АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ ООО «КОНСТАНТА – ФАРМ М») - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ ООО «КОНСТАНТА – ФАРМ М»)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность темы исследования. Значение малого бизнеса проявляется в том, что, развиваясь и работая в собственных интересах, малый бизнес способствует развитию экономики государства в целом. Эта деятельность в равной степени полезна как для всей экономики страны, так и для каждого гражданина в отдельности, и поэтому заслуженно получила государственное признание и поддержку. Его развитие зачастую связано с оптимизацией налогового бремени, что обеспечит рациональное налоговое планирование организаций малого бизнеса

Важным фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства. И можно говорить о необходимости использования более гибкого подхода к налогообложению микро-, малых, средних и крупных субъектов малого предпринимательства, в то время как в настоящий момент понятия микро- и среднего субъекта малого бизнеса отсутствуют вообще. Уплачивать законно установленные налоги и сборы обязанность каждого, но налогоплательщик при предоставлении государством такой возможности старается сэкономить на уплате налогов. И государство дает такую возможность, предоставляя на выбор налогоплательщикам использование альтернативных систем налогообложения и методик осуществления учета. Следовательно, при работе с полной отдачей и заинтересованностью в результатах своего труда каждый хозяйствующий субъект должен осуществлять и хорошо представлять для себя процесс налогового планирования, минимизации налоговых платежей с целью получения максимальной выгоды.

Процедура определения оптимального налогового режима экономического субъекта является достаточно сложным и ответственным этапом налогового менеджмента и налогового планирования, от результатов которого зависит структура и динамика последующих финансовых потоков, связанных с осуществлением налоговых выплат. Поэтому возникает острая необходимость в использовании эффективных инструментов анализа и принятия управленческих решений по данному вопросу.

Оптимизация налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта требует учета целого ряда факторов, к которым относятся следующие: степень влияния НДС на взаимоотношения фирмы с основными контрагентами, уровень рентабельности продаж, соотношение расходов и доходов предприятия, доля фонда оплаты труда в доходах, доля взносов в Пенсионный фонд РФ в доходах, величина выплат по временной нетрудоспособности. Каждый из указанных факторов может оказывать дифференцированное влияние на итоговый вектор, формирующий оптимальный выбор режима налогообложения предприятия

Степень разработанности проблемы. Разработке проблем совершенствования систем налогообложения малых предпринимательских структур посвящены исследования отечественных специалистов в области учета и налогообложения: Брызгалина А.В., Ендовицкого Д.А., Рахматулина Р.Р., Касьяновой Г.Ю., Касьянова, А.В., Кислова Д.В., Лапуста М.Г., Старостина Ю.Л., Молчанова С.С., Балакина В.В., Кирина Л.С., Черника Д.Г. и др.

Цель работы состоит в исследовании особенностей налогового планирования предприятий малого бизнеса на примере ООО «Константа-Фарм М» и выработке предложений по минимизации налоговой нагрузки.

Поставленная в работе цель обусловила решение следующих задач:

  1. Рассмотреть понятие, содержание и роль налогового планирования в экономической деятельности организации;

  2. Изучить основные элементы и виды налогового планирования в организации;

  3. Проанализировать принципы, этапы и уровни налогового планирования на предприятии;

  4. дать характеристику объекту исследования, а именно производственно-торговой фирме ООО «Константа – Фарм М» и оценить ее финансовое состояние;

  5. изучить применяемую налоговую систему на предприятии;

  6. выбрать оптимальный режим налогообложения для ООО «Константа-Фарм М».

Объектомисследования является налоговое планирование организаций как элемент управления.

Предметом исследования является механизм оценки налоговой нагрузки через налоговое планирование организаций малого бизнеса.

Методы исследования в работе: анализ, сравнение, оценка, расчет.

Информационная база исследования. Теоретической базой исследования являются работы в области современной экономической теории, анализа, учета и налогообложения, законодательные акты и постановления государственных органов в области налогообложения малого предпринимательства.

Практическая значимость работы заключается в оценке практического опыта применения различных систем налогообложения производственно-торговой организации малого бизнеса ООО «Константа - Фарм М» и выборе оптимального режима налогообложения данной организации.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, списка литературы.

Во введении отражаются следующие методологические элементы исследования: актуальность, степень разработанности проблемы, цель, задачи, объект, предмет, методы, новизна и практическая значимость работы.

В первой главе работы в основном рассматриваются теоретические и методические вопросы налогового планирования.

Во второй главе проанализирован практический опыт применения различных систем налогообложения на примере конкретного предприятия производственно-торговой сферы. В заключении главы определяется оптимальный режим ее налогообложения.

В заключении данной работы сделаны основные выводы.

Глава 1. Налоговое планирование как форма организации экономической деятельности организации: теоретический аспект

1.1 Понятие, содержание и роль налогового планирования в экономической деятельности организации

Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений, за счет применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В условиях жестокой фискальной политики российского государства на фоне продолжающего экономического кризиса и сокращения материального производства налоговое планирование позволяет предприятию выжить.

Под налоговым планированием понимаются способы выбора "оптимального" сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства.

Любой подход к проблеме экономии и риска вынуждает применять комплекс специальных мер по маневрированию в "налоговых воротах" и адаптации к непостоянству законодательства и регламентирующих документов. Активная деятельность в этом направлении при справедливом ужесточении налогового контроля немыслима без понимания принципов налогового планирования вне зависимости от конкретно приводимых примеров.

Налоговое планирование можно определить, как выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. Очевидно, что в идеале такое планирование должно быть перспективным, поскольку многие решения, принимаемые в рамках проведения сделок особенно при проведении крупных инвестиционных программ, весьма дорогостоящи, и их "компенсация" может повлечь за собой крупные финансовые потери.

Поэтому налоговое планирование должно основываться не только на изучении текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами по тем или иным вопросам, проектах налоговых законов, направлениях и содержании готовящихся налоговых реформ, а также на анализе направлений налоговой политики, проводимой правительством. Информацию по этим вопросам можно получить из материалов, публикуемых в прессе, местных органов управления, электронных правовых информационных систем и т.д.

Эффективность налогового планирования всегда следует соотносить с затратами на его проведение. Следует также соотносить цели налогового планирования со стратегическими (коммерческими) приоритетами организации.

Необходимость и объем налогового планирования напрямую связан с тяжестью налогового бремени в той или налоговой юрисдикции.

Налоговое планирование является одной из главных составляющих частей процесса финансового планирования, основной задачей которой является предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам общей деятельности по отношению к конкретной сделке или проекту (группе сделок) в зависимости от различных правовых форм ее реализации.

Налоговое планирование при его правильной организации дает возможность предприятию:

  • придерживаться налогового законодательства путем правильности расчета налогов, сборов и других платежей налогового характера;

  • свести к минимуму налоговые обязательства;

  • максимально увеличить прибыль;

  • разработать структуру взаимовыгодных соглашений с поставщиками и заказчиками;

  • эффективно руководить денежными потоками;

  • избегать штрафных санкций.

Налоговое планирование целесообразное всегда: и когда предприятие процветает, и когда оно балансирует на гране рентабельности или, что худшее, на гране банкротства. При грамотном подходе улучшение финансового состояния предприятия не будет связано с налоговыми нарушениями.

1.2. Основные элементы и виды налогового планирования в организации

Возможные пути достижения поставленных целей реализуются не только за счёт полного знания и использования позитивных и негативных сторон законодательства, но и за счёт последовательного и грамотного применения всех составляющих минимизации и оптимизации налогообложения. К этим элементам относятся следующие:

1. Состояние бухгалтерского и налогового учёта, а также взаимодействие между ними должно строго соответствовать нормативно-правовым актам; необходимо верное толкование законодательства о налогах и сборах и реагирование на постоянные изменения в нем. Разумеется, данные бухгалтерского учёта и отчётности должны позволять получать необходимую информацию для налоговых целей.

2. Учётная политика – выбранная предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учёта; документ, который утверждается налогоплательщиком, поскольку законодательство в ряде случаев предоставляет ему возможность выбрать те или иные методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, способы погашения стоимости активов, методы определения выручки и др.

3. Налоговые льготы и организация сделок. Далеко не все хозяйствующие субъекты правильно и в полном объёме применяют льготы устанавливаемые законодательством по большинству налогов. Кроме того, необходим анализ возможных форм сделок (договоров) с учётом их налоговых последствий.

4. Налоговый контроль. Составление налогового бюджета является основой для осуществления контрольных действий со стороны руководителя предприятия и финансового менеджера. Снижению ошибок способствует применение принципов и процедур технологии внутреннего контроля налоговых расчётов. Кроме того, организация контроля предусматривает в первую очередь недопущение просрочки уплаты налогов. Однако следует не упускать любые возможности отсрочить уплату, если это допускает законодательство о налогах и сборах.

5. Налоговый календарь необходим для проверки правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты всех налоговых платежей, а также представления отчётности. Всегда надо помнить о высоких рисках, связанных с несвоевременной уплатой налоговых платежей, ибо в случае нарушения налоговых обязательств перед государством наступает жёсткая ответственность в соответствии с Налоговым кодексом, административным, таможенным и уголовным законодательством.

6. Стратегия оптимального управления и план реализации этой стратегии. Наиболее эффективным способом увеличения прибыли является построение такой системы управления и принятия решений, чтобы оптимальной оказалась вся структура бизнеса. Именно подобный подход обеспечивает более высокое и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу. На основе стратегии разрабатываются налоговые модули среднесрочных и текущих планов.

7. Льготные режимы налогообложения. Имеются в виду способы снижения налогов за счет создания оффшорных компаний за рубежом и низконалоговых компаний на территории России. При этом соответствующие построения должны логично и естественно вписываться в общую схему бизнеса, служить обоснованием законного снижения налогового бремени. В противном случае контролирующие органы всегда найдут доводы, чтобы оспорить неубедительную схему целиком либо доставить неприятности налогоплательщику постоянными проверками.

8. Имитационные финансовые модели. Они позволяют менеджеру управлять значениями одной или нескольких переменных, рассчитывать совокупную налоговую нагрузку и прибыль. Такие модели, больше известные как модели «что если», имитируют экономический эффект от различных предположений (например действие факторов внешней среды, изменение организационной структуры бизнеса, проведение альтернативной налоговой политики).

9. Отчетно-аналитическая деятельность налогового менеджмента. Любая компания должна располагать информацией за несколько лет о том, какие приёмы и способы налоговой оптимизации дали положительные результаты, по каким причинам они не достигнуты, какие факторы повлияли на конечный финансовый результат и т. п. Тем самым создаётся основа для факторного анализа деятельности компании, успешной разработке бизнес-плана и налогового бюджета.

Налоговое планирование могут осуществлять как граждане - субъекты предпринимательской деятельности, так и юридические лица. В последнем случае особенности оптимизации налогообложения будут зависеть от того, к какой сфере деятельности принадлежит предприятие (так называемая отраслевая оптимизация имеет свои конкретные инструменты и методы, присущие конкретному виду деятельности, - производственное предприятие, торговое, посредническое, финансово-кредитное и т.п.), а также от размеров самого предприятия (маленькое, среднее, большое).

В зависимости от организационной структуры субъекта предпринимательства налоговое планирование бывает индивидуальное и корпоративное. Особенностью корпоративного налогового планирования является возможность использования гибкой структуры корпорации для перераспределения прибыли между соответствующими структурными единицами, которые входят в состав корпорации. Индивидуальное налоговое планирование реализуется субъектами предпринимательства, которые не имеют корпоративной структуры, и субъектами предпринимательства, которые осуществляют деятельность без создания юридического лица.

В зависимости от характера управленческих решений налоговое планирование разделяют на:

  • текущий налоговый контроль - мероприятия ежедневного мониторинга изменения законодательной базы

  • контроль правильности вычисления и перечисления налоговых обязательств, а также исследование причин разных изменений среднестатистических показателей предприятия;

  • текущее налоговое планирование - мероприятия из текущей оптимизации налогообложения, складывание типичных схем хозяйственных операций и реализации соглашений;

  • стратегическое налоговое планирование (вариационно-налоговый анализ) - составление прогнозов налоговых обязательств предприятия, а также схем реализации мероприятий по снижению налоговой нагрузки на предприятие.

В зависимости от инструментов, которые используют в налоговом планировании, оно может базироваться на:

  • использовании налоговых льгот - полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты определенных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции,

  • использовании налоговых лазеек - отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством,

  • использовании специально разработанных схем, оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются основным инструментом налогового планирования.

Налоговое планирование может базироваться и на прямых нарушениях налогового законодательства, но тогда оно перестает отвечать основным принципам, которые лежат в основе этого планирования.

В зависимости от действенности субъектов налогового планирования относительно использования возможных инструментов, оно делится на пассивное и активное. В основе пассивного налогового планирования лежит альтернативная оптимизация. Такая оптимизация возможна тогда, когда в налоговом законодательстве существует две и больше альтернативных нормы, а целесообразность использования какой-либо из них решает специалист предприятия или физическое лицо - налогоплательщик. Примером пассивного налогового планирования может быть решение вопроса относительно целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения субъекта малого предпринимательства. К активному налоговому планированию относят специфические методы планирования деятельности предприятия с использованием специально разработанных оптимизационных схем.

Налоговая схема деятельности каждого предприятия в общем, как и реализации каждого отдельного соглашения в частности, является индивидуальной и требует предварительного планирования и расчетов. Элементы налогового планирования, даже если оно специально не организовывается и не реализуется, присутствуют в деятельности каждого предприятия и каждого предпринимателя. Человек, который только-только становится на путь предпринимательской деятельности и решает, в какой форме эту деятельность осуществлять - быть предпринимателем без создания юридического лица или регистрировать предприятие - уже занимается налоговым планированием, поскольку, просчитывая затраты, связанные с приобретением патента или регистрацией предприятия, он одновременно считает и налоги, которые будет платить в первом и во втором случаях.

В крупных организационных предпринимательских структурах следует формировать специальные отделы налогового планирования.

В состав этих подразделений (групп или отделов) целесообразно вводить:

  • финансистов, которые разрабатывают схемы налогового планирования и оценивают их возможную эффективность;

  • бухгалтеров - анализируют возможность отображения таких схем в бухгалтерском учете в соответствии с нормами действующего налогового законодательства и положений (стандартов) бухгалтерского учета;

  • юристов - готовят необходимые документы для оформления и выполнения соглашений, а также анализируют схемы налогового планирования с точки зрения их правовой защищенности с учетом норм налогов, финансового, хозяйственного, гражданского и международного права.

Каждый из участников оптимизации налоговых платежей выполняет четкоопределенные функции:

  • руководитель предприятия принимает решение относительно целесообразности определенной деятельности или схемы, дает юристу и бухгалтеру распоряжения относительно фактических условий реализации и ожидаемых результатов налоговой оптимизации

  • юрист анализирует правовые аспекты соглашения и его соответствие законодательству, согласовывает особенности реализации соглашения с контрагентами

  • бухгалтер осуществляет расчеты финансовых параметров, порядок их отражения в бухгалтерском учете и налоговой отчетности, расчет налогов, которые следует уплатить

  • специалист по налоговому планированию оценивает всю информацию, которая поступила от руководителя, юриста и бухгалтера и дает заключение .

В случае если отдел налогового планирования на предприятии не создается, к реализации отдельных схем по минимизации налоговых платежей целесообразно привлекать, кроме руководителя предприятия, юриста, бухгалтера и специалиста по налоговому планированию.

1.3. Принципы, этапы и уровни налогового планирования на предприятии

Налоговое планирование конкретного субъекта предпринимательской деятельности - это выбор оптимального, с точки зрения конкретного налогоплательщика, сочетания и построения правовых форм деятельности в целях снижения налогового бремени в рамках действующего налогового законодательства.

Назовем основные принципы налогового планирования, которые можно сформулировать следующим образом:

1) законность, то есть соответствие действующему законодательству;

2) знание и подробное изучение позиции налоговых органов, а также судебной практики по тем аспектам налоговых правоотношений, которых касается оптимизация;

3) перспективность. Налогоплательщик должен предвидеть последствия некорректного применения различных методов и схем налоговой оптимизации, которые могут повлечь за собой крупные финансовые потери;

4) этапность планирования;

5) предварительный расчет финансовых последствий планирования (расчет вариантов сумм налогов, в том числе с оборота, по результатам общей деятельности по отношению к конкретной сделке или проекту в зависимости от различных правовых форм ее реализации);

6) индивидуальность налогового планирования. Налоговая схема работы каждой организации и финансовая схема каждой сделки во многом уникальны, и практические советы могут даваться в каждом конкретном случае после предварительной правовой экспертизы специалистов;

7) коллегиальность в принятии решений о методах и формах налоговой оптимизации. Специалисты отмечают, что процесс налоговой оптимизации - это:

- совместная работа бухгалтера, юриста и руководителя (менеджера);

- постоянный поиск новых оригинальных решений и схем работы организации;

- постоянное изучение специальной литературы, изучение и анализ опыта других организаций этого профиля и смежных сфер бизнеса. [14, c. 54]

Процесс налогового планирования на предприятии можно разбить на несколько этапов.

1. Принятие решения. На основе подготовленной информации первый руководитель или его заместители осуществляют акт решения;

2. Подготовка решения. Комплексная подготовка решения с привлечением указанных в матрице подразделений или должностных лиц;

3. Участие в подготовке решения, заключающегося в подготовке отдельных вопросов или информации по поручению подразделений или должностного лица, ответственного за подготовку решения;

4. Обязательное согласование на стадии подготовки решения или его принятия;

5. Исполнение решения;

6. Контроль исполнения решения.

Помимо создания адекватной сегодняшним экономическим реалиям структуры налогового планирования, определения полномочий и требований к участникам процесса планирования налоговых платежей, для успешной постановки деятельности по планированию налогов необходимо наличие финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов, которые формируются при составлении ежегодного налогового плана.

Материально-технические ресурсы, задействованные в процессе налогового планирования, определяются до создания группы планирования мероприятий по оптимизации налогового портфеля, и формируются из двух частей: первая часть состоит из элементов материально-технической базы, находящейся в распоряжении тех подразделений предприятия, сотрудники которых заняты планированием налоговых платежей; вторая часть создается специально в целях функционирования налоговой группы. Среди всего перечня материально-технических ресурсов, необходимых для успешного осуществления функций налогового планирования, существенное место должны занимать: обеспечение налоговой группы современными информационно-вычислительными комплексами, необходимыми для применения статистико-математических методов определения вариантов распределения мероприятий по налоговой оптимизации; использование в процессе работы обширного библиотечного фонда, состоящего из нормативной, научной, практической и периодической литературы; применение баз данных законодательства РК, облегчающих поиск необходимой документации нормативно-правового характера.

Финансовая база организации налогового планирования формируется исходя из потребностей в осуществлении мероприятий по налоговой оптимизации. Кроме того, руководство предприятия должно сформировать политику стимулирования работников налогового сектора за достижение положительных результатов процесса налогового планирования.

В целях повышения интеллектуального уровня специалистов системы налогового планирования составляется график участия в тематических семинарах, конференциях, учебных курсах, курсах повышения квалификации, на что отводятся дополнительные финансовые ресурсы. Указанный график также входит в налоговый план предприятия.

Таким образом, налоговый план предприятия должен иметь следующие разделы:

1. Календарь налогоплательщика по каждому налогу;

2. Перечень мероприятий по оптимизации налоговых потоков, временные параметры реализации оптимизационных мероприятий, ответственные исполнители, ресурсы и инструментарий, необходимые для реализации указанных мероприятий;

3. График налоговых выплат с учетом применения мероприятий по оптимизации налогового портфеля и налоговых льгот по конкретным налогам;

4. График повышения квалификации специалистов налоговой сферы;

5. Иные вопросы.

Заключительным этапом постановки налогового планирования на предприятии является организация работы по формированию, ведению и хранению базы данных планово-экономической информации, внесению изменений в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке налоговых данных.

Налоговое планирование предусматривает несколько уровней, каждый из которых требует определенных знаний и навыков:

  • уровень первый - выучить налоговые законы и научиться своевременно и правильно платить налоговые платежи. Для этого нужно знать только перечень всех налогов и сборов, их объекты налогообложения, ставки, источник и сроки уплаты. Вычислить базу налогообложения, умножить ее на ставку и отнести за счет соответствующего источника - это все, что нужно сделать, чтобы налог был начислен. При принятии решения относительно осуществления любой хозяйственной операции следует внимательно выучить законодательное поле и пользоваться только официальными нормативными документами;

  • уровень второй - научиться оптимально платить налоговые платежи (планировать соразмерность доходов и затрат в одном налоговом периоде, избегать дебиторской задолженности, то есть не платить лишнего), анализировать финансовое состояние предприятия;

  • уровень третий - научиться платить минимально, используя законные методы уменьшения налогового давления.

Таким образом, эффективность налогового планирования значительно повышается при условии правильной и целенаправленной организации, которая предусматривает формирование коллектива людей, которые будут заниматься этой работой, разработкой плана, целей и задач налогового планирования, а также разработкой и реализацией схем минимизации налоговых платежей.

Глава 2. Анализ особенностей налогового планирования организации малого бизнеса ООО «Константа-Фарм М»

2.1 Общая характеристика и анализ финансовой деятельности как объекта налогового планирования ООО «Константа-Фарм М»

ООО «Константа-Фарм М» зарегистрировано 24 июня 2006 г. Общество является юридическим лицом, имеет обособленное на не противоречащих закону основаниях, самостоятельный баланс, круглую печать со своим наименованием, штампы, бланки, товарный знак и другие реквизиты. Учредителем Общества является гражданин РФ.

Коммерческая организация ООО «Константа-Фарм М» осуществляет свою деятельность на основании Устава, Учредительного договора и таких документов: как свидетельство о государственной регистрации юридических лиц, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица и лицензии.

Уставный капитал Общества (далее – Уставной капитал) равен 8400 (Восемь тысяч четыреста) рублей. В Уставном капитале размер доли Участника равен 100%. Номинальная стоимость доли Участника составляет 8400 (Восемь тысяч четыреста) рублей.

Основными целями Общества являются развитие производственной и коммерческой деятельности Общества, а также получение прибыли, развитие современных рыночных отношений в России и удовлетворение социальных и экономических интересов Участника.

Общество осуществляет следующие виды деятельности:

-производство и оптовая торговля лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

-розничная торговля лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

-получение и хранение лекарственных средств и изделий медицинского назначения на фармацевтических складах (базах), комплектование заказов, отправка или отпуск их потребителям;

-производство изделий медицинского назначения;

-оптовой и розничной торговли материальными, сырьевыми и другими видами ресурсов, продукцией производственно-технического назначения, товарами народного сельхозпродуктами и сырьем, горюче-смазочными материалами и другими материально-техническими ценностями;

-внешнеэкономическая деятельность;

-организация обучения и переподготовки кадров по всем видам деятельности Общества;

-организация выставок, ярмарок, презентаций, бизнес семинаров, различных форм обучения в области менеджмента, маркетинга, новых экономических знаний;

Организационная структура предприятия ООО «Константа-Фарм М» – линейно – функциональная – основой этой структуры являются линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения, создаваемые на «ресурсной» основе: кадры, план, материалы, финансы и т.д.

Рис. 2. Организационная структура ООО «Константа-Фарм М»

Каждое подразделение находиться на определенном уровне иерархии. На каждом уровне существуют звенья управления, представленные производственными подразделениями. Производственные подразделения возглавляются руководителем, который определяет цели. В соответствии с целью, руководитель наделяется определенными полномочиями, закрепленные должностными инструкциями.

Стоимость основных средств погашается по средствам начисления амортизации и списания на затраты производства в течение всего срока их полезного использования. При начислении амортизации следует руководствоваться нормами амортизационных отчислений, которые установлены в процентах к балансовой стоимости основных средств.

Найдем среднегодовую стоимость основных фондов:

ОФср.= (С.н.*0.5 + поступило - выбыло + С.к.*0.5) / 2

ОФср. – среднегодовая стоимость основных фондов

С.н. – стоимость основных фондов на начало года

С.к. – стоимость основных фондов на конец года

Среднегодовая стоимость основных фондов в ООО «Константа-Фарм М» составила:

ОФср.= (4384*0.5 + 34 + 4418*0.5) / 2 = 2217.5 (тыс. руб.)

В ООО «Константа-Фарм М» нормативный срок службы основных фондов составляет 5 лет, норма амортизации – 20%.

Годовая сумма амортизационных отчислений (Аа) рассчитывается по формуле

Аа = (На * Офср.) / 100

В ООО «Константа-Фарм М» годовая сумма амортизационных отчислений составляет:

Аа = (20% * 2217.5) / 100% = 443.5 (тыс. руб.)

ООО «Константа-Фарм М» использует линейный способ начисления амортизации. Годовая сумма начисления амортизационных отчислений при линейном способе определяется, исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

Результатом лучшего использования основных фондов является, прежде всего, увеличение объема производства. Поэтому обобщающий показатель эффективности основных фондов должен строится на принципе соизмерения произведенной продукции со всей совокупностью примененных при ее производстве основных фондов. Это и будет показатель выпуска продукции (услуг), приходящийся на 1 рубль стоимости основных фондов – фондоотдача.

Фотд. = В / ОФср.

Фотд. – фондоотдача

В-выручка от реализованной продукции.

Фондоотдача в ООО «Константа-Фарм М» составляет

Фотд. = 19467 / 2217.5 = 8.78 (руб.) (в отчетном периоде)

Фотд. = 17389 / 2217.5 = 7.84 (руб.) (в предыдущем периоде)

Из расчетов видно, что в отчетном периоде фондоотдача увеличилась.

Фондоемкость продукции – величина, оборотная фондоотдаче. Она показывает долю стоимости основных фондов, приходящуюся на каждый рубль выпускаемой продукции (услуг).

Фем. = Офср. / В

Фондоемкость в ООО «Константа-Фарм М» составляет:

Фем. = 2217.5 / 19467 = 0.114 (руб.) (в отчетном периоде)

Фем. = 2217.5 / 17389 = 0.128 (руб.) (в предыдущем периоде)

В отчетном периоде фондоемкость уменьшается.

Если фондотдача должна иметь тенденцию к увеличению, то фондоемкость к снижению. Именно такую тенденцию мы просматриваем на примере ООО «Константа-Фарм М».

Использование основных фондов приводит к уменьшению потребностей в вводе новых производственных мощностей при изменении объема производства, а, следовательно, к лучшему использованию прибыли предприятия (увеличению доли отчислений от прибыли в фонд потребления и т.д.). Улучшение использования основных фондов означает также ускорение их оборачиваемости, что в значительной мере способствует решению проблемы сокращения разрыва в сроках физического и морального износа, ускорения темпов обновления основных фондов.

Оборотные средства и их использование

Для производства продукции предприятию необходимы предметы труда (сырье, материалы, топливо), которые представляют собой имущество необходимое для существования и деятельности предприятия по выпуску продукции и это имущество имеет ряд особенностей:

1. полностью потребляется в пределах одного производственного цикла

2. меняет свою вещественную форму в течение производственного цикла

3. возмещается при реализации продукцию

Экономической сущностью оборотного капитала, который используется для создания этого имущества состоит в авансированной финансировании ресурсов для создания этого имущества и восстановления его из выручки.

Структура оборотных средств зависит от сложности продукции, отраслевой особенности, величины предприятия.

На эффективность использования оборотных средств влияет скорость, с которой производственные запасы превращаются в выручку от реализации.

Оценка оборотных средств.

К показателям эффективности использования оборотных средств относят: коэффициент оборачиваемости и продолжительность одного оборота.

Рассчитаем коэффициент оборачиваемости:

Коб. = В/ОБср.

Коб. – коэффициент оборачиваемости

В-выручка

ОБср. – среднегодовая стоимость оборотных средств

В ООО «Константа-Фарм М» коэффициент оборачиваемости составляет:

Коб. = 19467 / 18779.5 = 1.04 (руб.) (за отчетный период)

Коб. = 17389 / 18779.5 = 0.93 (руб.) (предыдущий год)

Это значит, что за год работы каждый вложенный в оборотные средства рубль совершил 1.04 оборота. В отличие от предыдущего года коэффициент оборачиваемости увеличился. Увеличение числа оборотов ведет либо к росту выпуска продукции на 1 рубль оборотных средств, либо к тому, что на этот же объем продукции требуется затратить меньшую сумму оборотных средств.

Показатель средней продолжительности 1 оборота

Т = Д / Коб.

Д – число дней в периоде

В ООО «Константа-Фарм М» средняя продолжительность 1 оборота составляет:

Т = 360 / 1.04 = 346 (дней) (в отчетном периоде)

Т = 360 / 0.93 = 387 (дней) (предыдущий год)

Из расчетов видно, что в отчетном периоде средняя продолжительность 1 оборота стала меньше, чем в предыдущем году. Чем меньше продолжительность оборота оборотных средств, тем меньше требуется оборотных средств, и чем быстрее оборотные средства совершают кругооборот, тем эффективнее они используются.

В результате более эффективного использования оборотных средств коэффициент оборота должен расти, а продолжительность одного оборота сокращаться. Оборотные средства – это высоколиквидные активы (денежные средства, дебиторская задолжность), и среднеликвидные (производственные запасы, готовая продукция), которые могут быть использованы предприятием в случае отсутствия высоколиквидных денежных средств.

Нематериальные активы

К нематериальным активам относятся следующие внеоборотные активы:

  1. не имеющие материально-вещественной структуры;

  2. отделимые от другого имущества предприятия;

  3. используемые в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд предприятия;

  4. используемые в течение длительного периода времени (свыше 12 месяцев);

  5. способные приносить экономические выгоды в будущем.

Основные виды нематериальных активов:

-промышленная собственность – патенты на изобретения, селекционные достижения, и промышленные образцы; свидетельства на товарные знаки и знаки обслуживания;

-объекты авторского права и смежных прав – произведения науки, литературы, музыки, живописи и иных видов искусства, программы для ЭВМ, базы данных и топологии микросхем;

-информация, представляющая коммерческую тайну – ноу-хау – знания технического, финансового или административно-управленческого характера приносящие или способные приносить доход или иную пользу, результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не охраняемая патентами проектная, конструкторская и технологическая документация.

Оценка нематериальных активов.

В учете и отчетности нематериальные активы отражают по первоначальной и остаточной стоимости.

Расходы по созданию нематериальных активов и доведению их до состояния пригодного к использованию, складываются из начисленной соответствующим работником оплаты труда, отчислений из социальных нужд, материальных затрат и общехозяйственных расходов.

Нематериальные активы не используются длительное время и в течение этого времени их стоимость равномерно переносится на произведенную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги путем начисления по ним амортизации.

По объектам, по которым погашается их стоимость, амортизация начисляется одним из следующих способов:

– линейный способ – исходя из норм, начисленных организацией на основе срока их полезного использования;

– способ уменьшаемого остатка;

– способ списания стоимости пропорционального объему продукции (работ, услуг).

В организации ООО «Константа-Фарм М» применяется линейный способ начисления амортизации на нематериальные активы.

А = (1/ n) * 100%

n – срок полезного использования, лет

Срок полезного использования – это срок, в течение которого объект нематериальных активов приносит предприятию доход. Срок определяется организацией самостоятельно исходя из:

  1. срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству РФ;

  2. ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход)

  3. количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта

В случае, когда срок полезного использования определить не возможно, он признается равным: для целей бухгалтерского учета – 20 годам, для целей налогового учета – 10 годам (но не более срока деятельности организации).

Например: А = 1/20 * 100% = 5%

Начисление амортизации производится ежемесячно и начинается с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету, заканчивается с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости или списания объекта с учета.

Эффективность использования нематериальных активов определяется в виде ежегодного дохода от переоценки нематериальных активов и прибыли, которую можно получит от их выгодной реализации на рынке.

При анализе текущего финансового состояния предприятия используются также относительные показатели:

1. Коэффициент абсолютной ликвидности баланса показывает, какую часть краткосрочной задолженности организация может погасить в ближайшее время. Он равен: =

= 831/11249 = 0,074

= 801/15862 = 0,051

Значение коэффициента признается достаточным, если оно составляет от 0,2 до 0,5. Т.е., если предприятие в текущий момент может на 20% погасить все свои долги, то его платежеспособность считается нормальной.

На анализируемой фирме, на начало года коэффициент абсолютной ликвидности был гораздо ниже нормы, к концу года он уменьшился и составил 0,051, что не входит в нормативный диапазон. Это говорит о том, что на конец отчетного года предприятие не может покрыть имеющимся у него банковским активом большинство наиболее срочных обязательств и краткосрочные пассивы.

2. Коэффициент текущей ликвидности показывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам, можно погасить, мобилизуя все оборотные средства предприятия.

Данный показатель рассчитывается как отношение всех оборотных средств к величине срочных обязательств.

= 831+5664+12791/11249 = 1,7

= 801+7228+10183/15862 = 1,2

Удовлетворяет обычно значение больше или равно 2.

Таким образом, и на начало года и на конец значение коэффициента не удовлетворяло нормативу (1,7 и 1,2). Предприятие не в состоянии расплатиться по кредитам и займам мобилизуя все оборотные средства организации. Она считается неплатежеспособной.

3. Коэффициент критической оценки равен отношению ликвидных средств первых двух групп к общей сумме краткосрочных долгов предприятия. Он отражает ту часть краткосрочных обязательств, которая может быть погашена за счет наличных средств (в кассе, на расчетном счете, краткосрочные ценные бумаги), а также за счет поступлений по расчетам, т.е. он показывает платежеспособность предприятия на период, равный продолжительности одного оборота дебиторской задолженности. Допустимое значение данного показателя 0,8 – 1. Однако в случае, если большую долю ликвидных средств составляет дебиторская задолженность, часть которой трудно своевременно взыскать, требуется большее соотношение. Если в составе текущих активов значительную долю занимают денежные средства и их эквиваленты, то это соотношение может быть меньшим.

= 831+5664/11249 = 0,6

= 801+7228/15862 = 0,51

Из расчетов видно, что значение данного коэффициента к концу года снизилось, и находится на неудовлетворительном уровне.

Таблица 1

Анализ финансового состояния предприятия

Коэффициент

Начало года

Конец года

Допустимое значение

Кабс.л.

0,074

0,051

0,2–0,5

Кт.л.

1,7

1,2

2

Ккрит.

0,6

0,51

0,8–1

На предприятии наблюдается динамика уменьшения показателей ликвидности в совокупности, что свидетельствует о финансовой неустойчивости предприятия и низкой платежеспособности. Предприятие может осуществлять свою инвестиционную деятельность только за счет собственных средств.

Так же для получения дополнительной информации о финансовом состоянии предприятия можно провести классификацию с целью выявления типа финансовой устойчивости организации на основе использованных ею источников покрытия затрат.

2.2. Анализ показателей налогового планирования ООО «Константа-Фарм М»

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя до наступления очередного налогового периода. Для целей бухгалтерского учета учетная политика организации регламентируется Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 1/98, для целей налогового учета учетная политика организации регламентируется положениями НК РФ ч. II. В целях налогообложения в учетной политике должны быть сформулированы все аспекты организации налогового учета на основе глав 21 и 25 НК РФ ч. II.

Численность сотрудников ООО «Константа-Фарм М» согласно штатному расписанию составляет 26 человек. Предприятие считается малым, т. к. малыми считаются производственные организации, где численность работников не превышает 100 человек и выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышает 1 миллиона в квартал (без учета НДС).

Организация производит расчёт и оплату налогов: налог на имущество, налог на прибыль, НДС, ЕСН. Так же сдает отчёты в фонд социального страхования и региональное статистическое управление (форма №ПМ – регион) ежеквартально.

НДС– расчёт производится согласно книге покупок и книге продаж. В книге продаж отражаются счета фактуры по проданным товарам, выполненным работам и услугам. В книге покупок отражаются счета фактуры по полученным товарам, выполненным работам и услугам. К учету покупок принимаются те товары, работы, услуги, которые оплаченные и оприходованные. Разницы сумм НДС между продажей (исходящий НДС) и сумм покупок (входящий НДС) определяет сумму НДС, исчисленную к уплате (к уменьшению) в бюджет (из бюджета). Данные книги продаж и книги покупок отражаются в налоговой декларации по НДС ежеквартально, согласно которой производятся перечисления в бюджет.

Схематично расчет НДС можно представить следующим образом:

«Исходящий» НДС к уплате – «Входящий» НДС к вычету

= НДС к уплате в бюджет (возмещению из бюджета)

Налог на имущество определяется: средняя годовая стоимость имущества умноженная на 2,2%.

Средняя годовая стоимость имущества рассчитывается: сумма остаточной стоимости (балансовая стоимость минус амортизация) на каждую дату отчетного года (т.е. на 01.01.14, 01.02.14, …, 01.12.14, 01.01.15) и делённая на 13.

В налоговой декларации по авансовым платежам по налогу имущества организации отражается сумма авансовых платежей, определенная как ј часть налога.

Налог на прибыль в организации рассчитывается ежеквартально и предоставляется в ИФНС налоговой декларацией по налогу на прибыль организации (см. приложение). Для расчета налога на прибыль определяется доход от реализации товара (работ, услуг), в которые входят выручка от реализации услуг, оказанных за отчетный период и принятых к учету, выручка от реализации товаров. Так же определяются расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации.

При формировании расходов по обычным видам деятельности, должно быть, обеспечена их группировка по следующим элементам:

– материальные затраты;

– затраты на оплату труда;

– отчисления на социальные нужды;

– амортизация;

– прочие затраты.

К внереализационным расходам относятся: штрафы, пени, суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности и т.д.

Разница между доходами и расходами, и есть прибыль (убыток) организации. Данная сумма является налоговой базой для расчета налога на прибыль, который составляет 20% (2% – в федеральный бюджет; 18% – в бюджет субъекта РФ). Расчет налога предоставляется в налоговые органы не позднее 28 числа текущего месяца, следующего за отчетным периодом, а оплата производится в эти же сроки.

ЕСН, объектом обложения являются выплаты в виде вознаграждений по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Плательщики – все лица, как физические так и юридические, которые производят выплаты заработных плат физическим лицам. Налоговая ставка ЕСН в ООО «Константа-Фарм М» составляет 26%. Из них 20% в федеральный бюджет, 2.9% в фонд социального страхования РФ, 1.1% в фонд обязательного медицинского страхования, 2% в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Налог на доходы физических лиц. Объектом обложения является доход, полученный на территории РФ и за рубежом для резидентов. Плательщики – физические лица, как резиденты, так и нерезиденты, которые работают на территории РФ и за рубежом. Налоговая ставка составляет 13%.

Таблица 2.

Уплаченные налоги ООО «Константа-Фарм М» за 2014–2015 гг.

Наименование налога

Сумма налога, тыс. руб. за 2008 год

Сумма налога, тыс. руб. за 2009 год

ЕСН

160

183

НДС

132

163

Налог на прибыль

127

1

Итого налогов:

419

347

Рис. 3. Налоги, уплаченные ООО «Константа-Фарм М» за 2014–2015 гг.

По данным таблицы 5 и рис. 3 можно сделать вывод, что общая сумма налогов уменьшилась в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 18%. При этом это произошло за счет снижения налога на прибыль на 126%, т.е. можно сказать, что за 2015 год ухудшились финансовые показатели организации. В то же время остальные виды уплачиваемых налогов возросли, в т.ч НДС на 23%.

С этой точки зрения для оценки налогового бремени лучше использовать показатель интегральной полной ставки налогообложения (ПСН) добавленной стоимости как отношения суммы всех налогов и обязательных платежей, внесенных предприятием, его работниками и собственниками в госбюджет и государственные внебюджетные фонды, к величине добавленной стоимости при условии уплаты общих для всех предприятий налогов и реализации продукции на внутреннем рынке.

Упрощенная формула расчета такова:

Рассчитаем налоговое бремя для ООО «Константа-Фарм М» по формуле:

ПСН = (НП + НР + НС)* 100%/ДС,

Где ДС – добавленная стоимость;

НП – общая сумма налогов с предприятия, включая сборы, обязательные отчисления и другие изъятия в бюджет у внебюджетные фонды;

НР – налоги с работников (прежде всего, подоходный налог и взносы в пенсионный фонд);

НС – налоги с собственников или инвесторов (налог на прибыль от долевого участия или дивиденды).

Зарубежные исследования показывают, что если полная ставка налогообложения превышает 40% (так называемый порог Леффера), то инвестирование в производство становится невыгодным.

ПСН 2015 г. = (347+78234) * 100%/3706=21%

Из приведенных расчетов следует, что порог Леффера не превышает 40%, это значит, что инвестирование в производство может быть выгодным, при снижении налоговой нагрузки.

Таблица 3.

Расчет показателей за I квартал 2015 года

Показатель

Традиционная система налогообложения

Величина показателя

Величина налога

1

Величина наличной выручки (с НДС)

981667

 

2

НДС 18%

 

149746

3

Выручка без налогов руб.

831921

 

4

Стоимость материалов (без НДС) руб.

340678

 

5

НДС по материалам руб.

 

61322

6

Аренда без НДС

61017

 

7

НДС по аренде

 

10983

8

Услуги сторонних организаций (без НДС)

88983

 

9

НДС по услугам

 

16017

10

Заработная плата персонала руб.

176600

 

11

ФСС от НС и ПЗ 0,4%

 

46622

12

Итого Затрат, руб.:

(4+6+8+10+11)

713900

 

13

Доход (прибыль организации) руб. (3–12)

118021

 

14

Налог на прибыль 20%

 

23604

15

«Чистый доход» (прибыль организации) руб. (14–15)

94417

 

16

Итого налогов к уплате:

в т.ч. НДС

(2–5–7–9+11+14)

 

131650

61424

Источник: составлено автором

Подведя итог, еще раз отметим в ООО «Константа-Фарм М» при анализе финансовых показателей наблюдается кризисное финансовое состояние. Предприятие полностью зависит от заемных источников финансирования. Собственного капитала, краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов не хватает для финансирования материальных оборотных средств, т.е. пополнение запасов идет за счет средств, образующихся в результате замедления погашения кредиторской задолженности.

Это могло стать следствием того, что предприятие имеет непосильную налоговую нагрузку. При чистой прибыли 94417 рублей, налоги к уплате составили 131650 рублей (в т.ч. НДС 61424 руб. + ФСС 46622 руб. + Налог на прибыль 23604 руб.). С целью минимизации налоговой нагрузки, руководству предприятия можно порекомендовать перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН). Расчет налогов при УСН будет произведен.

2.3. Выбор оптимального режима налогообложения в целях налогового планирования ООО «Константа-Фарм М»

Процедура определения оптимального налогового режима экономического субъекта является достаточно сложным и ответственным этапом налогового менеджмента, от результатов которого зависит структура и динамика последующих финансовых потоков, связанных с осуществлением налоговых выплат. Поэтому возникает острая необходимость в использовании эффективных инструментов анализа и принятия управленческих решений по данному вопросу.

Рассмотрим порядок применения упрощенной системы налогообложения в анализе с общепринятым режимом (таб. 4)

Таблица 4.

Анализ налогообложения при общепринятом и упрощенном налоговом режиме

Вид налога

Налог на прибыль организации

Общепринятая система налогообложения

Предприятие, работающее в этом налоговом режиме, плательщиками налога на прибыль организаций. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций определяется главой 25 НК РФ. Статья 246 НК РФ.

Упрощенная система налогообложения

Предприятие, работающее в этом налоговом режиме, не уплачивают налог на прибыль организаций. При этом уплата налога на прибыль организаций заменяется уплатой единого налога. Порядок исчисления и уплаты единого налога определяется гл. 26.2 НК РФ. Но, организация в случаях, предусмотренных НК РФ, может выступать в качестве налогового агента по уплате налога на прибыль организаций. П. 2 ст. 346.11 НК РФ

Налог на добавленную стоимость

(НДС)

Предприятия, работающие в этом налоговом режиме, являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость определяется главой 21 НК РФ. Статья 143 НК РФ

Предприятия, работающие в этом налоговом режиме, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. При этом в случаях, предусмотренных НК РФ, организация может выступать в качестве налогового агента по уплате налога на добавленную стоимость. Пункт 2 статьи 346.11 НК РФ

Налог на имущество организаций

Предприятия, работающие в этом налоговом режиме, являются плательщиками налога на имущество организаций. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций определяется главой 30 НК РФ, а также актами регионального налогового законодательства. Статья 373 НК РФ

Предприятия, работающие в этом налоговом режиме, не уплачивают налог на имущество организаций. При этом уплата налога на имущество организаций заменяется уплатой единого налога. Порядок исчисления и уплаты единого налога определяется главой 26.2 НК РФ. Пункт 2 ст. 346.11 НК РФ

Единый налог

Предприятия, работающие в этом налоговом режиме, не являются плательщиками единого налога. Пункт 2 статьи 346.11 НК РФ

Предприятия, работающие в этом налоговом режиме, являются плательщиками единого налога. При этом уплата единого заменяет уплату налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога, НДС. Порядок исчисления и уплаты единого налога определяется главой 26.2 НК РФ. Пункт 2 ст. 346.11 НК РФ

Прочие налоги (например, налог на рекламу, транспортный налог, налог на землю и т.д.)

Предприятия, работающие в этом налоговом режиме, являются плательщиками всех прочих налогов в соответствии с федеральным, региональным и местным налоговым законодательством.

Предприятия, работающие в этом налоговом режиме, являются плательщиками всех прочих налогов в соответствии с федеральным, региональным и местным налоговым законодательством. Пункт 2 статьи 346.11 НК РФ

Обязанности налогового агента

Предприятия, работающие в этом налоговом режиме, выполняют обязанности налогового агента в соответствии с федеральным и региональным налоговым законодательством (налог на прибыль, НДС, НДФЛ). Статья 24 НК РФ

Предприятия, работающие в этом налоговом режиме, выполняют обязанности налогового агента в соответствии с федеральным и региональным налоговым законодательством – налог на прибыль, НДС, НДФЛ. Статья 24 НК РФ Пункт 5 статьи 346.11 НК РФ

Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации

Предприятия, работающие в этом налоговом режиме уплачивают страховые взносы в ПФ РФ Статья 14 закона от 15.12.2001 №167‑ФЗ

Предприятия, работающие в этом налоговом режиме уплачивают страховые взносы в ПФ РФ Статья 14 закона от 15.12.2001 №167‑ФЗ Пункт 2 статьи 346.11 НК РФ

Страховые взносы в ФСС РФ от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

(НС и ПС)

Предприятия, работающие в этом налоговом режиме, уплачивают страховые взносы в ФСС РФ от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Статья 4 закона от 24.07.1998 №125‑ФЗ

Предприятия, работающие в этом налоговом режиме, уплачивают страховые взносы в ФСС РФ от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Статья 4 закона от 24.07.1998 №125‑ФЗ Подпункт 7 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ

Выплата пособий по временной нетрудоспособности

Предприятия, работающие в этом налоговом режиме, уплачивают пособия по временной нетрудоспособности за счет средств ФСС РФ Пункт 2 статьи 243 НК РФ

Предприятия, работающие в этом налоговом режиме, уплачивают пособия по временной нетрудоспособности 1) либо за счет двух источников: средств ФСС РФ, собственных средств 2) либо только за счет ФСС РФ Статья 2 закона от 31.12.2002 №190‑ФЗ Подпункт 6 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ Пункт 3 статьи 346.21 НК РФ Статья 3 закона от 31.12.2002 №190‑ФЗ

Метод учета доходов и расходов

Предприятия, работающие в этом налоговом режиме, могут применять один из методов учета: 1) метод по начислению, 2) кассовый метод. Статьи 271, 272, 273 НК РФ

Предприятия, работающие в этом налоговом режиме, применяют кассовый метод учета доходов и расходов. Статья 346.17 НК РФ

Оптимизация налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта требует учета целого ряда факторов, к которым относятся следующие: степень влияния НДС на взаимоотношения фирмы с основными контрагентами, уровень рентабельности продаж, соотношение расходов и доходов предприятия, доля фонда оплаты труда в доходах, доля взносов в Пенсионный фонд РФ в доходах, величина выплат по временной нетрудоспособности. Каждый из указанных факторов может оказывать дифференцированное влияние на итоговый вектор, формирующий оптимальный выбор режима налогообложения предприятия.

На первом этапе использования предложенного алгоритма необходимо оценить существующий уровень налоговой нагрузки предприятия при общей системе налогообложения, а также провести предварительные расчеты, связанные с анализом налоговой нагрузки при переходе на специальный режим налогообложения. Если предварительные оценки свидетельствуют о том, что величина налоговых расходов меняется незначительно, то стоит сохранить существующую систему налогообложения.

В случае если налоговое бремя предприятия окажется значительно меньше при переходе на УСН, следует перейти ко второму этапу оптимизационных расчетов.

Чтобы выбрать оптимальный режим налогообложения, необходимо сравнить ожидаемую величину налоговых отчислений в рамках общего режима и упрощенной системы налогообложения недостаточно. Поэтому на втором этапе анализа нужно отследить влияние НДС на взаимоотношения контрагентов.

Доля добавленной стоимости в цене – важный критерий для решения вопроса, оставаться ли на общем режиме и продолжать уплачивать НДС или переходить на упрощенную систему налогообложения. Он имеет принципиальное значение, когда большую часть покупателей составляют организации, которые являются промежуточными потребителями – плательщиками НДС. Проведенные в работе расчеты доказали, что чем выше доля добавленной стоимости в цене, тем меньше финансовые потери в форме не принятого к возмещению НДС у фирмы, которая покупает товар у неплательщика НДС.

В таблице 12 показана налоговая нагрузка (НН) на малых предприятиях при упрощенной и общей системах налогообложения в зависимости от удельного веса добавленной стоимости (УДС) в доходе предприятия с учетом уплаченного НДС, входящего в стоимость купленных материалов при условии, что ставка НДС была равна 18%.

Таблица 5.

Распределение налоговой нагрузки на предприятиях малого бизнеса при разных системах налогообложения в зависимости от УДС

УДС от 0% до 100%

0%

25%

50%

75%

100%

При 6% от дохода

21%

17%

14%

10%

6%

При 15% от разности

14%

14%

14%

14%

14%

При общей системе

0%

11%

21%

32%

43%

Анализ влияния доли добавленной стоимости на уровень налоговой нагрузки предприятия при различных налоговых режимах позволяет сделать вывод о том, что малым предприятиям с большой долей сырья применять упрощенную систему налогообложения не выгодно. Возможно, именно это обстоятельство, а также потеря конкурентоспособности при поставке продукции предприятиям-плательщикам НДС являются основными причинами небольшого удельного веса промышленных предприятий в малом бизнесе.

На третьем этапе оптимизационных вычислений, при условии, что на предыдущих этапах было принято решение о переходе на упрощенную систему налогообложения, предлагается выбрать объект налогообложения. В отдельных случаях выбор объекта налогообложения становится достаточно сложной задачей. Для ее решения необходимо сравнить налоговые расходы, которые будет нести налогоплательщик при применении разных объектов.

Один из способов разрешения данной ситуации – это провести расчет доли единого налога в доходах. Тот вариант, при котором она окажется меньше (т.е. меньшая часть дохода изымается в виде налога) и будет предпочтительнее. Доля единого налога для объекта «Доходы минус расходы» определяется исходя из предполагаемого уровня рентабельности.

Было рассмотрено соответствие между различными уровнями рентабельности и долями единого налога в доходах при выборе объекта налогообложения «Доходы за вычетом расходов». Очевидно, что при рентабельности выше 40% выгоднее выбрать объект «Доходы». Причем независимо от величины ФОТ и выплаты пособий по временной нетрудоспособности.

В связи с этим, на четвертом этапе необходимо принять окончательное решение по поводу выбора системы и объекта налогообложения.

Таблица 6.

Сравнительный анализ в отношении каждого объекта налогообложения

Объект налогообложения – доходы

Объект налогообложения – доходы минус расходы

Налоговая ставка

6%

15%

Налоговая база

Сумма доходов

Сумма доходов, уменьшенная на величину расходов

Налоговый учет

 

В Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения,утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2006 №167н, заполняются не все разделы. В частности, не нужно заполнять: - графу 5 «Расходы, учитываемые приисчислении налоговой базы» разд. I «Доходы и расходы»; - разд. II «Расчет расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств и наприобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемых при исчисленииналоговой базы по налогу за отчетный (налоговый) период»

В Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2006 №167н, заполняются всеразделы

Таблица 7.

Расчет показателей за I квартал 2015 года при упрощенной системе налогообложения (доходы 6%)

Показатель

Упрощенная система налогообложения (доходы 6%)

Величина показателя

Величина налога

1

Величина наличной выручки

981667

 

2

НДС 18%

 

-

3

Выручка без налогов руб.

-

 

4

Стоимость материалов (без НДС) руб.

340678

 

5

НДС по материалам руб.

 

61322

6

Аренда без НДС

61017

 

7

НДС по аренде

 

10983

8

Услуги сторонних организаций (без НДС)

88983

 

9

НДС по услугам

 

16017

10

Заработная плата персонала руб.

176600

 

11

Страховые взносы в ПФ РФ 14%,

ФСС от НС и ПЗ 0,4%

 

24724

706

12

Итого Затрат, руб.: (4+5+6+7+8+9+10+11)

781030

 

13

Доход (прибыль организации) руб. (3–12)

200737

 

14

Налог по УСН 6% ((1*6%) – (11 ПФ14%)

 

34176

15

«Чистый доход» (прибыль организации) руб.

166461

 

16

Итого налогов к уплате:

 

59606

Источник: рассчитано автором

Таблица 8.

Расчет показателей за I квартал 2015 года при упрощенной системе налогообложения (доходы, уменьшенные на величину расходов 15%)

Показатель

Упрощенная система налогообложения (доходы-расходы 15%)

Величина показателя

Величина налога

1

Величина наличной выручки

981667

 

2

НДС 18%

 

-

3

Выручка без налогов руб.

-

 

4

Стоимость материалов (без НДС) руб.

340678

 

5

НДС по материалам руб.

 

61322

6

Аренда без НДС

61017

 

7

НДС по аренде

 

10983

8

Услуги сторонних организаций (без НДС)

88983

 

9

НДС по услугам

 

16017

10

Заработная плата персонала руб.

176600

 

11

Страховые взносы в ПФ РФ 14%,

ФСС от НС и ПЗ 0,4%

 

24724

706

12

Итого Затрат, руб.:

(4+5+6+7+8+9+10+11)

781030

 

13

Доход (прибыль организации) руб. (3–12)

200737

 

14

Налог по УСН 15% (13*15%)

 

30096

15

«Чистый доход» (прибыль организации) руб. (14–15)

170541

 

16

Итого налогов к уплате:

 

55526

Таблица 9.

Сравнительная таблица систем налогообложения для организации

Показатель

Традиционная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения 6%

Упрощенная система налогообложения 15%

Величина показателя

Величина налога

Величина показателя

Величина налога

Величина показателя

Величина налога

Величина наличной выручки (с НДС)

981667

 

981667

 

981667

 

НДС 18%

 

149746

 

-

 

-

Выручка без налогов, руб.

831921

 

-

 

-

 

Стоимость материалов (без НДС), руб.

340678

 

340678

 

340678

 

НДС по материалам, руб.

 

61322

 

61322

 

61322

Аренда без НДС

61017

 

61017

 

61017

 

НДС по аренде

 

10983

 

10983

 

10983

Услуги сторонних организаций (без НДС)

88983

 

88983

 

88983

 

НДС по услугам

 

16017

 

16017

 

16017

Заработная плата персонала руб.

176600

 

176600

 

176600

 

ЕСН 26%, ПФ 14%,

ФСС 0,4%

 

46622

 

24724

706

 

24724

706

Итого Затрат руб.

713900

 

781030

 

781030

 

Доход (прибыль организации) руб.

118021

 

200737

 

200737

 

Налог на прибыль 20%., УСН 6%, 15%

 

23604

 

34176

 

30096

«Чистый доход» (прибыль организации) руб.

94417

 

166461

 

170541

 

Итого налогов

 

131650

 

59606

 

55526

Т.к. основной вид деятельности организации производство и оптовая продажа лекарственных препаратов, она не может применять единый налог на вмененный доход (ЕНВД), поэтому в расчетах он рассмотрен не был.

Рисунок 3. Соотношение сумм налогов при изменении режима налогообложения

Как показало проведенное исследование, ООО «Константа-Фарм М» выбрала не экономичный режим налогообложения.

1. При применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, предприятие заплатило бы в 2,2 раза меньше налогов, чем при применении общего режима налогообложения.

2. При применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, предприятие заплатило бы в 2,37 раза меньше налогов, чем при применении общего режима налогообложения.

Из приведенных расчетов видно, что ООО «Константа-Фарм М» выгодней применять упрощенную систему налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов 15%.

Заключение

Проведенное исследование убедило нас в многоаспектности темы курсовой работы. Налоговое планирование – это выбор “оптимального” сочетания риска от внедрения и стоимости различных форм осуществления деятельности и способов размещения активов (управления пассивами), направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налогов.

Налоговое планирование – это непрерывный процесс, который можно охарактеризовать 5 последовательными этапами:

1. прежде всего анализ существующего порядка налогообложения (построение налоговой модели предприятия),

2. последовательное применение в расчетах того или иного инструмента налогового планирования,

3. сравнительный анализ эффективности выбранных вариантов оптимизации налогообложения (модернизация налоговой модели),

4. внедрение наиболее эффективных инструментов на предприятии,

5. сопровождение и адаптирование реализованной схемы.

Налоговое планирование является одной из составляющих частей процесса финансового планирования.

Курсовая работа выполнена на материалах ООО «Константа-Фарм М», предприятие осуществляет фармацевтическую деятельность, занимается производством и торговлей лекарственных средств. Из проведенного анализа финансовых показателей предприятия видно кризисное финансовое состояние. Организация полностью зависит от заемных источников финансирования, собственного капитала, краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов не хватает для финансирования материальных оборотных средств. Одной из причин такого положения дел могло стать следствие непосильной налоговой нагрузки. При чистой прибыли 94417 рублей, налоги к уплате составили 131650 рублей (в т.ч. НДС 61424 руб. + ФСС 46622 руб. + Налог на прибыль 23604 руб.).

Как показало проведенное исследование, ООО «Константа-Фарм М» выбрала не экономичный режим налогообложения.

1. При применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, предприятие заплатило бы в 2,2 раза меньше налогов, чем при применении общего режима налогообложения.

2. При применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, предприятие заплатило бы в 2,37 раза меньше налогов, чем при применении общего режима налогообложения.

Из приведенных расчетов видно, что ООО «Константа-Фарм М» выгодней применять упрощенную систему налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов 15%.

Список литературы:
  1.  
    1.  
      1.  
        1.  
          1.  
            1.  
              1. Налоговый кодекс РФ (часть первая) №146-ФЗ от 9.07.1998 г. (ред. от 26.11.2008, с изм. от 17.03.2008). // СПС КонсультантПлюс.

  2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) №117-ФЗ от 5.08.2000 г. (ред. от 28.04.2007). // СПС КонсультантПлюс.

  3. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 г. №88-ФЗ. (ред. от 02.02.2007). // СПС КонсультантПлюс.

  4. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» 24 июля 2008 года №209-ФЗ. // СПС КонсультантПлюс.

  5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г. // СПС КонсультантПлюс.

  6. Андреев И.М. Упрощенная система налогообложения // Российский налоговый курьер. – 2012. – №1.-С.55-58

  7. Атубо О.А. Упрощенная система налогообложения: изменения в законодательстве // Аудиторские ведомости. – 2014. – №3.-С.54-57

  8. Брызгалин А.В. Налоги. Люди. Время… или Этот безграничный Мир Налогов. – М.: Эксмо, 2009.-352с.

  9. Горина Г.А. Упрощенная система налогообложения: методологический аспект // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. – 2015. – №5.-С.14-17

  10. Давыдова Л.А., Будовская Л.В. Эволюция системы налогообложения в России // Финансы и кредит. – 2015. – №9.-С.12-15

  11. Ендовицкий Д.А., Рахматулин Р.Р. Бухгалтерский и налоговый учет на малом предприятии. М.: КНОРУС, 2012.-254с.

  12. Злобина Л.А., Стажкова М.М. Оптимизация налогообложения экономического субъекта // Налоги. – 2014. – №1.-С.57-61

  13. Зубкова А. Выгодно ли быть «упрощенцем»? // Практическая бухгалтерия. – 2015. – №3.-С.47-51

  14. Карягин А.Э. Методические подходы к оценке налоговой нагрузки предприятия /А.Э. Карягин // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Экономика. – 2014. – №2 (15).-С.2-8

  15. Карабан Л.А., Осипов А.В. Рациональный выбор системы налогообложения. Вестник Брянского государственного технического университета. – 2014. – №1 (13).-С.52-54

  16. Касьянова Г.Ю. Упрощенная система налогообложения: новая форма Книги учета доходов и расходов. – М.: АБАК, 2014.-189с.

  17. Касьянов А.В. Все о малом предпринимательстве: полное практическое руководство. – М.: РОСБУХ, 2013.-С. 17-19

  18. Кислов Д.В. Все о малом предпринимательстве – М.: Гроссмедиа, 2012.-254с.

  1. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л., Малое предпринимательство: Учебник. – М.: ИНФРА‑М, 2014.-321с.

  1. Молчанов С.С. Налоги за 14 дней. Экспресс-курс, 5-е изд., переработанное и дополненное. М: Эксмо, 2015.-298с.

  2. Налоговое консультирование. Учебное пособие./ Под ред. Балакин В.В., Кирина Л.С., Черник Д.Г. – М.: Экономика, 2014.-258с.

  3. Овсянников М.В. Сравнительный анализ систем налогообложения предприятий различных организационно-правовых форм // Финансовый механизм экономического роста России: Сб. науч. тр.: Вып. 3 / Под ред. канд. экон. наук, профессора В.В. Степаненко. – Саратов: СГСЭУ, 2015.-365с.

  4. Оптимизация и минимизация налогообложения: Готовые способы экономии. / Под ред. Суслова Ю.А., Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Вершина, 2014.-547с.

  5. Петрова Т.Т. Упрощенная система налогообложения // Консультант бухгалтера. – 2015. – №3.-С.45-49

  6. Сафронова Н.А., Экономика организации (предприятия). Издание 2 – М.: Магистр, 2014.-332с.

  7. Соколова А.В. Специальные налоговые режимы. – М.: Издательство: Эксмо, 2015.-254с.

  8. Толмачев И.А. Справочник по специальным налоговым режимам. – М.: ГроссМедиа, 2014.-188с.

  9. Финансы предприятий / Под ред. Мазурина Т.Ю., Лапуста М.Г. – М.:

  10. Альфа-Пресс, 2014.-147с.

  11. Черник Д.Г. Налоги: практика налогообложения. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.-347с.

Просмотров работы: 597