Помимо педагогов и представителей администрации (директора, его заместителей по учебной части), в настоящее время в современной школе есть и другие не менее важные должности, задачи которых также напрямую касается учащихся. Например, психолог или социальный педагог. Родители порой не знают и даже не догадываются, что входит в их обязанности, с какими вопросами и проблемами они могут к ним обратиться. В данной статье я попробую разъяснить, а кто же такой социальный педагог, рассказать о его деятельности в школе, функциях и обязанностях.
Социальный педагог – это педагог, который организует взаимодействие и объединяет усилия образовательного учреждения, семьи, общества, для поддержки, всесторонней помощи в развитии и воспитании учащихся и создания благоприятных условий в среде обучения и воспитания.
[М.А. Галагузова, Г.Н. Штинова, Ю.Н. Галагузова Социальная педагогика: учебник для вузов «Социальная педагогика»: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС; Москва; 2008. -260с. ISBN 978-5-691-01650-9]
Нормативно-правовые акты, которыми руководствуется социальный педагог в России:
Конвенция о правах ребёнка
Декларация о правах ребёнка
Конституция РФ
Закон «Об образовании в РФ»
Иные НПА
Деятельность социального педагога в школе
Деятельность школьного социального педагога подразумевает взаимодействие с учащимися, изучение их возрастных и психологических особенностей , она направлена на социальную поддержку ребенка и семьи, помощь и направление действий родителей и педагогов на предупреждение негативного влияния на развитие личности сложных детей, а при необходимости помогает реализовать правовую защиту.
Основной ареной социального педагога для осуществления его учебно-воспитательной деятельности являются школьные клубы, секции, кружки. Именно внеучебная обстановка позволяет ему более близко познакомится с поведенческими особенностями учащихся (в частности, девиантным поведением или поведением детей-аутсайдеров). Следовательно, педагог выявляет обучающихся, у которых возникли трудности с адаптацией в окружающем социуме , изучает особенности их характера и поведения и оказывает помощь таким детям. В настоящее время, когда случаи алкогольной зависимости, наркомании и правонарушений в подростковой среде встречаются довольно часто, в школе обязательно должен проводить свою деятельность социальный педагог.
Цель деятельности социального педагога:
- создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);
- оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
- защита ребенка в его жизненном пространстве.
Основные направления деятельности:
[Справочник социального педагога: 5-11 классы / Авт.-сост Т.А. Шишковец. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАШ, 2007. - 336 с. - (Педагогика. Психология. Управление).]
Направление деятельности |
содержание |
1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов |
-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов - проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения, микрорайона; - изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся; - изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью выявления его воздействия на личность ученика и разработка мер по его оптимизации; - определение центров социально-культурного влияния на учащихся в микрорайоне школы с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия; - социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др. |
2. Социально-педагогическая защита прав ребенка |
- выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве; - защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.); - защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п. |
3. Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося |
- раннее выявление неблагополучных семей; - создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.; - пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков; - психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье; - духовно-ценностное просвещение; - содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс; - организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике и др |
4. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация |
- раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся; - обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета («группа риска», внутришкольный контроль (далее - ВШК), инспекция по делам несовершеннолетних (далее ИДИ)); - организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска»; - способствование пропаганде здорового образа жизни; - повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения; - организация реабилитации детей испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.), а также подростков, вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений |
5. Социально-педагогическое консультирование |
- организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях; - консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном определении; - консультирование родителей, педагогов, администрации, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др. |
6. Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка |
- сосредоточение внимания администрации учебного учреждения на проблемах и потребностях учащихся, учителей, родителей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности; - развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями |
7. Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности) |
- забота о больных, инвалидах и бедных; - благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей; - работа в службах социальной защиты; - благоустройство города, поселка, двора; - охрана природы и памятников культуры; - проведение игр и творческих занятий с детьми; - другое, все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям |
8. Организационно-методическая деятельность |
- анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности; - участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам; - накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социальнопедагогических исследований |
Функции социального педагога
Функции социального педагога в школе заключается во взаимодействии с :
детьми «группы риска»;
родителями;
правоохранительными органами;
социально-незащищенными семьями учащихся;
педагогическим коллективом.
Он узнаёт, работают ли школьники в учебное время, следит за посещением ими занятий. Также он контролирует выплату положенных пособий и выполнение других социальных льгот для многодетных семей.
Во многом задача социального педагога состоит в исследовании жизни учащихся в школе и за её пределами: выявление неблагополучных семей, детей подросткового возраста, склонных к совершению правонарушений, состоящих на учёте в КДН и ПДН, наличие детей с ограниченными возможностями.
Заключение:
Деятельность социального педагога - важное звено в организации школьной жизни. Его деятельность помогает учителям и классным руководителям в работе как с учащимися, так и с родителями, у которых могут появиться недопонимания с ребёнком, а также непосредственно помочь самому ребёнку в различных ситуациях Социальный педагог проводит масштабную исследовательскую работу, систематизирует информацию о каждом обучающемся и анализирует её, оформляет рекомендации для родителей, классных руководителей, вместе с тем – планирует собственную целесообразную работу, что может решить ряд проблем различного характера, которые могут возникнуть у учащихся в процессе их обучения.
Список Литературы:
1. Справочник социального педагога: 5-11 классы / Авт.-сост Т.А. Шишковец. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАШ, 2007. - 336 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
2. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с. ISBN 5-7695-0640-7
3. М.А. Галагузова, Г.Н. Штинова, Ю.Н. Галагузова Социальная педагогика: учебник для вузов «Социальная педагогика»: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС; Москва; 2008. -260с. ISBN 978-5-691-01650-9
4. Социальный педагог : Введение в профессию : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А.Н.Кравченко. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 256 c. ISBN 5-7695-2313-1