Рассмотрение личности с точки зрения ее основных подструктур как потенциалов было предложено в работе М.С. Кагана. Он предложил рассматривать личность как персонифицированную деятельность и описывать ее пятью потенциалами.
Гносеологический потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность и которая складывается из знаний о внешнем мире и самопознания. Ее получение зависит от природного ума, образованности и практического опыта. С этим потенциалом связана познавательная деятельность человека. Аксиологический потенциал личности определяется обретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентаций, идеалов, жизненных целей. Творческий потенциал определяется умениями, навыками и способностями к созидательному и продуктивному действию, творчеству. Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью ее контактов с другими людьми. Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием и интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет [1].
На основании проведенного анализа исследований, связанных с изучением разных сторон личности как потенциалов, мы выработали следующее определение личностного потенциала, ориентированное на профессиональную деятельность и личность будущего педагога-лингвиста.
Личностный потенциал будущего педагога-лингвиста понимается нами как система свойств, составляющих основу личностного развития и обеспечивающих соответствующий уровень достижений в профессиональной подготовке и определяющих психологическую готовность первокурсников к освоению будущей профессии. Личностный потенциал будущего педагога-лингвиста складывается из следующих потенциалов: мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого и коммуникативного.
Первый компонент личностного потенциала будущего педагога-лингвиста – мотивационно-ценностный потенциалвключает цели, ценности и ценностные ориентации, социально-психологические установки будущего педагога-лингвиста. Наибольшее значение в этом компоненте имеет осмысленность жизни, понимание жизненной цели, насыщенность жизни, удовлетворенность ее результатами.
Второй компонент личностного потенциала будущего педагога-лингвиста - эмоционально-волевой потенциал включает систему эмоций, чувств, эмоциональных состояний, эмоциональных и волевых качеств.
Эмоционально волевой компонент позволяет извлечь позитивный результат из любого эмоционального проявления, а также способен противостоять факторам эмоционального стресса, напряжения, неблагоприятным условиям профессиональной деятельности [3].
Третий компонент личностного потенциала будущего педагога-лингвиста - коммуникативный потенциал представляет собой систему свойств, умений и способностей личности, обеспечивающих ей успешность общения, понимания и взаимопонимания с другими людьми, способности к овладению коммуникативными качествами, умениями и навыками общения. Коммуникативный потенциал в структуре личности педагога-лингвиста имеет особое значение в связи с коммуникативной природой и сущностью профессиональной деятельности педагога-лингвиста [3].
В таблице 1 представлены уровни развития наиболее важных компонентов личностного потенциала как уровни психологической готовности первокурсников к освоению будущей профессии.
Таблица 1.
Уровни развития основных компонентов личностного потенциала как уровни развития психологической готовности первокурсников к освоению будущей профессии педагога-лингвиста
Личностные потенциалы |
|||
Уровни развития |
Мотивационно-ценностный потенциал |
Эмоционально-волевой потенциал |
Коммуникативный потенциал |
Высокий Уровень |
Наличие целей, связанные с освоением будущей профессией. Среди ценностей преобладают ценности «Развитие себя», «Достижения». Среди жизненных сфер преобладают сферы «Обучение» и «Профессиональная жизнь». |
Высокий уровень нервно-психической, эмоциональной устойчивости и поведенческой регуляции, высокая адекватная самооценка и реальное восприятие действительности |
Высокий уровень развития коммуникативных способностей, легко устанавливает контакты с однокурсниками, окружающими, не конфликтен. Хорошо развиты навыки эффективного общения |
Средний Уровень |
Стойкий интерес к будущей профессии. Понимание цели профессионального развития. Среди ценностей преобладают ценности «Достижения», «Собственный престиж», «Высокое материальное положение». Среди жизненных сфер преобладает сфера «Общественная жизнь», «Увлечения» |
Средний уровень нервно-психической, эмоциональной устойчивости и поведенческой регуляции, завышенная самооценка, восприятие действительности приукрашено. |
Средний уровень развития коммуникативных способностей, может устанавливать контакты однокурсниками, окружающими. Недостаточно развиты навыки эффективного общения |
Низкий уровень |
Наличие недифференцированного интереса к будущей профессии. Отсутствие в жизни целей, связанных с овладением профессией. Среди ценностей преобладают «Высокое материальное положение», «Престиж». Среди жизненных сфер преобладают «Увлечения», «Семья». |
Низкий уровень нервно-психической, эмоциональной устойчивости и поведенческой регуляции, склонность к бурным эмоциональным проявлениям, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности |
Низкий уровень развития коммуникативных способностей, затруднение в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, повышенная конфликтность. Не развиты навыки эффективного общения |
С целью наиболее продуктивного развития основных структурных компонентов профессиональной личности будущих педагогов-лингвистов нами разработана программа вузовского периода ее формирования, включающая 3 основных этапа:
1 этап. Исследование психологической готовности первокурсников (наличие личностных потенциалов) к освоению будущей профессии педагога-лингвиста. Особенности развития у студентов личностных потенциалов предполагает в дальнейшем развитие индивидуальных траекторий становления профессиональной личности.
2 этап. Формирование у будущих педагогов-лингвистов осознанной структуры профессиональной личности. На втором этапе содержание работы разворачивается на фоне интегрированных учебных курсов с целью превращения учебной деятельности в учебно-профессиональную.
3 этап. Развитие профессиональной личности будущего педагога-лингвиста на этом этапе преследует цели развития структурных компонентов профессиональной личности будущего педагога-лингвиста и формирование готовности к реализации себя в профессии
Список литературы:
Каган, М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. - М., 1974.
Сорокоумова Г.В. Изучение личностного потенциала педагогов: учебное пособие по курсу «Психология личности». Н. Новгород: НФ УРАО, 2010. 280 с.
Сорокоумова Г.В. Условия, механизмы и факторы развития профессиональной личности социономического типа: учебное пособие по курсу «Педагогическая антропология. Раздел «Психология». Н. Новгород, Изд-во НГЛУ, 2017. 296 с.