РАЗВИТИЕ СИЛЫ ВОЛИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ СИЛЫ ВОЛИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Воля - это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Развитие волевой регуляции связано с формированием мотивационно-смысловой сферы, мировоззрения и убеждений человека, а также способности к волевым усилиям в особых ситуациях действия. Развитие этой способности связано с интериоризацией - переходом от внешних способов измерения смысла к внутренним [4].

Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответсвующей деятельности. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, терпеливость, выдержка и др

Почему важна сила воли? Исследования показали, что самодисциплина влияет на успеваемость подростка в школе гораздо больше, чем на его IQ. Сила воли проявляется в академической работе, домашней жизни и отношениях со сверстниками. Подростки более подготовлены противостоять давлению со стороны знакомых подростков, работать в направлении своей цели, и поддерживать здоровый образ жизни [3].

Имея так много перечисленных выше преимуществ, легко понять, почему самодисциплина должна культивироваться в подростковом возрасте. Взрослые: родители, педагоги, старшие братья и сестра должны помочь подростку развить силу воли.

Сила воли определяется как решение сделать что-то трудное, непривычное для себя. Это качество очень важно в современном обществе.

Как повысить силу воли ребенка? Целесообразно выполнить следующие шаги:

  1. Сделать то, что тебе не нравится

Т.Элмор, президент Growing Leaders, рекомендует тактику «Сделай то, что тебе не нравится». Все участвующие (братья и сестры, вы и ваш ребенок, вся семья) выбирают одно действие, которое не нравится, например, вынос мусора. Затем они занимаются этой деятельностью каждый день в течение определенного периода времени. Целенаправленно делая деятельность ежедневным актом, подросток станет сильнее в самодисциплине и воле. Пусть ребенок сам выбирает свою задачу, но убедитесь, что он выполняет ее честно.

2. Эмоциональная поддержка

Это может показаться очевидным, но подросток будет чувствовать себя лучше с эмоциональной поддержкой. Он может казаться довольно независимым (и хотеть быть полностью независимыми), но ему нужна эмоциональная поддержка. Попросите его установить цели, а затем контролируйте его. Спросите его о привычках, которые он пытается изменить, или о задачах, которые он пытается выполнить. Не позволяйте подростку оперировать ложью или преувеличениями с целью отговорки. Контроль поможет ему оставаться решительным в своих действиях, предпринимаемых усилиях и укрепит самодисциплину.

  1. Учение вне коридоров школы

Часто, когда родители думают о подростковой самодисциплине, они думают о школьной деятельности. Их забота заключается в том, чтобы подростки проявляли силу воли для завершения заданий, перехода в следующий класс и успеха в академическом плане. Это хорошие цели, но они не должны быть конечной целью. Будьте сосредоточены на большей картине. Вы хотите, чтобы ваш подросток был успешным в жизни. Осуществление самоконтроля повышает умственные навыки, которые будут полезны для текущих отношений, будущей карьеры и жизненного цикла принятия решений. Очень важны эмоциональный интеллект, общение, совместная работа и другие немаловажные навыки. Убедитесь, что ваш подросток это понимает.

  1. Празднуйте небольшие победы

Когда вы работаете с подростком, чтобы развивать большую силу воли и надежную самодисциплину, найдите время, чтобы отпраздновать. Вам не нужно ждать окончания или завершения крупного проекта, а затем закатить вечеринку. Если вы узнаете, что ваш подросток отказался от предложения о наркотиках, если он сопротивлялся искушению вкусить всеми нахваленного фастфуда, если он завершил полную неделю «делая то, что не нравится» Найдите способ признать их усилия!

  1. Ценить всецело

Когда подростка ценят за определенное достижение или успешное завершение какой-либо деятельности, он, как правило, прилагает все свои усилия в дальнейшем. Стремление к повышению оценки возрастает. Кроме того, приводя в пример случаи, когда сила воли способствовала успеху, вы помогает укрепить уверенность подростка в себе.

Наряду с этим, обеспечьте подросткам достаточное количество сна и правильное питание. Недостаток покоя ослабляет тело и ум, и не позволяет им правильно использовать энергию. Также попросите их пойти на простые упражнения, такие как, например, медитация. Это поможет их сосредоточению, ясности ума и развитию позитивной энергии.

Подростки воспринимают цель воспитать у себя сильную волю довольно индивидуально. Они не всегда замечают проявлений силы воли в их повседневной жизни, не хотят признать, что и усердная работа, и постоянное усилие также требует воли. Они видят проявление воли преимущественно в героических поступках, совершаемых в каких-то исключительных обстоятельствах. Стремясь воспитать в себе «настоящую» волю, подростки берут как образец героические поступки. И сами упражняются в каких-то поступках, совершаемых в экстремальных условиях.

Один рассказывал, что каждый день сидит в жгучей крапиве, «как в засаде», другой несколько раз ночью ходил на кладбище, третий спит на голых досках.

Учитывая такое своеобразное понимание подростками задачи воспитания воли, очень важно вовремя и тактично показать им верный путь, направить их усилия не на из ряда вон выходящие упражнения, а на то, чтобы развивать в себе выдержку, организованность, верность слову в повседневных делах и обязанностях.

Существенным является формирование у подростка нравственных качеств, например таких, как чувство долга, ответственности. Помогая школьнику достичь некоторой цели, не следует специально обращать его внимание на то, как в этом процессе развивается его воля. Лучше показать ему, какие позитивные чувства связаны с «победой над собой», над своим нежеланием что-либо делать, собственным страхом. Школьники часто не могут отличить настойчивость от упрямства, следование определенным принципам от стремления во что бы то ни стало добиться своего, видя во всем этом равные проявления воли. Поэтому большое значение приобретают беседы с подростками, в ходе которых они учатся отделять подлинные проявления воли от ложных. Очень важно обеспечить школьника средствами для достижения желаемой цели. К таким средствам относятся: умение предвидеть последствия несовершенных и совершенных поступков, их значение для себя и других людей, способность представлять себе такие последствия не только интеллектуально, но и эмоционально. Школьнику следует целенаправленно прививать умение представлять то, как он будет себя чувствовать в дальнейшем, через определенный временной промежуток. Это для них очень трудно, поскольку, по Л. С. Выготскому, «подростки не умеют предвидеть те последствия поступка, которые зависят не от объективных обстоятельств, а от собственного психологического или даже физического состояния» [2].

С помощью этих советов можно помочь ребенку развить свою силу воли.

Список литературы:

  1. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования, 2000

  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.

  3. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. М.: ЮНИТИ, 2011

  4. Сорокоумова Г.В. Изучение волевой сферы личности. Н. Новгород, 2006. 65 с.

  5. https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2016/10/21/doklad-na-temu-razvitie-uchebnoy-motivatsii-na-urokah

Просмотров работы: 185