Понятие «преступность несовершеннолетних» неоднозначно. Поскольку исследователи дают разные точки зрения, то мы приведем одно из классических определений в криминологии. Преступность несовершеннолетних - это совокупность преступлений в обществе, совершаемых лицами в возрасте от 14 до 18 лет (возраст установлен 20 ст. УК РФ). 1Для такого возраста весьма характерны: излишняя категоричность суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, неспособность оценить ситуацию с учетом всех обстоятельств и т.д. Преступности несовершеннолетних свойственны особая жестокость, дерзость по отношению к своим жертвам. Действуют подростки, как правило, в соучастии, руководствуются чаще всего корыстными, хулиганскими побуждениями, желанием повысить свой авторитет среди сверстников, озлобленностью либо чувством ложного товарищества.
Преступность среди несовершеннолетних является не только составной частью преступности, но и имеет свои характерные особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта изучения криминологию. Тема преступности среди несовершеннолетних, а также факторы, влияющие на развитие преступности среди данной категории лиц, рассматривается многими учёными-правоведами, среди которых: Ю. М. Антонян, Ж. Ю. Волгина , А. И. Рарог, Р. С. Белкин и другие [=].
Ю. М. Антонян отмечает, что любые негативные явления и процессы экономического, идеологического, социально-психологического, культурно-воспитательного, демографического характера, происходящие в обществе, болезненно отражаются на наиболее незащищённой части населения — на детях и подростках. [3, с.227]. Так же он выделяет одним из основных факторов — неблагополучие семей, когда в такой среде воспитывается несовершеннолетний, он видит постоянно перед собой своих родителей, в качестве наглядного примера. Доказано, что большинство рецидивистов являются выходцами из неблагополучных семей и начали свою преступную деятельность в несовершеннолетнем возрасте. Подросткам тяжело находиться одним, поэтому, они подыскивают для себя подходящий круг общения, состоящий обычно из сверстников с таким же мировоззрением. Срабатывает социальный фактор: ребёнок всю свою жизнь воспитывается в неблагоприятной обстановке, затем, он находит себе компанию в таком же обществе, в котором он привык находиться.2 Ж. Ю. Вологина также отмечает, что большинство подростков, совершающих действия антиобщественного характера, являются выходцами из неблагополучных семей, в которых процветает алкоголизм, наркомания, насилие, отсутствие уважения между членами семьи3. Именно семья является главным психологическим и социальным фактором развития личности, и от взаимоотношений внутри семьи зависит дальнейшее психологическое развитие ребёнка и его дальнейшая судьба. Поэтому, если ребёнок изо дня в день видит в качестве примера насилие, пьянство или дебоши, разве это не повлияет на его психику, тогда как психика детей и подростков неустойчивая и находится в процессе становления: в дальнейшем, возникает возможность осуществления преступлений насильственного характера и преступлений, совершенных с особой жестокостью. Дети и подростки находятся в стадии формирования и поиска себя. Соответственно, дети очень быстро схватывают всё, что видят перед собой, перенимая взаимоотношения своих родителей и поведение сверстников.
Но основе работ ученых – правоведов мы определили одну из главных причин совершения преступлений подростками. Следует отметить, что рассмотренные выше причины – это не полный перечень тех явлений, которые влекут за собой совершение подростками преступлений. Наряду с этими мы определим еще несколько причин и обозначим их характеристику в таблице.
Причины |
Характеристика |
Социально-экономические |
Отсутствие нормальных условий жизнедеятельности подростков (бродяжничество, беспризорники и др.). Нужда самостоятельно искать и добывать средства существования. Корысть, выгода. Желание завладеть чужим имуществом для удовлетворения личных потребностей. |
Семья |
Неблагополучные семьи (алкоголики, наркоманы, истязатели и др.). В этих семьях несовершеннолетние представлены сами себе, не осуществляется контроль над ними, нередко родители избивают несовершеннолетних, принуждают заниматься кражами, проституцией и т.п. Семьи с опекой. Несовершеннолетние постоянно находится под необоснованной опекой, нет возможности самостоятельно принимать решения и т.п. В итоге несовершеннолетние совершают преступления «назло». Семьи, в которых несовершеннолетний живет сам по себе, но при этом внешне семья выглядит благополучно. Несовершеннолетний совершает преступления из-за того, что ему не объяснили, что это не допустимо, за это наказывают, и никто не проконтролирует занятия несовершеннолетних. Семьи, в которых сами родители, родственники поощряют совершение преступлений и совершают их. |
Психологические |
Клептомания (навязчивое, болезненное влечение к совершению кражи, воровству, расценивается как психическое нарушение). Несовершеннолетние не способны контролировать себя в таких случаях, не осознают, что это болезнь. Отсутствие волевых качеств при давлении посторонних. Нередко несовершеннолетние совершают преступления под влиянием взрослых или тех, кто оказывается эмоциональнее сильней. Отчуждение несовершеннолетних от общества может приводить к формированию у нее устойчивой антисоциальной установки, проявляемой в негативном или даже враждебном отношении к среде, что по механизму проекции способно провоцировать у таких лиц агрессивное поведение. Психологическая склонность несовершеннолетних к совершению преступлений. Психологическое унижение. Несовершеннолетний подвергается насмешкам со стороны сверстников, не имеет таких возможностей как другие в материальном плане. |
Отсутствие организованногодосуга |
1.Бесцельное времяпрепровождение. Несовершеннолетние, которые не имеют увлечений, хобби, не посещают секции, а большую часть времени проводят на улице в компании друзей, в большей степени склоны к совершению преступлений. 2.Бесконтрольное проведение досуга. Отсутствие контроля со стороны родителей, опекунов провоцирует несовершеннолетних на совершение преступлений. |
Так как несовершеннолетние нередко совершают преступления в виде ответной реакции на насильственные действия со стороны общества, семьи, направленные против них или угрожающие им, то в связи с этим следует более активно использовать все правовые (в том числе уголовно-правовые) средства борьбы с насилием в отношении детей и подростков.
Необходимо обеспечить применение такого уголовно-правового средства предупреждения правонарушений подростков, как ответственность за неисполнение или ненадлежащее использование обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителями или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а ровно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения.4
Таким образом, в качестве актуальных проблем совершенствования профилактики правонарушений несовершеннолетних могут быть выделены такие, как совершенствование нормативной базы, координации и взаимодействия субъектов профилактики, рационализация распределения функций между ними, обеспечение, криминологическая и психолого-педагогическая подготовка лиц, участвующих в предупредительной деятельности.
Наряду с совокупностью мероприятий, которые создают основу для успешной деятельности по предупреждению преступлений, важное место занимают, во-первых, оздоровление среды и оказание помощи несовершеннолетним, во-вторых, предупреждение перехода на преступный путь и обеспечение исправления лиц, допускающих правонарушения, в-третьих, создание условий для исправления лиц, допускающих правонарушения.
В заключении хотелось бы отметить, что преступность несовершеннолетних при значимых масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению. Для этого следует постоянно совершенствовать формы и способы работы правоохранительных органов, обеспечивать подобающим образом их приоритетное кадровое пополнение и материально-техническое снабжение. В решении данных задач принципиальная роль принадлежит мерам общей и индивидуальной профилактики, применяемым правоохранительными органами в целях устранения обстоятельств и условий, способствующих преступлениям несовершеннолетних. Эффективность данной деятельности в значительной степени зависит от того, как данные меры базируются в действующем законодательстве во взаимосвязи с педагогикой и психологией.
Список используемой литературы:
1. Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних [Текст]/ А.А. Бакаев//. М., 2004. – 211 с.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63-ФЗ (в ред. от 01.03.2012 г. №18-ФЗ) [электронный ресурс]-Режим доступа.//СПС «Консультант Плюс».Вер.Проф.
3. Антонян Ю. М. Криминология: учебник для бакалавров. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 523 с.
4. Вологина Ж. Ю. Преступность среди несовершеннолетних / Ж. Ю. Вологина, Н. В. Спивакова, А. А. Камалов // Право: современные тенденции: материалы междунар. науч. конф. — г.Уфа: Лето, 2012. [Электронный ресурс]: // URL: http://www.moluch.ru/conf/law/archive/42/2451/
1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63-ФЗ (в ред. от 01.03.2012 г. №18-ФЗ)
2 Антонян Ю. М. Криминология: учебник для бакалавров.
3 Вологина Ж. Ю. Преступность среди несовершеннолетних
4 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63-ФЗ (в ред. от 01.03.2012 г. №18-ФЗ)