами экономического, политического и культурного расцвета. Это, безусловно, отражалось и на развитии философии [1].

Великий русский ученый энциклопедист Ломоносов Михаил Васильевич оказал громадное влияние на развитие науки и культуры России, оставив глубокий след во всех областях знания своего времени.

Научная деятельность М.В. Лoмoносова.

Ломоносов родился в 1711 г. в семье крестьянина-помора в деревне близ Холмогор (Архангельская губерния), расположенной в устье Северной Двины. В 1730 г. покинул отчий дом и был принят в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, в которой проучился до 1736 г. После кратковременного восьмимесячного пребывания в Петербургской академии наук был командирован в Марбургский университет для изучения химии и горного дела. В этом университете его занятиями и занятиями двух его товарищей руководил Христиан Вольф.

По возвращении в Петербург в 1741 г. Ломоносов назначается адьюнктом, а с 1746 г. — профессором по кафедре химии Российской Академии наук. Все время вплоть до своей смерти в 1765 г. он много и напряженно работал в разных областях науки. «Ломоносов был прежде всего естествоиспытателем, физиком и химиком. Из этого и следует исходить при изучении и квалификации его мировоззрения, которое может быть определено как естественнонаучный материализм. Он интересовался почти исключительно натурфилософией. Гносеологически проблематика не получила сколько-нибудь заметной разработки в его трудах, помимо провозглашения некоторых самых общих принципов научной методологии».

При всем том его труды положили начало материалистической традиции в воззрениях русских философов на природу. Однако материалистические взгляды Ломоносова на природу сочетались у него с верой в Бога. Для Ломоносова Бог оставался устроителем мира и источником движения. Это не мешало первому российскому ученому бороться с невежеством и попытками вмешательства религиозных деятелей в дела науки.

Внимание Ломоносова было сосредоточено на изучении общих законов движения материи и ее строения. Центральным пунктом мировоззрения мыслителя являлась атомно-молекулярная гипотеза и ряд основанных на ней теорий (теплоты, газов, электричества и т.д.). Все они были связаны принципом сохранения материи и движения. Ломоносов отождествлял материю с веществом. Oн считал ее непроницаемой. При этом он утверждал: «…природа тел состоит в движении, и, следовательно, тела определяются движением».

Ломоносов был близок к мысли, что движение есть изменение вообще. В целом его представления о движении соответствовали механистической форме материализма. Он различал два вида материи: собственную и постороннюю. «Собственная материя — та, из которой тело состоит и известным образом определяется; при ее изменении неизбежно применяется и само тело. Посторонняя материя — та, которая заполняет в теле промежутки, свободные от собственной материи» [1].

Согласно Ломоносову, материя состоит из корпускул, атомов, которые неделимы и неуничтожимы. Это мнение не было подкреплено опытным путем. Однако оно помогало ему совершить ряд открытий в физике и химии. Одно из главных открытий Ломоносова — обнаружение природы тепловых явлений. Он нашел, что «теплота тел состоит во внутреннем их движении» и возникает вследствие трения движущихся частиц. Другим значительным достижением Ломоносова была формулировка гипотезы о сохранении материи и движения, получившей статус теории с открытием закона сохранения и превращения энергии.

В поиске путей совершенствования методов познания, высоко оценивая значение эмпирического познания, Ломоносов отдавал себе также отчет о важности методов рационального познания.

Для социально-философских и этических представлений Ломоносова характерна озабоченность судьбами своей страны, своего народа, отечественной науки. Известна любовь Ломоносова к своему отечеству и народу. Ломоносов никогда не давал повода усомниться в его патриотизме. В качестве одних из важнейших нравственных принципов организации своей научной деятельности Ломоносов видел бескорыстное служение народу, беспристрастный и упорный поиск истин науки.

Мирoвoззрение и филoсофские взгляды М.В. Ломоносова сформировались, прежде всего, на основе научных трудов его предшественников и современников, представителей механистического материализма 17-18 веков: Г. Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона, И. Ньютона и других. В своих работах он неизменно опирался на их труды, хотя и относился к ним критически, подвергая утверждения этих ученых строгому научному анализу [1].

В основе всех работ М.В. Ломоносова в области физики, химии, и других отраслей естествознания лежат идеи атомизма. Его атомистическая концепция базируется на признании материального единства мира и всех его тел, от громадных планет до мельчайших частиц вещества - атомов. Единство мира ученый видел в его материальности, в непрерывном движении и ее субмикроскопических образований. Принцип материального единства Ломоносов распространял не только на неорганические вещества, но и на мир растений и животных.

М.В. Ломоносов внес существенный вклад в разработку теории познания важнейшей области философии, рассматривающей отношение знания к реальным объектам и явлениям в природе. Ученый решительно выступал как поборник материалистического направления в теории познания. Материальный мир, природу он считал познаваемыми во всех их проявлениях. Он был глубоко убежден в полной познаваемости природы и всех ее явлений, происходящих в ней. Процесс познания рассматривал как «выпытывание правды» у самой природы. В этом состояло существо его научного метода. Первостепенное значение придавал опыту. В опыте он видел самое надежное средство познания природы.

Ломоносов в своем творчестве стремился преодолеть границы метафизического мировоззрения. В его трудах нередко встречаются элементы диалектики - первые гениальные догадки о процессах развития материи. Процесс непрерывного развития материального мира русский ученый прослеживал во всей природе её мельчайших образований до космических объектов. Мельчайшие частицы материи, элементы или атомы, образуют более сложные формы -- корпускулы, которые в свою очередь сочетаясь в разных комбинациях и количествах, дают все многообразие видимых тел, существующих в природе. Ломоносов в своем научном творчестве предвосхитил разработанную много лет спустя диалектическую теорию развития материалистического мира.

Признавая всеобщность движения, Ломоносов объяснил и его причину. В его время была распространена идея, что движение первоначально было сообщено миру божественным толчком. Ломоносов решительно отверг эту точку зрения. В своей работе «O тяжести тел и об извечности первичного движения» он выдвигает и доказывает принципиальное положение о том, что «первичное движение не может иметь начала, но должно существовать извечно».

В работе «О слоях земных» (1763) Ломоносов выдвинул догадку об эволюции растительного и животного мира и указал на необходимость изучения причин изменения природы. Ломоносов считал, что торф, почва, каменный уголь, нефть, янтарь возникают из ныне не существующих живых существ, а это значит, что живая природа меняется. Это эволюционное заключение было революционным для российской науки.

Идею о вечности материи и движения Ломоносов окончательно утвердил открытием закона сохранения вещества и количества движения.

Из всеобщей связи материальных тел и явлений природы Ломоносов выделяет, как особо важные, причинные связи, существующие независимо от человека в самих вещах. Эти связи имеются везде, где происходят какие- либо изменения, т.к. последние всегда причинно обусловлены. Значит, все причинно обусловлено. Связи вещей и явлений не существуют в неизменном мире. Они находятся в вечном и непрерывном развитии, как и сами вещи и явления.

В мировоззрении Ломоносова сочетаются естественнонаучный материализм и деизм. Рациональное обоснование атомистических представлений, по мнению Ломоносова, не противоречит религиозной вере, ибо «метод философствования, опирающийся на атомы», не отвергает Бога-творца, «всемогущего двигателя». Нет никаких других начал, «которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения». Отводя в познании большое место опыту, Ломоносов в то же время полагал, что лишь соединение эмпирических методов с теоретическими обобщениями может привести к истине.

Признавая огромное значение мышления в познании мира, Ломоносов внимательно изучал его свойства. Для выражения и оформления мыслей большое значение имеет язык, т.к. мысли человека облекаются в словесную оболочку. Ученый был твердо уверен в том, что мышление человека, как и все в мире, способно на безграничное развитие и совершенствование. Это происходит через общение людей друг с другом по мере накопления опыта и расширения кругозора человека. Язык, будучи оболочкой мысли и средством общения людей между собой, несомненно, играет большую роль в развитии человеческого мышления.

Ломоносов также занимался и проблемами логики - науки о законах и формах правильного мышления. В основе его взглядов на логику лежит материалистическая философия и теория познания. Человеческое мышление, по Ломоносову, отражает материальный мир, поэтому и все формы мысли - понятия, суждения, умозаключения - своим содержанием имеют объективную действительность, ею они порождаются и определяются.

Большое значение Ломоносов отводил приемам доказательства. Он считал, что все выдвигаемые учеными предположения должны быть аргументированы и доказаны. Там, где наглядность уступает место рассуждению, легко может возникнуть отступление от истины. Поэтому и нужна проверка истинности суждений. Важнейшим средством такой проверки является доказательство. Сила его доказательства, по Ломоносову, заключается в самих явлениях природы. Так же Ломоносов придавал выводам индуктивным. Индукцию он определял как умозаключение, где «прежде предполагается о видах какого рода или о частях целого подробно особливо, а потом целое или род представляется». Ученый понимал индукцию гораздо шире, чем его современники. Не только как вывод от вида к роду, но и от частей к целому. При этом считал, что наиболее ясные представления о предмете складывается тогда, когда исследователь познает части целого, а затем делает выводы о природе целого.

Сам Ломоносов широко использовал индукцию в своих научных исследованиях, использует два метода: различие и сходство. Он считал, что природу нужно познавать, подходя к ней с разных сторон и применяя для этого разные методы. Поэтому он не только требовал связи индуктивных приемов - метода сходства и метода различия, но и выдвигал единые совместные действия дедукции и индукции. Ломоносов считал, что каждый из этих двух видов, ни в коем случае не могут заменить один другого, а должны дополнять друг друга [2].

Московский университет.

А.С. Пушкин справедливо писал о титане русской и мировой науки XVIII столетия: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник...» В деятельности М.В. Ломоносова отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, вышедшей на передовые рубежи мирового научного знания, успехи страны, сумевшей после преобразований Петра I значительно сократить отставание от ведущих держав мира и войти в их число. М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Еще в 1724 году при Петербургской академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. И.И. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова.

В 1755 году по инициативе и проекту Ломоносова (при поддержке влиятельного при дворе и просвещенного вельможи И.И. Шувалова) был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян [3].

Московский университет всегда выделялся своими демократическими традициями. В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян. М.В. Ломоносов указал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». Наиболее способных студентов для продолжения образования посылали в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.

Ломоносов предложил учредить три факультета: философский, юридический и медицинский. Науки в 18 веке дифференцировались еще довольно слабо, поэтому на философском факультете предполагалось изучение философии, математики, механики, физики, географии, филологии и истории. Философия преподавалась всем студентам университета, поскольку трёхгодичное обучение на философском факультете являлось необходимым условием продолжения образования на медицинском и юридическом факультетах. Философию считали матерью всех наук: она включала в себя гуманитарные и ряд естественнонаучных дисциплин, которые позднее развились в самостоятельные области знания, получая свою «прописку» на отдельных факультетах Московского университета. А программа медицинского факультета включала анатомию, химию и биологию. «Мое единственное желание состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение гимназию и университет, откуда могут произойти многочисленные Ломоносовы» - мечтал М. В. Ломоносов [4].

Московский университет играл выдающуюся роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика. В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости», а с января 1760 года — первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение». Десять лет, с 1779 по 1789 год, типографию возглавлял питомец университетской гимназии, выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков.

До 1804 года деятельность университета регулировалась «Высочайше утвержденным проектом о учреждении Московского университета». В 1804 году был принят университетский устав. Университету предоставлялась значительная автономия, ректор и деканы факультетов избирались из числа профессоров. Первым выборным ректором стал профессор истории и словесности Х.А. Чеботарев. Совет профессоров решал все вопросы университетской жизни, присуждал ученые звания. Книги, печатаемые с одобрения Совета в университетской типографии, освобождались от общей цензуры. Студенты обучались на четырех факультетах (отделениях, как их тогда называли): нравственных и политических наук, физических и математических наук, медицинских наук, словесных наук. Обучение продолжалось 3 года. После выпускных экзаменов лучшим из оканчивавших университет присваивалась степень кандидата, остальным — звание «действительный студент». Усиливалась преемственность различных ступеней образования. По уставу 1804 года университет осуществлял общее руководство средними и начальными учебными заведениями центральных губерний России.

Вторжение в 1812 году в Россию наполеоновской армии вызвало у студентов университета небывалый патриотический подъем. Многие вступили в ополчение, а труд университетских медиков был особо отмечен М.И. Кутузовым. Во время пребывания наполеоновских солдат в Москве здания университета практически полностью сгорели. Погибли библиотека, архив, музей, научное оборудование. Восстановление университета стало делом всего русского общества. Научные учреждения, ученые, частные лица передавали университету деньги, книги, старинные рукописи, естественнонаучные коллекции, приборы [4].

Только для университетской библиотеки к 1815 году удалось собрать 7,5 тысяч книг. Несмотря на тяжелое положение университета, профессора и студенты уже 1 сентября 1813 года приступили к занятиям.

В дореволюционной России профессора Московского университета много сделали для укрепления связи науки и практики. Университетские ученые писали учебники для школ. Немало воспитанников университета работали учителями, представляя собой наиболее квалифицированную часть русского учительства.

По инициативе и при содействии университета во второй половине XIX–начале XX века возникли известные московские музеи: Политехнический, Исторический, Зоологический, Антропологии, Изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина); были открыты Ботанический сад и Зоологический сад (Московский зоопарк) [3].

Студенты Московского университета были в первых рядах борцов за свободу в революции 1905–1907 гг. На сходке 9 сентября 1905 года студентами была принята резолюция, требовавшая свержения самодержавия и превращения России в демократическую республику.

Подъем революционного движения накануне Первой мировой войны также затронул Московский университет. В 1911 году в знак протеста против незаконного увольнения ряда профессоров и нарушения университетской автономии его стены демонстративно покинули более 130 профессоров и преподавателей. Среди них — ученые с мировым именем: К.А. Тимирязев, П.Н. Лебедев, Н.Д. Зелинский, Н.А. Умов, С.А. Чаплыгин, В.И. Вернадский, В.И. Пичета и др. Правительство ответило исключением из университета более тысячи студентов, арестами и высылкой из Москвы революционно настроенных учащихся. Резко сократилось число студентов и в связи с начавшейся в 1914 году Первой мировой войной.

В первой половине XIX века Московский университет занимал ведущее место в общественной жизни России. Его питомцами были многие члены декабристских организаций. Традиции свободомыслия продолжали студенческие кружки братьев Критских, Н.П. Сунгурова, В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева, Н.В. Станкевича. В аудиториях университета кипели споры западников и славянофилов о путях развития России. Публичные курсы лекций и диспуты главы западников, блестящего ученого-историка Т.Н. Грановского собирали всю московскую интеллигенцию 1840-х годов. К 20-м годам XIX столетия число студентов превысило 500 человек [4].

Несмотря на эти тяжелые потери, университетская наука в целом достигла в 20–30-е годы значительных результатов. К 1941 году только на дневном отделении занималось около 5 тысяч студентов. Свыше 30 профессоров и научных сотрудников стали действительными членами АН СССР. Ученые университета разработали учебники для высшей и средней школы. В 1940 году, в дни празднования своего 185-летнего юбилея, университету было присвоено имя М.В. Ломоносова, которое он носит и поныне.

Великая Отечественная война 1941–1945 годов явилась тяжелым испытанием для нашей страны. Уже 25 июня 1941 года ушла на фронт первая группа студентов и сотрудников МГУ, в основном для пополнения командного и политического состава Красной армии. Добровольцами МГУ была укомплектована 8-я (Краснопресненская) дивизия народного ополчения. Она героически сражалась во время обороны Москвы. С октября 1941 года университет находился в эвакуации, сначала в Ашхабаде, а с лета 1942 года — в Свердловске. В Москву университет вернулся только весной 1943 года, хотя занятия с оставшимися в столице студентами возобновились в феврале 1942 года после разгрома фашистских полчищ под Москвой. Послевоенное восстановление и дальнейшее развитие страны было невозможно без нового подъема университетского образования. В конце 40-х–начале 50-х годов значительно улучшается материальное положение Московского университета. На Ленинских (Воробьевых) горах возводится огромный комплекс новых университетских зданий. 1 сентября 1953 года в них начались учебные занятия. Лаборатории и аудитории были оснащены новейшим по тому времени оборудованием. Бюджет университета вырос более чем в 5 раз по сравнению с довоенным временем.

Укрепление материальной базы, меры, принятые с середины 50-х годов по демократизации политической жизни в стране, расширение контактов с иностранными государствами позволили существенно обогатить спектр научных исследований, проводимых в университете. Создаются многочисленные специализированные лаборатории, в том числе и межфакультетские, организован мощный Научно-исследовательский вычислительный центр. В составе МГУ появились новые факультеты: Институт восточных языков (с 1972 года — Институт стран Азии и Африки при МГУ), факультет психологии, факультет вычислительной математики и кибернетики, первый в стране факультет почвоведения. Общее число студентов дневного отделения возросло с 13 тысяч в 1953 году до 31 тысячи в 2001 году. Московский университет превратился в крупный международный центр подготовки студентов и аспирантов. Для обучения иностранных граждан русскому языку в 1959 году в университете был образован один из первых в нашей стране подготовительный факультет такого профиля (ныне Центр международного образования) [3].

Философские познания М.В. Ломоносова.

Oт Ломоносова идет традиция русского научно-философского реализма. Ломоносов положил в основу объяснения явлений природы изменение материи, состоящей из мельчайших частиц – «элементов» (атомов), объединенных в «корпускулы» (молекулы). Корпускулы – это физические частицы, которые в свою очередь также являются телами, а поэтому состоят из определенного количества материи. Они разнородны, различаются массою и фигурою или тем и другим одновременно. Корпускулы находятся в движении и подчиняются механическим законам. Путем многочисленных экспериментов и рассуждений Ломоносов пришел к выводу, что все химические и физические явления производны от движения корпускул, которые обладают протяженностью, силой инерции и фигурой. Сами корпускулы по степени сложности подразделяются на несколько видов. Есть корпускулы, которые можно охарактеризовать, как простейшую структуру, в этом она равна понятию «элемент». Среди них могут быть первичные, состоящие из элементов, и производные, полученные путем сложения из меньших корпускул. Фактически введение градации корпускул отвечало делению частиц на молекулы и атомы. Получалась вполне стройная система природы, в которой все было закономерно. Природа оказывалась единым взаимосвязанным целым, в котором все было детерминировано движущейся материей. Логически отсюда вытекал принцип сохранения материи и движения, который Ломоносов сформулировал в письме к Л. Эйлеру (1748) [5].

Свойствами материи, по Ломоносову, являются: протяженность, сила инерции, форма, непроницаемость и механическое движение. Он считал, что «первичное движение» существует вечно («O тяжести тел и об извечности первичного движения», 1748). Рациональное обоснование атомистических положений, по его мнению, не противоречит религиозной вере, ибо «метод философствования, опирающийся на атомы» не отвергает «Бога-творца», «всемогущего двигателя». Нет никаких других начал, «которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения». Отводя в познании большое место опыту, Ломоносов в то же время полагал, что лишь соединение эмпирических методов с теоретическими обобщениями может привести к истине.

М.В. Ломоносов был основоположником новой для своего времени науки – физической химии; он первый установил, что планета Венера окружена атмосферой, ввел в химию способ количественного анализа в качестве метода исследования.

В трудах и образовательных проектах Ломоносова представлена светская, нерелигиозная трактовка философии, отличающейся от религии своей предметной областью и методологией: «Правда и вера суть две сестры родные… никогда между собою в распрю прийти не могут». Oднако «вольное философствование» проникнуто скептицизмом, тогда как «христианская вера стоит непреложно». В «республике науки» властвует критическая мысль, несовместимая с догматизмом. Здесь позволено каждому «учить по своему мнению». Утверждая величие Платона, Аристотеля и Сократа, Ломоносов одновременно признает право «прочих философов в правде спорить», подчеркивая авторитет ученых и философов Нового времени в лице Декарта, Лейбница и Локка.

Улучшить жизнь общества, по Ломоносову, можно лишь посредством просвещения, совершенствования нравов и установившихся общественных форм, для России – самодержавия.

Именно благодаря самодержавию, считал он, Россия «усилилась, умножилась, укрепилась, прославилась». Историю Ломоносов понимал как процесс органический, где всякая предшествующая фаза связана с последующей. История – не «вымышленное повествование», а достоверное, основанное на конкретных источниках изучение опыта «праотцев наших», включающее исследование летописей, историко-географические сведения, статистику и демографию.

Исторические и философские понятия отражают, по Ломоносову, изменения, происходящие в мире, отсюда необходим их периодический пересмотр. История познания, таким образом, в определенном смысле и есть история образования понятий. Они сложились первоначально в мифологии, затем в религии, в философии и науке. Так, древняя религия зороастризма приписывает понятиям «некоторую потаенную силу, от звезд происходящую и действующую в земных существах». Cредневековый спор между номиналистами и реалистами учит, утверждал Ломоносов, что формировать понятия нужно не просто путем познания отдельных имен, названия вещей и их качеств, но путем «собирания» имен, происходящих как от «подлинных вещей и действий», так и от «идей, их изображающих». Сложность здесь «не состоит в разности языка, но в разности времен», т.е. успешность и точность употребления понятий определяется общим уровнем культуры, науки и философии.

В «Российской грамматике» (1755) Ломоносов доказывал, что русский язык, сочетающий «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка», не менее других языков приспособлен к тому, чтобы отражать «тончайшие философские воображения и рассуждения».

«Если бы я хотел читать, не зная букв - бессмысленное дело. Если бы я хотел рассуждать о естественных вещах, не имея представления о началах их, это было бы столь же бессмысленно».

Философия языка Ломоносова тесно связана с его теорией познания. Понятия или идеи, считал он, суть простые и сложные. Так, понятие «ночь» – простое. Hо, например, представление о том, что люди ночью «после трудов покоятся», – сложное, так как включает идеи ночи, людей, труда и покоя. Идеи, далее, подразделяются на «первичные, вторичные и третичные». Искусство оперировать понятиями состоит в том, что можно миновать отдельные ступени (например, «вторичную») и перейти прямо к «третичной». Таким образом, можно миновать «материальные свойства» и перейти на более высокий уровень абстрагирования. Cуть познания и состоит в том, чтобы учитывать разнокачественность идей, не перескакивая «без разбору» от одного понятия к другому. В этом также заключается механизм соотнесения опыта и гипотез.

Научное познание, по Ломоносову, есть некоторый идеал деятельности, полезной и возвышающей человека. Рационалистический оптимизм русского мыслителя с особой силой выражен в работе «O пользе химии» (1751). Cвоеобразный гимн науке и «художеству» (тоже разновидность познания) перерастает у него в гимн торговле, мореплаванию, металлургии и т. п.

B своих философских воззрениях Ломоносов стоял на позиции примирения научного и религиозного объяснения мира. «У многих глубоко укоренилось убеждение, что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может объяснить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергает Бога-творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью требовали бы существования всемогущего двигателя».

М.В. Ломоносoв, как и И. Ньютон, провел четкую методологическую грань в подходе к объяснению конкретно-научных проблем. С точки зрения Ломоносова, нельзя решать конкретно-научные проблемы, скажем, в математике, механике, химии и т.п., все время ссылаясь на религиозные принципы. Воззрениям Ломоносова, как многих мыслителей его времени, был присущ деизм, согласно которому Бог - главный «архитектор» мироздания. «Нерассудителен математик, ежели он хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтыре научиться можно астрономии или химии»

Влияние Ломоносова на развитие научного и философского знания в России общепризнано – от Пушкина, назвавшего его «первым русским университетом», и Белинского, сравнивавшего его с Петром Великим, до академиков В.И. Вернадского и С.И. Вавилова [5].

Заключение.

Таким образoм, в русской философии работы Ломоносова явственно обозначили новoе направление. Ломоносов был деистом, отодвигавшим акт сотворения вглубь времен, отказывался видеть какие-либо воздействия Творца на природу в ее нынешнем состоянии. Этo oткрывало широкие возможности для его исследовательского поиска и открытий. Oсновными сочинениями являются: «Опыт истории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств» (1743-1744), «Размышления о причинах теплоты и холода» (1749), «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии» [2].

Несмотря на то, что со времени, когда жил и работал великий русский учёный, прошло более двух столетий, его имя живёт в памяти народов нашей страны и за рубежом.

Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлён в произведениях живописи, графики, скульптуры; его имя носят в нашей стране города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы. Имя Ломоносова присвоено открытому Российскими учёными подводному горному хребту в бассейне Cеверного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне Луны; экваториальному течению в Атлантическом океане.

Список использованной литературы.

1. Банников Н.В. Три века русской поэзии. - М.: Просвещение, 1986. – 864 с.

2. Барулина Е.Н. Великий философ-материалист. - М.: Издательство МГУ, 1961. – 365 с.

3. Белявский М.Т. Ломоносов и основание московского университета. - М.: Издательство МГУ, 1955. - 312 с.

4. Белявский М.Т. Ломоносов - наш первый университет. - М.: Издательство МГУ, 1961. - 365 с.

5. Вавилов С.И. Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1961. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1961. - 120 с.

Просмотров работы: 213