Совершая просмотр и анализ психолого-педагогической литературы, затрагивающую проблему профилактической работы социального педагога с детьми, у которых проявляется агрессивное поведение, я заметила, что учёные предлагают разнообразные подходы к определению агрессивного поведения у детей. Все они формулируют разные теории: некоторые говорят o врожденности этой особенности, другие о ее инстинктивной природе (З. Фрейд, К. Лоренц), третьи о том, что это качество приобретенное (А. Бандура). Проблемой агрессии в западной психологии занимались: А. Басс, Л. Берковиц, Р. Бэрон, Дж. Доллард, Д. Зильман, Д. Ричардсон, З. Фрейд, Э.Фромм и др. Дж. Доллард – дает такое понятие агрессии: это акт, целевой реакцией которого является нанесение вреда организму. Р. В. Овчарова, развитие агрессии в детском возрасте, связывает с блокированием желаний ребенка в результате применения воспитательных воздействий. Состояние фрустрации и беспомощности ребенка, психологического дискомфорта часто приводит к непреднамеренным агрессивным действиям, проявляющимся в упрямстве, негативизме, драчливости, гневе.
При всём многообразии трактовок сущности этого явления, агрессия представляет собой антигуманное поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения.
На основе различных трактовок можно обозначить следующее:
1) агрессия – это поведение, которое состоит из преднамеренного, целенаправленного причинения вреда жертве;
2) жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.
При анализе литературы я выделила такие формы агрессивного поведения:
- Физическая агрессия (атака) – нанесение физической силы, с целью причинения вреда другому человеку.
- Косвенная агрессия - когда человек обходным путем, направляет агрессию на другого человека (сплетни, злые шутки, топанье, битье тарелок, хлопанье дверями и т.д.).
- Вербальная агрессия - форма выражения негативных чувств в виде речевых нападок (криков, воплей, ссор, угроз, проклятий, ругательств)
- Склонность к раздражению – готовность к проявлению неадекватных, чрезмерных реакций на обычные раздражители внешней или внутренней среды.
- Негативизм - поведение, когда человек постоянно и немотивированно, находится в оппозиции ко всему, обычно направленное против власти или руководства. Он может расти от пассивного сопротивления к активной борьбе против установленных законов и обычаев.
- Обида – форма, при которой человек завидует или ненавидит окружающих за реальные или вымышленные действия, выражающаяся в чувстве горечи, гневе на весь мир.
- Подозрительность - недоверие к людям или осторожное к ним отношение, убежденность в том, что окружающие способны только причинять вред.
- Чувство вины – уверенность отдельного лица в том, что он плохой и поступил не правильно, даже если всё говорит об обратном.
Факторы, определяющие формирование детской агрессивности: семья, образовательные учреждения, сверстники, средства массовой информации и др. Дети учатся агрессивному поведению через наблюдение агрессивных действий со стороны других.
Большинство проявлений агрессивного поведения у детей дошкольного возраста наблюдается при попытке защитить себя или свое превосходство, когда они используют агрессию, как средство достижения определённой цели. Исходя из этого, можно сказать, что наибольшее удовлетворение дети получают при достижении желаемой цели, после чего агрессивные действия прекращаются. Но, существуют исключения, у некоторых детей заметна агрессия, не имеющая какой-либо цели. Она направленны лишь на причинение вреда другому человеку. Физическая боль или моральное унижение вызывают у этих детей восторг, а агрессия в данной ситуации является самоцелью. Данное поведение может судить о склонности ребёнка к враждебности и жестокости, что соответственно вызывает особую опасность и требует профилактически-коррекционной работы.
Основываясь на этом, наиболее целесообразным в организации работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения у детей, считается использование программной организации профилактической работы, основанной на коррекционных мероприятиях не только с ребенком, но и его окружением.
В программе профилактической работы с агрессивными детьми обязательно:
1. Изучение агрессивных детей:
а) выявление агрессивных детей, ведение личных дел;
б) изучение результатов деятельности таких детей, пределов в знаниях, отклонений в межличностных отношениях; наметить пути и способы их преодоления;
в) положение агрессивного ребенка в группе, его взаимоотношения со сверстниками; наметить пути и способы их улучшения;
г) изучение интересов, способностей и склонностей ребенка;
д) изучение условий жизни ребенка в семье.
2. Организация воспитателем педагогической помощи заключается:
а) ведение учета пробелов в знаниях, умениях и навыков; определении путей и способов их ликвидации;
б) повышение и вызывание заинтересованности у детей к учению, уверенности в своих возможностях;
в) проявление к детям уважения и доброжелательности, приветливости и дружелюбия;
г) показание родителям, как правильно общаться с ребенком дома, обучение их навыкам взаимодействия с детьми для создания в семье атмосферы эмоциональной защищённости, признание и принятие ребёнка;
д) ведение учета особо неблагополучных семей.
3. Психологическая помощь ребенку в личностном росте:
а) организация психологического обследования и оказание ему необходимой психологической помощи;
б) индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер;
в) работа по формированию мотивации достижения.
4. Организация медицинской помощи:
а) консультации врачей - психоневрологов и дефектологов;
б) медицинский учет в рамках детского сада;
в) организация общеукрепляющего амбулаторного лечения нуждающихся в нем.
Индивидуальный же подход, социальный педагог подбирает, учитывая особенности каждого случая агрессивности.
Следовательно, деятельность социального педагога по профилактике агрессивного поведения у детей, направлена на получение ими, их родителями и педагогами социально-психологической помощи. Деятельность социального педагога не ограничивается "переадресовкой проблемы". Она предполагает последовательное решение следующих задач:
определение характера стоящей проблемы и возможностей ее решения;
поиск специалиста, способного оказать помощь;
содействие и установление контакта с лицом;
подготовка необходимой документации;
отслеживание результатов взаимодействия клиента со специалистом;
осуществление психологической поддержки лица в процессе работы со специалистом.
Эта работа должна фокусироваться не только на безопасном выходе агрессии (эмоциональном катарсисе), на повышении самооценки, на развитии навыков общения или игровой деятельности, но и на преодолении внутренней изоляции, на формировании способности видеть и понимать других. Агрессивность детей - очень сложное явление, вызванное различными причинами и факторами.
Примеры исследований по работе с детской агрессией в начальной школе:
Ситуация: ребенок рассердился на сверстника и обзывает его. В.Оклендер в своей книге “Окна в мир ребенка” (М., 1997) рекомендует такой метод борьбы с вербальной агрессией: можно предложить ребенку и вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой захочется “оскорбленному”. Если ребенок умеет писать, то можно дать ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет — сделать подпись под его диктовку. Несомненно, такая работа должна проводиться наедине с ребенком. После проведения такой работы дети дошкольного возраста (6—7 лет) обычно испытывают облегчение. Вывод: метод, предложенный В.Оклендер, может помочь избежать многих неприятностей и будет способствовать разрешению конфликтной ситуации.
В современное время, существует множество способов и работы с агрессией, гневом, снятием физического напряжения ребенка: игры с песком, водой, глиной. Приведенные методы практикуются в начальной школе. Из глины можно слепить фигурку своего обидчика (а можно даже нацарапать его имя), смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить. Причем именно то, что ребенок по собственному желанию может уничтожать и восстанавливать свое произведение, и привлекает детей больше всего. Игра с песком, как и с глиной, тоже очень нравится ребятам. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, попрыгать на этом месте, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью дети часто используют маленькие игрушки из “Киндер-сюрпризов”. Причем иногда они сначала помещают фигурку в капсулу и только после этого закапывают. Закапывая-раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается, возвращается к играм в группе или приглашает сверстников поиграть в песок вместе с ним, но уже в другие, совсем не агрессивные игры. Таким образом, мир восстанавливается.
На основании всего выше сказанного, можно сделать вывод, что агрессивным детям необходима помощь и поддержка социального педагога. Именно он должен стать связующим звеном между агрессивным ребенком, школой, семьей для создания благоприятных условий социализации ребенка. Работа социального педагога с агрессивными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий от специалиста личностного роста, постоянно обновляющихся знаний в области воспитания, психологии обучения и развития агрессивных детей.
Список использованной литературы:
Большой толковый психологический словарь. В 2 - х тома.: Пер. с англ. - М.: Вече, АСТ, 2000.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Психология, 2002. - 374 с.
Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. — М.: Генезис, 2009г.
Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. для пед. Инст-тов] /Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1985. - 465 с.
Оклендер В. “Окна в мир ребенка” Руководство по детской психотерапии. - М: Класс, 1997.
Романов А.А. "Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей" - М.: «ПлэЙТ», 2004.