АЛГОРИТМ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АЛГОРИТМ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Мнение о том, что многие обладатели высшего и среднего специального и профессионального образования работают не по той специальности, которая записана у них в дипломах, широко распространено. Главной причиной считается недостаточное уделение внимания в подростковом школьном возрасте выбору будущей профессии или неосознанность данной необходимости, что делает эту тему еще более актуальной, а так же то, что с ней сталкиваются рано или поздно все.

Выбор профессии – одно из важнейших событий, во многом определяющий жизненный путь человека. «Выбор и принятие профессии – всегда критический момент в развитие личности. Этот процесс связан с решением комплекса противоречий, в основе которого лежит развивающаяся оппозиция между индивидуальными и социальными потребностями», - пишет Ю.П. Пиваренков [2]. Что наглядно демонстрирует нам краткий алгоритм выбора профессиональной ориентации – «Хочу (желания ребенка заниматься тем или иным делом; профессии, которые нравятся ему). Могу (способности и навыки для работы в этой сфере). Надо (перечень профессий, необходимых в обществе)».

Прежде чем, начать выбор, общество должно подготовить базу, развить личностные качества человека:

  • у школьников младших классов (I-IV) с помощью активных средств профориентационной деятельности (деловые игры, группы по интересам, факультативы, общественно полезный труд, индивидуальные собеседования) необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности;

  • у подростков (IV-VII классов) важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей;

  • у старших подростков (VIII-IХ классов) необходимо формировать представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии;

  • с учащимися старших классов (Х-Х1) важно осуществлять профориентационную деятельность на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у них проявляются устойчивый интерес и способности. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов, знакомить учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней [5].

Задачей общества является гарантированность выполнения всех этапов, что развивает человека как личность и упрощает выбор будущей стези.

Разобраться в полноте профессий и человека в нем поможет психолог, который должен понимать цели и задачи проведения профконсультации, владеть диагностическими методиками и уметь правильно их интерпретировать, а так же донести до учащегося и его родителей.

Проведение профконсультаций включается в себя несколько направлений работы [4]:

  1. Выявление профессиональной направленности и профессиональных намерений оптанта.

  1.  

      1. Информационная часть (правила выбора профессий, анализ типичных ошибок при выборе профессии, знакомство с классификацией профессий)

      2. Диагностическая часть (выявление профессиональной направленности и особенностей развития познавательных интересов, наличие и степени сформированности профессионального плана, выявление особенностей профессиональной мотивации, анализ некоторых индивидуально-психологический особенностей)

      3. Консультативная часть (проводится в форме беседы, которая зависит от индивидуально-психологических особенностей, ситуации выбора профессии, степени сформированности профессионального плана)

    1. Первичная профконсультатция проводится с группой (5-7 человек) и включается в себя:

    2. Углубленная индивидуальная профконсультация (основывается на глубок всестороннем изучении оптанта (его способности, склонности, интересы, умения и т.д.) и учитывается мнение учителей и родителей, успешность обучения и способность референтной группы)

  1. Выявление интересов к определенным сферам деятельности.Выбор группы профессий, к которым проявлен интерес и ознакомление с их содержанием.

Для выявления личных качеств оптанту предлагается заполнить ориентировочно-диагностическая анкета интересов ОДАНИ и анкета Е.А. Климова на самооценку предпочтений.

Только после этого можно предлагать ряд профессий, которые нужно изучить оптанту по плану:

  • Социально-экономическая характеристика профессий (история возникновения профессий или специальностей, их роль в народном хозяйстве, где готовят кадры, каковы перспективы данных карьер, величина их заработной платы и перспективы повышения).

  • Производственно-техническая характеристика (данные о технологическом процессе, орудиях труда, рабочем месте, формах организации труда (индивидуальная, бригадная и т.д.).

  • Медико-гигиеническая характеристика (условия труда, режим труда и отдыха, основные медицинские противопоказания к работе и обучению и т.д.)

  • Характеристика требований профессии к психофизиологическим и психологическим особенностям человека (особенности восприятия, памяти, внимания, мышления, особенности темперамента и т.д.)

Для улучшения процесса ознакомления с профессиями необходимо провести «дискуссионный диалог», цель которого актуализация знаний школьника о предпочитаемых профессиях, установления соответствия способностей и возможностей требованиям профессии. Главным достоинством этого метода является внешнее давлении на выбор профессии.

  1. Диагностика способностей, важных для намечаемой оптантом сферы деятельности.

Выделяют пять групп профессий, которые отличаются разными требованиями специальных способностей для успешного овладения и профессионального продвижения. Тест по Е.А. Климову «На кого пойти учится?» покажет, к какой группе относится оптант и какие профессии характерны для данной группы.

  • «человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;

  • «человек–техника» – все технические профессии;

  • «человек–человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;

  • «человек–знаковая система» - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

  • «человек–художественный образ» – все творческие специальности [1].

  1. Диагностика психофизиологических особенностей, важных для выбора профессии.

Не стоит забывать о содержательной и динамической сторонах профессии:

  • Содержательная – определяется набором соответствующих заданий, целей деятельности, требуемых знаний, умений и навыков т.е. требования к развитию психических, личностных особенностей человека. Эта сторона поддается тренировке.

  • Динамическая сторона – скорость, темп выполнения деятельности, переключение с одного типа заданий на другой, концентрация внимания, эмоциональная устойчивость, помехоустойчивость и т.д., что определяет профессиональную пригодность.

Так же, при выборе профессии обязательно нужно учитывать силу-слабость, подвижность-инертность нервной системы. «Слабые» обладают высокой чувствительностью, продуктивнее справляются с однообразной, монотонной работой, которые ориентированы на высокую точность, строгий контроль и тщательность выполняемой работы. Профессии, в которых возможно возникновение аварийных, опасных, экстремальных ситуации, требуют крепкой нервной системы, которой обладают «сильные». Для «подвижных» характерен высокий темп и быстрая переключаемость между разными видами деятельности, но и торопливость, небрежность, стремление перейти к другому делу, не закончив первое, не вникают в суть дела. Для «инертных» характерно обратное.

  1. Обсуждение возможностей оптанта в овладении избранной профессии. Выработка рекомендаций по коррекции способностей или намерений.

Здесь обсуждается продемонстрированные результаты, вырабатывается стратегия поведения по выбору и подготовке к профессии.

В каждом конкретном случае разрабатывается тактика проведения консультации. Но чаще всего обращаются со следующими проблемами:

  • Профессия выбрана, но необходимо убедится в правильности выбора.

  1. Проверить устойчивость профессиональных намерений оптанта в беседе

  2. Использовать диагностические приемы, если выбранная профессия предъявляет требования к психофизическим особенностям.

  • По мнению окружающих и самого оптанта, отсутствуют выраженные интересы и склонности. Главная задача: пробудить у старшеклассника интереса к себе, своим возможностям, активизировать самопознание.

  1. Обстоятельное психофизическое обследование

  2. Создать комфортную, доброжелательную атмосферу во время беседы с самим оптантом и его родителями.

  • Равно выраженный интерес к нескольким областям деятельности, необходимо сузить круг профессий

  • Отсутствие пересечения интересов, склонностей и способностей. Случай, который требует всех этапов консультации, кроме коррекционного.

  • Родители не согласны с выбором ребенка, активно пытаются навязать свою точку зрения. Это сложная проблема, требующая работы со всей семьей. Консультацию следует строить по полной программе.

Правильный выбор влияет на успешность профессионального обучения и на продуктивность деятельности. Частой ошибкой является игнорирование природных особенностей оптанта, полагание только на престижность или оплачиваемость работы, что приводит не только к потере интереса к профессии и разочарованию в своих способностях, но и нервным заболеваниям. Поэтому так важно уделять особое внимание этому вопросу, проводить активную агитацию к прохождению профоринтационных тестов, предоставлять информацию о рынке труда, знакомить с различными профессиями и, конечно же, развивать качества, необходимые для будущей профессии.

Список литературы:

  1. Климов Е.А. Путь в профессию. Пособие для старших классов. Лениздат, http://samzan.ru/180951

  2. Пивоваров Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002. 160 с.

  3. Сорокоумова Г.В. Условия, механизмы и факторы развития профессиональной личности социономического типа: учебное пособие по курсу «Педагогическая антропология. Раздел «Психология». Н. Новгород, Изд-во НГЛУ, 2017. 296 с.

  4. Сорокоумова Г.В.Профессиональное консультирование: учебно-методическое пособие по проведению профконсультационной работы. Нижний Новгород: НИРО, 2010. 53с.

  5. Сорокоумова Г.В. Профессиональная ориентация: Учебно-методическое пособие для профориентационной работы с учащимися 8-9 классов общеобразовательной школы. Н. Новгород: НИРО, 2000. 79с.

Просмотров работы: 680