Актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловила возникновение особого направления – психологии девиантного поведения. В ХХ столетии психология девиантного поведения начинает активно развиваться. Ситуация в мире современного детства тревожна и опасна не только для детей, но и для будущего общества в целом. Произошло увеличение числа несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин такого поведения, а также поиска более эффективных мер социального контроля.
Для работы с трудными подростками в 1950 году в России повсеместно были открыты детские комнаты милиции, которые в 1993 году были переименованы в подразделения по делам несовершеннолетних. Перед сотрудниками, которые работают в данном отделе, стоит сложная задача, которая требует немалых усилий и времени, ведь именно они должны разобраться с причинами отклоняющегося поведения подростков и принять меры, которые исключают возможность их появления.
Понятие и причины девиантного поведения
Впервые в России понятие девиантного поведения ввел Я.И. Глинский, на данный момент существует множество определений этого термина. Девиантное поведение подростков - это распространенный феномен, сопровождающий процесс социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после 18 лет. [1]
Важно отметить, что, несмотря на негативные последствия антисоциального поведения, исследователи выделяют их социально значимые функции:
Девиантное поведение:
1) усиливает подчинение нормам – наказание или же простое общественное порицание, последовавшее за нарушением, заставляет большинство людей стремиться к нормативному поведению;
2) определяет границы нормы - человек понимает, что хорошо - что плохо, что можно - чего нельзя;
3) усиливает сплоченность группы, стремящейся защитить себя от девиантов;
4) является фактором социальных изменений - указывает на пересмотр устаревших норм.
Наиболее социально опасной формой девиации является преступное поведение, которое получило название делинквентное, важнейшей особенностью которого является то, что, в отличие от девиантного, оно является недопустимым во всех социальных группах общества и чаще расценивается как правонарушения, за которое наступает административная ответственность. [2]
Девиантное поведение подразделяется на две большие группы:
1.Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, наличие явной или скрытой психопатологии. К этой группе можно отнести следующие типы: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером.
2. Поведение, нарушающее социальные и культурные, морально- нравственные нормы, а также правовые. Такой вид поведения выражается в форме проступков или преступлений. Проступки являются незначительными, они не приносят огромного вреда обществу, в свою очередь серьезные отклонения в поведении, которые наказываются в уголовном порядке, называются преступлениями.
Подростковый возраст играет огромную роль в развитии и становлении личности человека. В данный период происходит расширение объема деятельности ребенка, качественно меняется его характер, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. Стоит отметить, все это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, на фоне его духовного становления. Именно поэтому подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, критический. Отсюда возникает непонимание во взаимоотношениях с окружающими, противоречивость в действиях и поступках, которые воспринимаются взрослыми как отклонение от общепринятых правил.Проблемные дети чаще всего вызывают отрицательные чувства, они часто подвергаются наказаниям и оскорблениям со стороны общества. Ребенок с трудностями в поведении, сталкиваясь с постоянной отрицательной оценкой со стороны взрослых, перестает надеяться на их понимание.
Асоциальное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза, который осуществляется под влиянием различных целенаправленных (организованных) и стихийных (неорганизованных) воздействий на подростка. Разработка практических мер по предупреждению отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних требует учета психобиологических, социально-психологических и факторов, обусловливающих различные отклонения, поэтому необходим системный подход в изучении отклоняющегося поведения детей, который выявляет взаимосвязь разнообразных неблагоприятных факторов [3].
Возникновение отклоняющего поведения в первую очередь зависит от воспитания, которое родители дают своим детям, именно поэтому 25-75% подростков, выросших в неполной семье, имеют антисоциальное поведение. Излишний контроль педагогов, отсутствие внимания со стороны близких, жестокое обращение окружающих, стремление ребенка к самостоятельности, стрессовые жизненные ситуации, недостаточная уверенность в своих силах, одиночество, отставание в учебе, - все то, что негативно сказывается на развитии личности [2].
Педагогические пути коррекции личности подростка
Сотрудник, работающий в подразделении по делам несовершеннолетних, является профессионалом, который владеет правовыми знаниями и владеет психолого-педагогическими функциями. Он несет службу и, не считаясь с личным временем, радуется, когда подросток становится на путь исправления.
Работа сотрудников заключается в составлении административных протоколов, участии в Комиссии по делам несовершеннолетних, а также в проведении профилактической работы с подростками, которая считается одним из самых эффективных методов борьбы с молодежной преступностью и девиантным поведением. Профилактическая работа включают индивидуальные беседы и беседы в образовательных учреждениях с несовершеннолетними, их родителями, педагогами. Перевоспитание подростков, имеющих отклонение в поведении, должно осуществляться с учетом их положительных интересов и индивидуальных особенностей. Индивидуальный подход к перевоспитанию трудной молодежи включает в себя следующие этапы:
Установление психологического контакта с воспитанником.
Изучение особенностей его личности, условий семейного воспитания, положения в обществе.
Определение степени педагогической запущенности ребенка.
Вовлечение подростка в социально позитивную деятельность, которая соответствует его личным интересам и способна оказать положительное влияние на нравственное формирование личности.
Постановка перед ним целей, связанных с овладением определенной профессией.
Развитие у воспитанника положительных критериев оценки своего поведения и поведения окружающих.
Дети «группы риска» - подростки, находящиеся в критической ситуации под воздействием нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия оптимальных социальных условий, которые необходимы для полноценного развития личности ребенка. У детей, имеющих отклонения в поведении, не сформирован ведущий вид деятельности, нарушено общение со взрослыми и сверстниками, из-за чего их психическое развитие имеет особенности развития в личностной и интеллектуальной сферах. Сотрудник ПДН, оказывая социально-педагогическую поддержку ребенку, который относится к группе риска, осуществляет деятельность, которая направлена на оказание всесторонней помощи ребенку.
Список литературы:
Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1993 [3];
Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический проект; Трикста, 2005 [1];
А. И. Кравченко, В. Ц. Анурин. «Социология: Учебник для вузов: Питер; СПб.;. 2004 [2].
Василькова Ю.В. Методика и технология работы соц. педагога. - М., 2001.