ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВА И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВА И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Волис Д.А. 1
1МосУ МВД РФ им. В.Я.Кикотя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Воспитанию детей всегда придавалось огромное значение, и нельзя сказать, что сейчас этой проблеме уделяют сравнительно меньше времени. Существуют различные методики воспитания детей, но почти в каждой из них особое внимание уделяется эстетическому воспитанию ребёнка, которое начинается в самом начале жизни.

Эстетическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс в воспитании ребёнка, направленный на формирование и развитие способности видеть и понимать красоту окружающего мира, а также создавать её. Понятие само по себе широкое, и оно включает в себя формирование отношения к природе, труду, обществу, искусству. С эстетическим воспитанием неразрывно связаны нравственное и художественное воспитание, которые являются его важными составляющими, на что обращал особо внимание В.А. Сухомлинский. Ему принадлежат следующие слова: «Нельзя отгораживать детей от окружающего мира каменной стеной. Нельзя лишать ученика радостей духовной жизни. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тог­да, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества, без этого он - засушенный цветок».

Нравственное воспитание является целенаправленным процессом формирования и развития высокого сознания и нравственных идеалов, соответствующих моральным нормам общества. Художественное воспитание предполагает собой формирование мировоззрения ребёнка путём использования средств искусства.

Аристотель когда-то давно ввёл собственное понятие «калокагатия». Оно охарактеризовало человека как доброе существо, прекрасное, и предложил в связи с этим включить письмо и рисование в эстетическое воспитание ребёнка. Платон же, в свою очередь, считал, что интуиция, талант и вдохновение являются божественным даром. В своих трудах Квинтилиан, Плутарх, Цицерон разрабатывают различные идеи касательно эстетического развития ребёнка, выделяя умение выразительно разговаривать, развитие чувства художественного слова, ритма.

Ян Амос Коменский, один из известнейших педагогов своего времени и в настоящем, в своих трудах «Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинах» говорит о важности использования с раннего возраста музыки, пения, игры на музыкальных инструментах, считая это важным аспектом в эстетическом развитии ребёнка, так как без этого не будет происходить гармоничное развитие воспитанника.

Мною был проведён опрос среди респондентов возрастом от 13 до 20 лет. Всего опрос прошло 126 человек, и это позволило сделать некоторые выводы, касающихся эстетического воспитания. Если говорить о том, какую роль уделяют эстетическому воспитанию, судя по результатам проведённого опроса, то половина респондентов, отвечая на вопрос «Какую роль в воспитании ребёнка Вы бы отдали эстетическому воспитанию?», выбрала вариант «Первостепенная», что свидетельствует о важности эстетического развития ребёнка. Не менее популярным ответом стал вариант «Одинаковая с физическим воспитанием», что свидетельствует о положительной тенденции приоритетности эстетического воспитания. Однако, вариант «Второстепенная» выбрал 14,3% респондентов, и из этого следует, что не все признают данное воспитание как одну из важнейших составляющих развития ребёнка на начальных этапах жизни.

Рисунок 1. Роль эстетического воспитания в целом.

Каждый вид искусства по-своему способствует познанию окружающего мира ребёнком через разнообразие цветов, звуков, форм и образов. Внутренний мир также представляется творчеством самого воспитуемого, и в ходе творческого процесса развиваются различные качества личности, её свойства.

Так или иначе, знакомство с искусством и дальнейший творческий процесс должны быть интегрированным. В таком случае оно целенаправленно и позволяет детям достигать восприятие и понимание искусства как такового путём творческой деятельности.

Существует множество различных видов искусства, и каждый предполагает знание истории искусства в целом и его особенностей. В то же время раскрываются взаимосвязи между каждым из ответвлений искусства, их взаимодействия. Так, например, можно по отдельности рассматривать ту же литературу и музыку, но вместе они могут составить ту же театральную деятельность. Таких примеров существует много, и каждый находит отражение в развитии ребёнка.

На начальных этапах эстетического воспитания детей дошкольного возраста самой важной задачей является познакомиться с результатами народного творчества во всём своём проявлении, что поможет в привитии патриотизма, что является важной составляющей в характере ребёнка и человека в общем. Также не стоит забывать о разнообразии, потому как занятия исключительно одним видом творческой деятельности ни за что не принесут пользу в развитии ребёнка.

Исходя из полученных на основе того же опроса данных, при вопросе «Какой творческой деятельности уделялось больше внимания в Вашем детстве?», большинство (80%) ответили, что занятиям изобразительным искусством, при этом малые проценты респондентов выбрали музыку или поэзию. Ни один из опрошенных не выбрал то же театральное искусство или занятия танцами. Из этого можно сделать вывод, что наблюдается некое одностороннее развитие. Это нельзя назвать исключительно отрицательным моментом, но, возможно, стоило бы сменить приоритеты одного вида творческой деятельности на другие, не делая упор исключительно на один, а на несколько.

Рисунок 2. Приоритетность видов творческой деятельности.

Также не стоит забывать про самостоятельную художественную деятельность ребёнка и организацию специальных мероприятий, на которых он может показать свои художественные способности и навыки, проявить чувства, отношение к своей деятельности. Из этого может исходить дальнейший интерес к данным видам творчества, которыми ребёнок, вырастая, может впоследствии заниматься, развивая свои навыки. Таким образом, около 73,3% респондентов продолжают всё так же заниматься творческой деятельностью, к которой были приобщены в детстве. Куда меньший процент (6,7% - сейчас занимаются больше, чем прежде и 13,3% - сейчас менее заинтересованы в художественной деятельности, чем прежде) так же развиваются в творческом плане, но при других обстоятельствах и аспектах, но тут всё равно проглядывается положительная для эстетического воспитания тенденция – процент тех, кто прекратил занятие творчеством, крайне низок, то показывает заинтересованность детей в творчестве, искусстве. Кроме того, занятия искусством достаточно сильно повлияли на жизни респондентов: 92,0% опрошенных всё так же развивают свои навыки в каком-либо виде творческой деятельности, у 85,7% - появился интерес к искусству и окружающему миру в целом 92,9% - нашли друзей среди единомышленников и людей, которые также занимались тем же видом творчества, что и респонденты, 64% - выбрали профессию, связанную с тем видом деятельности, которой занимались с детства, а 50% респондентов заявили, что творческая деятельность помогла им измениться в психологическом плане.

Таким образом, можно сказать, что эстетическое воспитание играет важную роль в развитии ребёнка на начальном уровне, но существуют тенденции отрицательного характера, которые вполне можно исправить.

Список использованных источников

  1. Архипова Г. В. Искусство в жизни ребёнка [Электронный-ресурс] // Город творцов [Офиц. сайт]. URL: http://gorodnaneve.com/art/children/460-2011-10-17-16-40-06.html

  2. Гантумур Э. Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики [Электронный-ресурс] // Молодой ученый [Офиц. сайт]. URL https://moluch.ru/archive/16/1632/

  3. Кондрашева Ю. В., Прудских Э. В. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4550

  4. Сухомлинский В.А. О воспитании [Текст] // Москва: Политическая литература, 1982 - с.270.

  5. Тирбах И. В. Роль искусства в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста [Электронный-ресурс] // Международный образовательный портал [Офиц. сайт]. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/-rol-iskustva-v-yesteticheskom-vospitani-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Просмотров работы: 352