ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Творчество рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности [1].

Дошкольное детство - сензитивный период становления творческих сил и способностей ребенка. Поэтому важно начинать формирование творческих способностей уже в дошкольном возрасте [3].

Целью нашего исследования стало изучение влияния игровой деятельности на развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста. Мы предположили, что игровая деятельность способствует развитию творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.Развитие творческого потенциала обеспечивается развитием творческого воображения и творческого мышления: способностью создавать оригинальные образы; способности превращения задачи на выбор в задачу на преобразование, оценить перенос свойств знакомого предмета в новую ситуацию; способности стать на точку зрения другого существа, перевоплотиться в образ; продуктивность, вариативность и оригинальность мышления [2].

Методологическую базу исследованиясоставили общепсихологические принципы: принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), принцип развития (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), принцип системности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.Я. Гальперин).Теоретическую основу исследованиясоставили работыДж. Гилфорда, П.Торренса, С.А. Медника, В.Н. Дружинина, А.М. Матюшкина, Б.П. Теплова, Ю.З. Гильбух, Д.Б. Богоявленской, Л.Д. Столяренко, В.И. Андреева, В.Т. Кудрявцева, В. Синельникова и др.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить динамику творческого развития: задатки (заложенное природой) могут использоваться индивидом в форме общих или специальных способностей. В свою очередь степень реализации последних измеряется творческим потенциалом. Рассмотрены составляющие творческого потенциала: как синтетическое качество, характеризующее меру возможностей личности в осуществлении деятельности творческого характера; как интегративное личностное свойство, определяющее потребность, готовность и возможность творческой самореализации и саморазвития; как совокупность реальных возможностей.

Комплексность, многогранность понятия творческого потенциала предполагает и комплексный подход к его диагностике. Выделение одной какой-либо характеристики или качества, а также использование одного какого-то диагностического метода недостаточно для объективной и точной оценки способностей ребёнка [5].

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. В целом дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Можно выделить основные положения: познавательная деятельность тесно связана с практикой и определяется ею; познавательная деятельность тесно связана с развитием мышления и воображения; необходимо использовать различные средства в развитии познавательных способностей.

Ведущий вид деятельности у старших дошкольников – сюжетно-ролевая игра – обладает необходимыми возможностями для раскрытия и дальнейшего развития творческого потенциала ребенка в деятельности. В процессе организации игровой деятельности у старших дошкольников формируются навыки, вариативные, гибкие умения, развивающие способности, которые позволяют ребенку реализовать какой-либо замысел. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Развитие познавательных способностей проявляется в возможности самостоятельно анализировать ситуацию; в умении менять свою точку отсчета при решении различных задач; в умение создавать идею будущего продукта и плана её реализации; в высоком уровне развития логического мышления; в легкости ассоциирования; в высокой концентрации внимания.

Исследование проводилось в МДОУ «Детский сад №401» г. Нижнего Новгорода в 2017 году. В исследовании принимали участие 20 детей старшей группы в возрасте 6-6,5 лет.

Для достижения цели и решения поставленных задач мы использовали

следующие методики:

- методика «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко) [2];

- тест «Как спасти зайчика» (В.А. Кудрявцев) [3];

- методику оценки сочинённой ребёнком сказки (О.М.Дьяченко) [2];

- опросник Ф.Татл и Л. Беккер [4].

На этапе констатирующего эксперимента, в результате проведения исследования по всем заявленным методикам, нами выявлено: у 40% детей экспериментальной и 40% детей контрольной групп - низкий уровень развития творческого потенциала; у 50% детей экспериментальной и 50% детей контрольной групп - средний уровень развития; у 10% детей экспериментальной и 10% детей контрольной групп - высокий уровень. Таким образом, на момент проведения констатирующего эксперимента уровень развития творческого потенциала детей контрольной группы не отличается от уровня развития творческого потенциала детей экспериментальной группы.

На этапе формирующей работы использовалась программа организации игровой деятельности, направленная на развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста; в анализе результатов эксперимента использовались методы количественной обработки данных и их качественный анализ. Неустанная работа творческого воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выход за пределы узкого личного опыта. Формируясь в игре, творческие способности реализуются в других видах деятельности старшего дошкольника. Разработанная нами программа была реализована в ходе формирующего эксперимента.

Повторное исследование детей после реализации программы показало: у 60% детей экспериментальной группы – средний уровень развития творческого потенциала, у 40% - высокий уровень, низкого уровня не выявлено. В контрольной группе: 20% детей с низким уровнем развития творческого потенциала, 50% детей на среднем уровне развития, 30% детей на высоком уровне.

Практическое значение имеет разработанная и реализованная в работе программа организации игровой деятельности, направленная на развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб. Питер, 2009

  2. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии1980. №2. с.107 – 114.

  3. Кудрявцев В.А. Феномен детской креативности//Дошкольное воспитание 2008. №5. с. 29 – 35.

  4. Опросник Ф.Татл и Л. Беккер https://multiurok.ru/blog/oprosnik-f-tatl-i-l-biekkier.html

  5. Смирнова О.Е. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. ВЛАДОС, 2013

Просмотров работы: 353