ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНЫМ ПЕДАГОГОМ ПОДРОСТКОВОГО АЛКОГОЛИЗМА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНЫМ ПЕДАГОГОМ ПОДРОСТКОВОГО АЛКОГОЛИЗМА

Овчеренко Д.И. 1
1Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Несмотря на высокое развитие цивилизации, среди самых пьющих стран мира в 2016-2017 году оказались государства с высоким уровнем жизни. [1] Таким образом, финансовое благополучие стран не играет решающей роли в решении проблемы алкоголизации граждан. Каждый год количество людей с болезненным пристрастием к спиртным напиткам по всему миру только растет. А самое важное, что растет и количество подростков, которые употребляют алкоголь. И пока наша страна будет входить в десятку самых пьющих стран мира, проблема алкоголизма, несовершеннолетних в том числе, будет злободневна. В данной статье рассматриваются основные причины детского алкоголизма, их особенности и способы борьбы педагогов с этой проблемой.

Причины подросткового алкоголизма

Алкоголизм- тяжёлое хроническое заболевание, вызываемое злоупотреблением спиртными напитками. [2]

Алкогольная зависимость у детей возникает по разным причинам. Но одну из самых важных ролей в формировании данного недуга играет семья, ведь данный социальный институт является первичным агентом социализации. Согласно статистическим данным социологов в семье, где есть алкоголе зависимые люди, детям часто дают пробовать спиртные напитки, чаще всего те, которые содержат малое количество алкоголя, ибо родители полагают, что это абсолютно безвредно. Не редкость, когда ребенок сам пробует вредные напитки, так как берет пример со своих родителей и считает это нормальным.

Еще одним фактором формирования подростковой алкогольной зависимости выступает повышенная опека над детьми. При строгом контроле несовершеннолетний старается убежать от предков, избавиться от их гнета и давления. С помощью алкоголя он чувствует себя взрослее, не понимая опасность данных напитков. Недостаточное внимание и безразличие со стороны родителей также приводит к началу алкоголизма у детей. Подростки предоставлены самим себе и нередко могут попасть в плохие компании.

В последние годы большую роль в развитии алкогольной зависимости у подростков сыграли средства массовой информации, а особенно телевидение. Рекламные ролики, пропагандирующие различные напитки, приводят подростков к быстрому привыканию и формированию так называемой зависимости. В юном возрасте каждый несовершеннолетний стремится к самоутверждению и выражению своей личности. Не все могут противостоять давлению со стороны сверстников и вовремя отказаться от плохих привычек. Ребенок боится выглядеть слишком правильным, как говорят, «маменькиным сынком».

Какова бы не была причина приобщения к выпивке ребенка, с первыми дозами формируется зависимость от этилового спирта. Способствует этому неустойчивость психических и физиологических процессов. Незаметно алкоголизм входит в жизнь ребенка и закрепляется там.

Особенностиподросткового алкоголизма

О подростковом алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. По сравнению со взрослым организм несовершеннолетнего является благоприятной почвой для того, чтобы зависимость стремительно развивалась.

Одна из особенностей подросткового алкоголизма в том, что несовершеннолетнего влечет не вкус спиртного, а его действие – полное состояние опьянения, т.к. в ином случае он чувствует себя неуверенно. О. Ерышев в своей книге “Лечение алкогольной зависимости” указывает также на еще одну особенность. Он говорит о том, что раннее употребление алкоголя крайне опасно тем, что некоторые подростки, обычно плохо переносящие спиртное, легко переходят на другие вызывающие привыкание вещества, в частности на наркотики, что еще более опасно. Из вышесказанного сразу понятно, какая опасность ждет несовершеннолетнего - он резко ослабляет самоконтроль, из-за этого часто совершаются преступления и административные правонарушения. [4]

Для подростков характерно быстрое привыкание к спиртным напиткам, что ведет к серьезным проблемам с физическим здоровьем. Несовершеннолетние начинают ощущать боли в области сердца, печени. Однако после лечения и прекращения злоупотребления алкоголем эти проявления могут сглаживаться. Если пьющий подросток страдает еще от каких-то заболеваний, то они только обостряются, и даже после курса лечения может не произойти полное выздоровление.

При формировании алкогольной зависимости происходят характерные изменения в кожном покрове ребенка. Также наблюдается набухание кожи с покраснением и усилением сосудистого рисунка.

Состояние похмелья у подростков отличается от аналогичного у взрослых тем, что в юном возрасте преобладают как физические нарушения, так и эмоциональные.

У подростков резко снижаются интеллектуальные способности, они перестают преуспевать в школе и на других дополнительных занятиях, а также просто пропускают их по неуважительным причинам.

Несовершеннолетний часто становится замкнутым и скрытным, он перестает интересоваться жизнью семьи, отстраняется от педагогов.

Социально-педагогические пути коррекции личности алкоголе зависимых подростков

Для того чтобы не наступили серьезные последствия у подростка, который начал чрезмерно пить алкоголь, социальный педагог должен установить факт его употребления. Для этого стоит обратить на особенности, которые представлены выше. Затем социальный педагог применяет ряд коррекционно-профилактических мер, соответствующие этапу алкогольной зависимости, которые помогут ребенку избавиться от данного недуга. Согласно исследованиям Э.А.Бабаяна и М.Х.Гонопольского (1987 г.) [3] в области детской наркологии выделяют пять основных стадий подросткового алкоголизма:

На 1 стадии (длительность 3-6 мес.) происходит первое употребление алкоголя и привыкание к спиртосодержащим напиткам. Если пропустить начальный этап формирования алкозависимости, подросток начнет пить регулярно. Обычно наставники проводят психологические беседы с воспитуемыми. Только осторожный, доверительный разговор, попытка узнать первопричину подобных действий помогут наладить контакт. Подростков также занимают учебой и разными секциями, которые находятся под строгим наблюдением педагогов. Они выясняют круг общения подростка и его роль в этой группе. Наставники также обследуют семью и в случае необходимости подключают правоохранительные органы. Данные методы профилактики педагог применяет на каждой стадии развития алкозависимости.

Для второй стадии (продолжительность около 1 года) характерно регулярное употребление алкоголя, увеличение доз. В этот период происходит изменение поведенческих реакций подростка. Главная задача педагога — объяснить несовершеннолетнего, какие последствия ждут его при злоупотреблении данных напитков. Во время второй стадии возможно побороть болезнь, прекратив употребление алкоголя.

Третья стадия (продолжительность от нескольких месяцев до нескольких лет) характеризуется развитием устойчивой психической зависимости. Во время этого периода подросток не следит ни за количеством принимаемого алкоголя, ни за его качеством.

Четвертая стадия характеризуется хронической стадией алкогольной зависимости с ярко выраженным абстинентным синдромом. На данном этапе требуется помощь нарколога.

На пятой стадии подросткового алкоголизма формируется устойчивая алкогольная зависимость, очень часто на последнем этапе, на фоне повышенной толерантности к алкоголю, происходит присоединение употребления других токсичных веществ - ацетон, клей, наркотики.

Профилактическая работа содержит три направления:

1) санологическое (поддержание здоровых условий жизнедеятельности);

2) психовалеологическое (формирование здорового образа жизни);

3) психолого-педагогическое – решающее с использованием санологического и валеологического подходов проблему социальной адаптации подростков, профилактику и коррекцию девиантного поведения.

Задача, которая стоит перед социальными педагогами – это не только борьба с алкогольной зависимостью на определенных стадиях, но и недопущение возникновения употребления данных напитков. С этой целью необходимо регулярно проводить профилактические беседы с подростками, различные тренинги. Педагог должен стремиться к созданию доверительных отношений с подростком. Необходимо общаться не только на одну интересующую наставника тему, а строить диалог на дружеской волне, но при этом не переступать границы разумного. Педагог должен проявлять интерес к увлечениям подопечного. Благодаря такому общению несовершеннолетний станет прислушиваться к мнению учителя. Но если подросток в данный момент не хочет чем-либо делиться, то стоит оставить разговор. Педагог ни в коем случае не должен приказывать ребенку и повышать голос, это воспринимается подростками крайне негативно.

Таким образом, злоупотребление спиртными напитками подростками — серьезная проблема. Однако она имеет решение. Рано диагностированный алкоголизм у ребенка может быстро излечиться, при соответствующих мерах. Именно социальный педагог играет огромную роль в становлении личности подростка. Учителю важно вовремя позаботиться о грамотной профилактике, подобрав правильный подход к каждому ребенку.

Список литературы:

  1. Енижеева Д.Д., Пограничные состояния у детей и подростков., М., Академия, 1998 г.

  2. Ерышев Олег - Лечение алкогольной зависимости. [4]

  3. Э.А.Бабаян и М.Х.Гонопольский (1987 г.) в области детской наркологии, 1987. [3]

  4. Коробкина З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. М.: Академия, 2002.

  5. Отчет Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) [1]

  6. Толковый словарь С.И.Ожегова [2]

Просмотров работы: 287