«Картина мира» - важная философская категория. В отличие от категории «материя», фиксирующей лишь объективную реальность и её основное свойство - независимость от человеческого сознания, картина мира дает представление об устройстве, внутренней организации и развитии всего мира, всего бытия, включая и человека. Поэтому естественнонаучное представление о строении мира, или естественнонаучная картина мира, соответствующая тому или иному уровню развития науки, и прежде всего астрономии, физики, химии, биологии, составляет лишь часть, или фрагмент более общей и фундаментальной философской категории «картина мира», лежащей в основании мировоззрения данной эпохи.
В истории человеческой культуры картина мира постоянно менялась. На ранних этапах развития философии, когда она еще во многом зависела от религии и религиозно-мифологических представлений, картина мира была религиозно-философская. В новое время, и особенно в наши дни, в эпоху бурного научно-технического прогресса, это научно-философская картина.
Назначение философии, рисующей эту картину мира, состоит в том, что она выдвигает на передний план задачу познания мира во всех его связях, во всем его многообразии. Она выдвигает в качестве центральной методологической установки требование изучить все проявления, все формы бытия, взаимодействие субъективной и объективной реальности, а не только какой-то одной формы материи или сознания.
Картина мира: общая характеристика.
Исходя из того, как понимают картину мира социологи, психологи, психоаналитики, её следует определить как систему образов (и связей между ними) — наглядных представлений о мире и месте человека в нём, сведений о взаимоотношениях человека с действительностью (человека с природой, человека с обществом, человека с другим человеком) и самим собой. Составляющие картину мира образы являются не только (и не столько) зрительными, но и слуховыми, осязательными и обонятельными; образы и сведения чаще всего имеют эмоциональную окраску; порождаемые этой своеобразной конфигурацией образов и сведений жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации и духовные ориентиры; любые существенные изменения картины мира влекут за собой перемены в системе указанных элементов.
В соответствии с этими особенностями картина мира:
- целиком определяет специфический способ восприятия и интерпретации событий и явлений;
- представляет собой основу, фундамент мировосприятия, опираясь на который человек действует в мире;
- имеет исторически обусловленный характер, что предполагает постоянные изменения картины мира, всех её субъектов.
Субъектом или носителем картины мира является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнонациональные или религиозные общности.
Картина мира — сложно структурированная целостность, включающая три главных компонента — мировоззрение, мировосприятие и мироощущение.
Мировосприятие (то есть чувственно-образная часть) — это совокупность наглядных образов культуры, человека, его места в мире, взаимоотношений с миром и другими людьми и т.п.
Мировоззрение — концептуальная часть, представленная общими категориями пространства, времени, движения и т.п. Основные крупные элементы — каркас картины мира — представляют собой набор исходных принципов или представлений, фундаментальных допущений о мире или тех его частях, которые касаются ситуации.
Мироощущение представляет собой особый склад мышления, систему своих категорий или особое соотношение понятий.
Обычно переход от одной стадии общественного развития к другой сопровождается резким изменением или ломкой общественной картины мира, утверждением новых эталонов мирообъяснения. Новое мировоззрение формирует новое мировосприятие и мироощущение в конечном счёте — новую картину мира. Прогресс — развитие человека и человечества — это последовательное изменение и усложнение индивидуальных и групповых картин мира.
Таким образом, из картины мира вытекает всё остальное — и ценности, и иерархия, и парадигмы научного познания, и допустимые способы человеческих действий.
«Картиной мира» (КМ) называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.
Картина мира не является чем-то индивидуальным (в отличие от мировоззрения). Картина мира - плод коллективных усилий профессионального сообщества.
Существует несколько видов картин мира:
- научная картина мира;
- философская картина мира и т.д.
Их принципиальные различия определяются двумя позициями:
- основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира;
- основными идеями, которые предлагают картины мира для решения своей проблемы.
В настоящем реферате мне хотелось бы рассмотреть научную и философскую картины мира в начале в XXI века.
Научная картина мира.
Научная картина мира – это одна из возможных картин мира, поэтому ей присуще как что-то общее со всеми остальными картинами мира – мифологической, религиозной, философской, - так и нечто особенное, что выделяет именно научную картину мира из многообразия всех остальных образов мира. Как и все остальные картины мира, научная картина мира содержит определенные представления о структуре пространства и времени, объектах и их взаимодействиях, законах и месте человека в мире. Это то общее, что присутствует во всякой картине мира. Главное же, что выделяет именно научную картину мира из всех остальных картин мира – это, конечно же «научность» этой картины мира. Поэтому, чтобы понять особенность научной картины мира, необходимо понять особенность науки как специального вида человеческой деятельности.
Научная картина мира возникает как альтернатива религиозной. Мир и человек здесь рассматриваются как объекты исследования. Научная картина мира сформировалась в новое время под сильным влиянием идеи эволюционизма и математического естествознания.
Научная картина мира интенсивно начинает складываться в XVI-XVII веках, когда на смену геоцентризму приходит гелиоцентризм и возникает классическая механика. Под научной картиной мира понимают целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, которая возникает в результате обобщения и синтеза основных научных понятий и принципов, отражающих эти объективные закономерности.
В научной картине мира следует различать общенаучную (ОНКМ) и частнонаучную (ЧНКМ) картины мира. В ОНКМ обобщаются и синтезируются научные знания, накопленные всеми науками о природе, обществе, человеке и результатах его деятельности. Среди ЧНКМ называют физическую, химическую, космологическую, экологическую, информационную и т.д. картины мира.
Соответственно, наряду с понятием физической реальности, в научной картине мира присутствуют понятия биологической, социальной, исторической и даже лингвистической реальности. Каждая из этих реальностей также представляет собой систему теоретических объектов, построенных биологическими, социологическими, историческими и лингвистическими теориями соответственно.
Главная особенность научной картины мира состоит в том, что она выстраивается на базе фундаментальных принципов, лежащих в основе той научной теории и той области науки, которая занимает в данную эпоху лидирующее положение.
Научная картина мира предполагает, что окружающий нас мир состоит из двух начал – формы и материи. Формы – это просто другое название для различных математических структур, составляющих как бы закономерный и логический скелет всех процессов и явлений в мире. Таким образом, в основе всего лежат структурные формы, выражающие себя в числах, операциях и отношениях.
Научная картина мира также предполагает, что структуры-формы облекаются в материю и реализуются, таким образом, в виде бесконечного разнообразия чувственно воспринимаемых явлений и процессов. Структуры не просто повторяют себя в чувственно-материальном мире, они во многом преобразуются, ослабляются и смешиваются.
Научная картина мира предполагает, что мы можем понять окружающий нас мир лишь в той мере, в какой мы сможем увидеть за ним лежащие в основе формы-структуры. Структуры составляют постигаемую для нашего разума часть мира. Формы-структуры составляют логическую основу не только лежащей вне нашего сознания реальности, но они же являются логическим фундаментом человеческого разума. Структурное единство человеческого разума и мира – это условие познаваемости мира, причем, познаваемости его именно через структуры.
Наука – это во многом особый метод познания, своеобразный способ получения структурного знания. Но в науке всегда есть и другая составляющая, которая предполагает ту или иную философию или даже религию. Например, в эпоху Возрождения наука была тесно связана с так называемым «пантеизмом» - представлением о Боге как проникающем собою любую часть мира и совпадающим с бесконечным Космосом. Позднее наука приняла философию материализма и атеизма.
Можно поэтому говорить о двух видах принципов научной картины мира:
1) внутренние принципы науки, обеспечивающие научный метод познания как описанный выше метод восстановления структур, лежащих за видимой оболочкой чувственного мира;
2) внешние принципы науки, определяющие соединение науки как метода познания с той или иной картиной мира;
Наука может соединиться с любой картиной мира, лишь бы не были разрушены внутренние принципы науки. С этой точки зрения чистой (т.е. построенной только на основе внутренних принципов) научной картины мира не существует. Во всех тех случаях, когда мы говорим о научной картине мира, всегда существует та или иная картина мира (как система внешних принципов науки), которая согласована с внутренними принципами науки.
Можно говорить о четырех научных картинах мира:
1) пантеистической научной картине мира – здесь внутренние принципы науки соединяются с пантеизмом (это картина мира эпохи Возрождения);
2) деистической научной картине мира – здесь внутренние принципы науки соединяются с деизмом («деизм», или «учение о двойной истине» - это учение о том, что Бог вмешался в мир только в начале его сотворения, а затем Бог и Мир существуют совершенно независимо друг от друга, поэтому истины религии и науки также не зависят друг от друга. Такая картина мира принималась в эпоху Просвещения) [6];
3) атеистической научной картине мира – здесь внутренние принципы науки соединяются с атеизмом и материализмом (такова современная научная картина мира). В Средние века господствующая религиозная картина мира слишком подавляла существование и развитие внутренних принципов науки, в связи с чем мы не можем назвать средневековую картину мира научной;
4) теистической научной картины мира «теизм» – это учение о сотворении мира Богом и постоянной зависимости мира от Бога) [7].
Развитие современной научной картины мира говорит за то, что постепенно изменяются внешние принципы науки, ослабляется влияние атеизма и материализма в современной научной картине мира.
Современная научная картина мира.
Возможности современной науки, даже если мобилизовать весь ее логический, математический, экспериментальный арсенал, не позволяют до конца исключить субъективные моменты познания и оградить наше знание частоколом из одних лишь объективных фактов и истин. Тем не менее задача приблизить наше знание к реальной действительности, добиться результатов, проверяемых практикой, остается всегда актуальной. Эту тенденцию мы и будем называть онтологической (и материалистической). Следует отметить при этом, что всегда сохраняется опасность чрезмерной онтологизации нашего знания — категорий, идей, концепций, т.е. полное и некритичное отождествление их содержания с самой объективной действительностью, ее отдельными свойствами или сторонами.
Невозможно представить современную картину мира целиком и полностью, можно дать ее характеристику лишь в основных, определяющих чертах. Но, во-первых, даже для этого придется ограничиться, характеристикой концепций, дающих представления о наиболее фундаментальных свойствах материи: структурности, пространстве, времени, движении, развитии и взаимосвязи явлений, поскольку именно эти представления во все века создавали основу философской онтологии. Во-вторых, неизбежно также и ограничение некоторым кругом научных дисциплин, которые дают в настоящее время наиболее важный материал для формирования картины мира. Невозможно свести этот круг к двум-трем «главным» наукам, но следует согласиться, тем не менее, с К.Х. Делокаровым и Ф.Д. Демидовым, которые пишут: «Научная картина мира — синтетическое образование, соединяющее на базе наиболее фундаментальной научной теории многообразные гипотезы и идеи в самых различных областях знания. В отличие от конкретной научной теории научная картина мира говорит не о какой-то конкретной области знания, но о мире в целом. Естественно, в процессе такого синтезирования разнородных учений и экстраполяции идей наиболее развитой научной теории на другие области нехватка знания дополняется соответствующими гипотезами. Поэтому научная картина мира — это картина, своеобразно соединяющая объективное и субъективное» [10].
Очевидно, что этот мощный интегрирующий ток идет в наше время со стороны, по крайней мере, нескольких наук, придающих современному знанию совершенно новые системные, космологические и социокультурные измерения.
Современную научную картину мира сформировали, прежде всего, крупнейшие открытия физики, сделанные в конце XIX — начале XX в. Это открытия, связанные со строением вещества и взаимосвязи вещества и энергии. Если раньше последними неделимыми частицами материи, своеобразными кирпичиками, из которых состоит природа, считались атомы, то в конце XIX века были открыты электроны, как собственные части атомов. Позднее было исследовано и строение атомных ядер, состоящих из протонов (положительно заряженных частиц) и нейтронов (частиц, не имеющих заряда).
В соответствии с первой моделью атома, предложенной английским физиком Э. Резерфордом (1871 — 1937), атом рассматривался как миниатюрная солнечная система, в которой вокруг ядра вращаются электроны. Такая система, однако, не могла быть устойчивой: вращающиеся электроны, теряя свою энергию, в конце концов, должны были бы «упасть» на ядро. Но атомы, как известно, весьма устойчивы, и для их разрушения требуется приложение огромных сил. В связи с этим первая модель строения атома была значительно усовершенствована выдающимся датским физиком Н. Бором (1885—1962), который предположил, что при вращении на так называемых стационарных орбитах электроны не излучают энергию. Она излучается или погашается квантами, порциями энергии, только при переходе электрона с одной орбиты на другую. Если раньше предполагалось, что энергия излучается непрерывно, то тщательно поставленные эксперименты убедили физиков, что она может испускаться и отдельными квантами. Об этом свидетельствовало, например, явление фотоэффекта, когда кванты энергии видимого света вызывали электрический ток. В 1925—1927 гг. для объяснения процессов, происходящих в мире мельчайших частиц материи — микромире, создается, по сути дела, новая наука — квантовая механика. Вслед за ней возникли и другие квантовые теории: квантовая электродинамика, теория элементарных частиц и другие, исследующие закономерности движения микромира.
В 30-е гг. XX в. было сделано другое важнейшее открытие, которое показало, что элементарные частицы вещества, например электроны, обладают не только корпускулярными, но и волновыми свойствами. Таким образом, было доказано экспериментально, что между веществом и полем не существует непроходимой границы: в определенных условиях элементарные частицы вещества обнаруживают волновые свойства, а кванты поля - свойства корпускул. Это явление получило название дуализма волны и частицы, которое никак не укладывалось в рамки обычного здравого смысла и классических научных представлений.
Квантовая механика была положена в основу бурно развивающейся физики элементарных частиц, «число» которых достигает ныне нескольких сотен, но обобщающая теория до настоящего времени не создана. Так или иначе, стало ясно, что микромир является многоуровневой системой, на каждом уровне которой существуют специфические виды взаимодействий и специфические свойства пространственно-временных отношений. Область доступных в эксперименте микроскопических интервалов условно делится на четыре уровня: уровень молекулярно-атомных явлений; уровень релятивистских квантово-электродинамических процессов; уровень элементарных частиц; уровень субэлементарных процессов [10] .
В этой области иначе представляют и природу пустоты — вакуума, а именно как сложную систему виртуально рождающихся и поглощающихся фотонов и других квантов поля в состоянии с минимально возможной энергией. Квантовая электродинамика впервые наглядно показала, что пространство и время нельзя оторвать от материи, что так называемая «пустота» — это не что иное, как одно из состояний материи.
На субатомном уровне структурной организации материи определяющую роль играют сильные взаимодействия элементарных частиц. Специфике микромира не соответствуют обыденные представления о соотношении части и целого. Еще более радикальных изменений пространственно-временных представлений требует переход к исследованию процессов, характерных для слабых взаимодействий. На повестку дня встал вопрос о нарушении пространственной и временной четности, так как правое и левое пространственные направления оказываются неэквивалентными. Это потребовало принципиально нового истолкования пространства и времени: одно связано с изменением представлений о прерывности и непрерывности пространства и времени, а второе - с гипотезой о возможной макроскопической природе пространства и времени.
Рассмотрим, хотя бы кратко, эти направления исследований. Физика микромира имеет дело со сложным единством и взаимодействием прерывности и непрерывности. Это относится не только к структуре материи, но и к взаимосвязи пространства и времени. После создания теории относительности и квантовой механики ученые попытались объединить две фундаментальные теории. Первым достижением на этом пути явилось релятивистское волновое уравнение для электрона, указывающее на существование антипода электрона — частицы с положительным электрическим зарядом. С точки зрения современной теории каждой частице в природе соответствует античастица, это обусловлено фундаментальными свойствами пространства и времени (четность пространства, отражение времени и т.д.).
Пока единственная ветвь теории элементарных частиц, которая достигла высокого уровня развития и известной завершенности,— электродинамика, включающая в себя описание взаимодействий электронов, позитронов, мюонов и фотонов. Она является локальной теорией, так как в ней функционируют понятия, заимствованные из классической физики, основанные на концепции пространственно-временной непрерывности: точечность заряда, локальность поля, точечность взаимодействия и т.д. Использование этих понятий влечет за собой существенные трудности, связанные с бесконечными значениями некоторых величин (масса, собственная энергия электрона, энергия нулевых колебаний поля и т.д.). Эти трудности ученые преодолевают, вводя в теорию понятия о дискретности пространства и времени. На этом пути возможен выход из неопределенности бесконечности, так как включает в рассмотрение фундаментальную длину — основу атомистического пространства.
Широкое признание получило также направление, связанное с пересмотром концепции локальности. Отказ от представлений о точечном взаимодействии микрообъектов предпринимается двумя методами. Первый исходит из положения, что понятие локального взаимодействия лишено смысла. Второй основан на отрицании точечной координаты пространства — времени, что приводит к теории квантового пространства — времени. Дело в том, что протяженная элементарная частица обладает сложной динамической структурой. Подобная структура микрообъектов ставит под сомнение их элементарность. Ученые столкнулись не только со сменой объекта, которому приписывается свойство элементарности, но и с необходимостью пересмотра диалектики элементарного и сложного в микромире. Здесь частицы не элементарны в классическом смысле: они похожи на классические сложные системы, но не являются таковыми. В них сочетаются противоположные свойства элементарного и сложного.
Отказ от представлений о точечности взаимодействия частиц влечет за собой изменение наших представлений о пространстве — времени и причинности, тесно взаимосвязанными между собой. По мнению некоторых физиков, в микромире теряют смысл обычные временные отношения «раньше» и «позже». В области нелокального взаимодействия события связаны в один «комок», но не следуют одно за другим.
Таково положение дел, сложившееся в представлениях о пространстве - времени на микроуровне, где нарушение причинности выступает в качестве нового принципа. В свою очередь разграничение пространства — времени на области «малые», где причинность нарушена, и «большие», где она выполнена, невозможно без использования новой константы размерности — элементарной длины. С этим «атомом» пространства увязывается и элементарный момент времени (хронон), и именно в соответствующей им пространственно-временной области протекает сам процесс взаимодействия частиц. Теория дискретного пространства — времени продолжает развиваться. Открытым остается вопрос о внутренней структуре «атомов» пространства и роли (наличии) в них времени и пространства.
Философская картина мира.
Вопрос о картине мира весьма не прост. Все мы интуитивно понимаем, что означает выражение «научная картина мира». Оно родилось, скорее всего, как антитеза религиозному пониманию мира, религиозной картине мира. Но когда речь заходит о картине мира в философском смысле, то возникают всякого рода вопросы. Главный вопрос такой: существует ли особая философская картина мира, отличная от научной? Положительное решение вопроса напрашивается как будто само собой. Если философия — мировоззрение (буквально «воззрение на мир»), с этим согласны многие, то она не может не быть картиной мира. И если философия отлична от науки, то и философская картина мира не может не отличаться от научной.
В чем же специфика философской картины мира? Научная картина мира изначально является мозаичной, фрагментарной, так как она опирается на совокупность данных, получаемых в разных науках в результате наблюдений и экспериментов. Нет одной, синтетической науки, которая бы исследовала и объясняла мир в целом (как целое). Ведь наблюдения и эксперименты по самому своему существу касаются лишь отдельных частей или сторон мира. Мир в целом в принципе не наблюдаем и с ним как целым нельзя проводить эксперименты.
Философия, в отличие от науки, не связана с какими-то отдельными наблюдениями и экспериментами. Она опирается на весь опыт человека, который неизмеримо богаче каких-либо наблюдений, экспериментов и связанных с ними гипотез, теорий. Философская картина мира использует язык категорий, — фундаментальных понятий, в которых сконцентрирован индивидуальный и общественно-исторический опыт человека. Категории — это краски и кисти философа, с помощью которых он пишет картину мира. Специфика философской картины мира и состоит в том, что она является категориальной картиной мира.
Выражение «категориальная картина мира» передает тот факт, что описание, объяснение мира осуществляется с помощью категорий, а язык категорий — особый язык, не сводимый ни к формально-логическому рассуждению, ни к интуитивно-гадательному мышлению.
Философская картина мира (ФКМ) возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры вместе с возникновением философских учений классической поры. В философской картине мира человек принципиально отличен от всего сущего, в частности от других живых существ, ибо ему присуще особое деятельностное начало - ratio, ЛОГОС, разум. Благодаря разуму человек способен познать мир и самого себя. Такое постижение рассматривается как назначение человека и смысл его бытия.
Пространство и время в философской картине мира выступают как категории порядка и, следовательно, условия умопостигаемости мира. Пространство - как способ упорядочения внешних восприятий, время - как способ упорядочения внутренних переживаний. Человек в философской картине мира есть, прежде всего, разумное существо, принципиально отличное от неодушевленных объектов и живых существ.
Создаваемая в рамках онтологии ФКМ определяет основное содержание мировоззрения индивида, социальной группы, общества. Будучи рационально-теоретическим способом познания мира, философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях. Следовательно, ФКМ есть совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека.
От того, какой в конкретный момент времени представляется ОНКМ, во многом зависят мировоззренческие и методологические проблемы науки, а идеи и проблемы господствующей ФКМ определяют перспективные направления развития научного знания.
Каждая ступень развивающейся ФКМ выдвигает перед наукой и философией задачу осмысления тех или иных понятий, углубления, уточнения или принципиально нового определения содержания фундаментальных философских категорий, посредством которых и выстраивается ФКМ.
Религиозная, научная и философская картины мира на протяжении истории находились в сложных взаимоотношениях. Так, в средние века не стихали споры между богословами о совместимости философии и христианского вероучения. Противники философии полагали ее неотделимой от языческих религиозных культов. Сторонники же христианизировали древние учения, исходя из принципа приоритета Писания над Разумом. Один из авторов научной картины мира Ньютон предостерегал своих коллег от увлечения метафизикой.
Одним из важных философских понятий является понятие материального. Материальное в философии - это все, что воспринимается нашими органами чувств (говоря иначе, - это то, что можно увидеть, услышать, потрогать, понюхать и попробовать на вкус), а также - имеет физические качества или свойства (цвет, запах, размер, плотность, массу и все прочее) [5]. Так, например, любой предмет из окружающего мира материален. А как же быть с электромагнитным полем, возразите вы, ведь его невозможно воспринять с помощью органов чувств. Совершенно верно, но, поле, будучи недоступным для чувств, вполне улавливается или фиксируется различными приборами. Кроме того, оно имеет определенные физические свойства, например, - напряженность или скорость распространения. То есть, электромагнитное поле тоже материально. Совокупность всего материального называется в философии материей.
Материя - это все, что существует вне нас и независимо от нас, то есть - объективно, а также - воспринимается или нашими органами чувств или какими-либо техническими приспособлениями (приборами). материя существует не в виде какого-то определенного предмета, а в виде огромного и даже бесконечного количества своих форм [3]. Материки и океаны, планеты и звезды, растения и животные - это все различные формы материи. Понятно, что они могут отличаться друг от друга уровнем своей сложности.
Современная философская картина мира.
Современная эпоха ведет свой отсчет примерно с середины прошлого века. Ее еще называют временем после модерна – эпохой постмодерна. Если следовать терминологической точности, то время модерна (франц. moderne – новейший, современный) – это и есть время современности, но тогда то время, в котором мы живем, современниками которого являемся, является постсовременным. В этом есть противоречие: как может быть что-то современнее современности? Однако наша эпоха как раз и дает ответ на этот вопрос. Прежде всего, еще многое в ней только намечено, еще не стало нормой для всех, многое в ней только указывает на ближайшее будущее человечества.
В философском смысле эпоха постсовременности утверждается за счет отличия себя от предыдущего (модерного) времени, а точнее, утверждается как эпоха различий (в т. ч. различия с тем, из чего она вырастает и от чего отталкивается). В чем же заключаются эти различия?
Прежде всего, в том, что современная философия отказывается от непомерного возвеличивания разума – от его претензии на знание природы вещей и самого себя, от его всесилия и самоуверенности, эгоизма и себялюбия.
Насколько разумно (рационально) устроено общество, в которое включен каждый из нас? Прошлое и настоящее (войны, экологические проблемы, терроризм и прочие бедствия) наглядно свидетельствуют о мере и возможностях человечески-разумного участия в социальной организации. Любое общество составляют конкретные люди со своей жизненной историей, со своими предпочтениями и идеями. Построить общество на неких разумных началах, которые разделяли бы все (как верили и учили просветители) – просто невозможно. Именно разум, как показывает правда истории, является причиной многих социальных бед, а не только средством их излечения. Разум, к тому же, с присущей ему рациональностью (прагматичностью) выхолащивает человеческие отношения, иссушает душу человека.
Насколько (и только ли) разумен сам человек? Да, разум отличает его от других живых существ, но безумие характеризует его не менее. Последнее не нужно понимать в узко психоаналитическом смысле. Безумие – не слабость (патология) ума, а оборотная сторона разума, его иное (другое), заключенное в нем самом. Безумие – непосредственность, жизнь без (вне) ума. Разум и не(вне)разумность, рациональность и иррациональность – две стороны одного целого – человека. Общество и культура, в этой связи, выступают гигантскими механизмами разрушения бес(вне)сознательных проявлений природы человека, втискивания его в прокрустово ложе сознания. Характеризуя человека, современная философия активно использует и другие категории: тело, воля, желание, игра, маска, смерть, язык, хаосмос, шиз, либидо, симулякр (гиперреальность), ирония, различие, толерантность, дискурс, информация и пр. [9].
Насколько разумен окружающий человека мир (природа)? Природа слишком сложна и противоречива, и ей свойственен совсем не тот порядок, на который указывала классическая философия. Да, науки учат о законах природы, но эти законы устанавливаются человеческим умом. Присущи ли они природе самой по себе? Вовсе нет. Человек лишь подмечает причинно-следственную связь между явлениями и выражает ее в законе, но эта связь обусловлена бесконечным числом фактором, поэтому и законы не абсолютны, а отражают лишь меру человеческого (конечного) проникновения в природу (бесконечное). Истина в классической картине мира – это соответствие наших знаний вещам. Мы можем адекватно (истинно) познавать мир потому, что порядок нашего ума соответствует порядку вещей. Однако насколько это соответствие «соответствует», в свою очередь, реальному положению вещей? С точки зрения современной философии, такое понимание является произвольным допущением ума. Истина – изобретение человеческое. В самом по себе мире истин нет. Отсюда и вариативность (вариабельность) понятия «истина» в современной философии. Бесконечный и разнообразный мир постигается только разнообразием позиций, углов зрения человека. И ни одна из этих позиций не может претендовать на абсолютную истину. А если нет абсолютных (универсальных) истин, то нет и универсальных познавательных систем – картин мира. В этом смысле картина мира современной эпохи является предельно плюральной (плюралистичной). С точки зрения современной философии, имеет смысл говорить не столько о познании мира с классической установкой на то, что знание – это сила, способная его (мир) разумно переустроить, сколько о понимании мира (природы), общества и самого человека. Вместе со словом «понимание» в современную гносеологию вводится то, что называют гуманитарным аспектом. В отношении самого познания речь идет о введении в его сферу этических и эстетических моментов (истина не может быть злой и некрасивой, ученый должен думать о последствиях своей деятельности и т.д.) [4]. В отношении комплекса наук и их традиционного деления на гуманитарные и естественнонаучные речь идет о междисциплинарных исследованиях, а также о соединении науки и искусства, философии и мифологии, религии и науки, литературы и философии и пр.
Междисциплинарность (постижение предмета с учетом всех его сторон) и эклектика (соединение разнородного) – как нельзя лучше характеризуют современное состояние знания. Истинность последнего уже не столько утверждается (обосновывается), сколько выявляется в противоборстве мнений, различных точек зрения а, также, посредством подтверждения полезности (эффективности) этого знания в реальной жизни.
Одним из ярких примеров междисциплинарного подхода является синергетическая модель мира. (Вообще же, этих моделей много, что вовсе не удаляет человека от истины вещей, наоборот, многообразный взгляд на мир наиболее соответствует многообразности самого мира.) С точки зрения синергетики, миру в равной степени свойственен и порядок, и хаос. Порядок – ни что иное, как самоорганизация в определенную систему того или иного комплекса явлений. Мир состоит из множества таких систем, которые являются открытыми, т.е. они постоянно взаимодействуют (обмениваются веществом, энергией, информацией), как между собой, так и с миром в целом. Процессы, протекающие в них оказываются нелинейными, т.е. они не подчиняются классически трактуемой причинно-следственной связи (из А обязательно следует В). На характер причинно-следственных связей огромное влияние оказывает случайность. Незначительное и малозаметное воздействие на систему способно разрушить свойственный ей порядок. Сами системы трактуются как неустойчивые и неравновесные. Но их развитие (изменение) обусловлено не только внешними силами. При их изучении-описании необходим учет как минимум трех факторов: внешнего воздействия на систему, собственной активности системы и ее прошлого состояния (истории). И даже с учетом этих факторов поведение системы может быть непредсказуемым, т. е. нельзя точно указать, какой путь развития из веера возможностей она изберет. Таким образом, в современную картину мира, наряду с необходимостью, оказывается включенным и понятие возможности.
Наиболее специфичной чертой времени, в котором мы сосуществуем, является плюрализм. Плюрализация социального, духовного, природного бытия лежит в основе философского мировоззрения современной эпохи. Смысл данного слова нельзя сводить к простому множеству никак и ничем несвязанных элементов. Плюрализм в нашем случае – как раз множественность целого, множественность соотнесенных, постоянно взаимодействующих частей этого целого. Однако целое здесь не довлеет над своими частями, не производит их из себя, как в предыдущие эпохи (скажем, в лице космоса, Бога, государства и т.д.), наоборот, оно оказывается эффектом, получаемым из множества, из постоянного взаимодействия, взаимосоотнесения разнородных и противоречивых элементов.
Плюрализм – это множественность образов и стилей жизни, культурных норм и ценностей, смыслов и значений, истин и оценок, утверждающих (выявляющих) свою значимость в постоянном соотнесении и сопряжении. Философская картина мира современной эпохи в этом смысле крайне неоднозначна, в ней соседствуют мифы и разнообразные верования, научные и паранаучные представления, метафизические идеи и мистические практики.
Плюрализм – это дробление человечества вширь (много государств-обществ со своей современностью – традиционной, модерной и даже родоплеменной) и вглубь (речь идет об усложнении институциональной структуры современного общества и об усложнении облика современного человека). Можно возразить – и раньше мир был многолик в социально-культурном отношении. Но раньше общества были изолированы друг от друга. Современный плюрализм – явление особое, социально-культурные различия, которые он несет (содержит) в себе не существуют где-то там вообще, этим различиям сегодня вольно или невольно, но причастен каждый. Современные общества слишком открыты, слишком взаимопроницаемы и слишком взаимообусловлены. Карикатура на пророка в европейской газете вызывает волну негодования на другом конце света. Авария на химическом заводе «откликается» кислотным дождем над далеким тихоокеанским побережьем.
Мир сегодня крайне сложен и потому «серьезен» в техническом и коммуникационном смыслах. Человек не мыслит свою жизнь вне техники и электроники, вне средств коммуникации. Современную эпоху называют коммуникативной (информационной), подчеркивая этим то значение, которое в обществе играет коммуникация и информация. Сама природа социального оказывается коммуникативной по существу, поскольку образуют ее разнообразные социальные взаимодействия (между людьми, между институтами, между обществами). Коммуникация – это не только непосредственно-живое (человеческое) общение, но и обмен смыслами-значениями – информацией.
В самом простом понимании – информация - суть данные, получаемые живыми системами об окружающем их мире и позволяющие им адекватно ориентироваться в нем. Живые системы характеризует избирательность в отношении информации. Последней очень много. Все, что существует в мире, так или иначе проявляет себя, «сигнализирует» о своем существовании. Организмы (животные и растительные) ориентированы, прежде всего, на прием тех сигналов, которые необходимы им в жизнедеятельности. Человек в этом смысле ничем не отличается от живой природы, поскольку сам принадлежит к ней. Однако в человеческом мире информация приобретает и другое измерение: она способна накапливаться и храниться. Речь в данном случае идет не о генетической форме ее хранения, а о том, что называют социально-культурным банком человечества. Человек не просто реагирует на разнообразные сигналы от внешнего мира, он их изучает, анализирует, систематизирует в виде знания и передает в той или иной объективированной форме другим людям, в том числе своим потомкам. Значение информации для человеческого общества, на каком бы историческом этапе оно не находилось, в этом смысле трудно переоценить. Но современное общество – недаром его называют глобально-информационным – кардинально отличается от предыдущих этапов своего развития. Характер информации сегодня изменился по двум взаимосвязанным ключевым параметрам. Во-первых, серьезно возросли и продолжают возрастать темпы ее производства и распространения (количественный параметр). Она иногда приобретает лавинообразный и даже энтропийный характер. Что это значит? Прежде всего, то, что человек уже не справляется с ее переработкой. Информация оказывается лишенной смысла и, соответственно, не только не способна стать знанием, но и, наоборот, выступает фактором дезориентации человека в мире, разрушает привычные социальные связи. В этой связи встает вопрос о ее назначении и использовании – это второй (качественный) параметр. В социально-производственном плане качество информации оказывается связанным с постоянным созданием новых технологий ее переработки. В социально-культурном смысле речь идет о новых образовательных технологиях, облегчающих ее восприятие и обучающих эффективным техникам ее использования. В политическом аспекте говорят о необходимости развития гражданских технологий и институтов, которые ограничивали бы использование информации в качестве средства манипулирования человеческим сознанием.
Однако в изменении характера информации в современном мире есть и ярко выраженные положительные моменты. Прежде всего, она оказывается одной из главных производительных сил общества, способствует ускорению его развития. В человеческом плане открытость и доступность информации, характеризующие современное общество, обеспечивают всем без исключения право самовыражения и реализации своих возможностей. Общество в этом смысле оказывается обществом возможностей, становление которого является важнейшей целью человечества.
Заключение.
В заключении мы можем подвести итог проделанной работе.
«Картиной мира» называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.
Главная особенность научной картины мира состоит в том, что она выстраивается на базе фундаментальных принципов, лежащих в основе той научной теории и той области науки, которая занимает в данную эпоху лидирующее положение.
В научной картине мира обобщаются и синтезируются научные знания, накопленные всеми науками о природе, обществе, человеке и результатах его деятельности.
Философия, в отличие от науки, не связана с какими-то отдельными наблюдениями и экспериментами. Она опирается на весь опыт человека, который неизмеримо богаче каких-либо наблюдений, экспериментов и связанных с ними гипотез, теорий. Философская картина мира использует индивидуальный и общественно-исторический опыт человека.
Список использованной литературы.
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005.
2. Аристотель. Метафизика. М.ЭКСМО; Л., 2006.
3. Архипцев Ф.Т. Материя как философская категория. М., 2002
4. Афанасьев В.Г. Основы философских знаний. М., 2000
5. Кабанов П.Г. Философия: Учебное пособие – Томск: Изд. Том. ун-та, 2003.
6. Квасова И.И. Учебное пособие по курсу "Введение в философию". М., 2005.
7. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
8. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. Учебник. – М.: РЭА, 1998.
9. Спиркин А.Г.Философия. М.,2000;
10. Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М., 2003.