СОЦИАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ЛИНГВИСТА: УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОЦИАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ЛИНГВИСТА: УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
По-мнению ряда исследователей социальная креативность является системообразующей характеристикой будущей профессиональной личности [1]. В работах отечественных психологов термин "социальная креативность" присутствует крайне редко, наиболее часто способность к творчеству в социальном контексте определяется в терминах коммуникативной компетентности (Н.А.Аминов, А.А.Кидрон, Е.В.Коблянская, М.В.Молоканов, Л.А.Петровская), социального интеллекта, (М.И.Бобнева, Ю.Н.Емельянов, В.Н.Куницына) и социальной компетентности (А.А.Бодалев, О.К.Тихомиров, Ю.М.Жуков).

Осуществленный теоретический анализ основных подходов к исследованию социальной креативности в отечественной и зарубежной психологии, ее структуры, психологических условий развития, позволил нам сформулировать следующие основные теоретические выводы:

1. Отсутствует единая общепринятая терминология и разграничение таких понятий, как социальная креативность, социальный интеллект, социальная компетентность.

2. Имеются разногласия в определении понятия, содержания, структуры и функций социальной креативности, критериев уровня ее развития.

3. Отсутствует общепринятый комплекс диагностических методик для изучения социальной креативности.

4. Не выделены и не систематизированы условия развития и целенаправленного формирования социальной креативности, в том числе на основе учета специфики будущей профессиональной деятельности.

Под социальной креативностью мы понимаем способность будущего педагога-лингвиста находить и применять творческие решения в ситуациях профессионального общения.

В структурных компонентах социальной креативности нами выделены ведущие компоненты, такие как мотивационно-ценностый компонент, компонент социальной перцепции и коммуникативный компонент [2].

Анализ психолого-педагогических условий развития социальной креативности, представленных в литературе позволил нам предположить, что психологическим механизмом развития социальной креативности будущего педагога-лингвиста является система условий учебной и вне учебной деятельности, обеспечивающих постепенное формирование мотивационно-ценностного компонента, социальной перцепции, коммуникативного компонента до уровня высоких характеристик [3]. А важнейшим психологическим условием развития социальной креативности является превращение учебной деятельности студентов в учебно-профессиональную, характеризующуюся особой мотивацией и наличием системы учебно-профессиональных действий [2].

В таблице 1 показаны основные компоненты развития социальной креативности будущих педагогов-лингвистов в процессе профессиональной подготовки.

Таблица 1.

Основные компоненты программы развития социальной креативности будущих педагогов-лингвистов в в процессе профессиональной подготовки

Этап

 

Учебная работа

Вне учебная работа

1 этап

Цель – развитие

психологической готовности

Система структурированных учебных предметов в соответствии с целями развития профессиональной личности

Творческие учебные задания

  • Творческие внеучебные задания

  • Волонтерская работа

  • Шефская работа

2 этап

Цель –

развитие профессиональной гибкости

Интегрированный курс «Психологические теории развития личности»

Другие интегрированные курсы

  • Психологические тренинги

  • Практикоориентированные семинары:

  • «Школа педагогического мастерства»

3 этап

Цель – развитие творческой профессиональной личности

Содержание педагогической практики в соответствии с заданиями развития профессиональной личности будущего педагога-лингвиста

Профильная тематика выпускных квалификационных исследований

  • Научные исследования

  • ФПК

Результаты теоретического анализа психолого-педагогической литературы позволили нам сделать следующие выводы:

1. Профессиональная деятельность педагога-лингвиста относится к социономическим специальностям и предполагает интенсивное межличностное взаимодействие, поэтому социальная креативность является системообразующей категорией.

2. Важнейшими компонентами психологической структуры социальной креативности будущего педагога-лингвиста составляют мотивационно-ценностный компонент, социальная перцепция и коммуникативный компонент.

3. Психологическим механизмом развития социальной креативности будущего педагога-лингвиста является система условий учебной и вне учебной деятельности, обеспечивающих постепенное формирование мотивационно-ценностного компонента, социальной перцепции, коммуникативного компонента до уровня высоких характеристик [3].

4. Важнейшим психологическим условием развития социальной креативности будущего педагога-лингвиста является превращение учебной деятельности студентов в учебно-профессиональную, характеризующуюся особой мотивацией и наличием системы учебно-профессиональных действий.

5. Теоретические основы могут стать базой программы развития социальной креативности будущих педагогов-лингвистов.

Литература:

  1. Дмитриева, М.А., Дружилов, С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование: Научно-публицистический альманах. Вып.2000(4) – Новокузнецк: 2001.– С.18-30.

  2. Сорокоумова, Г.В. Концептуальные основы развития творческой личности педагога: монография - Нижний Новгород, 2007.-140.

  3. Сорокина, Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы: монография - Нижний Новгород, 2002.-169с.

Просмотров работы: 170