Д.И. Фельдштейн определил реальные изменения современного ребенка и подростка, среди которых особую тревогу вызывают следующие:
- снизился уровень социальной компетентности;
- возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребенка. «Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности…Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Им неинтересно общаться друг с другом. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений» [3];
- обедняется общение детей, отмечается низкий уровень коммуникативной компетентности;
- у подростков фиксируются регрессивные изменения в мозговом обеспечении познавательной деятельности, ухудшаются механизмы произвольного регулирования, избирательного внимания, избирательной оценки информации, уменьшается объем рабочей памяти;
- фиксируются изменения ценностных ориентаций детей, подростков, юношества. Значимыми становятся образованность, настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность, но «эмоциональные и нравственные ценности: чуткость, терпимость, умение сопереживать, — занимают последние места в этой иерархии. Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентации школьников» [3].
Отдельной проблемой современных детей является «клиповое мышление» Под термином «клиповое мышление» понимается привычка воспринимать информацию, да и весь мир в целом, с помощью короткого, яркого, очень выразительного образа. Главное требование к клипу — это краткость и красочность его фрагментов.
Ф. И. Гиренок считал, что понятийное мышление молодого человека перестало играть важную роль в современном мире, что происходит замена линейного, бинарного мышления нелинейным мышлением [1].
К. Г Фрумкин определяет клиповое мышление как способность быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами, но неспособность к восприятию длительной линейной последовательности — однородной информации. Он выделяет пять факторов, породивших феномен «клипового мышления»:
ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;
потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;
увеличение разнообразия поступающей информации;
увеличение количества дел, которыми человек занимается одновременно и др. [4].
В настоящее время термин «клиповое мышление» обозначает особенности мыслительной деятельности современных школьников, которые живут в обществе новых высоких информационных технологий и которых отличает скорость восприятия образов, визуальность, эмоциональность, ассоциативность.
Клиповое мышление предполагает упрощение усвоения материала, игнорируя его глубину. Теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек. В тоже время клиповое мышление можно рассматривать как защитную реакцию организма на информационную перегрузку и способ получения большего объема информации.
Признаки «клипового мышления»:
1. Клиповое мышление предполагает быструю реакцию на информацию: быстро думать, быстро понимать, быстро говорить, быстро принимать решение. Все, что мешает этому, должно быть оставлено без внимания. Быстро говорить ученику мешает биологическая особенность речевого аппарата. При клиповом мышлении школьники сводят к минимуму речь, заменяя ее схемами, рисунками, символами. Поэтому первый признак клипового мышления – это языковой минимализм, речевая бедность.
2. Визуальное мышление - способность видеть не только глазами, но и воображением. У современных школьников клиповое мышление и визуальное мышление тесно связаны между собой.
3. Рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.
4. Преобладание конкретного мышления над абстрактным [4].
Увеличение роли знаний, информации и информационных технологий привели к новому этапу развития общества - информационному. Основную роль в формировании клипового мышления выполняют средства массовой информации, телевидение, Интернет, мобильная связь, разнообразные социальные сети, которые используют приемы клиповой подачи информации.
Клиповое мышление стало неотъемлемой частью современного школьника и необходимо найти пути и возможности грамотного его применения как в образовательном процессе, так во всех жизненных аспектах [1].
Поэтому, как пишет Фельдштейн: «Преподаватели и аспиранты, докторанты, соискатели кафедр и сотрудники лабораторий должны быть ориентированы на изучение:
во-первых, общих закономерностей познавательных процессов растущего человека на всех этапах детства;
во-вторых, на выявление сензитивных возможностей психического развития в каждом возрастном периоде;
в-третьих, на установление предельных возрастных возможностей в усвоении знаний, формировании навыков, умений;
в-четвертых, на выявление педагогических, методических принципов подачи знаний, выработку у детей личного отношения к ним;
в-пятых, на определение условий развития творческих способностей, то есть потенциальных возможностей растущего человека, что позволит обоснованно решить проблемы инновационного образования, нацеленного на повышение, углубление культуры каждого ребенка;
в-шестых, на выявление «резервов» психического развития современных детей, путей их накопления, в том числе и возможностей ускорения психического развития путем введения компьютерной техники и информатики в учебно-воспитательный процесс школы;
в-седьмых, на выяснение условий, способствующих формированию социальной зрелости и ответственности;
в-восьмых, на определение психологических факторов, влияющих на формирование убеждений и социальных ценностей у подростков и юношей;
в-девятых, на установление психологических условий их социализации и самоидентификации при преодолении негативных явлений, имеющих место у части молодежи» [3]
И, самая важная задача, перейти от «человека информационного» к «человеку сопереживающему».
"Информационный человек" – это не просто человек, работающий на компьютере, включая интернет, а человека, порабощенный компьютером, «приставленный обслуживать информационные потоки в ущерб собственному развитию как полноценной личности» [2]. Такой человек строит свои отношения с миром и другими людьми через компьютерное опосредование, утрачивая потребность, а затем и способность к непосредственным контактам.
Важно развивать «человека сопереживающего». Стефан Цвейг в "Нетерпение сердца" пишет:
"...Есть два рода сострадания. Одно - малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание - истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах и даже свыше их" [5].
Сопереживание - это способность к пониманию другого, к состраданию. Сопереживание позволяет проникнуться чувствами и эмоциями других людей, помогает налаживать контакты с окружающими, определяет коммуникативный потенциал развивающейся личности.
Литература:
Гиренок, Ф.И. Клиповое сознание/ Ф.И. Гиренок
http://www.ereading.club/bookreader.php/1050735/Girenok__Klipovoe_soznanie.html
Панфилова, Т.В. "Информационный человек": личность в эпоху глобализации/ Т.В. Панфилова
http://majalis-vrn.ru/psixologiya/informacionnyj-chelovek-lichnost-v-epoxu.html
Фельдштейн, Д. И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал / Д.И, Фельдштейн. - 2010. №2(4). с.6-11
Фрумкин, К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста/ К.Г. Фрумкин http://nounivers.narod.ru/ofirs/kf_clip.htm
Цвейг, С. Нетерпение сердца / перевод Н. Бунина/ С. Цвейг. – Азбука-Аттикус, 2016. 460 с.
https://www.litres.ru/stefan-cveyg/neterpenie-serdca-18794887/
http://fb.ru/article/192163/chto-takoe-soperejivanie-kakim-obrazom-ono-proyavlyaetsya