СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ: ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ: ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одна из задач Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы направлена на создание условий, обеспечивающих развитие мотивации и способностей подрастающих поколений в познании, творчестве, труде и спорте, формирование активной гражданской позиции, культуры здорового образа жизни. Все это в целом нацелено на развитие личности обучающегося, его познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда [1].

Задачи формирования социально активной личности, эффективно адаптирующейся в социуме, актуализированы многими нормативными актами, среди которых «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Социальным требованием к высшим учебным заведениям, заявленным в федеральных государственных образовательных стандартах, является ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы профессиональных знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Многие авторы, которые изучают процесс адаптации в вузе, отмечают, что начальный период обучения стеснен социальными переменами, трансформацией прежних стереотипов, стрессовыми ситуациями и т. д. все это предопределяет перечень проблем таких как:

  • неумение распределять свое время и силы;

  • неготовность к выполнению высоких требований преподавателей;

  • неготовность работать с большим объемом новой информации;

  • отсутствие привычного контроля и опеки со стороны родителей, учителей;

  • неготовность к обучению, основанному на полной самостоятельности;

  • отсутствие у некоторых студентов трудолюбия, силы воли, а главное - желания учиться [6].

  • неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;

  • неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов;

  • поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

  • налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условиях в общежитие;

  • отсутствие навыков конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и др. [2].

  • переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;

  • страх публичных выступлений перед однокурсниками и авторитетными вузовскими преподавателями;

  • социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.

  • отсутствие навыков контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, четко и ясно излагать свои мысли [3];

Все выше перечисленное влияет на уровень адаптированности студентов к учебной и социальной среде вуза. В ходе исследования была проведена диагностика, которая показывает реальную картину адаптации первокурсников в педагогическом вузе.

В диагностике приняло 65 студентов первого курса (Рис.1) из разных академических групп Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н.Ульянова, факультета педагогики и психологии.

Рис.1 - Общее количество человек.

Социальная адаптация сложный процесс, в который входит множество компонентов, в данном контексте рассмотрим уровень эмоционально-деятельностной адаптивности (Рис.2).

Рис.2 - Диагностика эмоционально-деятельностной адаптивности.

На Рис.2 видно, что только 5% имеют высокий уровень эмоционально-деятельностной адаптивности, 41% имеют средний уровень, а если просмотреть показатели очень низкого уровня и низкого уровня, то получается целых 54% т.е. больше половины диагностируемых испытывают те или иные трудности в эмоционально-деятельностной адаптации на первом семестре обучения.

Данные результаты обусловлены тем, что при поступлении и обучении в высшей школе, у молодых людей происходит соприкосновение с новыми социальными условиями среды, столкновение с различными стрессогенными факторами, новообразование социальных связей, знакомство с ранее не известными формами и режимом обучения.

Соглашаясь с мнением Дубровской Е.А., необходимо отметить, что первый семестр первого года обучения - это период адаптации студента к новой системе образования. Помощь в социальной адаптации студентов-первокурсников может быть оказана через организацию социально-культурной деятельности [4] т.е. как активное творческое приспособление студентов к условиям высшей школы, в процессе которой у них формируются навыки и умения организации умственной деятельности, призвание к избранной профессии, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности [6].

В университете сфера социально-культурной деятельность представлена различными формами работы [7].

- студенческим самоуправлением;

- самодеятельным творчеством;

- мероприятиями художественно-зрелищной направленности;

- деятельность физкультурно-оздоровительной направленности;

- дополнительным образованием;

- добровольческой работой;

- просветительской работой.

Такие формы социально-культурной деятельности будут влиять на процесс адаптации студентов, потому что они вариативны, разнообразны, менее регламентированы, чем учебная деятельность, также предоставляют возможности самореализации вне зависимости от результатов учебы [5].

Социальная адаптация тесно связана с процессом усвоения социальных норм поведения и с «врастанием в социальный мир», от которых зависит накопление социального опыта и дальнейшее профессиональное становление человека. В связи с этим процесс социальной адаптации студентов посредством социально-культурной деятельности является одним из самых актуальных вопросов.

Библиографический список

  1. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы - 152 с. - [Интернет-ресурсы] - Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xnp1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/5930/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/4787/FCPRO_na_2016-2020_gody.pdf (дата обращения: 24.12.2017).

  2. Гордашников В.А., Осин А.Я. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа - М.: Академия Естествознания, 2009. - [Интернет-ресурсы] - Режим доступа: https://www.monographies.ru/ru/book/view?id=77 (дата обращения: 24.12.2017).

  3. Григорян Э.Г. Проблема социальной адаптации студентов-первокурсников в техническом вузе // Культура и образование. – Декабрь 2014. - № 12 - [Интернет-ресурсы] - Режим доступа: http://vestnik-rzi.ru/2014/12/2735 (дата обращения: 20.12.2017).

  4. Дубровская, Е. А. Проблемы социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в вузе (на примере студентов теплоэнергофака УрФУ им. Ельцина Б.Н.) / Е. А. Дубровская // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры, образования и управления: материалы международной конференции. Екатеринбург, 28 февраля 2014 г. - Екатеринбург : УрФУ, 2014. - Т. 3. - С. 78-80.

  5. Жегульская, Ю.В. Адаптация студентов к социокультурной среде творческого вуза средствами социально-культурной деятельности / Ю.В. Жегульская // Вестник ЧГАКИ. - 2013. - №4 (36). - [Интернет-ресурсы] - Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-studentov-k-sotsiokulturnoy-srede-tvorcheskogo-vuza-sredstvami-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti (дата обращения: 22.12.2017).

  6. Кузьмишкин А. А., Кузьмишкина Н. А., Забиров А. И., Гарькин И. Н. Адаптации студентов первого курса в вузе // Молодой ученый. - 2014. - №3. - С. 933-935.

  7. Клячкина, Н. Л. Социальная адаптация студентов средствами социально-культурной деятельности / Н.Л. Клячкина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2008. - №3. - [Интернет-ресурсы] - Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-studentov-sredstvami-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti (дата обращения: 22.12.2017).

Просмотров работы: 117